ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дисциплине Отделение анестезиологии-реанимации на тему: Развитие стратегии конструктивного разрешения межличностных конфликтов у студентов вуза

Заказ 338

Цена полной версии: 2500 рублей

 

— 2015

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛЯЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА………………6

1.1. Содержание, структура и динамика межличностного конфликта в психологии развития………………………………………………………………..6

1.2. Психологические механизмы регуляции межличностных конфликтов…12

Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА………..…………………………………..17

2.1. Внутриличностные конфликты в процессе социальной адаптации студентов к условиям высших учебных заведений …………………………………………………..17

2.2. Предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов студентов в процессе социальной адаптации ……………………………………………………..20

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………………23

Список использованной литературы………………………………………………2

 

Вступление

Актуальность исследования. Реформирование системы общественно-экономических отношений, состояние кризиса, сопровождающее переход российского общества к новым рыночным отношениям, привели к повышению конфликтности общества. Расширяющееся разнообразие и масштабность конфликтов втягивают в конфликтные действия представителей всех групп населения, включая молодежь и студенчество. Конфликты, затрагивая коренные интересы людей, их социальный статус, престиж, будущее материальное благосостояние, в условиях нестабильности социально-экономической обстановки в стране нередко вызывают у студентов состояние тревожности, раздражительности, становятся причиной различных по глубине и содержанию межличностных конфликтов. Такие конфликты, если они останутся вне поля зрения, могут не только ухудшать самочувствие молодых людей, формировать чувство неудовлетворенности учебой, но и сказываться на эффективности освоения навыков профессии. В связи с этим проблема межличностных конфликтов во взаимоотношениях студентов, умение разрешать ее, управляя ими, имеют актуальное значение. Изучение конфликтных взаимоотношений между студентами высшей школы незначительно, но именно эта область образования обладает особой спецификой, и здесь не всегда применимы результаты, полученные в средней школе и профтехучилищах. Все эти данные свидетельствуют об очевидном противоречии между потребностями практики в способах и методах регулирования конфликтов в вузе и отсутствием в современной науке исследований и разработок, необходимых для удовлетворения этих потребностей. Разработка и утверждение в психологической науке совокупности новых теоретических положений о конфликте, а также увеличение конфликтов в условиях реформирования российского общества обусловили и изменение задачи, стоящей перед отечественным высшим образованием в данном направлении деятельности: воспитание не бесконфликтного человека, а личности, успешно преодолевающей конфликты.

Конфликт в различных его аспектах, многофакторность и сложность этого явления изучает конфликтология, такие ее направления, как теория конфликтов (К. Боулдинг, Р. Дарендорф, JL Козер, Т. Парсон); социология конфликтов (Г. Зиммель, А. Г. Здравомыслов и др.); производственная конфликтология (Т. М. Данько-ва, С. И. Ерина, А. Г. Ковалев, А. В. Филиппов и др.); психология конфликтов (А. Я. Анцупов, В. В. Бойко, Н. В. Гришина, А. А. Ершов, В. Г. Зазыкин, Н. В. Крогиус, В. С. Мерлин, Ю. П. Тимофеев и др.); педагогическая конфликтология (Б. С. Алишев, И. М. Вереникина, А. С. Гусева, Э. И. Киршбаум, В. В. Козлов, М. М. Рыбакова, Л. В. Симонова и др.).

В настоящее время существует ряд экспериментальных исследований по изучению особенностей конфликтов среди студентов. Например, Е. Е. Акимова исследует педагогические основы использования конфликтов в образовательном процессе вуза; Г. А. Парамонова посвятила свои исследования стратегиям поведения студентов различных спортивных специализаций в межличностном конфликте; Л. С. Титковой рассматривались внутригрупповые конфликты студентов вуза; Г. В. Михайлова исследует подготовку студентов технических вузов к разрешению конфликтов.

Одновременно с теоретическими формировались и практические предпосылки решения проблемы регулирования конфликтных взаимоотношений среди студентов. Активизировалась деятельность психологических служб и центров при вузах, в которых студенты получают психологические консультации и помощь в сложных для них ситуациях, в ситуациях конфликта. Недостатком такой практики являются отсутствие системности и подготовленных специалистов, способных осуществлять указанную деятельность, а также отсутствие специализированных программ для разрешения конфликтного взаимодействия. В силу вышеперечисленных обстоятельств проблема межличностных конфликтов во взаимоотношениях студентов, установление их причин, особенностей, механизмов регуляции приобретают актуальное значение.

Объектом исследования являются механизмы регуляции межличностных конфликтов студентов вуза. Предмет исследования составляет развитие психологических механизмов регуляции межличностного конфликта во взаимоотношениях студентов вуза.

