Дипломная работа: Влияние лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического Вуза.

Заказ 366

Цена полной версии: 3500 рублей

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….. 4

Глава I. Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме успеваемости…………………………………………………………………………………………. 8

1.1 Определение понятия успеваемости………………………………………………… 8

1.2 Факторы, влияющие на успеваемость……………………………………………. 13

1.3 Взаимосвязь лидерских качеств и успеваемости……………………………… 23

1.4 Выводы по главе………………………………………………………………………….. 30

Глава II. Теоретический анализ, понятие «лидерские качества» в научной литературе…………………………………………………………………………………………………………… 33

2.1. Понятие лидерства и лидерских качеств……………………………………….. 33

2.2. Структура и виды лидерских качеств…………………………………………… 44

2.3. Краткие выводы по главе II…………………………………………………………. 50

Глава III. Эмпирическое исследование влияния лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического вуза…………………………………………………………….. 52

3.1 Организация психодиагностического исследования по определению лидерских качеств……………………………………………………………………………………………… 52

3.2 Изучение успеваемости студентов педагогического вуза…………………. 54

3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования……………………….. 57

Заключение………………………………………………………………………………………….. 65

Список использованной литературы……………………………………………………… 68

Приложение………………………………………………………………………………………… 72

Приложение 1. Тест Р.С. Немова «Лидер»…………………………………………… 72

Приложение 2. Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)……………………………………………………. 78

Приложение 3. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между показателями успеваемости студентов педагогического ВУЗа и результатами диагностики их лидерских способностей…………………………………………….. 82

Приложение 4. Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между показателями успеваемости студентов педагогического ВУЗа и результатами диагностики их коммуникативных и организаторских способностей…….. 83

Приложение 5. Расчет коэффициента ранговой корреляции Пирсона между показателями успеваемости студентов педагогического ВУЗа и результатами диагностики их лидерских способностей…………………………………………….. 84

Приложение 6. Расчет коэффициента ранговой корреляции Пирсона между показателями успеваемости студентов педагогического ВУЗа и результатами диагностики их коммуникативных и организаторских способностей…….. 87

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что в России в настоящее время идет активный процесс изменений во всех сферах жизни общества. Он динамичен и противоречив. Сложны и многообразны политические, экономические, идеологические, социально-психологические преобразования, связанные со становлением рыночных отношений. Процесс перемен затрагивает и сферу образования.

Целью современного высшего образования является обеспечение подготовки квалифицированных, конкурентоспособных кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда.

В современных общественно-экономических условиях главной задачей педагогических ВУЗов становится научить будущего специалиста учиться, ориентироваться в потоке постоянно меняющейся информации, научить его мыслить самостоятельно, критически и творчески. Управление коллективом будущим педагогом предполагает наличие творческого подхода, знаний в области человеческого поведения, форм общения и психологических особенностей личности. В рамках данной задачи особенно остро стоит проблема развития лидерства студентов педагогических ВУЗов.

В реальной практике единственным критерием качества подготовки студентов является успеваемость, которая позволяет определить лишь уровень знаний и умений по различным учебным дисциплинам.

В то же время, на успеваемость влияет множество факторов, равно как и сама успеваемость оказывает влияние на развитие уверенности в себе, а также других качеств, необходимых современному специалисту – стремление продолжать обучение и самосовершенствование и т.д.

В трудах В.В. Бовичева, Н.И.Бирюкова, Е.В. Кудряшовой описывается проблема лидерства, работы Э. Богардуса, Э.Б. Вороновой, А.Г. Ковалева посвящены особенностям личностной стороны лидерства Лидерство в образовании описываются такими учеными как Д. Сиск и Х. Россели, У. Беннис, М. Ломбардо, В.Ф. Ануфриева, Н.Ф. Маслова, и др. Однако в научной литературе и практике отсутствуют исследования, посвященные влиянию лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического вуза.

Исходя из факторов актуальности данного исследования, рационально сформулировать его объект, предмет и цель.

Объект исследования – личность студента педагогического вуза.

Предмет исследования — влияние лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического вуза.

Цель исследования выпускной квалификационной работы — выявить теоретические и практические аспекты влияния лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического вуза.

Исходя из данной цели, требуется решить следующие задачи:

  1. Провести теоретический анализ успеваемости и проанализировать аспекты влияния лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического вуза.
  2. Подобрать психодиагностические методики позволяющие изучить лидерские качества студентов педагогического вуза, провести их, с помощью методов математической обработки данных определить влияние лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического вуза.
  3. Провести эмпирическое исследование влияния лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического вуза.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что успеваемость студентов зависит от лидерских качеств, чем выше показатель сформированности лидерских качеств, тем выше успеваемость и наоборот.

Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ и синтез литературы по теме исследования, изучение и обобщение отечественной и зарубежной практики, наблюдение, тестирование, методы статистической обработки данных — коэффициент ранговой корреляции Спирмена и коэффициент корреляции Пирсона.

Практическая значимость обусловлена возможностью использования авторских рекомендаций повышения успеваемости студентов педагогического вуза на основе развития лидерских качеств в деятельности реальных образовательных организаций.

Новизна данного исследования состоит в выявления влияния лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического вуза.

Структура работы: Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении определены основные параметры исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза и содержится актуальность исследования.

В первой теоритической главе описывается понятие лидерства, излагается определение и структура лидерских качеств.

Во второй теоритической главе представлена психолого-педагогическая характеристика студенческого возраста, изложены факторы формирования лидерских качеств у студентов, описаны основные особенности влияния лидерских качеств на успеваемость студентов.

В практической главе описаны результаты эмпирического исследования и представлены результаты эмпирического исследования влияния лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического вуза.

В заключении даются основные выводы по результатам проведенного исследования.

Список литературы состоит из __ источников. Общее количество страниц без приложений __. В тексте курсовой работы содержится __ графиков, __ рисунков, __ таблиц.

Работа проводилась в два этапа: теоритический и практический.

Эксперимент проводился в один этап – констатирующий, в рамках которого были изучены лидерские и организаторские качества студентов педагогического ВУЗ с целью установления влияния лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического вуза.

Глава I. Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы по проблеме успеваемости

1.1 Определение понятия успеваемости

 

Понятие успеваемость разрабатывалась в работах таких ученых как: Г.Д.Кириллова, Е.И. Казакова, С.Д.Поляков, В.В.Сериков, Н.Е.Щуркова, Ю.К.Бабанский, В.В.Давыдов, Г.Д.Кириллова, В.В.Краевский, И.Я.Лернер, Г.И.Щукина и др..

На сегодняшний момент при оценке профессионально-психологических качеств студентов, учитываются не только знания и умения, но и профессиональные качества личности, черты характера, способность к самостоятельной и творческой деятельности. Это обусловливает то, что образовательный процесс в вузе должен быть направлен не только на развитие познавательной сферы студентов, но и развивать их активность, самостоятельность, способствовать овладению способам самообразования.

Кочергина Е. В., Най Дж. В. К., Орел Е. А. утверждают, что успеваемость – это степень усвоения объема знаний, навыков, умений, установленных учебной программой, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности. Успеваемость находит свое выражение в оценочных баллах[1].

……………………….

………………………

………………………

Мотивационные, личностные, смысловые, поведенческие предикторы как основа академической успеваемости исследовались в коллективом авторов (Т. О. Гордеева, Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин), который установил, что на основе выявленных ими взаимосвязей возможно предсказывать академические достижения студентов. Они доказали, что высокие баллы ЕГЭ вносят весомый вклад в успешность обучения, при этом они соотносятся с выраженностью таких качеств, как настойчивость, упорство, концентрация на выполняемой деятельности и внешняя мотивация достижения. Большее ощущение важности и осмысленности учебного процесса, целеустремленность, сосредоточенность интересов, самоконтроль наряду с высокими и стабильными показателями успеваемости свойственны студентам — победителям олимпиад[1].

При этом психологические портреты успевающих студентов в России отличаются от их зарубежных сверстников. Например, Е.В. Кочергина показала, что интроверсия, согласие, нейротизм и открытость опыту являются значимыми предикторами академических достижений студентов российского вуза. Но эти результаты лишь частично подтверждаются результатами аналогичных исследований, проведённых в Западной Европе и Америке. Авторы объясняют это несоответствие требованиями университетской среды к личностным особенностям студентов[2].

………………………..

………………………..

………………………..

 

1.4 Выводы по главе

Таким образом, в данной главе рассмотрены основные особенности академической успеваемости студентов, которая рассматривается, как итоговый показатель, характеризующий многогранную деятельность высшего учебного заведения по подготовке специалистов, отвечающих требованиям государственных образовательных стандартов и конкурентоспособные на рынке труда.

Факторы, влияющие на уровень учебных достижений, было предложено свести к социологическим, психологическим и педагогическим. При этом некоторые ученые подчеркивают, что фактор качества преподавания влияет больше на студентов с низкой успеваемостью, учебные достижения сильных студентов обусловлены больше психологическими факторами.

………………………

……………………..

……………………….

Глава II. Теоретический анализ, понятие «лидерские качества» в научной литературе

2.1. Понятие лидерства и лидерских качеств

 

Проблема лидерства в коллективе всегда имела высокую актуальность. Сейчас, ученые, занимавшиеся ее изучением, указывают, что не во всех случаях лидерство является достаточным для эффективного руководства подчиненными, особенно в сложных ситуациях, которые выдвигают дополнительные требования к профессиональным личностным качествам лидера.

