Дипломная работа: Гражданско-правовое положение религиозных организаций

Заказ 332

Цена полной версии дипломной работы: 3500 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА………………………………..6

  • 1 Понятие и сущность религиозной организации………………………6
  • 2 Функциональные признаки религиозной организации…………….14
  • 3 Правовое положение религиозных организаций в системе некоммерческих организаций…………………………………………………..21

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ………………………31

  • 1 Судебная практика по гражданско-правовым искам к религиозным организациям…………………………………………………………………….31
  • 2 Проблемы передачи имущества религиозного назначения религиозным организациям……………………………………………………..40
  • 3 Принудительная ликвидация религиозных организаций…………..50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………69

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………73

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования гражданско-правового положения религиозных организаций определяется социально-политической важностью процесса улучшения государственно-конфессиональных отношений на территории России, необходимостью развития этих отношений на прочной юридической основе, обеспечивающей как реализацию гражданами своих конституционных прав исповедовать любую религию и объединяться для удовлетворения религиозных потребностей, так и позитивную социализацию религии, впитавшую, наряду о архаичными взглядами, традициями и нравами, значительный пласт культуры народов, некоторые общечеловеческие ценности и идеалы, апробированные историей.

Россия — многонациональное и многоконфессиональное государство. На территории нашей страны проживает множество народов со своими традициями и верованиями, и, как следствие, религиозный фактор занимает все более важное место в жизни общества. Оптимальное государственное законодательство о религии и религиозных организациях является неоценимым средством гуманизации религиозного фактора в общественной жизни, гармонизации специфических интересов верующих, их религиозных объединений и всего общества[1].

Конец XX в. ознаменовался разрушением советской модели государственно-конфессиональных взаимодействий, ко­ренным пересмотром роли и места религиозных организаций в рос­сийском обществе. Перед религиозными организациями, государ­ством и обществом встала проблема поиска новой модели отноше­ний, отвечающей современной политической и социальной реаль­ности. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о влиянии религиозных организаций на процесс политической со­циализации российских граждан и о том, как он может повлиять на процесс формирования новой российской социальной реальности.

Одним из главных принципов, заложенных в Кон­ституции РФ, является положение о свободе совести, гарантирующее каждому гражданину возможность самостоятельного выбора религиозного вероиспове­дания либо отсутствия оного. Этот принцип, сфор­мулированный в ст. 28, раскрывается через законода­тельные акты, которые обеспечивают права человека в данной сфере и регулируют деятельность религи­озных объединений[2].

Долгие годы многие нормы законодательства о религиозных культах нацеливались на ограничение распространения религии и вытеснение религиозных организаций из общественной жизни. Однако нормативный прессинг и административный произвол в отношении религиозных организаций, ущемление прав верующих в конечном счете не только не способствовали секуляризации советского общества, но в известной мере серьезно препятствовали ей. Не случайно в отличие от большинства развитых стран Запада, где религия постепенно теряет свои былые позиции, в России в последние годы наблюдается усиление интереса к ней, оживление религиозных настроений значительной части населения.

Цель данной работы – изучить гражданско-правовое положение религиозных организаций.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • сформулировать понятие и сущность религиозной организации;
  • рассмотреть функциональные признаки религиозной организации;
  • определить правовое положение религиозных организаций в системе некоммерческих организаций;
  • провести обзор судебной практики по гражданско-правовым искам к религиозным организациям;
  • выделить проблемы передачи имущества религиозного назначения религиозным организациям
  • охарактеризовать принудительную ликвидацию религиозных организаций.

Состояние научной разработанности темы исследования во многом обусловлено социально-политическими факторами. Современное развитие государственно-конфессиональных отношений, эффективность правового регулирования деятельности религиозных организаций связано не только с реформированием политической системы, обновлением законодательства и совершенствованием механизма его реализации, но также повышением политической и правовой культуры должностных лиц государственных органов и представителей религиозных объединений.

Методологическую основу исследования составляет диалектико-материалистическое понимание правового регулирования деятельности религиозных организаций, анализ проблемы в историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с социально-политическими процессами. В работе широко применялись системный, структурно-функциональный, конкретно-правовой, сравнительно-правовой и иные методы научного исследования.

Исследование было основано на трудах юристов С.С.Алексеева, В.М. Горшенева, Д.Л. Златопольского, И.П. Ильинского, Д.А. Керимова, Б.М. Лазарева, Г.В. Мальцева, Г.Н. Манова, А.В. Мицкевича, Р.О. Халфиной, Л.С. Явича, Ц.А. Ямпольской; религиоведов В.И. Гараджи, Д.Е. Мануйловой, Д.К. Митрохина, М.П. Мчедлова, А.Д. Сухова, Д.М. Угриновича, И.К. Яблокова; социологов Л.П. Буевой, Е.И. Головаха, А.И. Пригожина, А.В. Фаткуллина и других.

