Дипломная работа по экономике. Тема: Крупнейшие офшорные центры мира: механизм функционирования и роль в мировой экономике.

Заказ 333

Цена полной версии дипломной работы: 3990 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФШОРНЫХ ЗОН…………………………………………………………………………………………………… 5

1.1. Основные цели и задачи создания офшорной зоны…………………………. 5

1.2. Принципы и механизм функционирования офшорной зоны…………… 12

1.3. Отличительные особенности и классификация офшоров………………… 23

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КРУПНЕЙШИХ ОФШОРНЫХ ЦЕНТРОВ МИРА………………………………………………………………………………………………………… 34

2.1. Роль офшорных зон в мировой экономике………………………………….. 34

2.2. Крупнейшие офшорные центры…………………………………………………… 39

2.3. Анализ деятельности офшорных центров на примере Панамы………. 45

ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФШОРНЫХ ЗОН……………………………………. 53

3.1. Проблемы эффективного функционирования офшорных центров в современных условиях………………………………………………………………………………………….. 53

3.2. Правовое регулирование офшоров……………………………………………… 59

3.3. Основные направления развития современных офшорных центров. 69

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………… 73

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………… 77

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность государственных органов в экономически развитых и в развивающийся странах часто противоречит интересам коммерческих структур и отдельных граждан. Стремление предпринимателей, бизнесменов, политиков и просто имеющих значительные средства людей к офшорам объяснимо и носит глобальный характер. Причины этого явления известны, но масштабы, особенности и методы противодействия нуждаются в дополнительных исследованиях. Особенно актуальна проблема офшоров для России, из которой в офшоры за 20 лет было вывезено до 1,2 трлн долл., и ежегодно до ¾ экспорта капитала приходится на офшоры.

С развитием мировых рынков капитала возрастает мобильность финансовых средств, что позволяет активнее перераспределять инвестиции между странами и регионами. Немалую роль в этом процессе сыграла правовая либерализация международного движения капитала в большинстве стран мира, а также развитие информационных технологий.

Свобода движения капитала в мире порождает конкуренцию между странами-реципиентами инвестиций. Используя свой суверенитет, офшорные юрисдикции с их максимально выгодными для нерезидентов условиями наиболее привлекательны для регистрации компаний и проведения международных финансовых операций.

Главными конкурентными преимуществом офшоров являются очень низкое налогообложение, полная свобода движения капитала, частая возможность в той или иной степени сохранять анонимность владельцев капитала, а также неплохая юридическая и судебная поддержка. Будучи преимущественно территориями с низким потенциалом привлечения иностранных инвестиций в реальный сектор экономики, офшоры привлекают финансовый капитал путём предоставления инвесторам удобных им условий для функционирования этого капитала. Страны, из которых в офшоры направляются инвестиции, имеют претензии к ним по причине того, что те фактически способствуют оттоку капитала из их экономик, снижая налоговые доходы бюджета и объём инвестиций. Ущерб от деятельности офшоров, по расчётам диссертанта, только для бюджетов развитых стран за последнее десятилетние составил более триллиона долларов. Это побуждает международное сообщество выдвигать претензии к офшорам и принимать меры, направленные на уменьшение оттока капитала в офшоры.

Для российской экономики проблема использования её резидентами офшоров не менее актуальна, поскольку велики объёмы операций с офшорами, как законных, так и незаконных, что приводит к значительному ущербу для бюджета и экономики в целом.

С развитием финансовых рынков, а равно с углублением участия России в мировой экономике, актуальность использования офшоров российскими инвесторами, выявления причин и последствий этого процесса, а также разработка адекватных инструментов его регулирования только возрастает.

Целью работы является изучение крупнейших оффшорных центров мира, их механизма функционирования и роли в мировой экономике.

Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

— изучить теоретические аспекты функционирования офшорных зон

— провести характеристику крупнейших офшорных центров мира

— рассмотреть возможности повышения эффективности функционирования офшорных зон.

Предметом работы является крупнейшие офшорные центры мира.

Объектом работы является механизм функционирования и роль в мировой экономике крупнейших оффшорных центров.

Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения современной экономики. Ключевыми методами исследования послужили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Использовались такие методологические приемы как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются степень ее разработанности, объект, предмет, цели и задачи исследования, его теоретико-методологические основы.

В первом разделе – изучаются теоретические аспекты функционирования офшорных зон, в частности рассматриваются основные цели и задачи создания офшорной зоны, принципы и механизм функционирования офшорной зоны и отличительные особенности и классификация офшоров.

Во втором разделе – рассматривается характеристика крупнейших офшорных центров мира.

В третьем разделе – рассматриваются возможности повышения эффективности функционирования офшорных зон.

Заключение. В заключение работы сделаны выводы по теме исследования, а также даны рекомендации научно-практического характера.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФШОРНЫХ ЗОН

1.1. Основные цели и задачи создания офшорной зоны

Свободными экономическими зонами (СЭЗ) называют отдельно выделенные территории страны, которые обладают льготными валютными, налоговыми, таможенными режимами. В СЭЗ поощряется формирование экспортного капитала и приток иностранного капитала в сферу услуг и промышленность, а также совместная с иностранным капиталом торговая и другая предпринимательская деятельность.

СЭЗ – неотъемлемая на сегодняшний день часть экономических отношений на международном уровне. Эта система отношений прочно закрепилась в мировой хозяйственной практике. СЭЗ в мировой системе хозяйственных связей представляют собой важный фактор стремительного экономического роста, который достигается за счет различных действий: обмен информацией и технологиями, углубление интеграционных экономических действий, мобилизация инвестиций, активизация международного товарооборота.

……………………………

…………………………

…………………………..

1.2. Принципы и механизм функционирования офшорной зоны

Офшорные зоны представляют собой территории, предоставляющие льготный режим для финансово-кредитных операций с иностранными участниками и в иностранной валюте. Офшорные зоны привлекают клиентов не только значительными налоговыми льготами, но и благоприятным валютно-финансовым режимом (практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой валюте), высоким уровнем банковской и коммерческой деятельности, лояльностью государственного регулирования.

Термин Offshore в прямом переводе с английского означает «вне берега», «вне острова», и первоначально применялся английскими юристами в отношении компаний, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств (т. е. государств, расположенных вне Большого острова — Соединенного Королевства). On-shore — противоположность термина off-shore и означает «на берегу». Эти термины довольно часто используются юристами и экономистами, но фактически никогда не используются в национальных законодательствах.

Для многих компаний и банков на первом месте среди причин пользоваться офшорами оказывается желание сохранить секретность своих операций, ибо они могут относиться к сфере «чёрной экономики». Хотя сторонники «либерализации экономики» говорят, что для развития рыночных отношений необходима прозрачность, или «транспарентность» финансовых операций, факт наличия офшоров свидетельствует об их «закрытости». «Недаром офшоры нередко называют «юрисдикциями финансовой секретности».

………………………..

…………………………

………………………….

1.3. Отличительные особенности и классификация офшоров

Главное отличие офшоров от других свободных экономических зон состоит в том, что зарегистрированные в них предприятия не имеют право осуществлять какую-либо производственную деятельность.

Признаком офшорной юрисдикции является льготный характер налогообложения, отсутствие валютных ограничений, свободный вывоз полученной прибыли, отсутствие таможенных пошлин и сборов для иностранных инвесторов, низкий уровень требований к размерам уставного капитала.

……………………….

……………………….

………………………..

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КРУПНЕЙШИХ ОФШОРНЫХ ЦЕНТРОВ МИРА

2.1. Роль офшорных зон в мировой экономике

Влияние офшоров на мировую экономику неоднозначно, можно выделить 5 основных положительных моментов[1]:

  • активизация трансграничных финансовых потоков, ускорение оборота капиталов, улучшение аллокации капитала. Так, высокие прибыли международных корпораций не в последнюю очередь определяются оптимизацией налогообложения, в том числе, с использованием офшоров.

Как следствие, улучшается ожидание доходности компании, в неё больше инвестируют, растёт курс акций. Как показывает практика, фондовому рынку часто требуются сильные эмитенты для поддержания роста ключевых индексов и сохранения оптимизма инвесторов. Например, на 2014 г. капитализация компании Apple составляла 500 млрд. долл. (ей же принадлежит мировой рекорд – 600 млрд. долл., такие показатели стали возможны благодаря высокой прибыльности компании).

