Курсовая по философии: Секст Эмпирик.Скептицизм как форма этического релятивизма

Заказ 295

Цена полной версии курсовой: 800 рублей

Содержание

Введение. 3

  1. Скептицизм Секста Эмпирика в контексте античной философии. 5

1.1. Общие положения скептицизма в работах Секста Эмпирика. 5

1.2. Этический релятивизм как основополагающий принцип учений Секста Эмпирика. 10

  1. Критика Секстом Эмпириком понятия «блага» в концепциях различных философов. 15

2.1. Общая критика Секстом Эмпириком разделения понятий «благо» и «зло»  15

2.2. Полемика о «благе» с Аристотелем. 20

2.3. Отрицание Секстом Эмпириком понятия «блага» в эпикурейском значении  24

  1. Критика положений, выдвинутых Секстом Эмпириком. 29

Заключение. 34

Список использованной литературы.. 38

Введение

Общим местом для большого числа критически настроенных философских текстов является указание на опасность скептицизма, к которому могут привести неверные взгляды. При этом критика зачастую основана на обыденном понимании слова «скептический». Вместе с тем скептицизм – сложное философское явление, требующее от своих критиков серьёзной аргументации, и прежде чем пугать им, полезно обратиться к истокам, к классическим текстам скептической философии. В результате можно задать себе следующие вопросы: кого следует называть скептиком? Если в философии есть скепсис, какое место ему отводится? Каков смысл скептицизма в целом и кто такой философ-скептик?

Скептицизм в узком смысле как философская школа, как продолжающаяся во времени традиция начинается с Пиррона Элидского и заканчивается Секстом Эмпириком, охватывая промежуток с 3 в. до н.э. по 3 в. н.э, и имея значительное влияние в Академии. Однако в систематическом виде тексты скептиков дошли до нас только из-под пера Секста Эмпирика.

Секст Эмпирик берет на себя труд объяснить, что скептики не менее рьяно, нежели догматики (академики) ищут истину, но они обладает своим неповторимым методом поиска, который отличает скептицизм от всех иных средств достижения истины. Секст говорит о трех способах философствования. Если философ говорит, что он постиг истину вещей, исследуемых в философии, то мы можем его отнести к догматической ветви. Среди догматиков, по мнению Секста, находятся Аристотель, Эпикур, стоики и их последователи[1].

Творчество Секста Эмпирика изучали В.П. Лега, А.Ф. Лосев, Л.Т. Рыскельдиева и другие российские и зарубежные учёные. Также античный скептицизм во всём его многообразии изучали О.Ю. Литинская, В.М.Богуславский и др.

Объектом исследования является скептицизм.

Предметом исследования является философское наследие Секста Эмпирика.

Целью исследования является анализ работ Секста Эмпирика и выявление у скептицизма признаков этического релятивизма. Для достижения поставленной цели поставлены такие задачи:

а) анализ работ Секста Эмпирика как яркого представителя скептицизма;

б) исследование философского наследия Секста Эмпирика в контексте этического релятивизма;

в) исследование критики Секстом Эмпириком понятия «блага», анализ его полемики с другими философами;

г) анализ критики скептицизма.

Работа может быть использована в образовательных целях.

1. Скептицизм Секста Эмпирика в контексте античной философии

1.1. Общие положения скептицизма в работах Секста Эмпирика

Скептицизм в античной философии можно считать разновидностью аналитической философии. Самоназванием скептицизма следует считать «скепсис» как способ рассуждения, как деятельность, реализующую некую человеческую способность различать явления (феномены) и мыслимое (ноумены) (Пирр.I.8). Скептик, несомненно, причастен этой способности. Скептицизм в этом смысле можно считать самодисциплиной, направленной на наиболее правильное (корректное) применение этой способности.

«Правильное» здесь означает формирование такого мировоззрения, которое, не будучи основанным на метафизических сущностях, будет «способом рассуждения, следующим какому-нибудь положению в соответствии только с явлением…» (Пирр.III.17). Только такое мировоззрение может указать нам, «как, по-видимому, следует правильно жить» (там же), то есть «жить по завету отцов, по законам и указаниям других людей и по собственному чувству» (там же).

……………………

……………………

……………………

2. Критика Секстом Эмпириком понятия «блага» в концепциях различных философов

2.1. Общая критика Секстом Эмпириком разделения понятий «благо» и «зло»

Следует отметить, что скепсис-анализ как реализация особой способности демонстрируется скептиками, прежде всего, в процедуре отрицания, которое, впрочем, не является здесь самоцелью. «Логический анализ», «критика», «скепсис» — это синонимы, обозначающие умение так сочетать утверждение с отрицанием, чтобы это сочетание не стало ни утверждением отрицания, ни отрицанием утверждения[1]. «Итак, остаётся предположить, что наиболее родовое понятие одновременно и истинно, и ложно или что оно одновременно не истинно и не ложно. А это хуже предположенного раньше, потому что из этого воспоследует, что взятое порознь будет одновременно истинно и ложно или не истинно и не ложно, что бессмысленно» (Против ученых, YIII.36)[2].

