Дипломная работа по истории: «Традиционная культура коми-пермяков в прошлом и настоящем. (на примере села Большая Коча Кочевского района)».

Заказ 331

Цена полной версии дипломной работы: 3500 рублей

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КОМИ-ПЕРМЯКОВ В СЕЛЕ БОЛЬШАЯ КОЧА.. 5

1.1. Религиозные и мифологические верования коми-пермяков. 5

1.2. Быкобой: возрождая традиции. 10

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОМИ-ПЕРМЯКОВ В СЕЛЕ БОЛЬШАЯ КОЧА.. 34

2.1. Этнологический компонент исторического образования как средство формирования историко-культурных знаний и опыта обучения. 34

2.2. Коми-пермяцкий танец, как часть исторического наследия коми-пермяцкого народа. 48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 59

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 61

ПРИЛОЖЕНИЯ..

ВВЕДЕНИЕ

Впервые село Большая Коча упоминается в писцовых книгах Яхонтова[1] за 1579 год, оно является центром языческой обрядовой культуры коми-пермяков и местом проведения языческого обряда «Быкобой»[2].

В настоящее время в Большой Коче действуют: Больше-Кочинский школьный музей этнографии и фольклора, фольклорный ансамбль «Мича асыв», часовня Фрола и Лавра, МОУ «Больше-Кочинская СОШ». Вокруг села расположены Урьинский могильник VI-VIII вв., городище Курегкар VI века (ломоватовская культура), городище Ошкар (VI-VIII вв.), Малокочинское селище XI века. Встречаются месторождения голубой кембрийской глины. Большая Коча находится на берегу реки Онолва и вокруг него на полях множество окаменелостей Древнего Пермского моря.

Актуальность темы: «традиционная культура коми-пермяков в прошлом и настоящем (на примере села Большая Коча Кочевского района)» обусловлена тем, что коми-пермяки являются одним из древних уральских народов, преимущественно проживающих на территории современного Пермского края, и относятся к финно-угорской группе народов. Далеко за пределами Пермского края известна самобытная культура коми-пермяцкого народа — это древняя деревянная скульптура, искусство медно-бронзового литья, получившее название пермский звериный стиль, уникальный календарь народных праздников, обрядов и обычаев. Существует научная литература, в которой представлены быт, культура и традиционное искусство коми-пермяков. Есть издания по текстильному орнаменту, по коми-пермяцкому костюму, по песенному и устно-поэтическому творчеству и многое другое. И практически не изученной областью национальной культуры коми-пермяцкого народа остался народный танец.

Объектом исследования дипломной работы будет история и традиционная культура коми-пермяков.

Предметом исследования будет историческое наследие жителей села Большая Коча Кочевского района Пермского края.

Цель работы определить этнологический компонент исторического образования как средства формирования историко-культурных знаний и опыта обучения, на примере села Большая Коча.

Исходя из поставленной цели, задачи работы будут следующими:

1) Рассмотреть историю и традиционную культуру коми-пермяков в селе Большая Коча, их религиозные и мифологические верования.

2) Выявить какое место в настоящее время занимает обряд «Быкобой» в жизни села Большая Коча.

3) Определить современные формы бытования традиционной культуры коми-пермяков в селе Большая Коча.

4) Исследовать коми-пермяцкий танец, как часть исторического наследия коми-пермяцкого народа.

Теоретическую основу исследования составили: полевые материалы экспедиции в с. Большая Коча Кочёвского р-на Пермского края, январь 2009; учебники по истории России; материалы фольклорной экспедиции и пр.

Научная новизна – ранее никто не проводил исследование исторического наследия жителей села Большая Коча Кочевского района Пермского края.

В первой главе дипломной работы нами будет рассмотрена история и исследованы традиции культуры коми-пермяков в селе Большая Коча.

Во второй главе дипломной работы нами будут рассмотрены и исследованы современные формы бытования традиционной культуры коми-пермяков в селе Большая Коча.