……………………..

………………………

………………………..

2.2. Крупнейшие офшорные центры

Список офшоров, а если быть точнее — список юрисдикций является одной из разновидностей свободных экономических зон. В используемых классификациях они относят к сервисным свободным экономическим зонам, их особенностью является создание для предпринимателей отличных валютно-финансовых, фискальных условий, высокого уровня банковской и коммерческой секретности, а так же лояльность от государственного регулирования.

………………………..

………………………..

…………………………

2.3. Анализ деятельности офшорных центров на примере Панамы

Идея создания канала, который бы облегчил торговлю с Америкой и остальным миром, стала началом расцвета офшора Панама. С подписанием соглашений о свободной торговле, со странами Карибского региона и США, таких как Инициатива стран Карибского бассейна и Tratado de Promociуn Comercial (TPC), а также с укреплением связей с ЕС, офшорная зона Панама стала участником одного из самых больших в мире торговых и производственных оборотов. В 2006 году ЕС стал основным инвестором Панамы — объем инвестиций в экономику страны составил 4585 млн. долларов США.

……………………………

…………………………….

………………………………

ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОФШОРНЫХ ЗОН

3.1. Проблемы эффективного функционирования офшорных центров в современных условиях

Наиболее частой причиной использование компании-офшора является стремление минимизировать налоги, занизив налогооблагаемую базу. Соответственно, первый способ использования офшорной компании связан непосредственно с уклонением от уплаты налогов. Данный способ заключается в открытии подконтрольной офшорной компанией банковского счета. Соответственно, на этот банковский счет либо осуществляются переводы с остальных подконтрольных правонарушителю юридических лиц в качестве платы за какие-либо услуги, либо сама предпринимательская деятельность осуществляется путем использования открытого в офшорной юрисдикции банковского счета и контрагенты по реальным договорам вынуждены оплачивать счета через данный расчетный счет.

Основное назначение указанного способа — минимизация налога на прибыль с организаций за счет того, что достигается значительное увеличение расходов и организация, зарегистрированная на территории РФ и являющаяся российским налогоплательщиком показывает близкую к нулевой прибыльность.

………………………

……………………..

………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Феномен офшоров имеет не менее давнюю историю, чем сами международные инвестиции. Расцвет офшоров пришёлся на 2-ю половину ХХ века, когда множество малых государств получили независимость. За рубежом этот феномен достаточно хорошо изучен с юридической точки зрения, однако ввиду скрытности самого явления трудно сделать количественные оценки. Не существует общепризнанных жёстких критериев для отнесения той или иной страны к офшорам, каждое заинтересованное государство или организация выбирает критерии самостоятельно.

Офшоры широко используются по всему миру, в том числе теми странами, которые ведут против них решительную борьбу. На юрисдикцию офшоров приходится от 15% до 40% мировых финансовых операций и от 12% до 17% мировых финансовых активов, в зависимости от метода подсчёта и сферы исследования. Что характерно, чем в стране более развит финансовый сектор и чем более развита экономика, тем активнее её резиденты используют офшоры, причём в первую очередь для оптимизации налогообложения, поскольку

……………………………..

……………………………

…………………………

Российские инвесторы самым активным образом участвуют в офшорных схемах, нанося при этом значительный ущерб экономике страны.

В отдельных случаях до ¾ российских инвестиций приходится на офшоры в той или иной форме. Причина заключается в высоких налогах и слабой обеспеченности прав собственности. Инвестиции в офшоры из России имеет тенденцию к постоянному росту вне зависимости от фазы экономического цикла, при этом активность инвесторов в офшорах непропорционально высока для российского уровня развития финансовых рынков и состояния экономики. Характерной особенностью российских инвестиций в офшоры является повышенная страновая концентрация направлений инвестиций – в основном это Кипр, Нидерланды и Люксембург, хотя регистрируются офшорные компании чаще в более дешёвых юрисдикциях. Средства, выведенные в офшоры, возвращаются в Россию в значительных объёмах, создавая рабочие места и накачивая экономику ликвидностью.

