Дипломная работа по теме: Контроль учебных достижений младших школьников при изучении курса «Окружающий мир»

Заказ 047

Цена полной версии дипломной работы: 2 500 рублей

Контроль учебных достижений младших школьников при изучении курса «Окружающий мир»

 

Содержание

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы проблемы осуществления контроля учебных достижений младших школьников при изучении курса «Окружающий мир». 4

1.1 Сущность понятия «контроль» и его функции в   учебной деятельности младших школьников. 4

1.2 Основные направления повышения эффективности контроля качества учебной деятельности школьников. 14

1.3. Традиционные и инновационные формы и методы контроля и оценки учебных достижений обучающихся. 23

Глава 2. Практическая работа по организации контроля учебных достижений младших школьников при изучении курса окружающий мир (на примере разработки итогового контроля) 34

2.1 Основные положения и принципы   организации итоговой оценки индивидуальных учебных достижений обучающихся по предмету «Окружающий мир». 34

2.2 Разработка заданий для итогового теста по предмету «Окружающий мир»  37

2.3 Разработка требований к итоговому тесту для выпускников начальной школы по предмету «Окружающий мир» и листа   учебных достижений учащихся. 53

Заключение. 56

Список использованной литературы.. 58

Приложение. 65

 

 

 

Введение

 

Выбор данной тематики обусловлен тем, что без контроля оценки невозможно ни эффективное управление дидактическим процессом, ни достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.
Контроль, проверка результатов обучения трактуются дидактикой как педагогическая диагностика, которая проводится на основе сбора, хранения и обработки информации о достижениях школьников, а, следовательно, и о деятельности педагогической системы. Контроль и оценка оказывают не только воспитывающее действие, но и влияют на тщательность выполнения заданий учащимися, на регулярность занятий предметом[13, c.112].

Важность и актуальность проблемы оценки и контроля за достижениями учащихся исследуют и отмечают в своих работах видные ученые современники Выготский Л.С., Беспалько В.П., КабардинО.Ф.,Лернер,И.Я.,ученые практики :Талызина Н.Ф., Третьяков П.И.,Симонов В.П., Гузик Н.П.; дидактыПодласый И.П., Пидкасистый П.И., психолог Фридман Л.М..

Актуальность излагаемой проблемы на современном этапе развития образования значительно возрастает. Многочисленные факты свидетельствуюто том, что имеющийся уровень диагностическо-контролируемой культуры педагогов явно не отвечает требованиям современной школы.

Одни понимают диагностику как процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности, а также некоторых сторон развития и воспитанности. Обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения дают в свою очередь представление о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, позволяют сделать выводы об эффективности работы учителя, образовательного учреждения.
Другие понимают контроль с одной стороны как формальную процедуру проверки работы учителя и школы как функцию управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений.
Третьи считают, что контроль обучения имеет значение для проверки и оценки ЗУН учащихся учителем.

Актуальность проблемы позволила определить тему исследования: «Контроль учебных достижений младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».

Цель исследования: изучение проблемы и сущности организации контроля учебных достижений младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».

Объект исследования: учебные достижения младших школьников

Предмет исследования: контроль учебных достижений

В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1.Рассмотреть сущность понятия «контроль» и его функции в учебной деятельности младших школьников

  1. Проанализировать основные направления повышения эффективности контроля качества учебной деятельности школьников
  2. Описаны традиционные и инновационные формы и методы контроля и оценки учебных достижений обучающихся
  3. Провести практическая работу по организации контроля учебных достижений младших школьников при изучении курса окружающий мир (на примере разработки итогового контроля)

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы осуществления контроля учебных достижений младших школьников при изучении курса «Окружающий мир»

1.1 Сущность понятия «контроль» и его функции в учебной деятельности младших школьников

 

В данном параграфе предпринята попытка рассмотреть проблему контроля качества учебной деятельности младших школьников. Ее анализ в психолого-педагогической литературе позволил нам выделить основные направления изучения данной проблемы:

  1. определение сущности контроля;
  2. выявление классификаций, видов и форм контроля;

3.обоснование методов и способов контроля, осуществляемых различными диагностическими методиками;

  1. требования к контролю.