Для любой деятельности характерны личная ответственность каждого субъекта деятельности за выполнение своих функциональных обязанностей, высокая степень интеллектуализации, роли умственного труда, высокие требования к личностным и психологическим характеристикам работников, особенно руководящего звена. От лидера требуются не только глубокие профессиональные знания в определенной сфере, но и высокий уровень зрелости и моральной стойкости, инициативы и творчества как высшего уровня развития способности к самостоятельным, ответственным, инициативным, автономным действиям.

…………………………

………………………..

………………………..

 

3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования

 

Результаты применения теста Р.С. Немова «Лидер» показаны в таблице 3.2. При этом средние баллы каждого студента по данной методике были распределена на следующие уровни:

— Низкий (от 0 до 25 баллов);

— Средний (от 26 до 35 баллов);

— Высокий (от 36 до 40 баллов).

……………………….

………………………

………………………

Заключение

Для достижения цели дипломной работы были решены следующие задачи:

  1. Проведен теоретический анализ успеваемости и проанализированы аспекты влияния лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического вуза.

Решение данной задачи позволило сформулировать следующие выводы:

Успеваемость студентов — это итоговый показатель, характеризующий многогранную деятельность высшего учебного заведения по подготовке специалистов, отвечающих требованиям государственных образовательных стандартов и конкурентоспособные на рынке труда.

Факторы, влияющие на уровень учебных достижений, было предложено свести к социологическим, психологическим и педагогическим. При этом некоторые ученые подчеркивают, что фактор качества преподавания влияет больше на студентов с низкой успеваемостью, учебные достижения сильных студентов обусловлены больше психологическими факторами.

Важнейшей миссией процесса стратегического развития вуза на сегодняшний день является формирование компетентного специалиста, обладающего не только ярко выраженной гражданской позицией и профессиональной компетентностью, но и определенным набором лидерских качеств. Психологический портрет такой личности будет состоять из таких элементов, как высокая адаптивность, мобильность, конкурентоспособность, стабильность и устойчивость нервной системы, лабильность, гибкость в общении, хорошая переключаемость, коммуникабельность и целеустремлённость.

…………………………

……………………….

………………………

1) Коммуникативно-организационный компонент: коммуникабельность, убедительность, тактичность, дипломатичность, эмпатийность, гибкость, развитые вещательные способности, организационные способности

2) Эмоционально-волевой компонент: целеустремленность, настойчивость, решительность, уверенность в себе, требовательность, самообладание, стрессоустойчивость

3) Мотивационный компонент: мотивация к лидерству, мотивация к успеху.

4) Мыслительный компонент: скорость мышления, логичность, креативность, проницательность, способность к прогнозированию, способность к обобщению, критичность, благоразумие.

5) Личностный компонент: активность, инициативность, обязательность, надежность, ответственность, чувство юмора, оптимистичность, честность, патриотизм, стремление к самосовершенствованию.

  1. Подобраны психодиагностические методики позволяющие изучить лидерские качества студентов педагогического вуза.

Решение данной задачи позволило сформулировать следующие выводы:

Для проведения исследования были выбраны следующие методики:

— Тест Р.С. Немова «Лидер».

— Тест «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС)

Для изучения успеваемости студентов педагогического вуза была применена методика расчета рейтингового балла студентов.

  1. Реализовано эмпирическое исследование влияния лидерских качеств на успеваемость студентов педагогического вуза.

Решение данной задачи позволило сформулировать следующие выводы:

………………………..

………………………..

………………………..

Можно утверждать, с точки зрения наличия статистически слабой обратной корреляционной связи Пирсона, что у студентов педагогического ВУЗа с высокой успеваемостью наблюдаются низкие лидерские способности.

Рационально также отметить, что с точки зрения наличия статистически слабой обратной корреляционной связи, о том, что у студентов педагогического ВУЗа с высокой успеваемостью наблюдаются низкий уровень коммуникативных и организаторских способностей.

