Дипломная работа: Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и зарубежных странах.

Заказ 100

Цена полной версии дипломной работы: 2500 рублей

Оглавление

 

Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства и социальной защиты детей-сирот 7
1.1. Понятие и сущность сиротства 7
1.2. Проблемы детей-сирот 12
1.2. Особенности социальной защиты детей сирот 21
Глава 2. Анализ социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и зарубежный странах 31
2.1. Социальная защита детей-сирот в России 31
2.2. Социальная защита детей-сирот в зарубежных странах 39
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 57

 

 

Введение

 

В сиротстве жить – слёзы лить.

Русская пословица.

 

Детство – самая светлая и беззаботная пора в жизни человека, но, к сожалению, многие дети лишены этого счастья в силу разных обстоятельств.

В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берёт на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей. Ребёнок, потерявший родителей, – это особый, по-настоящему трагический мир. Потребность иметь семью, отца и мать – одна из сильнейших потребностей ребёнка.

Сиротство – это социальное явление, а дети-сироты – это дети, оставшиеся без родителей. При современном уровне смертности каждый пятый ребёнок остаётся сиротой до совершеннолетия. Подавляющее большинство из них – социальные сироты, т.е. сироты при живых родителях [].

Изменение социально-экономической ситуации в стране за последние десять лет привело к значительному росту количества детей-сирот. Резкое снижение жизненного уровня для многих семей становится причиной асоциальной жизни При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества – дети Для того, чтобы обеспечить ребенку безопасность и достойный уровень жизни, государство определяет его в специально созданные учреждения – детские дома. В настоящее время постоянно растет количество детей, воспитывающихся в семьях, которые не предоставляют условий для нормального развития ребенка Частым явлением стал отказ матерей забирать своих детей из родильного дома, вследствие чего они попадают в дома ребенка, а затем в детский дом.

Сокращение социального сиротства и улучшение ситуации в сфере обеспечения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – одно из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Российской Федерации. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации. Постоянно принимаются нормативные правовые акты, затрагивающие интересы детей, включая федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства РФ.

Конвенция ООН о правах ребенка, вступившая в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР 15 сентября 1990 года, гарантирует детям, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в собственных наилучших интересах не могут оставаться в таком окружении, право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством. При этом значительная часть контингента детских домов – социальные сироты. В России на данный момент более полумиллиона детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 95 % – сироты при живых родителях (социальные сироты).

Основные подходы к решению проблемы сиротства государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.

Проблематика сиротства приобрела в последние годы общегосударственное значение, получила признание в качестве острой и требующей немед­ленного, хотя бы и частичного разрешения как со стороны муниципальных, федеральных, так и самых высоких уровней государственной власти, в том числе и президентской. В этом – объективная необходимость, возникшая как результат удручающего положения сирот в настоящее время.

Важнейший круг проблем, не обошедших стороной детей без родительского попечения, связан, помимо прочего, не только с социальными, но и нравственными аспектами общественного бытия, с отношением самих людей к тем, кто нуждается в помощи. Понятие проблемы при этом мы отличаем от понятия задачи, задачи предполагают наличие определенного алгоритма их решения, тогда как проблема возникает именно там, где не срабатывают пре­дыдущие способы и методы решения. Проблема может быть частной, если затрагивает отдельные стороны жизни, а также общей, если относится ко всей структуре жизнедеятельности, то есть становится проблемой выжива­ния, жизнеутверждения и социального самоопределения. Решение такого рода проблем требует усилий всего общества и, прежде всего, усилий государ­ства.

Традиционно социальные проблемы сиротства анализируются представителями, прежде всего, семейной социологии: М.П. Аракеловой, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьевой, А.Н. Елизаровым, Г.Г. Силласте, Г.И. Осадчей, Е.Р. Смирновой, В.В. Ворсовой, А.Р. Барашковой, Е.М. Рыбинской, Л.В. Кузнецовой, М.И. Несмеяновой. С.Ю. Барсуковой, С.В. Кочетковой, О.Г. Исуповой и др. Вместе с тем, следует заметить, что проблема сиротства нечасто анализируется специально в институциональном аспекте, а сами де­ти-сироты обычно не рассматриваются в качестве особой социальной груп­пы, объекта социальной политики, социальной защиты и социальной работы. Учитывая данное обстоятельство, можно говорить о рассмотрении проблем сиротства в настоящее время через анализ таких классических социологиче­ских категорий, как «социальная система», «социальный порядок», «соци­альный институт».