Рассмотрим подробнее каждое из этих направлений. Первое направление связано с определением сущности контроля, который зачастую в педагогике ученые не связывали с качеством учебной деятельности.

Анализ современного состояния практики и теории контроля учебной деятельности показал, что в нем существуют серьезные недостатки, которые рассмотрены М.Н. Скаткиным. К ним он отнес нерегулярность (эпизодичность) обратной связи; неполный охват проверкой всего содержания обучения (выборочность); отсутствие проверки самого процесса работы ученика (проверяется в основном конечный результат); недостаточная вовлеченность учащихся в самоконтроль (слабость внутренней обратной связи). По его справедливому замечанию, «эти недостатки нарушают нормальное протекание взаимодействия между учителем и учащимися, снижают эффективность обучения» [33, с. 78].

В современной науке нет однозначности в подходе к определению понятия «контроль». Контроль трактуется как проверка, то есть выявление состояний знаний, умений и навыков учащихся (И.П. Пидкасистый, И.П. Подласый, Н.В. Савин); как управление процессом обучения (Н.В. Басова, Б.П. Есипов, И.П. Пидкасистый); как диагностика, или определение результатов в образовательной деятельности (И.П. Подласый); как совокупность действий по выявлению качественно-количественных характеристик результатов обучения (А.А. Бодалев, В.И. Жуков, Л.Г. Лаптев, В.А. Сластенин); как рефлексия собственной деятельности (В.В. Репкин, В.Г. Романко); как самоанализ (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов); как учебное действие, идущее по ходу выполнения учебной деятельности школьника, выполняемое самим субъектом (B.C.Кукушин).

Рассмотрим несколько подробнее позиции некоторых авторов. В исследованиях, посвященных проблемам организации учебного процесса, контроль представлен как «управление, нацеленное на получение информации об учебно-воспитательной работе». При таком подходе функция контроля сводится только к получению сведений об учебной работе младшего школьника. Определение контроля, предложенное И.П. Пидкасистым, Н.В. Савиным — «контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения» — свидетельствует о том, что происходит проверка только результатов обучения, то есть приобретенных знаний, умений и навыков учащихся, в то время как из поля зрения исчезают такие компоненты учебной деятельности, как целеполагание, мотивация, способы деятельности. Это объясняется тем, что исследователи изучали проблему контроля в 60-70-е годы XX века, когда позиции авторитарной педагогики являлись господствующими и соответствовали реалиям советского образования.

В настоящее время в связи с кардинальными изменениями, происходящими не только в педагогической науке, но и в обществе в целом, когда произошел коренной пересмотр образовательных ценностей, мы не считаем возможным согласиться с таким узким толкованием изучаемого понятия, поскольку контроль здесь рассматривается лишь через одностороннее воздействие педагога на ученика, в то время как последний выступает исключительно как объект педагогической деятельности.

И.П. Подласным предложена более полная трактовка понятия «контроль»: «диагностирование обученности, то есть последствий, достигнутых результатов и обучаемости» [33, с. 80]. В данном определении, к сожалению, не отражен личностный аспект контроля.

В отличие от активного (чаще всего командного) одностороннего воздействия учителя, современные подходы к определению понятия контроль строятся на принципе совместной ценностной деятельности, базирующейся на принятии индивидуальных интересов школьника как партнера.

Интересно определение контроля, данное И.С. Ильясовым: «операциями контрольных действий являются сравнение компонентов осуществляемых исполнительных учебных действий с образцами свойств их предметов, результатов и операций исполнительских учебных действий уяснения и отработки, оценка совпадения реального хода этих действий и результатов с заданными и внесение коррекций в соответствии с образцами в случае расхождения». Исходя из приведенного определения, следует, что при недостаточно легком воспроизведении некоторого предметного усваиваемого действия необходимо осуществить еще раз операции по его отработке. Как и в предыдущем определении отсутствует личностный аспект.

Д.Б. Эльконин формулирует следующее понятие контроля: «действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ» [39,c.50]. По его мнению, действие контроля направлено на саму деятельность, оно фиксирует отношение учащихся к самому себе как к субъекту, вследствие чего направленность его на решение учебной задачи носит опосредованный характер. При этом исследователь указывает, что «функция контроля состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимся операций, входящих в состав его действий» / Таким образом, действие контроля характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Как видим, в этом определении уже делается акцент на личность учащегося.