Российские инвесторы имеют свои предпочтения в использовании офшоров, в частности, они предпочитают некоторые юрисдикции другим.

…………………………………

……………………………….

………………………………..

 

Постепенное ужесточение регулирования офшорной деятельности в мире в целом мало изменило роль офшоров: их обороты продолжают расти.

Реально же получилось только переложить ответственность с госорганов на частные компании. Значительных успехов добиваются только отдельные страны своим политическим весом, либо вовсе незаконными действиями.

……………………………..

……………………..

………………….

В России регулирование офшорной деятельности в целом соответствует мировым стандартам, что, как показывает практика, не даёт желаемого эффекта. Дальнейшее прямое ужесточение политики не принесёт положительных результатов, нужны более продуманные меры. Вероятно, государственным органам пришло время взглянуть на проблему офшоров с другой стороны – со стороны инвестора.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  • Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
  • Апель. А., Гунько В., Соколов И. Обналичивание и офшорный бизнес в схемах. — М.: Спб., 2003
  • В. И. Баронов, Г. М. Костюнина. Свободные экономические и офшорные зоны. — М.: ИНФРА-М, 2013
  • Коробова  О.В.,  Жариков  В.В.,  Безпалов  В.В.  Управление  особыми  экономическими  зонами  в  РФ:  проблемы  и  перспективы/Журнал  аудит  и  финансовый  анализ  №  5  2014
  • Королев  Ю.А.  Развитие  особых  экономических  зон  в  Российской  Федерации  как  инструмента  повышения  инновационного  потенциала:  противоречия,  тенденции  и  перспективы  /  Ю.А.  Королев  //  Экономические  науки.  Финансы,  денежное  обращение  и  кредит.  2009
  • Официальный  сайт  Счетной  палаты  Российской  Федерации:  Деятельность  СП  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  http://audit.gov.ru/activities/bulleten
  • Официальный  сайт  Министерства  Экономического  развития  Российской  Федерации:  особые  экономические  зоны  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL: http://www.economy.gov.ru
  • Федеральная  служба  государственной  статистики  (Росстат):  официальная  статистика  [Электронный  ресурс]  —  Режим  доступа.  —  URL:  www.gks.ru
  • Байрачный Ю. Н. Офшорный бизнес в налоговом планировании -М.: Международный университет, 2011
  • Михаел Хараламбос. Социально-экономическая адаптация стран-членов ЕС: проблемы и перспективы (на примере Кипра). Дисс. на соиск. учёной степени кандид. эконом. Наук. — М, 2011
  • Семенов К.А. Международные экономические отношения. М., 2003
  • Данько Т.П., Окрут З.М. Свободные экономические зоны в мировом хозяйстве. М., 1998
  • Гончаренко С.С. // Федеративные отношения и региональная социально-экономическая политика. 2004. № 6
  • Зубченко Л.А. Иностранные инвестиции. М.,2004
  • Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны. – М.: Изд-во ИЭПП, 2007
  • Асаул В.В. Вернутся ли в Россию свободные экономические зоны?// Экономическое возрождение России. ― 2006. ― № 1
  • Малый бизнес: организация, экономика, управлением: учеб. пособие / под ред. В.Я. Горфинкеля. ― М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007
  • ОАО «Особые экономические зоны» [электронный ресурс] ― Режим доступа. ― URL:http://www.russez.ru/oez/industrial
  • ОАО «Особые экономические зоны» [электронный ресурс] ― Режим доступа. ― // URL:http://www.oao-oez.ru/special_economic_zones/for_innovation
  • Краснолуцкая Н.Т. Особая экономическая зона. – М.: Благовест-В, 2012
  • Байрачный Ю. Н. Офшорный бизнес в налоговом планировании -М.: Международный университет, 2011
  • Михаел Хараламбос. Социально-экономическая адаптация стран-членов ЕС: проблемы и перспективы (на примере Кипра). Дисс. на соиск. учёной степени кандид. эконом. Наук. — М, 2011
  • Сердинов Э. М. Международный офшорный финансовый сектор // Банковское дело, № 10, 2012
  • Хейфец Б.А. «Офшорные юрисдикции в глобальной и национальной экономике», — ЗАО «Издательство «Экономика», 2008