Следует отметить, что проблема социальной защиты детей-сирот, системно не исследовалась. Недостаточно изучено соотношение социальных, экономических и нормативно-правовых методов воздействия на качество социальной защищённости детей-сирот. В свете выше изложенного изучение социальной защищённости детей сирот в России и зарубежных странах представляется весьма актуальным.

Цель работы: проанализировать особенности социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и зарубежных странах.

Задачи дипломного исследования вытекают из поставленной цели и состоят в следующем:

  1. Выявить основное социальное содержание феномена сиротства и его
    особенности в условиях современной России;
  2. Рассмотреть функции государства в системе социальной защиты детей-сирот.
  3. Рассмотреть реализацию защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России и зарубежных странах.

В качестве объекта исследования выступают дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, как один из наиболее уязвимых слоёв населения.

Предметом исследования является система социальной защиты детей-сирот в современной России и зарубежных странах.

Методы исследования:

– анализ методической литературы по теме исследования;

– изучение законов и нормативных актов по теме исследования.

Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы сиротства и социальной защиты детей-сирот

 

1.1. Понятие и сущность сиротства

 

В Семейном кодексе (СК РФ) используется понятие дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (ст. 121)

Дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, родители которых умерли.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны недееспособными, больны, длительно отсутствуют, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, в том числе отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных или иных учреждений, а также иные случаи отсутствия родительского попечения [6].

В свою очередь эта группа делится на две подгруппы. В первую подгруппу входят дети, помещенные в семью (усыновленные или находящиеся под опекой), в настоящее время в семьях проживает почти ¾ всех детей, оставшихся без родительского попечения. Основной формой семейного устройства остается опека (две трети от всех помещенных в семьи детей). Во вторую подгруппу входят оставшиеся без родительского попечения дети, находящиеся в интернатных учреждениях. Именно их чаще всего называют социальными сиротами [20].

Социальное сиротство – одно из следствий социально-экономических проблем нашего общества К этой категории относятся дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей алкоголиков и осужденных, дети-беженцы, дети из семей эмигрантов и безработных, а также дети, пострадавшие при вооруженных конфликтах, межнациональных войнах и экологических катастрофах. Практика показывает, что именно они составляют сегодня основной контингент детских домов.

Рост в настоящее время воспитанников в детских домах, увеличение числа «социальных» сирот, отсутствие эффективных форм и методов просве­тительской работы с «проблемными» семьями, отмечающиеся на фоне общей неблагоприятной социально-экономической обстановки в стране – все это свидетельствует о кризисе традиционных ценностей российской семьи и семейного воспитания.

Анализ научных исследований, показывает, что существует достаточно большое количество причин, приводящих к появлению обездоленных детей. Рассмотрим более подробно причины, приводящие к появлению детей, которые оказываются вне семьи [40].

Первая причина – условия, приводящие к социальному сиротству.

  1. Отказ родителей от детей (в том числе и при рождении).

Как показывают данные статистики, количество детей, от которых отказались родители непосредственно в родильном доме, постоянно продолжает расти. Причины отказа от детей в основном определены социально-экономическими факторами (оставляют детей матери из социально-незащищённых семей, не имеющие хорошего образования и престижной профессии, молодые мамы и др.). В последние годы даже появился такой термин «рыночный ребёнок». Молодые женщины приезжают работать из стран ближнего зарубежья или средней полосы России, но устроиться на работу не могут и поэтому торгуют на рынках. Довольно часто такие женщины проживают в крупных городах России достаточно длительное время, заработанные деньги отправляют в свои семьи. Зачастую хозяева-наниматели склоняют или принуждают их к сожительству, а родившихся детей они оставляют в родильных домах.

