Курсовая на тему: Технология решения социальных проблем молодежи.

Заказ 076

Цена полной весрии курсовой: 500 рублей

План

Введение

Глава I. Социальные проблемы современной молодежи.

1.1. Социально-демографические характеристики молодежи.

1.2. Социальные проблемы молодежи.

1.3. Социальная работа с молодежью.

Глава II. Технология решения социальных проблем молодежи.

2.1. Проблемы трудоустройства молодежи.

2.2. Проблемы социальной активности молодежи.

2.3. Организация молодежного досуга.

2.4. Развитие научного потенциала молодежи.

Заключение

Список использованных источников

 

Введение

 

В данной работе рассматривается тема «Технология социальной работы с молодежью». Термин «социальная работа с молодежью» еще не оформился в системе социальной работы в России. Однако, специфические социальные проблемы молодежи заставляют говорить о необходимости формирования технологий социальной работы, пригодных для решения этих проблем. Из наиболее беспокоящих общество проблем к ним следует отнести проблему распространения наркомании, СПИДа, проституцию, повышение криминальной активности молодежи, в том числе несовершеннолетних. Проблема построения технологий социальной работы с молодежью усугубляется тем, что, как правило, молодые россияне являются недобровольными клиентами социальных служб. Культура обращения в социальную службу для решения своих проблем в среде российской молодежи еще не сформирована. Все это вместе взятое заставляет обратить особенное внимание на конструирование социальной работы с молодежью. И все это, безусловно, позволяет говорить об актуальности темы данной работы.

Цель работы — рассмотреть молодежь, как особую группу общества; проанализировать современные технологии социальной работы с молодежью, принципы государственной молодежной политики; оценить возможности и методику социальных служб в решении молодежных проблем.

Объект исследования — молодежь, как особая социально-демографическая группа и социальная работа с молодежью, как инструмент помощи и решения проблем молодежи.

Предмет исследования — техника и технологии социальной работы с молодежью, ее особенности, современное состояние и ближайшие перспективы.

Современное состояние российского общества определило социальные проблемы молодежи. Исследование этих проблем наиболее плодотворно в рамках соединения социологических парадигм. Долгое время господствовавший в советской (российской) социологии молодежи подход к определению девиантных групп молодежи не стал конструктивным для построения социальной работы с молодыми людьми. Одной из важнейших задач на сегодня является построение теоретических моделей социальной работы с молодежью на основе синтеза социологических подходов к изучению молодежи. Отдельное место в технологии социальной работы с молодежью занимает тема социальной работы с молодежью в различных сферах жизнедеятельности общества. Эта тема еще не получила достаточного развития в теории социальной работы в России, хотя должности социальных работников вводятся и в образовательных учреждениях и в пенитенциарной системе. Однако этого недостаточно, необходимо осмысление деятельности социального работника в сфере досуга, образования, пенитенциарной системы для эффективной работы с молодыми людьми. В этой связи очень интересен опыт зарубежных социальных служб в работе с молодежью.

В России этот опыт еще недостаточно полно систематизирован и осмыслен, такие понятия как «открытая уличная работа с молодежью» звучат как некоторая диковинка. Система запретительных мер по отношению к поведению молодежи в общественных местах за рубежом весьма эффективна и заслуживает глубокого изучения и применения в России. К этому следует добавить огромный опыт работы с молодежью в России и СССР.

К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

 

 

Глава I. Социальные проблемы современной молодежи

 

1.1. Социально-демографические характеристики молодежи

 

Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.

Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30-35 лет. Нижняя граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К тридцати годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.

Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации. Социализация – это процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. В процессе социализации формируются фундаментальные мотивационные установки личности – продукт взаимодействия потребностей, интересов и ценностей молодежи с непосредственными условиями ее жизнедеятельности.

