Курсовая по менеджменту: Стратегический анализ рисков предприятия

Заказ 191

Цена полной версии курсовой: 500 рублей

Содержание

Введение. 3

  1. Понятие рисков в стратегическом планировании развития предприятий. 4

1.1. Определение понятия рисков. 4

1.2. Субъект риска. 6

1.3. Измерение рисков. 8

  1. Стратегический анализ рисков предприятия. 14

2.1. Задачи стратегического анализа рисков. 14

2.2. Схема анализа и оценки риска отдельного предприятия. 27

2.3. Методы управления рисками предприятий. 34

  1. Процесс измерения рисков предприятия. 36

3.1. Статистический метод. 37

3.2. Метод аналогий и метод экспертных оценок. 39

3.3. Расчетно-аналитический метод. 40

Заключение. 46

Список использованных источников. 48
Введение

Главная задача стратегического планирования — это разработка стра­тегий, обеспечивающих реализацию миссии и целей развития бизнеса в пределах возможностей предприятия с допустимым уровнем риска. На практике не существует бизнеса без риска. Поэтому на всех этапах стратегического планирования необходимо предусмотреть идентифи­кацию, классификацию и разработку методов учета влияния рисков на полученный результат. Концепция разработки любой стратегии развития предполагает, что будущие результаты можно определить, оценить или измерить. Если предположить ситуацию, при которой мы можем иметь полную информацию по всем экономическим процес­сам, явлениям, факторам, то в таком случае можно просчитать и опре­делить будущее. Не имея такой возможности, при принятии управлен­ческих решений необходимо учитывать факторы неопределенности.

В этой связи выбор той или иной стратегии развития предприятия должен осуществляться с учетом осознанного отношения к идентифицированным рискам. Причем необходимо не только идентифициро­вать риски, но и определять степень чувствительности к ним. Кроме того, в процессе разработки стратегии развития предприятий следует учитывать, что время наступления и сила воздействия неблагоприят­ных событий являются плохо прогнозируемыми величинами и пред­сказаны быть не могут.

Цель курсовой работы – изучить понятие рисков стратегическом менеджмент и способы измерения.

В соответствии с целью курсовой работы поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие рисков, дать определение.
  2. Раскрыть понятие стратегического анализа рисков предприятия.
  3. Проанализировать процесс измерения рисков на предприятии.

Предмет курсовой работы – риски в стратегическом менеджменте.

Объект курсовой работы – способы измерения рисков на предприятии.

1. Понятие рисков в стратегическом планировании развития предприятий

1.1. Определение понятия рисков

В общем случае все риски, которые могут возникать в процессе дея­тельности предприятий, условно подразделяются на следующие виды.

  1. Известные риски, возникающие вследствие определенного рода воздействий или изменений факторов, влияющих на анализиру­емый вид бизнеса Например, риски уплаты штрафов, потери час­ти ресурсов вследствие хищений или нарушений техники безо­пасности и т. д.
  2. Предвиденные риски, возможность появления которых предска­зуема на основе накопленного опыта деятельности предприятий. Это потеря качества вследствие невыполнения требований раз­работанных стандартов, договорные риски на условиях предопла­ты, отдельные виды валютных рисков и т. д.

Заключение

 