  1. Отсутствие родительской заботы о детях, передача детей на воспитание родным, в том числе и другим людям.

В последнее время всё чаще обнаруживаются факты, когда родители не заботятся о своих детях, а перекладывают воспитание на престарелых бабушек, других членов семьи, родственников, друзей и подруг, соседей, а иногда и просто незнакомых людей. Отсутствие ответственности за воспитание и заботу о детях в таком случае очень трудно доказать и не менее сложно выявить. Ребёнок накормлен, не болтается на улице, одет и обут, но родители о нём не заботятся, а заботятся другие люди. Такое отношение не проходит для ребёнка бесследно, его последствия непредсказуемы [59].

  1. Эксплуатация детей в семье – экономическая, сексуальная и т.д. Причина эксплуатации детей или пренебрежения ими заключается в злоупотреблении наркотиками среди членов семьи, бедности и экономического стресса, а также недостатка родительских навыков.
  2. Жестокое отношение к ребёнку – его избивают, не кормят, бросают одного на несколько дней и т.д. Жестокое обращение с детьми – сложное социальное явление, отдельные стороны которого изучаются разными науками (социологией, психологией, медициной, уголовным и семейным правом). Такой комплексный характер жестокого обращения с ребенком является второй причиной отсутствия общепринятого обобщенного его определения [59].

Жестокое обращение с детьми является частным случаем насилия по отношению к детям. От других форм насилия жестокое обращение отличают особенности отношений, существующих между ребенком и насильником. О жестоком обращении с ребенком можно говорить лишь тогда, когда насилие совершается родителями или лицами, выполняющими функции родителей (опекунами, попечителями, постоянно проживающими в семье отчимами или мачехами, воспитателями интернатных учреждений). Эти лица призваны заботиться о ребенке, в силу своего положения они пользуются в его глазах безусловным авторитетом, он доверяет им, доложен выполнять их требования. Поэтому в тех случаях, когда указанные лица злоупотребляют своим положением, применяют к ребенку насилие, он лишается поддержки значимых взрослых, не имеет возможности защитить себя, вследствие чего эти действия вызывают значительно более тяжелые последствия, чем насилие со стороны незнакомых лиц. Кроме того, в большинстве случаев из-за закрытости семьи от социального контроля жестокое обращение с ребенком не ограничивается одним эпизодом, а продолжается длительное время, что также усугубляет его последствия.

Значение жестокого обращения с детьми как социального явления велико. Оно оказывает негативное влияние не только на здоровье, благосостояние и развитие ребенка, но также во многом предопределяет жизнь будущих поколений. Когда дети вырастут, станут взрослыми, и будут воспитывать собственных детей, их поведение во многом будет определяться впечатлениями детства.

Традиционно жестокое обращение с детьми подразделяется на четыре частные формы:

– физическое насилие;

– психическое насилие;

– сексуальное насилие;

– пренебрежение основными потребностями ребенка [23].

Вторая причина – условия, провоцирующие социальное сиротство.

  1. Социально-экономические – безработица, невозможность получения жилья, снижение заработной платы, снижение общего материального уровня жизни, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей. Обнищание семьи.

В стране нет государственной политики экономической поддержки семьи. По мнению представителей всех ведомств, самая главная причина, которая порождает сиротство, – экономическая? Она должна стать фронтальной задачей государства, так как имеет самое трудное решение. Некоторые формы экономической и социальной поддержки семьи имеются, многие прописаны только в законах, но они не работают на практике [59].

  1. Кризис семьи – распад семьи, рост внебрачной рождаемости, постоянный рост семейного алкоголизма, наркомании среди родителей, токсикомании, рост правонарушений родителями (отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях и т.д., а дети находятся в детских домах), ранняя рождаемость детей вне брака.
  2. Педагогическая несостоятельность семьи – утрата традиций семьи, отсутствие связи поколений, безнадзорность, отсутствие ценности семьи в обществе, снижение воспитательного потенциала системы образования. Снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребёнку [59].