Цель исследования заключается в выяснении сущности внутриличностных конфликтов у будущих специалистов в процессе их адаптации к условиям вуза и в разработке методов, путей предотвращения и устранения этих конфликтов. Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы исследования были намечены следующие задачи:

  1. На основе теоретического анализа научной литературы систематизировать данные о психологическом содержании, структурных компонентах межличностных конфликтов;
  2. Определить психологические механизмы регуляции межличностных конфликтов студентов, изучить психологическую характеристику данных механизмов;
  3. Проанализировать теоретико – методологические основы исследования развития психологических механизмов регуляции межличностных конфликтов у студентов вуза;
  4. Провести эмпирическое исследование динамики психологических механизмов регуляции межличностных конфликтов студентов;

Проанализировать интерпретацию результатов экспериментального исследования развития психологических механизмов регуляции межличностных конфликтов студентов вуза

Методы исследования. Для опытной проверки гипотезы и решения задач, поставленных в диссертационном исследовании, использовались теоретические методы исследования — анализ литературных источников; эмпирические методы — наблюдение, беседа, анкетирование, анализ документов.

Структура работы: вступление, 2 раздела, заключение, список использованной литературы (30 позиций).

 

Глава I. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКХ МЕХАНИЗМОВ РЕГУЛЯЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА

1.1. Содержание, структура и динамика межличностного конфликта в психологии развития

Недостаточный учет преподавателями психологических особенностей студентов во время учебно-воспитательного процесса нередко вызывает неоправданные нервно-психические проблемы молодежи. Это требует осуществления конкретных мероприятий по профилактике негативных явлений в студенческих коллективах, своевременного решения межличностных противоречий и конфликтов. Ведь во время обучения и общения студенты сталкиваются со многими проблемами, обусловливающие внешние противоречия. Такие конфликтные переживания всегда связаны с сильным негативно окрашенным эмоциональным напряжением, внутренним дискомфортом. Длительное эмоциональное напряжение негативно сказывается на результатах обучения студенческой молодежи и нередко приводит к различным формам агрессивного поведения, направленного на других. Кроме того, если студент не может перестроить свое поведение в соответствии с конкретной ситуацией, это может вызвать нервное истощение и невроз. В психологической литературе можно встретить различные классификации конфликтов. Так, в работах М. Дойча, А. Рапопорта, Д. Бернарда, Л. Коузера, Л.

…………………………

…………………………

……………………………

переплетенными и взаимосвязанными, творить новые комбинации проблем.

  • Психологические механизмы регуляции межличностных конфликтов

Исследование конфликта и механизмов его регуляции являются непременным условием его решения, поскольку позволяет узнать его глубину, сложность, позиции сторон. Эффективность его обеспечивает соблюдение определенных принципов:

  • Принцип развития — он акцентирует внимание на том, что конфликт находится в непрерывном развитии, имеет собственную динамику;
  • Принцип всеобщей связи — предполагает исследование не отдельных структурных элементов конфликта, а максимально возможных его связей с другими социальными явлениями;
  • ………………………
  • …………………………
  • ………………………

Глава II. ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СТУДЕНТОВ ВУЗА

2.1. Внутриличностные конфликты в процессе социальной адаптации студентов к условиям высших учебных заведений

Одним из главных внешних факторов адаптации студентов к новым условиям обучения являются стрессогенные ситуации, вызывающие состояния эмоционального напряжения. Результаты статистических социологических исследований показывают, что первое место среди них занимает фактор «недостаточное внимание административного и научно-педагогического персонала к запросам студентов». Значительное негативное влияние этот фактор оказывает на 1 и 5-м курсах. На втором месте – «частое привлечение студентов к выполнению работ, не связанных с учебным процессом» и «негативные факторы личностного характера, которые мешают учебе». Последние являются более влиятельными на младших курсах. Фактор «несоответствие условий обучения и быта студентов потребностям их всестороннего развития» занимает третье место и приобретает актуальность на выпускных курсах. Под влиянием названных факторов среди студентов растет психическое напряжение, возникают и усугубляются личностные противоречия, снижается субъективная удовлетворенность от пребывания в вузе [29, 49].

…………………………

…………………………

………………………..

2.2. Предупреждения и разрешения внутриличностных конфликтов студентов в процессе социальной адаптации

В данном разделе курсового проекта будет проанализирована ​​система методических приемов предупреждения и конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов студентов в процессе их адаптации к условиям обучения в вузе. Для этого проведен анализ исследования психологической помощи — консультативной и коррекционной – в группах активного социально-психологического обучения (АСПО). Применялся такой алгоритм действий психолога во время комплектования тренинговых групп: I этап — установление доброжелательного, доверительного контакта со студентами, тщательная психодиагностика с целью определения уровня их адаптации; II этап — определение и формулирование проблем студентов с признаками внутриличностных конфликтов, выяснения уровня их осознание и налицо стремление к их решению. Для этого проводились консультативные беседы с каждым студентом, с учетом таких принципов психологической помощи, как:

…………………….