  1. В процессе реализации стратегии развития предприятия могут возникать различные виды рисковых ситуаций, обусловленные дей ствием большого числа объективных и субъективных факторов. В этой связи исключительно важное практическое значение приобретает раз­работка системы управления рисками предприятий.
  2. Одним из важнейших элементов системы управления рисками предприятия является оценка (измерение) их уровня, которая пред­ставляет собой достаточно сложную проблему теории рисков. В на­стоящее время принято выделять две основные категории измерите­лей риска:
  • показатель чувствительности;
  • вероятностные (статистические) величины.
  1. Для оценки рисков в процессе стратегического планирования может использоваться показатель уровня риска, который должен оп­ределяться для каждой стратегии на этапе целеполагания. Этот уро­вень может быть задан набором оценочных критериев и границами их отклонений. Стратегия считается реализованной при допустимом уровне риска, если достигаются заранее определенные отклонения от оценочных критериев. Вместе с тем механизм измерения данных от­клонений достаточно сложен и весьма неоднозначен в применении. Для целей измерения риска необходимо первоначально исследовать всевозможные виды рисков, идентифицировать и классифицировать их. В этой связи важное значение приобретает развернутая классифи­кация рисков.
  2. Выполняя анализ рисков для целей стратегического планирова­ния и управления развитием предприятий, целесообразно разбить их на три основные категории:
  • риски СЗХ и внешней деловой окружающей среды;
  • внутренние риски;
  • риски определенного проекта (продукта).
  1. Стратегический анализ рисков предприятия может осуществляться по различным схемам и с разной степенью глубины и детальности. Схема проведения такого рода анализа и полнота исследования факторов рис­ка, их оценка и измерение общего уровня риска определяются имеющей­ся информационной базой, финансовыми возможностями предприятия, степенью чувствительности определенного вида бизнеса к рискам, отно­шением к риску субъектов — стейкхолдеров предприятия.
  2. Специфика проведения стратегического анализа рисков связана с тем, что за время разработки и реализации стратегического плана развития предприятия появляются новые виды рисков и изменяется степень воздействия уже идентифицированных рисков. В этой связи стратегический анализ рисков не может быть дискретным действием, а должен рассматриваться как непрерывный процесс, позволяющий оптимизировать степень влияния рисков.
  3. Анализ риска разрабатываемой стратегии развития предприятия может осуществляться по следующей схеме.

I этап. Идентификация видов риска по каждой из разрабатываемых стратегий в рамках предприятия при выбранной СЗХ.

II этап. Определение набора показателей, характеризующих риски каждой из разрабатываемых стратегии.

Ш этап. Разработка нормативных (пороговых) значений для выбран­ного набора показателей, характеризующих риски стратегии.

IV этап. Анализ факторов, влияющих на уровень определенного вида рисков.

V этап. Определение степени чувствительности данного бизнеса или разрабатываемой стратегии к воздействию определенного вида рисков.

  1. К настоящему времени к числу наиболее разработанных и приме­няемых на практике методов управления рисками предприятий сле­дует отнести:
  • метод уклонения от рисков;
  • метод локализации рисков;
  • метод диссинации рисков;
  • метод компенсации рисков.
  1. В процессе измерения (оценки) рисков предприятия могут ис­пользоваться следующие методы:
  • статистический метод;
  • метод экспертных оценок;
  • метод аналогий;
  • аналитический метод.

Список использованных источников

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. — М.: финансы и статистика, 2006.
  2. Бобровнаков Г.Н., Клебанов А.И. Прогнозирование в управле­нии техническим уровнем и качеством продукции: Учебное посо­бие. — М.: Изд-во стандартов, 2004.
  3. Веснин В.P. Основы менеджмента: Учебник. — М.: Институт международного права и экономики, Изд-во «Триада.Лтд», 2006.
  4. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е изд.: Учебник. — М.: Фирма «Гардарика», 2006.
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2005.
  6. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уро­ки основоположников менеджмента и управленческой практики / Пер. с англ. — М.: Дело, 2005.
  7. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская пер­спектива / Пер. с франц. — СПб.: Наука, 2006.
  8. Менеджмент организации: Учебное пособие / Румянцева З.П., Саломатин Н.А., Акбердин Р.З. и др. — М.: ИНФРА-М, 2005.
  9. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоура ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. — М.: Дело, 2009.
  10. Словарь-справочник менеджера / Под. Ред. М.Г.Лапусты. — М.: ИНФРА-М, 2006.
  11. Уткин Э.А. Управление фирмой. — М.: «Акалис», 2006.
  12. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента: Учебно-практичес­кое пособие, — 2-е изд. — М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007.
  13. Фатхутдинов Р.А. Понятийный аппарат по менеджменту. — М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007.