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА КОМИ-ПЕРМЯКОВ В СЕЛЕ БОЛЬШАЯ КОЧА

1.1. Религиозные и мифологические верования коми-пермяков

Распространение христианства среди коми-пермяков началось в XV в.[3] Коми-пермяки сохранили предания о легендарном путешествии Стефана Пермского по Лупье и Каме и рассказы о епископах Пермских Питириме и Ионе, с которыми также связано распространение христианства среди коми-пермяков. Владыко Питирим, как отмечают летописи, в 1455 году приезжал «крестить чердынцев». Епископ Иона «добавне» крестил Пермь Великую в 1462 году[4], поставил им «церкви и попы». Эта дата считается датой принятия православия в Перми Великой, его распространения среди коми-пермяков. Распространение христианства и проникновение его в быт коми-пермяков шло несколькими путями, как через знакомство с церковными традициями, так и благодаря контактам с соседним русским населением. Православные традиции вошли в культуру и быт коми-пермяков, во многих селах и деревнях были построены церкви и часовни, почитались местночтимые престольные праздники, совершались крестные ходы, совершались таинства крещения, венчания, отпевания, в домах имелись иконы. Особенно почитались христианские святые, считавшиеся покровителями скота и домашних хозяйственных работ, природных явлений. Илье-пророку молились в случае засухи о дожде, Егория Храброго считали покровителем домашнего скота, а Марию Голендуху – домашней птицы.

…………………………………..

…………………………………

…………………………………

1.2. Быкобой: возрождая традиции

В этом параграфе на основе собранного нами материала, а также данных, содержащихся в источниках и литературе, мы проанализируем процесс восстановления традиции закалывания быка во время праздника Проллавер в выбранном нами для написания дипломной работы селе. Особое внимание уделим попытке понять место, которое занимает этот обряд в настоящее время в жизни села Большая Коча.

В коми-пермяцком селе Большая Коча отмечался престольный праздник Проллавер (день святых Флора и Лавра, покровителей домашних животных), который приходится на 31 августа по новому стилю (18 августа – по-старому). Кульминационным моментом праздника являлся обряд жертвоприношения, получивший название «Быкобой». Во время обряда на берегу реки по обету в жертву приносили быка, здесь же разделывали его тушу и варили мясо в больших котлах. После приготовления оно съедалось всеми участниками и гостями праздника. Существует легенда о происхождении этого обряда:

«Однажды наступил голод, стали умирать люди. Тогда обратились люди к Ену с просьбой о помощи. Послал Ен им белого оленя, закололи люди оленя и спаслись от смерти. Так продолжалось из года в год: в определенный день прибегал из леса олень, люди закалывали его, поедали и жили в довольствии. Но в один год не пришел олень в назначенный час, и люди закололи быка. Олень пришел, увидел, что обряд совершен, и ушел обратно в лес. И больше он не приходил. А люди стали закалывать в этот день быков.[1]

…………………………..

…………………………..

……………………………

ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ БЫТОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КОМИ-ПЕРМЯКОВ В СЕЛЕ БОЛЬШАЯ КОЧА

2.1. Этнологический компонент исторического образования как средство формирования историко-культурных знаний и опыта обучения

Существенные перемены в нашей современной жизни вызывают повышенный интерес к истории, обычаям, традициям коми-пермяков у самых широких слоев общества. Перед людьми встают вопросы об исторических судьбах народа, они всматриваются в прошлое, надеясь найти в нем ответ на запросы настоящего, изучают историю своих предков, историю возникновения фамилий, сел, городов и т.д. Отсюда и интерес к этнологическому поиску.

При этом следует понимать о том, что изучение может быть настоящим, если оно создает возможности для людей, занимающихся поисковой работой самостоятельно формировать на основе исследуемого материала свою точку зрения, свое понимание процессов прошлого, свои представления об истории народов. Эти представления в процессе этнологической работы должны основываться на конкретном знании фактов, исторических лиц, источников. В идеале каждая школа может выбрать одну тему или 2–3 вопросника, рассчитанную на 2–3 года и более длительный срок.

……………………………..

……………………………..

…………………………….

2.2. Коми-пермяцкий танец, как часть исторического наследия коми-пермяцкого народа

Историческое нематериальное наследие любого народа передается от поколения к поколению, от человека человеку, независимо от изменений в жизни общества, всевозможных природных и исторических катаклизмов. Однако в ХХI веке мы осознаем, что все больше возникает угрозы безвозвратно утерять часть важных форм традиционной культуры.