…………………

…………………

………………….

Заключение

Таким образом, подводя итоги, мы приходим к следующим выводам.

В античной философии скептицизма, в частности, в сочинениях Секста Эмпирика, мы можем найти начало философии этического релятивизма – философского представления о том, что правильное и неправильное, хорошее и плохое являются не абсолютными, а переменными, относительными категориями, зависящими от конкретной личности, обстоятельств или социальной ситуации. Таким образом, этический релятивизм является методологическим принципом истолкования морали, в основе которого лежит утверждение, будто нравственные представления и понятия имеют только относительный, условный характер. Этический релятивизм ведет к отрицанию возможности создания научной этики.

Сексту Эмпирику претит сама идея возможности философа быть учителем, наставником, мудрецом, сама претензия философии вообще и какой бы то ни было этики в частности на просветительство и улучшение нравов. Поэтому скептическому анализу подвергаются как возможность учить и учиться жизни, так о понятия «учитель», «ученик», «изучение» и «изучаемое».

В своих работах Секст Эмпирик последовательно доказывает невозможность существования «чистого» добра, «чистого», общечеловеческого блага и, следовательно, существования абсолютного зла, как противоположности добра. Более того, он доказывает невозможность существования какого-либо предмета либо явления, по отношению к которому человек может оставаться беспристрастным. Таким образом, исходя из его учения, любая трактовка блага, добра или зла зависит от конкретного трактующего, который в силу физических и эмоциональных причин не может быть объективным. Это исключает возможность объективных и беспристрастных суждений, поэтому, как считает Секст Эмпирик, следует отказаться от категоричных суждений вообще.

Следует, однако, отметить, что философ отнюдь не призывает отказываться от познания и от суждений. Ему претит только категоричность, претензия на обладание каким-либо абсолютным знанием, истиной. К таковым претензиям он относит и категоричные суждения о невозможности познания истины. Скептик, скорее, отмечает невозможность выбора между равнозначными суждениями в силу отсутствия объективных доказательств. Однако искать всё новые и новые доказательства скептик обязан.

Таким образом, можно считать, что Секст Эмпирик является выдающимся представителем традиций этического скептицизма, под которым следует понимать отказ от принципиальной возможности научно-этического подхода и признание равенства различных этических теорий.

В подтверждение невозможности познания добра и зла Секст Эмпирик отмечает, что на свете существует слишком много трактовок того, что есть благо, которые зачастую противоречат друг другу. Если же то, что движет по природе, говорит Секст Эмпирик, движет всех равным образом, а от так называемых благ мы движемся все равным образом, то нет блага по природе. И скептику нельзя верить ни всем предложенным мнениям вследствие их разногласия, ни какому-нибудь одному.

Рассмотрев точки зрения на благо ведущих философских школ, Секст Эмпирик переходит к рассуждениям о том, как должен думать о благе скептик. Итак, говорит он, если существует какое-либо благо по природе и существует какое-либо зло по природе, оно должно быть общим для всех и для всех быть благом или злом. Но поскольку такового не существует, следовательно, не существует и абсолютного блага либо абсолютного зла. Таким образом, используя формальный логический анализ, философ-скептик приходит к выводу о невозможности разделения блага и зла, поскольку каждое благо одновременно является злом и наоборот.

Отрицая превосходство одного обычая над другим, Секст Эмпирик, однако, не призывает отвергать эти обычаи или действовать вопреки им. Мы, признает Секст, «не можем быть всецело бездеятельными» и должны избирать один образ действий, отвергая другие, но при этом мы должны следовать не вероятности, ибо истинность одного суждения нисколько не вероятнее истинности другого и ни один образ действия сам по себе нисколько не предпочтительнее другого, — а поступать так, как заставляют нас помимо нашей воли «побуждения природы», «принуждение претерпеваний», а также «законы и обычаи». Таким образом, Секст Эмпирик провозглашает определённого рода этический скептицизм: не соглашаясь ни с какими обычаями, скептик будет исполнять обычаи и законы той страны либо местности, в которой окажется, даже если эти обычаи противоречат тем, в которых он вырос и был воспитан. Цель скептика — «невозмутимость», т. е. «безмятежность и спокойствие души», а этого можно достичь только беспрекословно покоряясь всему, к чему принуждает общество, ни во что не вмешиваясь, ничего не пытаясь изменить.