Список использованной литературы

  1. Бурлачук Л.Ф., Блейхер В.М. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — К.: Наука, 2008. — 440 с.
  2. Голубева Э.А., Изюмова С.А., Кабардова М.К. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения // Вопросы психологии. — 2011. — № 2. — С. 43-48
  3. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2011. — С. 642-667
  4. Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность // Психологический журнал. — 2010. — Т. 15. — № 4. — С.83-93.
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей — СПб.: Питер, 2009. — 368 с.
  6. Дрыгина И.В. Важность лидерских качеств менеджера для его профессиональной деятельности // Менеджмент. — М., 2000. — С. 15-22
  7. Дубинина М.Г. Развитие психометрического интеллекта у студентов технического вуза. — Ярославль: ЯГПУ, 2010. — 24 с.
  8. Евтихов О.В. Сравнительный анализ лидерских качеств руководителей разных управленческих уровней промышленного предприятия // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2010. — № 1. – С.114-121
  9. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. — СПб.: Речь, 2007. — 238 с.
  10. Ершов А.А. Лидер и авторитет группы / А. А. Ершов // Ученические записки. – Ленингр. Ун-та. – Вып. 4. – 2014. – С. 260.
  11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: Логос, 2012. — 384 с.
  12. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2012. — 230 с.
  13. Кабардов М.К., Матова М.А. Межполушарная асимметрия, вербальный и невербальный компоненты познавательных способностей // Вопросы психологии. — 2011. -№ 6. -С. 106-115
  14. Кобера А.В. Организационно-психологические детерминанты лидерства в органах внутренних дел Украины: автореф. дис… канд. психол. наук: 19.00.06. — Киевский национальный ун-т внутр. дел. — К., 2008. — 16 с.
  15. Ковязина М.С, Хохлов Н.А. Латеральные признаки, структурно-уровневые характеристики интеллекта и математические способности // Асимметрия. — 2013. — Том 7. — № 3. — С. 32-52
  16. Корнилова Т. В., Новикова М. А. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными свойствами и академической успевае-мостью // Психологические исследования. — 2012. — Т. 5. — № 23. URL: (http:// psystudy.ru/index.php/num/2012v5n23/686-novikova23.html#e3
  17. Кочергина Е. В., Най Дж. В. К., Орел Е. А. Факторы «Большой пятерки» как психологические предикторы академической успеваемости студентов вузов // Психологические исследования. — 2013. — Т. 6. — № 27. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2013v6n27/776-kochergina27.html
  18. Кудряшова Е.В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной общественно-политической мысли / Е.В.Кудряшова. — Архангельск: Изд-во ПТУ, 2011. — 254 с.
  • Маковский О.К. Формирование лидерских качеств будущих офицеров: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 20.02.02 / Национальная академия Государственной Пограничной службы Украины им. Богдана Хмельницкого. — Хмельницкий, 2012. — 18 с.
  1. Мараховская Н.В. Педагогические условия формирования лидерских качеств будущих учителей в процессе обучения дисциплинам гуманитарного цикла: автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.04 / Харк. нац. пед. ун-т им. Г.С.Сковороды. — Харьков, 2009. — 22 с.
  2. Митлош А.В. Психологический анализ лидерской одаренности членов молодежных общественных организаций: автореф. дисс… канд. психол. наук: 19.00.01 / Ин-т психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины. — К., 2007. — 20 с.
  3. Официальный сайт Российского союза ректоров. — URL: http://www.rsr-online.ru/research_2014.php
  4. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектив. – М.: Наука, 2011. – 192 с.
  5. Педагогика и психология высшей школы / Буланова-Топоркова М.В. и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 176 с.
  6. Полещук Т.С. Профиль функциональной асимметрии мозга и адаптация студентов к учебному процессу: автореф. дис. … канд. мед. наук. — Владивосток: ВГМУ, 2011. -24 с.
  7. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 2013. – 440 с.
  8. Рожков М.И. Теория и практика развития самоуправления в ученических коллективах. М.: Наука, 2010. – 144 с.
  9. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 2013. Т. 1. – 608 с.
  • Сельченок К.В. Психология лидерства. – М.: Наука, 2014. – 364 с.
  1. Семченко Н.О. Педагогические условия формирования лидерских качеств будущих учителей во внеаудиторной деятельности: автореф. дисс… канд. пед. наук: 13.00.04 / Харк. нац. пед. ун-т им. Г.С.Сковороды. — Харьков, 2005. — 20 с.
  2. Скибицкая Л.И. Лидерство и стиль работы руководителя. – К.: Центр учебной литературы, 2009. – 192 с.
  3. Теории личности в западно-европейской и американской психологии: хрестоматия / ред. Д.Я. Райгородский. – Самара: Бахрах, 2011. – 480 с.
  4. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. – М.: Педагогика, 2010. – 160 с.
  5. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. – М.: Педагогика, 2010. – 160 с.
  6. Урбанович А.А. Психология управления. – Мн.: Харвест, 2005. – 640 с.
  7. Философский энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 2012. – 815 с.
  8. Чораян О.Г. Естественный интеллект (физиологические, психологические и кибернетические аспекты) / под ред. Г. А. Кураева. — Ростов н/Д: УНИИ валеологии РГУ, 2012. — 112 с.
  9. Ягодникова В.В. Формирование лидерских качеств старшеклассников в личностно-ориентированном воспитательном процессе общеобразовательной школы: автореф. дисс. … канд. пед. наук: 13.00.07 / Восточноукраинский национальный ун-т им. В.Даля. — Луганск, 2006. — 21 с.
  • Якунин В.А. Педагогическая психология. — СПб.: Полиус, 2012. — 639 с.