Коми-пермяки являются одним из древних уральских народов, преимущественно проживающих на территории современного Пермского края, и относятся к финно-угорской группе народов.

Далеко за пределами Пермского края известна самобытная культура коми-пермяцкого народа — это древняя деревянная скульптура, искусство медно-бронзового литья, получившее название пермский звериный стиль, уникальный календарь народных праздников, обрядов и обычаев. Существует научная литература в которой представлены быт, культура и традиционное искусство коми-пермяков. Есть издания по текстильному орнаменту, по коми-пермяцкому костюму, по песенному и устно-поэтическому творчеству и многое другое. И практически не изученной областью национальной к

…………………………..

…………………………

…………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Историческое нематериальное наследие любого народа передается от поколения к поколению, от человека человеку, независимо от изменений в жизни общества, всевозможных природных и исторических катаклизмов. Однако в ХХI веке мы осознаем, что все больше возникает угрозы безвозвратно утерять часть важных форм традиционной культуры.

………………………….

…………………………

………………………..

Далеко за пределами Пермского края известна самобытная культура коми-пермяцкого народа — это древняя деревянная скульптура, искусство медно-бронзового литья, получившее название пермский звериный стиль, уникальный календарь народных праздников, обрядов и обычаев. Существует научная литература в которой представлены быт, культура и традиционное искусство коми-пермяков. Есть издания по текстильному орнаменту, по коми-пермяцкому костюму, по песенному и устно-поэтическому творчеству и многое другое. И практически не изученной областью национальной культуры коми-пермяцкого народа остался народный танец.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Анисимов, Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. — СПб.: Питер, 2013. — 592 c.
  2. Афанасьев, А. Поэтические воззрения славян на природу. М.: Тип. Грачёва и Комп. у Пречистенских ворот, 1868. Т. II. – 673 с.
  3. Ахиезер, А.С. История России: конец или новое начало? / А.С. Ахиезер, И. Клямкин, И. Яковенко. — М.: Новое Изд.-во, 2013. — 496 c.
  4. Вурста, Н.И. История России: Даты, события, личности / Н.И. Вурста. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 191 c.
  5. В Контакте [Электронный ресурс] [Социальная сеть]. URL: http://vkontakte.ru/ photo-10568590_136573170, http://vkontakte.ru/photo-10568590_136571496, http://vkontakte.ru/topic-10595284_21315197#offset=0.
  6. Жукова, Л.В. История России в датах: справочник / Л.В. Жукова, Л.А. Кацва. — М.: Проспект, 2013. — 320 c.
  7. Забылин, М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия.М.: Изд. книгопродавца М. Березина, 1880. – 541 с.
  8. Зеленин, Д.К. Избранные труды / Сост. Топорков А.Л. М.: Индрик, 1999. Т. III: Статьи по духовной культуре, 1917–1934. – 246 с.
  9. Земцов, Б.Н. История России для студентов технических вузов / Б.Н. Земцов, А.В. Шубин, И.Н. Данилевский. — СПб.: Питер, 2013. — 416 c.
  10. Зуев, М.Н. История России: Учебное пособие для бакалавров / М.Н. Зуев. — М.: Юрайт, 2013. — 655 c.
  11. Карпова, Г. Праздник в контексте социальных изменений: традиции и власть.Саратов: Научная книга, 2008. – 324 с.
  12. Кириллов, В.В. История России: Учебное пособие / В.В. Кириллов. — М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010. — 661 c.
  13. Коми-пермяки [Электронный ресурс] // Режим доступа. – URL: http://www.hrono.ru/etnosy/etnos_k/komi_perm.php.
  14. Кочёвский район: прошлое и настоящее / Сост. Н.М. Коваль, С.Н. Пыс-тогова. Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006. – 436 с.