Накоплен большой фактический и научный материал, свидетельствующий об исключительном значении социально-психологических моментов в формировании отказного материнского поведения. Так, например, установ­лено, что большинство матерей, отказавшихся от своих детей, воспитывались в нестабильных семьях, с детства имели негативный опыт межличностных отношений. «Личность многих женщин, не готовых к материнству, формиро­валась в своеобразной субкультуре, часть из них в детстве страдали от уни­жающего достоинство ребенка угнетения и холодного отношения со стороны родителей», – подчеркивал В. Брутман [13]. Иначе говоря, насилие и издевательства над девочкой формируют у будущей матери искаженный образ материн­ского поведения.

Социальная среда не только искажает, но и служит катализатором девиантного материнского поведения. По мнению ученых, такие негативные социальные факты, как низкий уровень образованности, бедность, безработица способствуют росту агрессивности у женщин по отношению к детям. Исследования обнаружили, что большинство «отказниц» имеет низкое общее и профессиональное образование, низкий социальный статус.

Кроме названных причин отмечаются и такие индивидуальные, особенности женщин, отказавшихся от ребенка: возраст матери, личностная не­зрелость, аморальный образ жизни (алкоголизм, наркомания, проституция).

Так, по данным Минздрава России, более половины «отказниц», –женщины в возрасте до 25 лет и после 35 лет. Физиологическая и психологическая незрелость, крайне низкие доходы в таких семьях, отсутствие нормальных жилищных условий становятся еще одной причиной отказа от воспитания собственных детей.

Довольно частой причиной аномального родительского поведения выступает алкоголизм и наркомания. Прежде всего, это касается матери ребенка. Об этом свидетельствуют данные ряда исследований – как у нас, так и за рубежом [29].

1.2. Проблемы детей-сирот

Заключение

 

Дети – это наше будущее, именно им через несколько лет предстоит играть существенную роль в решении внутренних и внешних проблем государства. С этой точки зрения, широкое распространение сиротства как социального явления нельзя оценить иначе, как угрозу будущему нашего общества. Общепризнано, что современное сиротство имеет социальные корни, к кото­рым относятся:

– общая деморализация общества в условиях быстрых социально-культурных перемен;

– резкий рост имущественного неравенства, связанный с появлением достаточно большой группы малоимущих;

– общая политическая и экономическая нестабильность, приводящая к широкому распространению чувства неуверенности в завтрашнем дне, как в России, так и в зарубежных странах.

В этих условиях усилия всего общества должны быть направлены на решение двух взаимосвязанных задач. Первая задача состоит в том, чтобы преодолеть социальное сиротство как массовое явление, угрожающее стабильности общества. Вторая задача заключается в минимизации негативных социальных последствий массового сиротства путем успешной интеграции детей, уже оставшихся без попечения родителей, в общество в качестве его полноценных членов.

Для профилактики сиротства необходима разработка межведомственной программы подготовки к семейной жизни – образование, здравоохранение в образовательных учреждениях, профилактическая работа специалистов всех ведомств по месту жительства или приближенных к месту жительства. Нужно создание центров помощи молодым матерям, одиноким молодым матерям, несо­вершеннолетним матерям с возможностью проживания в этих центрах, соз­дание на региональном уровне условий для комплексной поддержки семьи, направленных на преодоление социального сиротства.

К сожалению, социальный потенциал детей-сирот в нашей стране, в отличие от зарубежных стран, в настоящее время используется плохо. В итоге большую часть сирот можно считать носителями анемичной субкультуры.

Решение социальных проблем детей-сирот невозможно без создания необходимой эффективной и реально действующей правовой базы. Но и уповать на одни законы нельзя. Мало провозглашать права и свободы чело­века и закреплять их в законах, нужно добиться материального обеспечения этих прав и свобод, гарантировать неукоснительное выполнение законов всеми членами общества.

Кроме того, чрезвычайно актуальной становится проблема подготовки самих специалистов по социальной работе, которые могли бы на высокопрофессиональном уровне решать вопросы, связанные с социальной защитой де­тей-сирот, в том числе через образование и профессию.