……………………

……………………

ВЫВОДЫ

Подводя итоги работы, можно сделать следующие выводы. Несмотря на то, что проблема исследования конфликта набирает обороты, в этой области знаний существует много нерешенных проблем. Одна из главных проблем в исследовании конфликта заключается в том, что до сих пор нет общепринятого определения конфликта. Также на данный момент не решена проблема динамики конфликта. Нет общепризнанных факторов или условий, которые обусловливают возникновение межличностного конфликта. Несмотря на то, что большинство исследователей считают, что эмоции играют важную роль в возникновении, развитии и регулировании конфликта, изучению данного аспекта проблемы посвящено

………………………………

……………………………..

………………………………

На основании обзора теорий и концепций конфликта нами сделаны выводы о наличии данной проблемы в системе современного высшего образования. Кроме того, анализ литературы и проведенных исследований по данной проблеме дали основание предполагать, что конфликтность учебной группы — это закономерное явление ее жизнедеятельности. В качестве факторов, которые могут спровоцировать конфликт в группе, можно назвать общие социальные различия, различия в стиле поведения, общения, реагирования в конфликтных ситуациях, половые различия. Внутригрупповые конфликты в студенческой среде имеют две стороны. Разрешенные конфликты стабилизируют отношения в группе и способствуют стабилизации учебной деятельности, влияют на формирование благоприятного психологического климата в группе и создают хорошие условия для успешной деятельности всех ее членов. Однако, учитывая, что конфликты не всегда можно разрешить, необходимо отметить и их деструктивные функции в ситуации неразрешенного конфликта.

Полученные в нашем исследовании эмпирические данные позволяют сделать следующие выводы:

  1. Конфликты существуют, и они не всегда безвредны, потому что ухудшают психологическую атмосферу в группе в зоне учебного процесса и, как следствие, отрицательно влияют на учебный процесс.
  2. Наибольшее количество конфликтов связано с поведенческими и личными проблемами, неспособностью установить отношения с окружающими.
  3. Конфликты возникают среди представителей всех социальных слоев населения…………………
  4. ……………………..

…………………………..

…………………………..