Заключение

В заключение я хочу сделать несколько выводов по данной работе:

  1. Молодежь занимает важное место в общественных отношениях, производстве материальных и духовных благ. Однако ее положение в обществе и степень ее участия в созидательной деятельности напрямую зависят от действий общества и государства. В настоящее время общество и государство еще не до конца преодолело потребительское отношение к молодежи, что в свою очередь сформировало иждивенческую позицию молодого поколения. Сегодня только формируется субъектность молодежи, основанная на принципе «что я сделал для своей страны, а не что страна сделала для меня». Этот принцип требует соответствующих подходов со стороны государства и общества, создания новой системы молодежной работы.
  2. Задача общества и государства сегодня — оказывать всемерную поддержку молодежным общественным объединениям, которые направляют активность молодежи в сторону общественных интересов и интересов государственного развития. Государственная молодежная политика в сфере организации и обеспечения досуга молодежи должна формировать идеологию позитивных форм молодежного и детского досуга, здорового образа жизни.
  3. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Поддержка должна оказываться всем нуждающимся молодым гражданам. Молодежная работа должна строиться не на опеке и патернализме, а на стимулировании активности самих молодых людей, создании условий для самостоятельного решения стоящих перед ними проблем. Молодежная работа не ориентирована на создание льгот для молодежи. Это — адресная и системная инвестиционная политика, предусматривающая вложение средств в молодежь через организацию и стимулирование работы, инициируемой, организуемой и проводимой, прежде всего самой молодежью. Принятые направления и программы молодежной работы для обеспечения ее результативности должны носить системный, долгосрочный и стабильный характер.
  4. Для координации и выработки основных направлений молодежной работы необходимо совершенствовать структуру управления молодежной работой от федерального до муниципального уровня.  Молодежная работа должна осуществляться в субъектах Российской Федерации вариативно, с учетом специфики регионов и местных условий, но при безусловном соблюдении базовых федеральных стандартов. Молодым людям во всех субъектах Российской Федерации должно быть гарантировано участие в общественном и государственном строительстве, защита их прав и законных интересов.
  5. Ситуация на молодежном рынке труда является достаточно напряженной. Государственная политика в этом направлении должна осуществляться четко. Нельзя допустить, чтобы прекратились воспроизводство и поддержка интеллектуального потенциала общества и началась массовая безработица среди молодежи.

И в заключение: в современной молодежи заложен прообраз российского будущего. В каком направлении пойдет дальнейшее развитие России — это будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от настроя на активное участие в них российской молодежи.

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Гусова С. А. «Социальная работа с молодежью», Учебник для студентов вузов. М., 2006.
  2. Журнал «Проблема социализации современной молодежи». М., 2007.
  3. Камалдинова Э. И. «Молодежь как объект и субъект социальной деятельности», Педагогика. 1998.
  4. Журнал «Социальная защита молодежи». М., 2005.
  5. Ручкин Б, А. и др. «Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. Основные выводы и предложения». М., 2000.
  6. Лучанкин А. И., Сияцкий А. А. «Социально-клубная работа с молодежью: Проблемы и подходы». Екатеринбург, 1997.
  7. «Основы социальной работы», Учеб. пособие / Под ред. Н. Ф. Басова. 2-е изд., испр. М., 2005.
  8. Быков В. В., Парамонов А. И. «Развитие предпринимательства в молодежной среде», Учеб.-метод. пособие. М., 2002.
  9. «Положение молодежи в Российской Федерации: Аналитический доклад». М., 2005.
  10. Чернявская А. П. «Психологическое консультирование по профессиональной ориентации». М., 2001.

11. «Социальная защита молодежи: вопросы теории и практики», Отв. ред. В.Т.Лисовский. М., 1994. 12. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в России: Материалы координированного совещания 12 — 14 окт. 1992 г., Москва // Социальная работа. 1992. Вып. 6

  1. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Т.2. — М., 1979 (Развитие мышление школьника: 5 — 118)
  2. Газета «Аргументы и факты» (№4, 2006г.).
  3. Горяева Т.Н. Социализация молодежи. Аспирант и соискатель №2. 2006г.164
  4. Игнатьев Владимир Игоревич д. филос. н., профессор, зав. кафедрой социологии НГТУ, председатель ГАК С12-13
  5. Куприн, В.Д. Социально-экономическое положение и ориентации молодежи в сфере труда и занятости: С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб., 2000.
  6. Лиханов А.А. Возвысим голос и дела. Актуальные проблемы современного детства. (Москва 1993).
  7. Махов, Д.В. Молодежная безработица и ее социальные последствия: — СПб., 2002.
  8. Молодежь России. Социальное развитие. М., 2002.