Г.Б. Скок рассматривает контроль не только как «способ активизации деятельности», но и как «средство установления коммуникаций» [8, с. 55]. Под коммуникацией понимается взаимодействие учителя и учащегося в процессе деятельности. Подчеркивается, что организация контроля качества учебной деятельности основана на принципе «организуй не поведение, деятельность», поскольку при отсутствии положительных эмоций в процессе активности происходит смена роли мотивов, из-за отсутствия формулировок промежуточных целей наблюдается дезорганизация деятельности учащегося.

По его мнению, деятельность учителя по организации контроля на учебных занятиях будет считаться продуктивной, если:

  1. определены цели контроля;

2.проводится обсуждение результатов контроля;

  1. оценочные суждения преподавателя объективны;

4.заранее сообщаются требования к выполнению контрольных заданий и критерии оценок;

5.оценивается результат деятельности учащегося, а не его личность;

6.формы контроля разнообразны;

7.преобладает обучающая функция контроля над контролирующей;

8.действие контроля индивидуализировано;

9.функции контроля переданы ЭВМ;

10.положительные оценки преобладают;

11.практикуется и поощряется самооценка и самоконтроль.

Как видим, предложенные Г.Б. Скоком действия учителя по организации контроля качества учебной деятельности представляют собой совокупность действий, направленную на выявление качественно-количественных характеристик продукта учебной активности школьников.

В работах Г.А. Цукерман представлены новые взгляды на управление учебной деятельностью младших школьников, которые опираются на конечные результаты их учебного труда на основе личностно ориентированного подхода. Идеи автора о сочетании контроля с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса заключаются в том, что «учебная деятельность развивает у младших школьников способность к рефлексии, позволяющей отделять известное от неизвестного и с помощью гипотез относительно неизвестного обращаться к основаниям собственного действия и действиям партнеров по совместному решению новых задач» [8,с.25]. Такое направление имеет особое значение для современного педагогического процесса в опыте субъектно-субъектных отношений, помогает понять глубинную сущность личностного взаимодействия. Позиция Г.А. Цукерман демонстрирует особую важность контроля, ставя его, к сожалению, на ступень выше, чем самоконтроль. Исследователем проводится ряд практических материалов по организации контроля и самоконтроля в начальной школе. При этом проблема теоретического обоснования понятия «самоконтроль» и его соотношения с контролем остается открытой. Данную картину мы наблюдаем и в других научных изысканиях, где самоконтроль присутствует лишь на номинативном уровне.

В определении, данном А.А. Бодалевым, В.И. Жуковым, Л.Г. Лаптевым, В.А. Сластениным, контроль представляет собой «совокупность действий, позволяющих выявить качественно­-количественные характеристики результатов обучения, оценить, какая часть программного материала, запланированных знаний, умений и навыков освоена обучаемыми». Как видно, акцент ставится на триединой цели контроля:         с точки зренияприобретенных знаний, уровня их усвоения и умения применять их на практике.

Проведенное теоретическое исследование позволяет утверждать, что в последние годы сложилась общая тенденция рассматривать контроль не только как средство выявления недостатков в ходе учебно-воспитательного процесса или как канал получения обратной связи, но и как средство, позволяющее выявить количественно-­качественные характеристики учебной активности младшего школьника, а также эффективность его учебной деятельности и решить проблему образования и личностного роста.

Представленный материал позволил сделать два основных вывода:

Первый подход в большей степени ориентирован на сам педагогический процесс, а не на его участников. Авторами почти исключена ориентация на человека, его потребности и возможности. Сама учебная деятельность при проведении контроля ее качества также не учитывается. Таким образом, ее качество не изменяется, а учащийся является объектом контроля, что сказывается на его дальнейшей жизнедеятельности.

Современный подход имеет особое значение, поскольку позволяет решить некоторый комплекс личностно ориентированных задач образования, осуществить перевод субъектно-объектных отношений в системе «младший школьник — учитель»на субъектно-­субъектные. Слабым звеном в данном подходе является недостаточное внимание исследователей к разработке проблемы связи контроля с качеством учебной деятельности младших школьников.

