Дипломная работа по педагогике: Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста

Заказ 454

Цена полной версии дипломной работы: 3500 рублей

                                  СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Первая глава. Проблемы развития памяти в психолого-педагогической литературе  6

1.1.Проблемы исследования памяти в трудах зарубежных и отечественных психологов. 6

1.2. Особенности развития памяти детей старшего дошкольного возраста. 21

Вторая глава. Эмпирические исследования развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста. 27

2.1.Описание методик и результатов констатирующих опытов. 27

2.2. Описание методик и проведение (процедура) обучающих опытов. 36

2.3. Контрольные опыты.. 45

2.4. Выводы эмпирического исследования и психолого-педагогические рекомендации  52

Заключение. 54

Список используемых источников. 57

Приложение 1. 61

Введение

Актуальность. Говоря о человеке и о человечестве мы всегда говорим о таких понятиях как «память», «воспоминания». Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память — это абсолютно необходимое условие для научения и приобретения знаний. Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальное функционирование в обществе.

Память существуют у всех живых существ, хотя и в разной степени развития. Человек гораздо более сложен: прежде всего, у человека есть речь, как сильный инструмент запоминания; человек также обладает произвольной, логической и опосредствованной памятью, чего нет у животных. Другими словами, человек использует для запоминания и хранения информации свою волю, логику, разные средства запоминания (записи, тексты и т.д.). Человек неограничен только органическими возможностями в использовании памяти, и перед памятью человека открываются фантастические возможности.

Память, так же как и все познавательные процессы, представляет собой отражение человеком реальной действительности, неразрывно связанной с его деятельностью.

Процессы памяти взаимосвязаны с процессами мышления.

Память тесно связана с волевыми качествами — с их целенаправленностью, мотивами поведения человека, склонностями и интересами, умением преодолевать трудности, бороться с препятствиями.

Человеческая память — сознательный, осмысленный процесс. Это её важнейшая характерная черта.

Значение памяти в жизни и деятельности человека огромно. Память – основа научения. Обучаясь, ребёнок обогащает память не только личным опытом, но и опытом предшествующих поколений. Без накопления опыта был бы невозможен физический и умственный труд, никакая деятельность человека.

Память необходима для творческой деятельности, которая осуществляется на основе полученной и усвоенной человеком информации.

Изучение закономерностей развития памяти является важной составной частью общей, детской, а также возрастной и педагогической психологии.

Проблема развития памяти актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития памяти ребенка. У ребенка дошкольного возраста еще не полностью сформировалась память, ее типы и особенности. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.

Теория развития памяти породила большие споры в психологии. Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других наук. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, своя система понятий и своя теория памяти. Достижения каждой науки взаимно дополняют друг друга, расширяют знания о памяти человека, позволяют глубже заглянуть в одно из самых важных и загадочных явлений человеческой психологии

Несмотря на существенные  достижения отечественных и   зарубежных исследователей в области интеллектуальной сферы, необходимо отметить ряд необходимых вопросов, которые требуют дальнейшей теоретической и экспериментальной проработки: недостаточно изучены индивидуальные особенности развития памяти, остается открытым вопрос об особенностях памяти у детей дошкольного возраста.

Актуальность темы, выбранной нами для исследования, в том, что в период дошкольного возраста происходит активное развитие всех видов памяти ребёнка. Задача взрослого — помочь этому развитию, поскольку происходящие в дошкольном возрасте преобразования имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития ребёнка.

Объект исследования – развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности развития произвольной памяти у старших дошкольников.

Цель исследования – определение путей и методов, способствующих развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования нами была определена гипотеза исследования: развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возрасте будет эффективным, если:

—   разработана модель комплексного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста;

—   выявлены и определены эффективные педагогические условия, обеспечивающие использование системы методов психологического воздействия на развитие произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста.

Для проверки гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по проблемам развития памяти.
  2. Выявить уровень произвольной памяти детей дошкольного возраста.
  3. Подобрать (разработать) программу формирования произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Попытаться разработать методические рекомендации по развитию произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

—   анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

— наблюдение, эксперимент, беседа, игры с детьми.

Исследование проводилось в ГОУ НШДС №1616 г. Москва   с детьми старшего дошкольного возраста в количестве 13человек.

Первая глава. Проблемы развития памяти в психолого-педагогической литературе

1.1.Проблемы исследования памяти в трудах зарубежных и отечественных психологов

 

В настоящее время, когда учёные собрали и обобщили данные о памяти как о высшей психической функции, появилось множество определений.

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Память – необходимая предпосылка любой творческой деятельности, всегда осуществляемой на основе уже полученной и усвоенной человеком информации.( З.М. Истомина. Развитие памяти. – М.,1978)

Память — сохранение человеком полученной информации благодаря образованию в нервной системе следов протекающих нервных процессов. (З.М. Истомина. Развитие памяти. – М.,1978)

Под памятью мы понимаем запечатление (запись) сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков.(Е.И.Рогов. Общая психология. – М., 2001.)

Память –это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. (Е.И.Рогов. Общая психология. – М., 2001.)

…………………………….

…………………………….

……………………………

2.2. Описание методик и проведение (процедура) обучающих опытов

Итак, мы выяснили, что память дошкольников еще достаточно не развита. Поэтому необходимы специальные упражнения по ее развитию.

При условии реализации психологических развивающих упражнений, можно прогнозировать следующий результат: развитие памяти дошкольников, а также их интеллектуальное, социально-личностное развитие, повышение уверенности в себе, а также готовность к успешному переходу на ступень школьного образования.

С этой целью мы разработали курс «Я бы в школьники пошел – пусть меня научат» (таблица 3).

Задачи:

  1. формирование учебных мотивов;
  2. развитие зрительного анализа;
  3. …………………………..

…………………………………….

…………………………………….