  15. Кривошеев, М.В. История России: Конспект лекций / М.В. Кривошеев, М.В. Ходяков. — М.: Высш. обр., Юрайт-Издат, 2009. — 191 c.
  16. Кузнецов, И.Н. История России в таблицах и схемах / И.Н. Кузнецов. — Мн.: Букмастер, 2013. — 320 c.
  17. Кучевасова, Н.П. История села Большая Коча: дипломная работа, 1989 // Архив полевых исследований и материалов УНЦСА РГГУ. – С. 16
  18. Малахов, М. Быкобой у пермяков в день святых Флора и Лавра // Записки Ураль-ского об-ва любителей естествознания. 1887. Т. XI. Вып. I. – 463 с.
  19. Нестеренко, Е.И. История России: Учебно-практическое пособие / Е.И. Нестеренко. — М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. — 296 c.
  20. Никитин, Д. Быка принесли в жертву ради скорейшего избавления от кризи-са [Электронный ресурс] // Аргументы и факты – Прикамье. 2009, № 36 [Элект. газета]. URL: http://www.perm.aif.ru/culture/article/2440.
  21. Орлов, А.С. История России: Учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. — М.: Проспект, 2013. — 528 c.
  22. Павленко, Н.И. История России / Н.И. Павленко, И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. — М.: Абрис, 2012. — 661 c.
  23. Пантюхин, Д.А. Обряд Быкобой в коми-пермяцком селе Большая Коча // Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология: Материалы V (L) Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых, Иркутск, 4–9 апреля 2010 г. Иркутск: Оттиск, 2010. — С. 558–559.
  24. Писцовая книга Яхонтова 1579 года по городу Усолью Камскому и Усольскому уезду [Электронный ресурс] // Режим доступа. – URL: http://zz-project.ru/1579-g-perepisi-solikamska-i-cherdyni/335-pistsovaya-kniga-yakhontova-1579-goda-po-gorodu-usolyu-kamskomu-i-usolskomu-uezdu.
  25. Попова, Е.В. Календарные обряды бесермян. Ижевск: Удмуртский ин-т ист.,яз. и лит. УрО РАН, 2004. – 532 с.
  26. Приезжие зрители Быкобоя посчитали обряд варварством.04.09.2009 [Электронный ресурс] // Новости Перми и Пермского края [Новостной пор-тал]. URL: http://permnew.ru/news?post_id=1009.
  27. Рогов, Н.А. Материалы для описания быта пермяков. М.: Тип. Грачёва и комп.,1860. – 353 с.
  28. Сафразьян, А.Л. История России. Конспект лекций: Учебное пособие / А.Л. Сафразьян. — М.: Проспект, 2013. — 96 c.
  29. Семин, В.П. История России: Учебник / В.П. Семин. — М.: КноРус, 2013. — 440 c.
  30. Сизенко, А.Г. История России. Великие события: Также выходит под названием 111 выдающихся событий в истории России / А.Г. Сизенко. — Рн/Д: Владис, 2011. — 560 c.
  31. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен / С.М. Соловьев. — М.: Эксмо, 2013. — 1024 c.
  32. Станет ли Пермь культурной столицей России? 12.09.2009 [Электронный ресурс] // Prm.Ru [Электронный новостной портал Перми и Пермского края].URL: http://prm.ru/perm/2009-09-12/39849.
  33. Харузин, Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда, Оло-нецкой губернии. М.: Тип. А. Левенсон и Ко, 1889. – 342 с.
  34. Хлопин, В. Несколько слов о пермяках // 1847 год, журнал «Московитянин» часть 1-я. – С. 201-216
  35. Черных, А.В. Народы Пермского края. Культура и этнография. – Пермь: Издательство «Пушка», 2007. – 366 с.
  36. Чисталёв, П.И. Коми народные инструменты. – М., 1984. – 435 с.
  37. Шаповалова, Г.Г. Севернорусская легенда об олене // Фольклор и этнография Русского Севера. Л.: Наука, 1973. – 653 с.
  38. Шаповалов, С.Н. История России в схемах, таблицах и картах: Учебное пособие для высшей школы / В.В. Касьянов, С.Н. Шаповалов, А.Я. Шаповалова; Под ред. В.В. Касьянов. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 288 c.
  39. Шестаков, Я. Жертвоприношение пермяков-христиан в день Флора и Лавра // Этнографическое обозрение. 1909. № 4. — С. 32–36.

ПРИЛОЖЕНИЯ

………………….

…………………

………………..