В рамках нашего исследования определение контроля понимается как взаимодействие, проводимое с целью выявления и оценки результатов обучения. Однако мы считаем, что нельзя рассматривать контроль лишь как внешнее действие, действие со стороны учителя, одноклассников, поскольку мы рассматриваем контроль с позиций педагогики. Иными словами, контроль как педагогическая категория имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Внешняя сторона проявляется через его организацию учителем, внутренняя сторона контроля предусматривает рассмотрение ученика как его субъекта через широкое использование им самоконтроля и самооценки.

Рассмотрев основополагающие моменты, связанные с определением сущности понятия «контроль», обратимся к его функциям, обеспечивающи……………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Заключение

 

Данная работа осветила проблему контроля учебных достижений младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».

В ходе работы были решены следующие задачи:

1.Рассмотрена сущность понятия «контроль» и его функции в учебной деятельности младших школьников

2.Проанализированны основные направления повышенияэффективности контроля качества учебной деятельности школьников

  1. Традиционные и инновационные формы и методы контроля и оценки учебных достижений обучающихся
  2. Проведена  практическая работа по организации контроля учебных достижений младших школьников при изучении курса окружающий мир (на примере разработки итогового контроля). Изучив теоретические основы данной проблемы и , проведя практическую работу, можно сформулировать следующие выводы.

Контроль и оценка достижений младших школьников является существенной составляющей процесса обучения. Этот компонент учебно-воспитательного процесса должен соответствовать современным достижениям педагогической науки, требованиям социальной ситуации и приоритетам образования в первом звене школы.

Системное применение мониторинга в учебном процессе способствует достижению прогнозируемых результатов при условии потребности всего педагогического коллектива в диагностическом инструментарии для постоянного объективного отслеживания уровня учебных достижений учащихся.