Структура исследования постоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК СУБЪЕКТОВ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

  • 1 Понятие и сущность религиозной организации

С древнейших времен религия и право выступали в качестве важнейших социальных регуляторов. Религиозные нормы, как и нормы законодательства, определяли, что люди обязаны делать в тех или иных ситуациях, что запрещается и что разрешается делать в тех или иных обстоятельствах, какое наказание должно постигнуть нарушителей норм.

Можно выделить три аспекта взаимоотношений религии и права:

  • сакрализация норм законодательства;
  • церковное (каноническое) право;
  • правовое регулирование в сфере свободы совести, свободы вероисповедания и деятельности религиозных организаций[3].

Уже в древнейших государствах устанавливаемые нормы права получали религиозную санкцию: они рассматривались как непосредственно установленные божеством или основанные на религиозных канонах и текстах священных книг. В мифах излагалась история дарования людям законов, которые рассматривались как часть божественного мироустройства. Помимо этого, религия выполняла функцию легитимации политической власти, освящала ее действия и исходившие от нее распоряжения и законы.

…………………………

………………………….

…………………………

  • 2 Функциональные признаки религиозной организации

Конституция Россия определяет Российскую Федерацию как светское государство. Конституция гарантирует «свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» подтверждает «равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений»[1].

Таким образом, у каждого человека независимо от принадлежности к какой-либо религии есть право исповедовать свою религию, распространять свои религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними как индивидуально, так и совместно с другими.

Право на совместное вероисповедание реализуется гражданами путем создания религиозных организаций. Признаками религиозного объединения считаются:

  • вероисповедание;
  • обучение религии, религиозное воспитание;
  • совершение богослужений, обрядов, церемоний.

Отличие юридической природы религиозных организаций от правовой природы других субъектов гражданского права необходимо рассматривать с учетом понятия юридического лица. Но, наряду с общими для всех юридических лиц признаками, существуют и иные, которые можно назвать функцио­нальными (целевыми). Они не вступают в противоречие с общими призна­ками юридического лица, а определяют его социальное назначение. Религи­озные организации являются характерным видом юридических лиц, функ­циональные признаки которых определяют их юридическую природу.

………………………..

………………………….

……………………..

  • 3 Правовое положение религиозных организаций в системе некоммерческих организаций

На сегодняшний день основополагающими нормативными актами, опреде­ляющими правовое положение религиозных организаций, являются Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ)[1], ФЗ «О некоммерческих организациях»[2] и ФЗ «О свободе совести и о религиоз­ных объединениях»[3].

В ГК РФ (п.1 ст.117) и ФЗ «О некоммерческих организациях» (п.1 ст.6) определяется, что «общественными и религиозными органи­зациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей»[4].

Отсюда следует, что и религиозные и общественные организации признаются одной из форм некоммерческих организаций. Однако смешивать общественные и религиозные организации недопустимо. Наоборот, их следует разделять, поскольку они обладают значительной спецификой по целе­вому назначению, по способам учреждения, по организационной структуре. Именно это и подчеркивает ФЗ «О свободе совести и о религиозных объе­динениях», где религиозной организацией признается «добровольное объе­динение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образо­ванное в целях совместного исповедания и распространения веры и в уста­новленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица».

……………………………..

…………………………..

……………………………

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

  • 1 Судебная практика по гражданско-правовым искам к религиозным организациям

Судебный аспект взаимоотношений государства и религиозных организаций привлекает интерес юристов, поскольку зачастую религиозные убеждения и поступки верующих становятся основой для различных судебных разбирательств.

Конституция Российской Федерации (ст. 28) закрепляет в качестве базовых ценностей общества и государства свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними[1].

В то же время данная свобода ограничена установленным требованием соблюдения Конституции и законов гражданами и их объединениями (ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации), что предполагает наличие у государства необходимых средств, обеспечивающих законность в деятельности религиозных объединений[2]……..

………………………………

………………………………..

  • 3 Принудительная ликвидация религиозных организаций

Принудительная ликвидация религиозной организации является высшей мерой для юридического лица, поскольку религиозная организация как юридическое лицо полностью прекращает свое существование без правопреемства. В этой связи нормы, регулирующие ликвидацию религиозных организаций, должны соответствовать нормам конституционного и международного права о праве на свободу совести и свободу вероисповедания, а список, предусматривающий основания для ликвидации, должен быть исчерпывающим.

Критерий вины является квалифицирующим признаком любого вида юридической ответственности, и, как следствие, факт виновного противоправного деяния является обязательным условием ее наступления[1].

Вопросы принудительной ликвидации религиозных организаций регламентированы целым комплексом нормативных правовых актов, в том числе: Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ), Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О противодействии экстремистской деятельности», «О противодействии терроризму», «О наркотических средствах и психотропных веществах» и рядом других[2].