…………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев, В.И. Конфликтология: искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов Текст. / В.И. Андреев. Казань : СКАМ, 2010.-140 с.
  2. Андреев, В.И. Конфликтология. Искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов Текст. / В.И. Андреев. М.: Народное образование, 200-128 с.
  3. Андреева, Г.М. Социальная психология Текст. / Г.М. Андреева. -М.: МГУ, 2006-376 с.
  4. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия Текст. / Г.М. Андреева, Н.И. Богомолова, Л. А. Петровская. -М., 2010. 270 с.
  5. Анцупов, А.Я. Конфликтология Текст.: учебник для вузов / А. Я. Анцупов, А.И. Шипилов. М. : ЮНИТИ, 2012. — 551 с.
  6. Афонькова, В. М. К вопросу о конфликтах в процессе общения в коллективе Текст. / В.М. Афонькова // Общение как педагогическая проблема. М.: НИИ ОП АПН СССР, 200 — С. 28^10.
  7. Бойко, В.В. Социально-психологический климат коллектива и личность Текст. /В.В. Бойко, А.Г. Ковалев, В.Н. Панферов. М.: Мысль, 2013. -207 с.
  8. Власенко, А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе Текст. / А.С. Власенко. М., 2008.
  9. Гиттельмахер, Р.Б. Конфликт. Социально-психологический аспект Текст. / Р. Б. Гиттельмахер, А.С. Когаловская, Ю.Б. Марушкин. Иваново : Изд-во ИГУ, 2009.-168 с.
  10. Гришина, Н.В. Психология межличностного конфликта Текст. : дис. д-ра психол. наук / Н В. Гришина- СПб., 2013. 361 с.
  11. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности Текст. / А. И. Донцов. М.: Изд-во Московского ун-та, 2010. — 128 с.
  12. Донцов, А.И. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе Текст. / А. И. Донцов, Т.А. Полозова // Вестник Московского ун-та. Сер. Психология. 2008. — С. 22-32.
  13. Ершов, А.А. Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение Текст. / А. А. Ершов. Л.: Наука, 2010. — 124 с.
  14. Ершов, А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов Текст. / А. А. Ершов // Социальная психология и социальное планирование / под ред. Е.С. Кузьмина, А.А. Бодалева. Л.: Изд-во ЛГУ, 2011. — С. 36.
  15. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) Текст. / под ред. Е.И. Степановой. М.: Эдиториал УРСС, 2010. -344 с.
  16. Кричевский, P.JI. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты Текст. / P. JI. Кричевский, Е. М. Дубовская. М., 201205 с.
  17. Крогиус, Н.В. К психологии конфликтной деятельности / Н. В. Крогиус // Искусственный интеллект и психология. Текст. / отв. ред. O.K. Тихомиров. М.: Наука, 200 — С. 270-298.
  18. Крогиус, Н.В. Личность в конфликте Текст. / Н. В. Крогиус. -Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2008. —144 с.
  19. Крогиус, Н.В. О взаимодействии людей в конфликтной деятельности Текст. / Н. В. Крогиус // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар : Изд-во Кубанского ун-та, 1975.-С. 121-122.
  20. Крогиус, Н.В. Познание людьми друг друга в конфликтной деятельности Текст.: автореф. дис. д-ра психол. наук / Н. В. Крогиус. Л., 2010.
  21. Кузнецова, Л.Б. Особенности проявления внутриличностных противоречий в процессе профессионального становления студентов вуза Текст.: дис. канд. психол. наук / Л. Б. Кузнецова. Белгород, 2005. — 185 с.
  22. Куницина, В.Н. Трудности межличностного общения Текст. : автореф. дис. д-ра психол. наук / В.Н. Куницина. СПб, 2001.
  23. Лавриненко, Е.В. Регуляция образа поведения в конфликте Текст. : автореф. дис. канд. психол. наук / Е.В. Лавриненко. 200
  24. Леонов, Н.И. Конфликт, конфликтность и поведение в конфликте Текст. / Н.И. Леонов. Ижевск, 201 — 254 с.
  25. Леонов, Н.И. Конфликтология Текст. / Н.И. Леонов. М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж : НПО «МОД»К»», 201 -192 с.
  26. Леонов, Н.И. Психология конфликтного поведения Текст. : дис. д-ра психол. наук / Н. И. Леонов. Ярославль, 2013. — 415 с.
  27. Миловидова, JI.E. Динамика личностно-профессионального роста студентов в процессе вузовской подготовки. Текст.: дис. канд. психол. наук / JI. Е. Миловидова. М., 2014. — 149 с.
  28. Михайлова, Г.В. Подготовка студентов к разрешению конфликтов в учебных группах (на примере технического университета) Текст. : дис. . канд. пед. наук / Г. В. Михайлова. Архангельск, 2012. — 148 с.
  29. Орлова, Э.А. Диагностическая функция конфликта Текст. / Э. А. Орлова, JI. Б. Филонов // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар : Изд-во Кубанского ун-та, 2013. -С. 44-46.
  30. Основы конфликтологии Текст. : учеб. пособие / А.В.Дмитриев, Ю.Г. Запрудский, В.П. Казимирчук, В.Н. Кудрявцев ; под ред. В. Н. Кудрявцева. М.: Юристь, 200 — 200 с.
  31. Основы конфликтологии Текст. : учеб. пособие / под ред. В. Н. Кудрявцева. -М.: Юность, 2008. 200 с.
  32. Основы социально-психологической теории Текст. / под ред. А. А. Бодалева и А. Н. Сухова. М., 200 — 420 с.
  33. Петровский, А.В. Общение и конфликты в группе Текст. / А. В. Петровский, В. В. Абраменкова, А. Б. Николаева, Р. В. Янотовская // Социальная психология. М.: Просвещение, 200 — С. 134-136.
  34. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности Текст. / С. Д. Смирнов. М. : Аспект Пресс, 2007. -271 с.
  35. Смоленцева, А.Ю. Социальные конфликты в высшей школе в условиях перехода к рыночной экономике Текст. : дис. . канд. социол. наук / А. Ю. Смоленцева. М., 2008.
  36. Степанова, Т. В. Педагогические условия формирования социально-психологической зрелости студентов (на примере технического университета) Текст. : дис. . канд. пед. наук / Т. В. Степанова. Кемерово, 2010. -162 с. Вып. 2.
  37. Черкасова, Т.В. Социальные конфликты в молодежной среде Текст.: дис. канд. социол. наук / Т. В. Черкасова. Уфа, 2011. — 171 с.
  38. Шубницына, Т.В. Формирование психологической культуры студентов технических специальностей вуза Текст.: дис. канд. психол. наук / Т.В. Шубницына. М, 2004. — 154 с.