Значимость нового подхода к оценке достижений младших школьников сегодня признается каждым учителем. Однако имеется целый ряд затруднений в выборе способа и средств процессуального оценивания, критериальной базы для оценки достижений детей, выстраивания схемы анализа результатов.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования : материалы Межрегионального научно-методического семинара, 24 марта 2009 г. / Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Мордовский гос. педагогический ин-т им. М. Е. Евсевьева» ; [редкол.: Н. В. Вершинина и др.]. — Саранск :Мордовский гос. педагогический ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2009. — 348 с.
  2. Виноградова, Наталья Федоровна.Окружающий мир : 3 класс : рабочая тетрадь для проверки знаний / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова. — Москва : АСТ, 2013 (Электросталь (Моск. обл.) :Полиграфиздат (ООО)). — 63 с.
  3. Воронов, Валентин Валентинович.Педагогические возможности рейтинговой накопительной системы оценивания учебных достижений школьников : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Воронов Валентин Валентинович; [Место защиты: Рос.гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена]. — Санкт-Петербург, 2010. — 164 с.
  4. Горбунова, Татьяна Станиславовна.Обновление системы оценивания учебных достижений обучающихся : учебное пособие / Т. С. Горбунова; Бюджетное образовательное учреждение Омской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области». — Омск : ИРООО, 2008. — 70 с.
  5. Дидактика средней школы : Некоторые пробл. соврем.дидактики : [Учеб.пособие ФПК директоров общеобразоват. шк. и пед. ин-тов. Пер. с рус. / М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, Н. М. Шахмаев, В. В. Краевский]; Под ред. М. Н. Скаткина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Рига : Звайгзне, 1984. — 290 с.
  6. Елькина, Ольга Юрьевна.Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования : монография / О. Ю. Елькина, Н. Л. Сабурова ; М-во образования и науки Российской Федерации, Ин-т содержания и методов обучения Российской акад. образования, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Кузбасская гос. педагогическая акад.». — Новокузнецк : Изд-во КузГПА. — 158 с.
  7. Ермолаева, Любовь Константиновна.История и культура Санкт-Петербурга : диагностика образовательных достижений учащихся : методические материалы в помощь учителю / Л. К. Ермолаева, Ю. А. Смирнова, Н. Г. Шейко ; Гос. образовательное учреждение доп. проф. образования Санкт-Петербургская акад. постдипломного пед. образования, Каф. культурологического образования. — Санкт-Петербург :СПбАППО, 2009. — 31, [2] с.
  8. Засобина, Галина Александровна.Практикум по педагогике : [Пер. с рус.] / Г. А. Засобина, С. Л. Кабыльницкая, Н. В. Савин; Под ред. Н. В. Савина. — Ташкент :Укитувчи, 1988. — 124,[2] с.
  9. Инновация в образовании. Современная психология в обучении [Текст] : I Международная Интернет-конференция, Казань, 25-26 октября 2012 года : сборник трудов / [ред. Изотова Е. Д.]. — Казань : Казанский ун-т, 2012. — 256 с.
  10. Инструментарий (кодификаторы, спецификации и демоверсии), разработанный в соответствии с требованиями ФГОС и Примерной образовательной программой начального образования, основные показатели и индикаторы качества начального образования, а также результаты апробации ин-струментария по математике [Электронный ресурс] / Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО. — М., 2012. —         Режим        доступа:     http: //www.centeroko .ru/download/FGOS 2012 Math.zip. — Загл. с экрана.
  11. Ихсанова, Светлана Геннадьевна.Разработка тестов учебных достижений [Текст] : учебно-методическое пособие / С. Ихсанова ; Поволжская гос. социально-гуманитарная акад. — Самара : ПГСГА, 2010. — 78 с.
  12. Калинина, Наталья Валентиновна.Методика оценки учебных достижений в начальной школе : практическое пособие / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова, А. Я. Горбылева. — Москва : Изд-во АРКТИ, 2006. — 71, [1] с.
  13. Ким, Владимир Сергеевич.Тестирование учебных достижений : монография / В. С. Ким ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Уссурийский гос. пед. ин-т». — Уссурийск : Уссурийский гос. пед. ин-т, 2007. — 215 с
  14. Корчинская, Татьяна Ивановна.Компьютерное тестирование как средство измерения качества учебных достижений учащихся [Текст] : монография / Т. И. Корчинская ; Федеральное агентство по образованию, Смоленский гос. ун-т. — Смоленск : Изд-во СмолГУ, 2009. — 154 с.
  15. Мельникова, Елена Валерьевна.Формирование образовательной информационной среды школы как средства повышения качества учебных достижений учащихся : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. — Ярославль, 2006. — 25 с.
  16. Педагогика : учебное пособие по дисциплине «Педагогика и психология» (часть I «Педагогика») для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непедагогическим специальностям / [Вульфов Б. З. и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. — Москва :Юрайт :Высш. образование, 2009. — 430 с.
  17. Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания в начальной школе [Текст] : пособие для учителя 1-го класса / [А. Б. Воронцов и др.] ; под общ.ред. А. Б. Воронцова. — 2-е изд. — Москва : Вита-Пресс, 2011. — 208 с.
  18. Проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 152 с.
