Дипломная работа по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора».

Заказ 017

Цена полной версии дипломной: 2500 рублей

 

Дипломная работа

По теме:

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами фольклора»

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Характеристика детского возраста……………………………….…..8

1.1. Общая характеристика детского возраста…………………………….…..8

1.2. Характеристика дошкольного возраста…………………………………….12

Глава 2. Творческие способности дошкольников……………………………28

  • Понятие творческих способностей………………………………………..28
  • Развитие творческих способностей детей дошкольного

возраста……………………………………………………………………49

Глава 3 Воспитание дошкольников средствами фольклора………………….60

3.1. Понятие фольклора. Детские фольклорные жанры…………………..…60

3.2. Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников……………………………………………………………………73

3.3. Развитие музыкальных творческих способностей на занятиях фольклорного коллектива «Колокольчики»…………………………………82

Заключение…………………………………………………………………….111

Список литературы……………………………………………………………113

Приложение…………………………………………………………………….115

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность проблемы.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой художественного отражения действительности. Глубоко и многообразно воздействуя на чувства, волю людей, музыка способна благотворно сказываться на их общественной деятельности, влиять на формирование личности.

Эффект воспитательной роли музыки, а также направленность и характер ее социального воздействия представляются важнейшими критериями, определяющими общественную значимость музыки, ее место в системе духовно-культурных ценностей. Так, Б.М.Асафьев подчеркивал, что для формирования духовно богатой личности, и привития ей социальных навыков «никакое другое искусство не в состоянии содействовать этому в такой сильной степени, как музыка…».

Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателя хорошего вкуса, способного отличать высокохудожественные образцы музыкального искусства от низкосортных. Поэтому очень важно сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо в повседневной практике музыкального обучения и воспитания детей использовать высокохудожественные образцы музыки различных культур и, конечно, музыку своего народа.

Происходящие в современном обществе процессы роста бездуховности, снижение нравственного уровня, вызывают все большую тревогу, и одним из путей преодоления этих негативных явлений может стать на самых ранних стадиях музыкальное воспитание детей. Народное музыкальное творчество является прекрасной основой для образования и воспитания благодаря своей высокой содержательности и отсутствию второстепенных, малозначительных элементов. Создаваясь и откристаллизовываясь в веках, народное искусство служит высочайшим проявлением исторической достоверности, высоких идеалов и развитого эстетического вкуса.

Нравственное и эстетическое содержание народного музыкально-поэтического творчества, непреходящая ценность его педагогических и психотерапевтических возможностей убеждают в необходимости сохранения и широкого использования фольклора в современной практике воспитания и образования. Обращаясь к народной культуре, как к источнику воспитания, можно найти благодатную почву для формирования и развития у детей различных качеств: интеллектуальных, нравственных, эстетических.

Сегодня в педагогической практике музыкального обучения дошкольников идет активный поиск форм и методов использования музыкального фольклора. Многие педагоги, музыкальные руководители, используя фольклорный материал, создают оригинальные методики, знакомящие детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы и методы разучивания народных песен, танцев, игр. Заметим, однако, что данная работа основана, прежде всего, на ознакомлении детей с традициями народной жизни, обычаями, предметами быта, играми, устным народным творчеством. В ряде исследований можно обнаружить различные подходы к развитию творческих способностей детей дошкольного возраста на основе использования народного искусства (Т.С. Комарова, А.П.Усова, Т.Я. Шпикалова). Вместе с тем, вопросы комплексного развития музыкально-творческих способностей дошкольников на основе фольклорной деятельности, на наш взгляд, разработаны недостаточно полно. Можно сказать, что не до конца использованы возможности научного подхода к данной проблеме и не создана единая система включения фольклора в процесс воспитания дошкольников.

Исходя из вышеизложенного, цель исследования — разработать и экспериментально апробировать методы развития творческих способностей детей средствами песенного фольклора.Объект исследования: музыкально-эстетическое воспитание дошкольника средствами фольклора. Предмет исследования: развитие у детей дошкольного возраста музыкально-творческих способностей (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, метроритмические способности) средствами народного искусства (поэтического, музыкального, танцевального, игрового фольклора). Гипотеза исследования: эффективность развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста может быть значительно повышена, если будет использована разработанная нами система методических средств, приемов и условий, включающая:

  • создание в дошкольном учреждении фольклорной среды (оформление фольклорного уголка, создание иллюстративного материала о народной жизни, использование предметов народного быта, народных костюмов в повседневной жизни детей);
  • использование метода фольклорной игры, который предполагает:

— активное сотворчество педагога и ребенка;

— практическое освоение музыкального материала путем его проживания через определенный сюжет народной жизни;

— создание в дошкольном учреждении традиций проведения народных праздников, в ходе которых каждый ребенок имеет возможность проявить свои индивидуальные музыкально-творческие способности.

Цель, предмет и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1) изучить и охарактеризовать проблему музыкальных способностей на современном этапе развития психолого-педагогической науки;

2) выявить психологические особенности музыкально-творческого развития детей старшего дошкольного возраста;

3) рассмотреть проблему фольклора в историческом аспекте, раскрыть его » возможности в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников;

4) разработать и экспериментально проверить эффективность системы занятий на фольклорном материале, направленной на развитие у детей дошкольного возраста основных музыкальных способностей средствами народного искусства с использованием взаимосвязи между видами фольклора и разными формами организации воспитательно-образовательной работы с детьми.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

— разработана и научно обоснована методическая система формирования и развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста средствами музыкального фольклора в процессе музыкальных занятий, строящихся по принципу фольклорной игры;

— выявлена специфика образно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста народного искусства, как фактора повышающего эмоциональную отзывчивость дошкольников и активизирующего развитие у них музыкально-творческих способностей;

— определены и экспериментально проверены педагогические условия, обеспечивающие максимальную эффективность развития музыкально- творческих способностей старших дошкольников средствами музыкального фольклора (создание в дошкольном учреждении фольклорной среды, условий для самостоятельной музыкально-творческой деятельности дошкольников и др.).

