Дипломная работа: Особенности руководства сюжетно — ролевыми играми в разновозрастной группе

Заказ 367

Цена полной версии дипломной: 3500 рублей

Содержание

Введение. 3

Глава 1 Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе. 6

1.1 Теоретические основы организации педагогического процесса в разновозрастной группе. 6

1.2 Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся. 12

1.3 Сюжетно — ролевые игры в дошкольных учебных заведениях. 22

1.4 Особенности сюжетно — ролевых творческих игр. 24

1.5 Организация игровой деятельности в разновозрастной группе. 27

Глава 2 Условия развития сюжетно — ролевых игр детей разновозрастной группы   30

2.1 Организация и методика проведения сюжетно-ролевых игр для детей. 30

2.2 Организация игровой деятельности в течение дня. 39

2.2.1 Проведение констатирующего эксперемента. 42

2.2.2 Формирующий эксперемент. 48

2.2.3 Статистическая обработка результатов. 56

Заключение. 60

Список литературы.. 63

Приложение 1. Конспект сюжетно – ролевой игры « Почта». 66

Приложение 2. Модели сюжетно-ролевых игр, проводимых во время эксперимента. 68

 

Введение

Разновозрастные группы сегодня опять актуальны. Проблема совместного воспитания детей разного возраста в дошкольных учреждениях не нова в дошкольной педагогике. Вопрос преимущества разновозрастных групп для детей дошкольного возраста обсуждались педагогами еще в 20-30-х годах 20 века (Н.К. Крупская, Е.И. Тихеева). Однако, несмотря на наличие положительных сторон в совместном воспитании детей разного возраста, широкой практикой общественного воспитания была выбрана другой путь — организация образовательного процесса с детьми одного возраста.

Впервые в дошкольной педагогике проблема совместного воспитания детей разного возраста как предмет специального исследования была представлена ​​в работах Т. А.Маркова, В. Г. Нечаевой, Р. И.Жуковською в начале 70-х годов.

В исследованиях 80-х годов А. Арушанова, В.В. Гербовой, А.Н.Давидчук, Т. Н. Дороновой, Т. А. Макеевой, В.В. Стерликова, С.Г.Якобсон убедительно показано, что разновозрастная дошкольная группа имеет значительный развивающий потенциал. Однако он не включается автоматически. Для его реализации требуются определенные условия [3].
Как показывает анализ, в теории дошкольной педагогики исследовались в основном отдельные аспекты содержания и форм педагогического процесса в
разновозрастных группах детского сада.

Так, работы А.Г.Арушановои, А.Н, Давыдчук, посвященные изучению педагогических условий организации обучения детей разного возраста в совместной деятельности, Е.Б. Давыдович, исследующие особенности сенсорного воспитания в разновозрастной группе, показывают реальные возможности взаимоучения детей. Н.П. Флегонтовою обнаружено, что игровое взаимодействие детей разного возраста в сюжетно-ролевой игре
может быть психологически значимой как для старших, так и младших детей, поскольку в первых удовлетворяется потребность оценивать других, а в
вторых — необходимость получить признание. Исследование В.В. Гербовой,
Л.К.Фоменко убедительно показало, что разновозрастный состав группы создает благоприятные условия для развития речи и в старших и младших детей. Целостный же образовательный процесс в разновозрастных группах детского сада до сих пор системно не исследовался, специфика его построения не вполне ясна [2].

Актуальностью данной работы является рассмотрение проблемы организации учебно-воспитательного процесса в условиях разновозрастной группы детского сада, важно определить общие, существенные для всех образовательных задач и сторон педагогического процесса и развития ребенка условия, при выполнении которых потенциальные возможности совместного пребывания детей разного возраста реализуются в полной мере и для старших и для младших детей.

Объект исследования: особенности руководства сюжетно-ролевыми играми детей в разновозрастной группе.

Предмет исследования: педагогические условия организации сюжетно-ролевых игр в разновозрастной группе.

Объект и предмет определили цель исследования: выявление возможностей педагогической работы в организации сюжетно-ролевых игр детей путем повышения педагогического мастерства воспитателей.

Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:

  1. Охарактеризовать основные понятия сюжетно-ролевой игры и ее воспитательное значение в развитии дошкольника.
  2. Проанализировать организацию игровой деятельности в разновозрастной группе
  3. Определить содержание и формы работы с воспитателями в русле организации сюжетно-ролевых игр.
  4. Опытным путем проверить эффективность работы с воспитателями, посвященной организации сюжетно-ролевых игр.