Главный вывод, который можно сделать на основе нашего исследова­ния, заключается в том, что система социальной защиты не должна замы­каться на вопросах опеки детей. Такой патерналистский подход в современ­ных условиях уже не работает. Социальная защита ребенка – не только опе­ка, забота о нем, но и совокупность мероприятий, помогающих ему стать уверенным в своих силах, побуждающих активность. Именно адаптацион­ный подход должен лечь в основу разработки целостной системы социальной политики государства в области детства, исходящей из оценки реального по­ложения детей в современном обществе.

 

Список литературы

 

  1. Конвенция о правах ребенка ООН // Документы ООН о детях, женщинах и образо­вании. – М.: Народное образование, 1995.
  2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). -М.: Гарант, 2007.
  3. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г. (Национальный план действий в интересах детей) // Собрание законодательства РФ. – М., 1995.
  4. Постановление Государственной Думы Российской Федерации «О критической ситуации с детской безнадзорностью» // Собрание законодательства РФ. – М., 1998.
  5. Постановление Государственной Думы Российской Федерации «Об экстренных мерах по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей и без надзора» // Собрание законодательства РФ. – М, 1998.
  6. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) – М.: Гарант, 2007.
  7. Федеральный Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880.
  8. Федеральный Закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социаль­ ной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159 от 21.12.1996 г.
  9. Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании» // Собрание законодатель­ ства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 150.
  10. Федеральный Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях нрав ребенка в РФ» // Собрание законодательства РФ. — М., 1998. — Ст. 3602
  11. Дети из сундука»: цикл статей о постинтернатной адаптации детей-сирот и детей с не­достатками в развитии // Соц. защита. – 2001. – № 3. – С. 14-19.
  12. Аргемчук А. Юные изгои: социальные сироты // Труд. – 1997.
  13. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.учеб. Заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  14. Баразгова E. С. Американская социология (курс лекций). – Екатеринбург, 1997
  15. Баркер Р. Словарь социальной работы. – М., 1994.
  16. Барсукова Е.С. Детская Деревня (педагогическая модель сирот) // Первое сентября. – 1996. – 30 ноября.
  17. Беспалов Ю. Ф. Семейно-правовое положение ребенка в Российской Федерации. – Владимир, 2003.
  18. Байбородова Л.В. и др. Концепция организации воспитательной деятельности с детьми-сиротами. Яр.: МАПН, 2003. 29 с.
  19. Беляков В. В. Сиротские детские учреждения России: Истор. очерк.. М.,1993.
  20. Брутман В. Социальное сиротство: по пути отчаяния // Народное образование, № 9-10. – 1999.
  21. Бузжалов Ф.Э. Современная социальная политика. – М., 1996.
  22. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 440 с
  23. Вестник образования (положение детей-сирот). – 2000. – Август.
  24. Волкова Н. Усыновление или торговля живым товаром? // Правда. – 2000. – 1 июня.
  25. Где тонко, там и рвется (Сиротство приобрело в России характер национальной катастрофы) // Социальная зашита. – 2000. – № 2. — С. 2-8.
  26. Григорьева И.А. Социальная политика в 90-х годах: модели и приоритеты. – СПб., 1997.
  27. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях // Социс. – 1997. – №1. – С. 72-79.
  28. Двойменный И.А, Лемков В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних // Социологические исследования. – 1993. – 10. – С. 54-60.
  29. Дети социального риска и их воспитание. Учебно-методическое пособие/ Под науч. ред. Л.М. Шипициной. СПб: Издательство «Речь», 2003. 144 с.
  30. Дзенушкайте С. А. Наш дом: Из опыта работы. – М., 2000.
  31. Дубровина И.В., Лисина М.И. Особенности психического развития детей в семье и вне семьи //Возрастные особенности психического развития детей. – М., 1982.
  32. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М.: Мысль, 1994. – С. 228.
  33. Егошина В.Е., Ефимова Н. В. Из истории призрения и социального обеспечения детей в России. М., 2005.
  34. Иванова Н. П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. – М.: Дом, 2003.