  19. Советова, Елена Викторовна.Итоговая аттестация в начальной школе [Текст] / Советова Е. В. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 299, [1] с.
  20. Матвеева, Елена Ивановна.Критериальное оценивание в начальной школе [Текст] : пособие для учителя : (из опыта работы) / Е. И. Матвеева, О. Б. Панкова, И. Е. Патрикеева. — 4-е изд. — Москва : Вита-Пресс, 2013. — 168 с. :
  21. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины «Педагогический мониторинг учебных достижений школьников» Направление подготовки 050400.62 Психолого-педагогическое образование [Текст] : ФГАОУ ВПО «Белгородский гос. нац. исследовательский ун-т», Фак. психологии, Каф.педагогики ; [сост.: В. Е. Мусина]. — Белгород : Белгород : НИУ «БелГУ», 2013. — 2, [1] с.
  22. Михайлова, Елена Константиновна. Технология формирующего оценивания как средство обеспечения качества индивидуальных учебных достижений школьников : диссертация … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Михайлова Елена Константиновна; [Место защиты: Кемер. гос. ун-т]. — Братск, 2013. — 164 с.
  23. Мониторинг качества образования в условиях введения ФГОС НОО: теоретико-методологические и технологические аспекты [Текст] : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (21 марта 2013 г.) / [редкол.: Л. П. Юздова и др.]. — Челябинск : Цицеро, 2013. — 210 с.
  24. Мусина, Валентина Егоровна.Педагогический мониторинг учебных достижений школьников [Текст] : учебно-методическое пособие / В. Е. Мусина ; Белгородский гос. ун-т. — Белгород : Изд-во БелГУ, 2010 (Белгород : Изд-во Белгородского гос. ун-та). — 110 с.
  25. Образование в XXI веке: проблемы и перспективы [Текст] : VIII Международная научно-практическая конференция, ноябрь 2012 г. : сборник статей / О-во «Знание» России [и др.] ; [редкол.: В. Б. Моисеев, В. М. Володин, Е. А. Чуфистов]. — Пенза : Приволжский дом знаний, 2012. — 59с.
  26. Ольховая Л. С.Тесты за курс начальной школы. Русский язык, математика, окружающий мир. 4-5 классы. Мониторинг учебных достижений : учебно-методическое пособие / Л. С. Ольховая, Л. Л. Иванова, Е. Ю. Сухаревская и др. ; под ред. Ф. Ф. Лысенко. — 7-е изд. — Ростов-на-Дону : Легион, 2013 (Таганрог (Ростовская обл.) :Полиграфобъединение (ЗАО)). — 238 с.
  27. Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе. Система заданий, В 3 ч. Ч 1 [Текст] / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 215 с.
  28. Оценка достижения планируемых результатов обучения в начальной школе. Система заданий, В 3 ч. Ч 2 [Текст] / Л.Л. Алексеева, М.З. Биболе-това, А.А. Вахрушев и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 240 с.
  29. Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковале¬вой, О.Б. Логиновой. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 120 с.
  30. Применение результатов оценки учебных достижений школьников в целях повышения качества общего образования [Текст] : (на материалах Республики Казахстан и Российской Федерации) / [в. Н. Аверкин и др.] ; под ред. С. В. Жолована ; Новгородский ин-т развития образования [и др.]. — Санкт-Петербург ; Астана : СПбАППО, 2013. — 93 с.
  31. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С. Савинов. — 3-е изд., пе-рераб. — М.: Просвещение, 2011. — 204 с.
  32. Сабурова, Надежда Львовна.Мониторинг учебных достижений младших школьников как средство повышения качества начального образования : автореферат дис. … кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Сабурова Надежда Львовна; [Место защиты: Кузбас. гос. пед. акад.]. — Новокузнецк, 2009. — 24 с.
  33. Система контроля и оценки в начальной школе [Текст] : информационно-методический сборник / Нижегородский ин-т развития образования ; [отв. ред. Н. Ю. Яшина]. — Нижний Новгород : [б. и.], 2007. — 180, [2] с.
  34. Теоретические и прикладные проблемы современной педагогики [Текст] : сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции / ФГБОУ ВПО Ставропольский гос. аграрный ун-т ; [редкол.: В. С. Скрипкин, Р. В. Крон (отв. ред.), Е. В. Долгих]. — Ставрополь : АГРУС, 2012. — 131 с.
  35. Универсальные учебные действия учащихся: формирование и развитие диагностика и оценивание [Текст] : материалы XII Международных педагогических чтений «Стандартизация общего образования: управление, методическое обеспечение, формирование универсальных учебных действий», Россия, Волгоград, 20 апреля 2012 года / [науч. ред.: Н. М. Борытко, А. Н. Кузибецкого, Л. К. Максимова]. — Волгоград : Изд-во лицея № 8 «Олимпия» : Изд-во ВГАПК РО, 2012. — 357 с.
  36. Учебные достижения обучающихся. Реализуем государственную программу г. Москвы на среднесрочный период, 2012-2016 гг. [Текст] : 2011-2012 учебный год / Департамент образования г. Москвы, Восточное окр. упр. образования, Методический центр ; [сост. А. Е. Лавренова и др.]. — Москва : МЦ ВОУО ДО, 2012. — 40 с.
  37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. [Текст] / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2011. — 33 с.
  38. Чудинский, Руслан Михайлович.Независимая оценка индивидуальных учебных достижений обучающихся: методология теория, практика [Текст] / Р. М. Чудинский, А. А. Володин, А. С. Быканов ; Образовательный консорциум «Среднерусский ун-т» [и др.]. — Москва : МГИ ; Подольск, Московская обл. : МОГИ, 2012. — 253 с.
  39. Эльконин, Даниил Борисович (1904-1984.).Детская психология: учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 3-е изд., стер. — Москва : Академия, 2006 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат). — 383, [1] с. : табл