Курсовая работа — Взаимосвязь восприятия конфликта и стратегий поведения в конфликте у педагогов общеобразовательных школ.

Заказ 444

Цена полной версии курсовой работы: 900 рублей

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТА И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 6

1.1. Понятие и сущностные характеристики конфликта………………………….. 6

1.2. Стратегии поведения в конфликте и особенности восприятия конфликтной ситуации ее участниками……………………………………………………………………. 14

1.3. Особенности конфликтного взаимодействия в профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных школ………………………………………………… 20

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТА И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ У ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ 25

2.1. Описание процедуры и методик исследования………………………………. 25

2.2. Анализ полученных результатов…………………………………………………… 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………… 37

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………………. 40

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования проблемы конфликтного взаимодействия диктуется запросами практики, обусловленные усилившимся в наши дни коллективным характером человеческой деятельности и вопросами эффективности организации и управления людьми, регуляции развертывающихся между ними отношений, использования воспитательных и психотерапевтических воздействий.

Обстановка в стране создает ситуацию социально-психологической нестабильности у самых незащищенных слоев населения педагогов. Низкооплачиваемый труд, необходимость поиска дополнительного заработка, трудности, связанные с повышением профессионального уровня, эмоциональные нагрузки, неудовлетворенность жизнью ведут к нервным срывам, соматическим заболеваниям. В связи с этим, усложнились взаимоотношения педагогов в семье и в коллективе, что, в свою очередь, влияет на социально-психологический климат педагогического коллектива и на качество педагогического процесса. Педагоги стали замыкаться в себе, реже общаться, нарушились взаимоотношения в коллективе, нет общей увлеченности, желания совместной деятельности, творчества. Но, тем не менее, некоторые, как и прежде, продолжают быть активными, работоспособными, повышают свое педагогическое мастерство, они творчески инициативны, энергичные и яркие личности.

Работа педагога выступает как сложная, творческая, активно преобразующая социальная профессиональная деятельность. Вместе с тем профессиональная деятельность учителей является эмоционально напряженной и социально-ответственной формой активности, поэтому имеет существенно стрессогенный характер. Это отмечается как отечественными, так и зарубежными исследователями (А. А. Баранов, Т. А. Егоренко, И. А. Курапова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, А. А. Реан, I. S. Schonfeld).

Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые он должен мобильно и конструктивно реагировать. Высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам учителя, его базовым личностным свойствам, но и к текущему, оперативному состоянию его психологического самочувствия. Неблагоприятная социальная среда, отрицательно влияя на психическое состояние человека, приводит к снижению его работоспособности, стимулов к жизни, смещению ценностных ориентации, мотивов, возникновению отрицательных эмоциональных переживаний, вызывает рост агрессивности, напряженности, что так или иначе влияет на возникновение конфликтов между отдельными членами группы и различными группами.

При этом XXI век не принес уменьшения числа конфликтов, напротив, возобладало мнение, что конфликт – одно из естественных состояний человеческих отношений. Вряд ли можно рассчитывать на то, что человечество в ближайшем будущем откажется от силовых методов решения спорных вопросов. Поэтому на первый план выходит не столько предотвращение конфликтов, сколько управление ими.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности темы исследования.

Цель исследования – изучить особенности конфликтов в образовательной среде и выявить взаимосвязь восприятия конфликта и стратегий поведения в конфликте у педагогов общеобразовательных школ.

         Гипотеза исследования: характер восприятия конфликтной ситуации порождается индивидуально-психологическими особенностями педагогов, в частности, уровнем коммуникативной компетентности, что влияет на выбор ими стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Объект исследования – конфликт как социальный феномен общественной жизни.

Предмет исследования – взаимосвязь восприятия конфликта и стратегий поведения в конфликте у педагогов общеобразовательных школ.

Задачи исследования:

  1. Дать характеристику понятия и сущности конфликта.
  2. Изучить стратегии поведения в конфликте и особенности восприятия конфликтной ситуации ее участниками.
  3. Выявить особенности конфликтного взаимодействия в профессиональной деятельности педагогов общеобразовательных школ.
  4. Подобрать методики исследования.
  5. Провести эмпирическое исследование и на основании анализа полученных результатов сделать вывод об истинности или ложности выдвинутой гипотезы.

Теоретико-методологическую базу исследования составили труды А. Я. Анцупова, А. И. Шипилова, Н. В. Гришиной, О. Н. Громовой, Е. М. Бабосова, Г. И. Козырева, В. А. Авксентьева, Б. Д. Парыгина, А. И. Донцова, О. Г. Денисовой, К. Г. Гусаевой, К. К. Платонова, В. Г. Казакова, К. Левина и др.

Методы и методики исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анкетирование, тестирование; методики – методики: тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» (М. Шнайдер), методика выявления типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной).

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы, в частности, при формировании благоприятного психологического климата в общеобразовательных школах, для улучшения внутригрупповых взаимоотношений и могут быть рекомендованы руководителям учреждений образования.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ВОСПРИЯТИЯ КОНФЛИКТА И СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ ПЕДАГОГОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

1.1. Понятие и сущностные характеристики конфликта

Конфликты – неотъемлемая часть жизни каждого чело­века и человеческого общества в целом. Огромный инте­рес к проблемам возникновения и эффективного разреше­ния конфликтов проявляют сегодня психологи, социологи, политики, педагоги, руководители, административно-уп­равленческий персонал, поскольку все эти специалисты связаны с проблемами взаимодействия людей.

……………………….

……………………….

………………………