Секста Эмпирика, вследствие его достаточно точных формально-логических построений, критике подвергают достаточно мало. Большая часть критики относится к области морально-этической. Один из основных аргументов, выдвигавшихся против принятия скептицизма в античном его варианте, касается проблемы деятельности. Возможно, наиболее отчетливо этот аргумент высказал Д. Юм, полагавший, что если бы принципы пирронизма распространились вдруг среди всех, то «всякие разговоры, всякая деятельность немедленно прекратились бы, и люди пребывали бы в полной летаргии, пока не настал бы конец их жалкому существованию вследствие неудовлетворения естественных потребностей». Однако суть скептицизма Секста Эмпирика заключается не в том, чтобы все считать ложным, и уж, конечно, не в том, чтобы все считать истинным. Для скептицизма все одинаково не истинно и не ложно. Причем ошибкой было бы полагать, что в скептицизме есть некий позитив, который якобы и заключается в суждении о всеобщем неприятии в силу изостении, ибо последовательный скептик на это скажет, что даже и его собственное скептическое суждение тоже в одинаковой мере и не истинно и не ложно и что он от этого суждения тоже «воздерживается». Последовательный скептик готов не только усомниться в существовании собственно скептицизма, но и в существовании собственной личности, собственного сознания и мышления. И если в бытовом плане скептицизм Секста Эмпирика действительно может вызвать «летаргию» и фрустрацию у части людей (хотя философ вовсе не призывает бездействовать – он всего лишь говорит о невмешательстве в ход вещей), то в научных целях скептицизм, не принимающий ничего бездоказательно на веру, вполне может оказаться полезным.

Список использованной литературы

  1. Акимов О.Е. Донаучные формы: мифы и философия. Естествознание. Т.1. — Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета, 1996. — 429 с.
  2. Богуславский В.М. Скептицизм в философии. М.: Наука, 1990. — 272 с.
  3. Золкин А.Л. Философия: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманит. спец. / Гл. ред. Н.Д.Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 590 с.
  4. Лега В.П. История античной философии. – М.: Изд. Свято-Тихоновского Богословского Института, 2004. — 212 с.
  5. Миронов В.В. Философия: Учебник. / Моск. гос. ун-т им. М.В.Ломоносова. Филос. фак. — М.: Проспект, 2005. — 238 с.
  6. Скептицизм в философии / Рауль Рихтер; пер. с нем. В. Базарова и Б. Столпнера. — СПб.: Шиповник: Тип. «Т-ва В. Андерсона и Г. Лойцянскаго». – Т.1. – 1910. – 390 с.
  7. Философия: Учеб. для студентов вузов / В.В.Миронов, В.В.Васильев, П.П.Гайденко и др.; Под общ. ред. В.В.Миронова. — М.: Норма, 2005. — XVI, 911 с.
  8. Философия: Учеб. для студентов вузов / В.Н.Лавриненко, В.П.Ратников, В.Ф.Голубь и др.; Под ред. В.Н.Лавриненко, В.П.Ратникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2004. — 622 с.
  9. Философия: Учеб. по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по естеств.-науч. и техн. спец. и направлениям подгот. / В.П.Горюнов, В.К.Гавришин, А.В.Гогин и др.; Под ред. В.П.Горюнова. — М.: Гардарики, 2005. — 442 с.
  10. Философия: Учеб. по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по нефилос. спец. и направлению подгот. / В.Д.Губин, Т.Ю.Сидорина, А.И.Алешин и др.; Под ред. В.Д.Губина, Т.Ю.Сидориной. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2005. — 828 с.
  11. Философия: Учеб. по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по экон. спец. и направлениям подготовки / Н.И.Сидоренко, В.Ф.Титов, Е.Ю.Новикова и др.; Под ред. Н.И.Сидоренко; Рос. экон. акад. им. Г.В.Плеханова. — М., 2004. — 437 с.
  12. Философия: Энцикл. словарь. / Абрамов А.И., Аверинцев С.С., Алешин А.И. и др.; Под ред. А.А.Ивина. — М.: Гардарики, 2006. — 1072 с.
  13. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
  14. Хрусталев В.М. Философия: Учеб. для вузов: Для студентов, обучающихся по мед. и фармацевт. спец. — М.: Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004. — 638 с.
  15. Эмпирик, Секст. Три книги Пирроновых основоположений. – Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000. – 272 с.
  16. Лега В.П. Секст Эмпирик: Скептицизм как образ жизни // Mathesis. Из истории античной науки и философии. М.: «Наука», 1991- С.210-219.
  17. Литинская О.Ю. Что такое скептицизм? // Философские перипетии. – 2008. — № 812. – С.65-69
  18. Лосев А.Ф. Культурно-историческое значение античного скептицизма и деятельность Секста Эмпирика // Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Т.1. – М.: Мысль, 1974. – С.5-61
  19. Рыскельдиева Л.Т. Скептическая «терапия» Секста Эмпирика // Культура народов Причерноморья. – — №83. — С. 95-98
  20. Эмпирик Секст. Против учёных // Секст Эмпирик. Сочинения в двух томах. Общ. ред. А. Ф. Лосева. Пер. с древнегреч. Т. 2. — М., «Мысль», 1976. – 421 с. (АН СССР. Ин-т философии. Филос. наследие). – С. 6-204
  21. Аристотель. Никомахова этика. Книга 1 // <http://www.az-design.ru/Projects/AZLibrCD/c9f/d9a51/books/001bshtml>
  22. Эпикур. Письмо к Менекею. Перевод М.Л. Гаспарова // <http://nibiryukov.narod.ru/nb_russian/nbr_teaching/nbr_teach_library/nbr_library_classics/nbr_classics_epicurus_letter_to_menoeceus.htm>