Однако следует отметить, что такие проблемы, как правовая природа принудительной ликвидации и запрета деятельности религиозных объединений, а также понятие и классификация оснований их принудительной ликвидации до сегодняшнего дня остаются практически неисследованными.

В кратком словаре иностранных слов дано следующее определение термину «ликвидация»: «прекращение деятельности, направления какого-либо предприятия».

…………………………..

………………………….

…………………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня все больше и больше религия интегриру­ется во многие сферы общественной жизни. Этот фактор также противоречит закрепленному в Конституции РФ принципу светскости Российского государства и равенства граждан вне зависимости от их светских либо религиозных убеждений. Нарастанию конфлик­тогенных процессов способствует и неравномерное представительство религиозных конфессий в соци­альной жизни общества.

Как следствие, конфликто­генные процессы, возникшие на религиозной почве, разрастаясь и усиливаясь, неизбежно влияют на харак­тер социальных отношений, в первую очередь на развитие демократических процессов в обществе и закрепление в сознании граждан конституционных принципов.

…………………………………..

………………………………..

……………………………..

Государ­ство, в свою очередь, может поддерживать стремление религиозной организации транслировать не только сугубо религиозные ценности, либо, наоборот, не поощрять, или даже препятствовать их трансляции. Очевидно, что первый вариант будет реализовываться, когда интерпретация политических ценностей у государ­ства и религиозной организации будет сходная.

Вторая стратегия, связанная с воспрепятствованием государства трансля­ции религиозными организациями политических ценностей, реализуется, когда эти ценности потенциально могут способствовать появлению нестабильности в политической системе. В России по­добные политические ценности могут интерпретироваться как экс­тремистские, что влечет за собой ликвидацию организации, кото­рая их транслирует, в судебном порядке.

……………………………

…………………………….

……………………………

Прежде всего, полномочия судов общей юрисдикции, связанные с разрешением данной категории дел, осуществляются главным образом посредством гражданского судопроизводства. При рассмотрении судом законности отказа в государственной регистрации религиозного объединения, проверке соответствия закону мер реагирования со стороны органов прокуратуры и юстиции на противоправные деяния соответствующего объединения применяются положения гл. 25 ГПК РФ о производстве по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

……………………………..

……………………………

…………………………….

 

Что касается дел о ликвидации и запрете деятельности религиозных объединений как своеобразных санкций за нарушение ими законодательства, то судебное правоприменение в данном случае неразрывно связано с общим процессом реализации Конституции, оно требует конституционного истолкования положений соответствующих законодательных актов. Разрешение таких судебных дел в генеральном смысле имеет целью воплощение в государственно-правовой действительности важнейших конституционных принципов, обусловливающих взаимодействие между государством и гражданским обществом, в том числе принципа светского государства, предполагающего не только веротерпимость как основу государственно-конфессиональных отношений, но и высокую духовную культуру граждан. Поэтому данные полномочия могли бы осуществляться посредством конституционного судопроизводства соответствующими специализированными судебными органами – Конституционным судом России и конституционными (уставными) судами субъектов Федерации.

Пока же в нашей стране все подобные дела разрешаются судами общей юрисдикции в порядке, установленном ГПК РФ. Парадокс заключается в том, что в Верховном суде Российской Федерации они рассматриваются Судебной коллегией по административным делам, образованной в соответствии с Федеральным конституционным законом от 7 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», хотя формально при этом считаются «гражданскими делами».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. — №31. – Ст. 4398.
  2. Гражданский Кодекс РФ. Ч.1-Ч.4 (в ред. от 8 марта 2015 г. № 42-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. — №5. – Ст. 3207.
  3. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г. № 57-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. — №5. – Ст. 2014.
  4. Уголовный Кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 8 марта 2015 г. N 45-ФЗ). // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. — №5. – Ст. 2861.
  5. Закон СССР от 1 октября 1990 г. № 1689-1 «О свободе совести и религиозных организациях» // Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР. – 1990. — № 21. – Ст. 420.
  6. Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. № 267-1 «О свободе вероисповеданий» // Ведомости Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РСФСР. – 1990. — № 21. – Ст. 240.
  7. Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 8 марта 2015 г. № 23-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. — №5. – Ст. 2155.
  8. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 8 марта 2015 г. № 43-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. — №5. – Ст. 3207.
  9. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Российская газета. – 1997. – 1 октября. — № 205. – С. 10-18.
  10. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 31 декабря 2014 г. № 489-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. — №1. – Ст. 1877.
  11. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 31 декабря 2014 г. № 505-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. — №1. – Ст. 1408.
  12. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 31 декабря 2014 г. N 505-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. — №1. – Ст. 1408.
  13. Федеральный Закон Российской Федерации от 30 ноября 2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» // Российская газета. – 2010. — 3 декабря. — № 274. – С. 12-14.
  14. Распоряжение  Президента Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 357-рп «Об утверждении Положения о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации и ее состава» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 28.03.1996. — № 14. — Ст.912.
  15. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 28 июля 2009 г. № ГКПИ09-517 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействительным пункта 1 распоряжения Правительства РФ от 05.06.2006 г. № 819-р». – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=462054 (27.02.2013)
  16. Постановление Со­вета Министров СССР от 16 октября 1979 г. № 940 «О порядке передачи предприятий, объединений, организаций, учреждений, зданий и сооружений» – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=8616. (27.02.2013)
  17. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1990 г. № 1372 «О порядке передачи религиозным организациям в собственность культовых зданий, сооружений и другого имущества культового назначения, находящегося в собственности государства». – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=8616. (27.02.2013)
  18. Постановление Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 10 апреля 2012 г. по делу № А56-39250/2011. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=asz;n=132122 (26.02.2013)