Гипотеза исследования: Организации сюжетно-ролевых игр будет способствовать повышение педагогического мастерства воспитателей в процессе работы при следующих условиях:

— если содержание и формы педагогической работы позволят каждому расширить свой профессиональный кругозор, проявить творчество, занять рефлексивную позицию;

— если педагогическая работа предполагает разные формы консультирования, обеспечивающие углубление теоретической подготовки и овладение практическими приемами.

— если содержание и формы консультирования ориентированы на:

а) современные требования к профессиональным и личностным качествам педагога;

б) личностные и профессиональные особенности каждого педагога.

Методы исследования:

Изучение литературы, анкетирование, тестирование, индивидуальная беседа, наблюдение, опытная работа.

Новизна исследования обусловлена необходимостью повышения эффективности руководства сюжетно-ролевых игр, отсутствием методологической основ, которые включает в себя консультации для педагогов и разработки сюжетно-ролевых игр.

Практическая значимость: разработанный комплекс мероприятий может использоваться воспитателями в работе в разновозрастной группе.

Глава 1 Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе

 

1.1 Теоретические основы организации педагогического процесса в разновозрастной группе

 

Обучение детей в условиях разновозрастной группы строится на основе общих положений дошкольной дидактики.

Учебный процесс организуют по единой, разработанной для
многокомплектных детских садов, программой и методикой.
В общем, содержание и методы, применяемые для работы в одновозрастных группах, в определенной степени можно использовать и в разновозрастных, хотя в целом это требует определенной коррекции. Педагогу нужно хорошо продумать, как наиболее целесообразно совместить общие игры, наблюдения, труд младших и старших с теми видами деятельности, которые преобладают в работе с детьми одного возраста.

Организация педагогического процесса в разновозрастной группе требует от педагога знания программы всех возрастных групп, умение сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способность правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, направлять развитие детей за задачами воспитания и возможностями.

Следует отметить и те преимущества, которые характерны именно для
разновозрастной группы: общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования опережающих знаний и взаимного обучения. Однако достичь этого можно только при правильной организации учебно-воспитательного процесса [3].

…………………..

………………….

…………………..

1.4 Особенности сюжетно — ролевых творческих игр

Игра – это универсальный способ воспитания и обучения детей в разновозрастной группе. Если нужно развить необходимые способности ребенка, научить его думать, понимать речь взрослых, представлять, действовать с предметами, то необходимо играть с ним как можно чаще. Игры дают детям радость, интерес, уверенность в себе и своих возможностях. Но правильно играть нужно, учить. Игра не возникает сама по себе.

Дошкольное детство – особый период развития ребенка. Именно в детских садах возникает первая внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения ребенка. Это внутренняя жизнь ребенка проявляет себя в способности действовать по общим понятиям, в воображении ребенка, в произвольной поведении, в содержательном общении со взрослыми и сверстниками.

Все эти важнейшие качества и способности возникают и развиваются не в разговорах со взрослым и не на занятиях со специалистами, а в сюжетно-ролевой игре, в которой дети берут на себя роли взрослых, и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними.

…………………….

……………………

……………………

2.2 Организация игровой деятельности в течение дня

Планирование игровой и иной деятельности в течении дня дает воспитателю возможность заранее продумать методы и приемы обучения и воспитания детей, видеть пути достижения поставленной цели. Все, что планирует воспитатель должен обеспечивать гармоничное развитие личности каждого ребенка. Следует помнить: планирование должно быть гибким, ведь на его реализацию могут повлиять непредвиденные факторы. План — это не формальность, а непременное условие успешной и плодотворной работы с детьми, где главное — не схема и форма, а содержание.

………………………..

…………………………

………………………….

2.2.3 Статистическая обработка результатов

Так любимые сюжеты игр мальчиков и девочек в разновозрастной группе показаны на рис. 4 и рис.5

Рисунок 4 – Любимые сюжеты игр мальчиков

Рисунок 5 – Любимые сюжеты игр девочек

Содержание творческих игр и игр с правилами — своеобразное отражение окружающей действительности, однако более и непосредственное. Цель игры может меняться, взаимоотношения между людьми неустойчивые, условные и не всегда обязательные для каждого. В отличие от творческих содержание дидактических и политических игр всегда известен заранее. Должностные правила игры одинаково обязательные для всех. Цель дидактических игр — развитие умственных способностей.