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— разработано определение музыкально-творческих способностей применительно к детям дошкольного возраста;

— теоретически раскрыто понятие фольклорной игры как основного метода проведения музыкальных занятий с дошкольниками на материале музыкального фольклора.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана методическая система формирования и развития музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста на основе фольклорной деятельности в ходе музыкально-эстетического воспитания дошкольников, что дает возможность музыкальным руководителям детских садов значительно повысить уровень развития музыкально-творческих способностей детей. Материалы исследования могут быть использованы как в специальных, так и нормативных курсах по теории и методике музыкального воспитания детей в системе подготовки специалистов дошкольного профиля, а так же специалистов дополнительного образования.

База исследования: Апробация и внедрение результатов исследования проводились в ходе осуществления опытно-экспериментальной работы в группе детей в возрасте от 4 до 7 лет.

Структура. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

 

Заключение

Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты педагогического эксперимента подтвердили корректность выдвинутой гипотезы и позволили сформировать следующие выводы:

  1. Конкретизировано понятие «музыкальные способности», которое было выбрано в качестве рабочего.
  2. Выделены компоненты музыкальных способностей (музыкальный слух, музыкальная память, чувство ритма, музыкальное движение, творческие навыки), критерии оценки музыкальных способностей. Определены показатели и уровни развития компонентов музыкальных способностей.
  3. Разработана технология развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, которая включала в себя II этапа.

I этап: развивающий – направлен на накопление умений и навыков развития музыкальных способностей, формирование интереса к дальнейшей музыкальной деятельности.

II этап: репродуктивно – творческий – носил более сложный и насыщенный характер. Он направлен на самостоятельное использование опыта музыкальной деятельности. Дети сочиняли, импровизировали на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.

  1. На основе разработанной технологии была составлена программа музыкального развития дошкольников средствами музыкального фольклора, которая может быть использована в дошкольных учреждениях, музыкальных и образовательных школах, гимназиях. Научно-методическое обеспечение данной программы поможет придать практической деятельности в этой области более конкретный, целенаправленный и актуальный характер. Это является попыткой сосредоточить внимание педагогов-практиков на решении ключевых проблем музыкального развития дошкольников, уточнить структуру, содержание, методики управления педагогическим процессом.

 

Список использованной литературы

  1. Бергсон А. Творческая эволюция. М. 2001, с.481
  2. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности. — СПб.: издательство Буковского, 2004, с. 600
  3. Богат В., Нюкалов В. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду). — Дошкольное воспитание. -2004, с. 352
  4. Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 2009. с.487
  5. Виноградов Г. Детский фольклор и быт. — М., 2003. с.358
  6. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. — Дошкольное воспитание. -2002 . с. 325
  7. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество. — Вопросы психологии. — 2000 . с. 496.
  8. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. — СПб.:, 1997. С.392.
  9. Годфруа Ж. Психология, изд. в 2 т., том 1. — М.Мир, 1992. стр. 435-442.
  10. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. — М.: Знание, 2003. С.279.
  11. Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. — Дошкольное воспитание. — 1997 №12. с. 249.
  12. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. — Пенза: Уникон-ТРИЗ.2001, с.354
  13. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения. — Вопросы психологии. — 2003 с. 548.
  14. Крылов Е. Школа творческой личности. — Дошкольное воспитание. -2002. с. 320.
  15. Кудрявцев В., Синельников В. Ребёнок — дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. -1995 с. 269.
  16. Левин В.А. Воспитание творчества. – Томск: Пеленг, 2003. 56 стр
  17. Ладыгина А.Б., Гринин В.В. Искусство в системе духовных ценностей общества. — М., 2006. С.243
  18. Лисина М. И. « Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни», М: 2004, с. 423
  19. Науменко Г.И. Фольклорная азбука – М.: Изд.центр «Академия», 2006; с.254
  20. Лук А.Н. Психология творчества. — Наука, 2008. С.325.
  21. Нора Ньюкомб « Развитие личности ребенка» — П., 2002, с.279
  22. Петрушин В.И. Музыкальная психология М., 2007;с. 521
  23. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. — Дошкольное воспитание. — 2006 с. 227.
  24. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников / под.ред.О.П.Радыновой – М.:Просвещение: Владос, 2004; с. 652
  25. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПБ 2001, с. 426
  26. Слободчиков В. И. Психология развития человека. М. 2001. С.452
  27. Старовойтенко Е. Б. Современная психология. М. 2001, с. 364
  28. Столяренко А.М. Психология и педагогика. — М.,2002, с. 269
  29. Тарасов Г.С. Педагогика в системе музыкального образования – М., 2006; с. 518
  30. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Л., 2007; с. 438
  31. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / избр.труды 2 т. – М., 2005; с. 256
  32. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — СПб., 2003, с.289
  33. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология – М.: Изд.центр «Академия», 2001; с. 324
  34. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания – М., 1999, с. 428.