 

Научная литература

  1. Вебер М. Социология религии (Типы религиозных обществ). — М.: Юнити, 2014. — 308 с.
  2. Гараджа В. И. Социология религии. — М.: Бек, 2012. — 239 с.
  3. Гревцова О.А. Конституционные принципы и правовое регулирование имущественных отношений государства и Русской Православной Церкви. – М.: Компания Спутник+, 2013. – 51 с.
  4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты: Опыт систематического исследования. – М.: Омега, 2012. – 357 с.
  5. Марджотта Брольо Ф., Мирабелли Ч., Онида Ф. Религии и юридические системы. Введение в сравнительное церковное право. — М.: Бек, 2013. — 437 с.
  6. Новые религиозные культы, движения, организации в России / Под ред. Н. А. Трофимчука. — М.: Юнити, 2013. — 346 с.
  7. Новые религиозные организации России деструктивного, оккультного и неоязыческого характера. / Под ред. И. Куликова. — М.: Юрист+, 2014. — 383 с.
  8. Овсепян Ж.И. Юридическая ответственность и государственное принуждение (теоретико-правовое исследование). — Ростов н/Д: Эверест, 2011. – 294 с.
  9. Основы религиоведения. / Под ред. И. Н. Яблокова. — М.: Райс, 2013. — 480 с.
  10. Религиоведческий словарь. /Под ред. М.О. Васильева. – М.: Эксмо, 2013. – 722 с.
  11. Свобода вероисповедания и деятельность религиозных объединений в Российской Федерации: конституционно-правовые основы / Под ред. А.В. Пчелинцева. — М.: Юриспруденция, 2012. – 422 с.
  12. Трёльч Э. Социальные учения христианских церквей и групп. — М.: Эксмо, 2013. — 437 с.
  13. Шахов М.О. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. – 352 с.
  14. Шведов О.В. Энциклопедия церковного хозяйства. – М.: Ковчег, 2013. – 736 с.

Материалы периодической печати

  1. Балагушкин Е. Г. К вопросу о «тоталитарных сектах» в современной России // Религия, Церковь в России и за рубежом. Информационный бюллетень. – 2013. — № 1. — С. 30-38.
  2. Калинин В.Н. Имущества и права религиозных организаций. // Недвижимость и инвестиции. – 2013. — № 1. — С. 14.
  3. Кондратьев Ф.В. Религиозность и психопатология. Аспекты взаимовлияния // Российский психиатрический журнал. — 2012. — № 5. — С. 5-13.
  4. Порватова Л.В. Право безвозмездного пользования церковным имуществом религиозными организациями Русской Православной Церкви в России // Вестник Московского университета МВД России. – 2014. — № 7. – С. 197–199.

 

Электронные ресурсы

  1. Воронов А., Черных А. Храм Христа Спасителя признан законным торговцем. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/1978123 (27.02.2013)
  2. Кантеров И.Я. Как классифицировать религиозные организации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.invictory. org/news/ story-5227.html (13.04.2013).
  3. Определение Конституционного суда РФ от 13 апреля 2000 г. № 46-О о 15-летнем сроке. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://religionip.ru/news/opredelenie-konstitucionnogo-suda-rf-ot-13-aprelya-2000-g-no-46-o-o-15-letnem-sroke
  4. Русская Православная Церковь против больных детей. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://costa-rusa.livejournal.com/27243.html (27.02.2013)
  5. Суд встал на защиту верующих города Владивостока. – [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://religionip.ru/news/sud-vstal-na-storonu-veruyushchih-goroda-vladivostoka (27.02.2013)
  6. Шевчук А. Д. Религиозная светскость. [Электронный ре­сурс]. — Режим доступа: http://www.proza.ru/2007/11/29/500 (27.03.2013)

 

 

……..