……………………

……………………

……………………

Заключение

Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей (и наоборот). Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых, взрослые часто используют игры, для того, чтобы ещё лучше познать мир (деловые игры), повысить уровень «внутреннего Я» (спортивные игры) развить уровень интеллекта (сюжетно-ролевые игры) и др. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения. Из всего вышесказанного ясно, какую роль должна занимать (занимает) игра в современном воспитательном процессе и насколько важно стремиться активизировать игровую деятельность дошкольников.

В настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи детей.

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы.

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы (А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. П. Усова, Р. И Жуковская, Н. Я. Михайленко, В. П. Залогина, Р. А. Иванкова) мы сделали вывод, что воспитательные и развивающие возможности сюжетно-ролевой игры, в жизни дошкольника, чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Для того чтобы реализовать потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры. (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова)
  2. Анализ состояния практики дошкольного воспитания показывает, что проблема организации сюжетно-ролевых игр актуальна для современного детского сада.
  3. Повышение педагогического мастерства педагогов по проблеме организации и обогащения сюжетно-ролевых игр можно реализовывать на основе любых форм организации методической работы. В нашей работе такой формой было определено консультирование.
  4. В результате проведенной методической работы с целью организации и обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста выявлены положительные изменения: повышение интереса к профессиональной деятельности, улучшение эмоционального настроя в коллективе и в работе с детьми. Совершенствование методической подготовки по данной проблеме сказалось на улучшении их воспитательно-образовательной работы с детьми по организации сюжетно-ролевых игр, активизации работы с родителями.

список литературы

  1. Белая К. Ю. О нетрадиционных формах работы // Дошкольное воспитание – 2010. – №2-13-17с.
  2. Венгер Л. А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-127с.
  3. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. – М., 2009.
  4. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. – М., 2007-211с.
  5. Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. – М., 1963-305с.
  6. Жуковская Р. И. Творческие ролевые игры в детском саду. – М., 1960-87с.
  7. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1975-142.
  8. Запорожец А. В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сб. научных трудов. – М., 1978-321.
  9. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2009. – №4-53-56.
  10. Игра в педагогическом процессе образовательных учреждений. Материалы научно-практической конференции преподавателей и студентов учебных педагогических заведений / Под ред. Т. А. Куликовой. – М., 2006
  11. Игрушки и пособия для детского сада. /Под ред. В.М.Изгаршевой. –М.:Академия, 2007 – 174с
  12. Игра дошкольника /Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, Л. В. Артемова и др. / Под ред. С. А. Новоселовой. – М., 2010-121.
  13. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под ред. Н. Я. Михайленко. – М., 1978-327.
  14. Иванкова Р. А. Планирование педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей раннего и дошкольного возраста // Дошкольное воспитание: Традиции и современность. – М., 2004 – №4-51-57.
  15. Коджаспирова Г. М. Культура профессионального самообразования каждого / Под ред. доктора психологических наук, академика Ю. М. Забродина. – М:Просвещение, 1994.
  16. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка.- М.: Просвещение, 1980-64с
  17. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. – М., 2008-405.
  18. Курочкина И. Н. Деловая игра как форма организации воспитательно-образовательного процесса // Дошкольное воспитание. – 2011. – №5-80-83.
  19. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3-25-27.
  20. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Под ред. Т. А. Марковой. – М., 2005-145.
  21. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 1997-127.
  22. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание – 1989-№4-23-29
  23. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении // Дошкольное образование в России. – М., 1993-87.
  24. Проблемы дошкольной игры: Психолого-педагогические аспекты / Под ред. Н. Н. Поддъякова, Н. А. Михайленко. – М., 1986-145.
  25. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Сост. Е. И. Тверитина, Л. С. Барсукова / Под ред. М. А. Васильева. – М., 2006-236.
  26. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей / Под ред. А. В. Запорожца. – М., 1976-327.
  27. Эльконин Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. – М: Просвещение, 1999-300с.

Приложение 1. Конспект сюжетно – ролевой игры « Почта»

 

Цель: продолжать формировать представления у детей о труде людей разных профессий. Расширять у детей представления о труде работников почты.

…………………….

…………………….

…………………