  35. Камина И. Работа органов социальной защиты по защите прав ребёнка // Социальное обеспечение. – 2000. – №11. – С. 8-22.
  36. Качан Г. Теория социальной работы: Учебное пособие. – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2007.
  37. Коряков Г.А. Психолого-педагогическая коррекция профессиональных намерений у воспитанников детского дома // Научно-практические проблемы школьной психологической службы. – М., 1987.
  38. Лебедева Л.Ф. Основы и приоритеты социальной защиты: проблемы России и опыт США // США: Экономика, политика, идеология. — 1995.
  39. Лангмейер Й. Психическая депривация в детском возрасте // Лишённые родительского попечительства: хрестоматия / Ред. Сост. В. С. Мухина. – М., 1991.
  40. Лианов А. А. Дети без родителей: Кн. для учителя. – М., 2000.
  41. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия / Ред.-сост. В. С. Мухина. – М., 2003.
  42. Малярова Н.В., Несмеянова М.И. Социальная защита детства: концептуальный под­ход // Социологические исследования. – 1991. — № 4.
  43. Манцурова Л. Г. Разработка социальной защиты населения. // Всероссийское сове­щание-семинар региональных органов социальной зашиты населения. – Сочи, 1995.
  44. Маханько А.М., Иванюк Н.А. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений. Пособие. – Мн.: РУМЦ ФВН, 2004.
  45. Международные нормы о правах человека и применение их судами Российской Федерации: Практическое пособие. – М., 1996.
  46. Мертон Р. Социальная структура и аномия // Социологические исследования. – 1992. – № 3.
  47. Назарова И. Б. Возможности и условия адаптации сирот // Социс. – 2001. – № 4. – С. 71-74.
  48. Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: (История и современность). М., 2004.
  49. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). – М., 2000.
  50. Одинцова Л. Шамахова Н. Детский дом, организованный по семейному принципу. // Воспитание школьников. – № 2. – 2004. – С. 25-31
  51. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, И.Ф.Дементьева. М: Издательский центр «Академия», 2006.
  52. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения /»Под ред. М. Н. Лазутовой. М., 2001.
  53. Озеров В.А. Детская беспризорность и безнадзорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России // Право и образование. 2002. – № 1.
  54. Особенности личности ребёнка, воспитывающегося вне семьи. – http://www.tula.net/tgpu/Bschool/Problems/problems2.htm
  55. Парсонс Т. Система современных обществ. – М., 1997.
  56. Политологический словарь: Учебное пособие / Р.Г. Григорян, Л.В. Гришин, Г.И. Дёмин и др. – М., 1995.
  57. Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами и детьми, ос­тавшимися без попечения родителей: Законодательные акты // Российское образование. – 1991. – №5-6. – С. 19-22.
  58. Приоритетные задачи усиления социальной политики // Российский экономический журнал. – 1997. – № 7. – С. 40-46.
  59. Проблемы социального сиротства. Смагина Л.И., Воднева А.К., Глухова Н.М. и др.; под общей редакцией Л.И. Смагиной. Мн., ГДП «Спектр-диалог», 2004. 104 с.
  60. Раннее социальное сиротство: Учебно-метод. пособие (медико-социально-психологические проблемы). – М., 2003.
  61. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. – М., 1998.
  62. Рыбинский Е. М. Сиротливое детство России. Что делать? – М., 2003.
  63. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Хлюстовой. — М.: Юрист, 1997.
  64. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 416 с.
  65. Социально-правовые гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения роди­телей // Экономика и жизнь. — 1996. — Май (№21). — С. 24-25.
  66. Тощенко Ж.Т. Социология. – М., 1994.
  67. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика: Учеб. Пособие. – М.: ИНФРА-М, 2001.
  68. Чепляев В.П. Типология форм социальной защиты // Теория и практика социальной работы. – Саратов, 1995.
  69. Шатилов И.Н. Актуальные вопросы социальной защиты детей-сирот. – Саратов, 2001.
  70. Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот, «Гражданин и право», N 1, январь 2002.
  71. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г. В. Осипова. – М., 1995.
  72. Ярская В.А. Научный парк: методология подготовки специалистов социальной работы // Занятость в России. – Саратов, 1996.