Курсовая по педагогике. Тема: «Формирование патриотизма и чувства гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности».

Заказ: 251

Цена полной версии: 900 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ..5

1.1. Суть и задачи внеурочной деятельности………………………………………5

1.2. Структура гражданственности у младших школьников………………………8

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………………………………………………………18

2.1. Определение критериев исследования патриотизма и чувства гражданственности младших школьников ……………………………………….18

2.2. Определение и анализ результатов исследования патриотизма и гражданственности младших школьников учебных заведений Белгородской области……………………………………………………………………………….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….35

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

В условиях становления гражданского общества и правового государства особою значимость приобретает воспитание принципиально нового, демократического типа личности, который придерживается общественных норм, обладает гуманистическими ценностями, знает свои права и выполняет свои обязанности, уважает права и обязанности других людей, личности, способной к инновациям, управлению собственной жизнедеятельностью, делами общества, личности, которая любит свою Родину и готова ее защищать. Успешность выполнения этой задачи актуализирует усиление внимания к гражданскому воспитанию молодежи как субъекта своего саморазвития и самосовершенствования.

Эти идеи обосновывают И. Д. Бех, М. И. Боришевский, Астахов С.В., Бородина Н.Я., Гаврилычева Г. Ф., Григорьев Д.В., Гусева Т.В., Нечаев М. П., Старков В.В., Тищенко С.М., Берстнёв Д.С., Чернышова С.и др.

Цель данной работы заключается в том, чтобы подробно рассмотреть формирование патриотизма и чувства гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности.

Поставленная цель обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

  • на теоретическом уровне изучить внеурочную деятельность младших школьников:
  • рассмотреть суть и задачи внеурочной деятельности;
  • проанализировать структуру гражданственности у младших школьников;

2) на практическом уровне сделатьпровести исследования патриотизма и гражданственности младших школьников учебных заведений Белгородской области.

Объектом исследования является внеурочная деятельность младших школьников.

Предметом исследования является процесс формирования патриотизма и гражданственности младших школьников во внеурочной деятельности.

Для написания курсовой работы была использована научно-практическая и специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и специализированные печатные издания, монографии, и материалы Интернета.

 

 

ГЛАВА 1. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

1.1. Суть и задачи внеурочной деятельности

 

В соответствии с Федеральным государственным обра­зовательным стандартом начального общего образования(ФГОС НОО) основная образовательная программа начально­го общего образования реализуется образовательным учреж­дением, в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

……………….

……………….

……………..

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА И ЧУВСТВА ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

2.1. Определение критериев исследования патриотизма и чувства гражданственности младших школьников

 

Процесс формирования ценностных ориентаций молодежи является неотъемлемой составляющей развития подрастающей личности, ее взаимоотношений, направленности, эмоциональной и мотивационно-потребной сфер.

Учитывая возрастные личностные новообразования ребенка младшего школьного возраста, процесс патриотического воспитания начинается с первого года его обучения в школе. При этом следует обязательно ориентироваться на приобретенный личностью нравственно-духовный фундамент в дошкольном возрасте и в процессе семейного воспитания.

В своем исследовании мы брали за основувозрастную периодизацию

………………..

………………..

………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Гражданственность как личностное образование имеет сложную структуру, которая содержит три составляющие: когнитивную, эмоционально-ценностную и поведенческую Все составляющие тесно связаны между собой, взаимообусловлены и в идеальном варианте обеспечивают сформированность у младшего школьника высокого уровня гражданственности.

В своем исследовании мы брали за основувозрастную периодизацию и характеристику детей младшего школьного возраста, предложенную И.Д. Бехом. Как утверждал ученый, процесс становления ценностных ориентаций именно в семь лет отличается наибольшей динамичностью. Существенные изменения в ценностных ориентациях детей происходят в конце младшего школьного возраста. Психологическая роль ценностных ориентаций ребенка в это время особенно возрастает и усложняется, учитывая закономерности формирования его как личности. Именно в этом возрасте у ребенка ценностные ориентации начинают складываться в более развитую, сложную и устойчивую систему, которая определяет становление их активной жизненной позиции. Этот процесс связан с определенным уровнем развития их сознания и самосознания.

Стоит отметить, что ответы первоклассников были, как правило, однозначными. Ученики четвертого класса давали более мотивированные ответы.

Почти все школьники правильно представляют содержательное наполнение понятия «гражданин» (до 90,2%), хотя некоторые из них считают, что для того, чтобы чувствовать себя гражданином, следует обязательно родиться в России, вместо постоянного проживания в Россий согласно Конституции .

Безошибочно определили ученики содержание понятия «патриот» — «тот, кто любит, защищает и оберегает свою страну, заботится о ней, уважает ее».

Почти одинаково мотивирует дети, почему они любят свою родную землю: так как «я на ней родился и живу», «она прекрасна», «на ней хорошие поля, леса, реки, хорошие урожаи», «она дает силу и жизнь человеку» др.

По мнению большинства опрошенных учеников, «любить свой родной край» означает: «участвовать в добрых делах», «знать историю своего края», «оберегать родной край», «знать, любить и уважать место, где родился», «заботиться о нем»,« заботиться о его чистоте — убирать»,«любить его природу»,«быть добрым к нему »и др.

Младшие школьники, как видно из ответов, готовы проявлять свою активность, инициативность на благо родного края, малой Родины, своего государства. Они готовы: построить дом, посадить цветы, деревья, продолжить «дерево своей родословной», чествовать народные традиции, заботиться о природе (растения, животных), заботиться о чистоте родного края и тому подобное.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Астахов С.В. Духовность в современной школе // «Начальная школа плюс До и После». – 2011. — №1. – С. 24-28.
  2. Бородина Н.Я. Главное в образовании – воспитание // Воспитание школьников. – 2011. – №1. – С.11-14.
  3. Гаврилычева Г. Ф. Гражданское воспитание: опыт и перспектива // Воспитание школьников. 2010. — №3. – С. 17 – 24.
  4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2011. – 402 с.
  5. Гусева Т.В. Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках окружающего мира // «Начальная школа плюс До и После». – 2011. — №4. – С. 15-22.
  6. Духовно-нравственное воспитание и гражданское воспитание в школе:Особенности и соотношение в учебно-воспитательном процессе // «Воспитание школьников». – 2012. — № 2. – С. 7-13.
  7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.- М.:Просвещение, 2011. – 562 с.
  8. Нечаев М. П. Воспитывающий потенциал образовательной среды современной школы: проблемы и пути развития // Воспитание школьников. – 2010. — №7. – С. 22 – 26.
  9. Старков В.В. Патриотов воспитывают со школы // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2012. — №4. – С. 8-12.
  10. Тищенко С.М., Берстнёв Д.С. Формирование гражданской компетентности школьников // Горизонты образования. Психология. Педагогика. Научно-методический журнал. – 2012. — №3(36). – С. 160 – 164.
  11. Чернышова С. Родина моя – Россия: праздник для учащихся начальных классов // Ж. Воспитание школьников. 2006. – №10. – С. 44 — 48.
  12. «Это нужно – не мертвым! Это надо – живым!..» О патриотическом воспитании молодого поколения в наше время // Русская школа. – 2014. — №. 2. – С. 2 – 7.