ДИПЛОМНАЯ РАБОТА по дисциплине «Таможенное право» на тему «Нетарифное регулирование внешней торговли товарами как фактор экономического развития государств – членов Таможенного Союза»

Заказ 340

Цена полной версии(+таблицы, приложения): 3500 рублей

Высылаем на проверку вырезки или демо любой части дипломной!

«Российская таможенная академия»

Кафедра правовых дисциплин

2015

Оглавление

 

Введение. 3

  1. Экономическое развитие государств – членов Таможенного Союза. 5

1.1    Таможенный союз: понятие, состав и его функции. 5

1.2 Особенности экономического развития ТС.. 8

  1. Нетарифное регулирование внешней торговли. 36

2.1 Эффективность и проблемы системы нетарифного регулирования внешней торговли. 36

2.2 Особенности нетарифного регулирования внешней торговли государств Таможенного Союза. 43

2.3 Влияние нетарифного регулирования внешней торговли на экономическое развитие государств Таможенного Союза. 43

  1. Выводы и предложения по нетарифному регулированию внешней торговли государств-членов Таможенного Союза. 58

3.1 Предложения по нетарифному регулированию внешней торговли государств-членов Таможенного Союза. 58

3.2 Выводы и предложения по регулированию внешней торговли с целью экономического развития государств-членов Таможенного Союза. 58

Заключение. 59

Список использованных источников. 60

Приложения 1. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз. 61

Приложение 2. Итоги внешней торговли ТС с третьими странами. 65

 

Введение

В настоящее время нетарифные средства внешнеторговой политики играют значительную роль в общем объеме регулирующих международную торговлю инструментов практически во всех странах, что происходит на фоне устойчивой общемировой тенденции снижения таможенно-тарифной защиты национальных рынков.

Исследование роли нетарифных ограничений во внешнеторговых операциях стран, безусловно, актуальная на сегодняшний день тема. Многие страны уже оценили преимущества нетарифных методов регулирования, и активно применяют их. По заключению экспертов ЮНКТАД, по общему объему используемых нетарифных ограничений в международной торговле в лидирующую тройку входят США, Япония, ЕС. Если такие экономически сильные страны осознают всю необходимость использования инструментов нетарифного регулирования, то можно говорить об их реальной эффективности.

Вступление России в ВТО достаточно остро поставило проблемы развития экономики и обеспечения экономической безопасности. В связи с этим одной из самых неотложных задач для нашей страны и для Таможенного союза в целом является формирование эффективной системы мер нетарифного регулирования, в том числе и торговых ограничений во внешней торговли.

Цель работы – исследование системы мер нетарифного регулирования таможенного союза.

Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие, состав и функции Таможенного Союза;

2) Проанализировать особенности экономического развития стран-участников Таможенного Союза;

3) Изучить эффективность и проблемы системы нетарифного регулирования внешней торговли стран Таможенного Союза;

4) Рассмотреть особенности нетарифного регулирования внешней торговли государств Таможенного Союза;

5) Изучить особенности влияния нетарифного регулирования внешней торговли на экономическое развитие государств Таможенного Союза;

6) Предложить меры нетарифного регулирования внешней торговли государств Таможенного Союза;

7) Сделать выводы по регулированию внешней торговли с целью экономического развития государств Таможенного Союза.

Объектом дипломной работы является экономическое развитие стран-участников Таможенного союза и внешняя торговля данных стран. Предметом является нетарифное регулирование внешней торговли.

Работа состоит из введения, трех глав, семи параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе рассмотрены понятие, состав и функции Таможенного Союза, проанализированы особенности экономического развития стран-участников Таможенного Союза.

Во второй главе изучены меры нетарифного регулирования внешней торговли стран-участников Таможенного союза, эффективность и проблемы системы мер нетарифного регулирования внешней торговли, особенности политики нетарифного регулирования в странах-участниках Таможенного Союза и проанализированы результаты влияния нетарифного регулирования внешней торговли на экономическое развитие государств Таможенного Союза.

В третьей главе предложены предложения по системе нетарифного регулирования внешней торговли стран-участников Таможенного Союза и выводы по регулированию внешней торговли с целью экономического развития стран-участников Таможенного Союза.

 

1. Экономическое развитие государств – членов Таможенного Союза

1.1   Таможенный союз: понятие, состав и его функции

 

Согласно Договору, заключенного 6 октября 2007 года Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (в дальнейшем Стороны) была утверждена Комиссия Таможенного Союза в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного Союза. Правовая основа деятельности Комиссии ТС – это правила процедуры Комиссии ТС.

Таможенный Союз выбрал своим высшим органом Межгосударственные Советы глав государств и правительств.

Межгосударственный Совет на уровне глав государств состоит из Александра Григорьевича Лукашенко, президента Республики Беларусь, Нурсултана Абишевича Назарбаева, президента республики Казахстан, Владимира Владимировича Путина, президента Российской Федерации.

В Межгосударственный Совет состоит из глав правительств: Премьер-министра Республики Беларусь Сергея Сергеевича Сидорского, Премьер-министра Республики Казахстан Карима Кажимкановича Масимова, Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева.

…………………………

………………………

………………………

 

2. Нетарифное регулирование внешней торговли

2.1 Эффективность и проблемы системы нетарифного регулирования внешней торговли

Протекционистская внешнеторговая политика предполагает защиту отечественного производства, и для регулирования в сфере внешнеторговых операций государство использует тарифные и нетарифные инструменты.

Когда же тарифные методы регулирования внешней торговли становятся неэффективными в силу своей «открытости», государство использует нетарифные методы, степень воздействия которых на внешнюю торговлю возросла в последние годы. В политическом плане нетарифные методы торговой политики зачастую считаются предпочтительными для правительств, поскольку не накладывают дополнительное налоговое бремя на население.

Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квотирование, государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензионную торговлю. У квот есть свои преимущества и недостатки. Во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает адресную

………………………

………………………

……………………….

Заключение

 

Исходя из поставленных задач можно сделать следующие выводы.

Согласно Договору, заключенного 6 октября 2007 года Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (в дальнейшем Стороны) была утверждена Комиссия Таможенного Союза в качестве единого постоянно действующего регулирующего органа Таможенного Союза. Правовая основа деятельности Комиссии ТС – это правила процедуры Комиссии ТС.

……………..

…………….

…………….

……………

— необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов;

— связаны с ограничением экспорта товаров, проиходящих с территорий государств-членов, для обеспечения достаточным количеством таких товаров внутренней обрабатывающей промышленности в течение периодов, когда внутренняя цена на такие товары держится на более низком уровне, чем мировая цена, в результате осуществляемого правительством плана стабилизации;

— необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците;

— необходимы для выполнения международных обязательств;

— необходимы для обеспечения обороны и безопасности;

— необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным обязательствам правовых актов, касающихся применения таможенного законодательства, охраны окружающей среды, защиты интеллектуальной собственности, и иных правовых актов.

Среди недостатков нетарифного регулирования следует выделить следующие:

  • Лицензирование импорта лекарственных средств. Мера регулирования в отношении такого социально значимого товара, как лекарственные средства, является избыточной.
  • Единый перечень товаров не структурирован на разделы, которыми определялись бы товары, ограниченные к перемещению через таможенную границу Таможенного союза по основаниям экономического и неэкономического характера. Этот решают на национальном уровне. Однако проблема заключается в отсутствии единого понимания этого вопроса в государствах – членах Таможенного союза, что находит непосредственное отражение на правоприменительной практике в этих государствах.
  • Отдельные Положения о применении ограничений предусматривают отсылочные нормы к национальному законодательству государств-членов. Особенно чувствительным является вопрос, когда эти нормы касаются терминологии. Например, Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза опасных отходов определено, что отходы – это вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с экологическим законодательством государств – членов Таможенного союза. Но из-за разницы экологического законодательства государств – членов Таможенного союза одни и те же виды товаров в одном государстве относятся к отходам, а в другом – нет.
  • Негативным фактором является то, что законодательством Таможенного союза не предусмотрена возможность внесения изменений в лицензии, в том числе и по техническим основаниями. Так, если таможенным органом обнаружена ошибка в лицензии (например, если количество товара, указанное в лицензии, не соответствует количеству, указанному в контракте) и в ходе разбирательства установлено, что ошибка произошла по вине лицензирующего органа, такая лицензия аннулируется и выдается взамен новая. Однако в этом случае в действиях декларанта образуются признаки административного правонарушения в связи с безлицензионным ввозом товара.
  • Положение о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза, вывоза с таможенной территории Таможенного союза и транзита по таможенной территории Таможенного союза гражданского и служебного оружия, его основных частей и патронов к нему предусматривает выдачу двух разрешительных документов (лицензии и разрешения) одновременно, что очевидно является избыточным.
  • Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию Таможенного союза допускается на основании лицензии, не структурирован на разделы, поэтому для того, чтобы определить, какое из перечисленных в нем веществ является наркотическим средством, психотропным веществом или их прекурсором, необходимо обращаться к национальному законодательству.

Для нормального функционирования союза необходимо в первую очередь адекватное правовое обеспечение. Важно не усложнить таможенное законодательство, не перегрузить его отсылочными нормами, не допустить коллизий с положениями других отраслей права, не ущемить права и интересы субъектов внешнеторговой деятельности. При формировании новой системы нетарифного регулирования необходимо основываться на основополагающих нормах и принципах международного права, применяющихся в области таможенного дела, рамочных стандартах безопасности и облегчения мировой торговли, принятых Всемирной таможенной организацией.

В ближайшей перспективе предстоит выработать и внедрить эффективные механизмы продвижения позиции России в Таможенном союзе, усилить обосновательную базу предлагаемых российской стороной …………………..

……………………

………………….

……………….

Основополагающее значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями, развитием инфраструктуры, маркетинговыми планами программ отраслевого развития, в рамках которых при необходимости меры по корректировке ставок ввозных и вывозных таможенных пошлин станут составной частью отраслевых стратегий. Одновременно настройка таможенно-тарифного и нетарифного регулирования на стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует развития институтов содействия экспорту, совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО.

 

Список использованных источников

 

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕвразЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17);
  2. Федеральный закон от 27.11.10 №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ»;
  3. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 «О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран»;
  4. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 09.06.2009 «О порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран»;
  5. Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 09.06.2009 «О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами»;
  6. Антаненкова Е. Экспорт и импорт товаров вприделах ТС // Горячая линия бухгалтера. 2011. № 10. С. 67-72;
  7. Бережнова Е.И., Карасева А.В. Экспорт/импорт отдельных видов товаров //Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. Т. 43. № 3. С. 121-126;
  8. Дударев М.М. Лицензирование товров в ТС // Бизнес в законе. 2012. № 4. С. 174-177;
  9. Идрисова В.В. Меры регулирования внешней торговли // Российское предпринимательство. 2011. № 5-1. С. 146-150;
  10. Идрисова В.В. Нетарифные ограничения во внешней торговле // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. Т. 2010. № 12. С. 43-49;
  11. Летов В.А. Основные подходы к классификации нетарифных мер и ограничений // Бизнес в законе. 2012. № 5. С. 190-196;
  12. Бабин Э.П. Арсенал средств внешнеэкономической политики и их применение в Российской Федерации.- М.,ЭКСМО,2010.