Курсовая работа: Гендерные особенности психологической готовности детей к обучению в школе.

Заказ 339

Цена полной версии: 900 рублей

Тема: Гендерные особенности психологической готовности детей к обучению в школе.

Оглавление

Введение. 3

ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА.. 6

1.1. Понятие межличностного общения. 6

1.2. Психологические характеристики младшего школьника. 8

1.3. Понятие гендера и краткая история гендерной проблематики. 12

1.4. Гендерные различия в младшем школьном возрасте. 18

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ. 25

2.1. Объект и методы исследования. 25

2.2. Результаты исследования и их анализ. 27

Заключение. 37

Список используемых источников. 39

Введение

Актуальность. Ребёнок младшего школьного возраста занимает особое (по сравнению с предыдущим возрастным периодом) положение в системе принятых в обществе отношений. Именно к началу школьного обучения у детей активизируется процесс сознательного усвоения норм поведения, прав и обязанностей, нормативных знаний и нравственных чувств, возникающих у ребёнка под влиянием оценки со стороны взрослых. Большое значение для младшего школьника приобретает его общение со сверстниками, в котором формируется личность ребёнка, осуществляется познавательная предметная деятельность, формируются важнейшие навыки межличностного общения и нравственного поведения. Ребёнок стремится к самоутверждению в ходе реализации ролевого поведения.

Очень важно в процессе обучения и воспитания знать и учитывать гендерные особенности детей, особенно на начальном этапе их обучения в школе. Этим обусловливается необходимость использования гендерного подхода в современном школьном образовании, что предполагает преодоление стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребёнка и формированию социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребёнка.

Указанные обстоятельства обусловливают актуальность изучения гендерных особенностей межличностного общения именно в младшем школьном возрасте.

Проблема гендерных различий уже давно заинтересовала как современных, так и зарубежных учёных. Среди них следует отметить вклад таких психологов, как В.С. Агеев, Т.В. Бендас, Ш. Берн, А. Вейнигер, И.С. Кон, Т. Мор, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фурье, Ф. Шлегель, П.Е. Астафьэв, Э.А. Аркин, П.П. Блонский, Г. Гейманс, С. Бем, М. Хорнер, Е. Маккоби, К. Гиллиган и другие.

Важный вклад в исследование гендерных различий именно в младших школьников сделали: В.Е. Каган, И.С. Клецина, Л.Е. Семенова, А.А. Чекалина, М.Ю. Бужигеева, Г. Браслав, Б. Хасан и многие другие.

Однако анализ этих работ свидетельствует о недостаточной разработанности темы гендерных различий именно в младшем школьном возрасте. Высокая практическая значимость и недостаток единого суждения об особенностях адаптационных способностей младших школьников определила актуальность темы данной курсовой работы.

Объект исследования — межличностное общение как социально-психологический фактор в младшем школьном возрасте.

Предмет исследования — гендерные особенности межличностного общения в младшем школьном возрасте.

Цель: теоретически проанализировать гендерные особенности межличностного общения в младшем школьном возрасте.

Задачи.

1) определить понятие межличностного общения;

2) проанализировать психологические характеристики младшего школьника;

3) определить понятие гендера, и кратко охарактеризовать историю гендерной проблематики;

4) определить гендерные различия в уровне психологической готовности детей к обучению в школе.

Гипотеза: возможно, есть гендерные различия по уровню развития адаптационных способностей к школьному обучению младших школьников (личностных и интеллектуальных характеристик).

Практическая значимость работы:

1) детальное изучение психологами гендерных различий в младшем школьном возрасте способствовать преодолению стереотипов, которые мешают успешному развитию личности ребёнка и формированию социально приемлемых моделей поведения, основанных на личных интересах, потребностях, ценностях ребёнка;

2) конкретная и структурированная информация, относительно гендерных различий и психологических особенностей детей в младшем школьном возрасте, представленная в нашей работе, поможет педагогам, которые применяют в своей учебной практике гендерный подход;

3) учёт гендерных особенностей младших школьников во время их обучения и воспитания будет способствовать более полноценному развитию личности ребёнка, его успешности в обучении и общении, а также приведёт к оптимальному психологическому климату в коллективе младших школьников.

ГЛАВА I. ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

1.1. Понятие межличностного общения

«Межличностное общение — это необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное формирование не только психических функций, процессов и свойств человека, но и личности в целом. Общение — это всегда взаимодействие людей, при котором они узнают друг друга, вступают в те или иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определённое взаимоконтактирование (имеется в виду обращение, избираемый участниками общения) ». [5, 10].

Проблема межличностного общения разработана в отечественной и зарубежной психологии на достаточно глубоком научно-методическом уровне. В зарубежной психологии следует отметить вклад Дж. Мида, П. Жане, Т. Шибутани, Е.Уилсона, К. Ясперса, К. Черри, Т. Парсонса, К. Маркса, Ф. Энгельса, Э.Берна, К. Роджерса и других.

В отечественной психологии отличились Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Ломов, А. Петровский, Б. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Батищев, А.А. Бодалев, А.Р. Лурия, Я.Л. Коломинський, Г.М. Андреева и многие другие.

Казаринова выделяет следующие виды, уровни и функции межличностного общения:

В зависимости от мотивов и целей участников общения, предложена следующая классификация видов общения:

1) Модальное общение- целью общения выступает психологический контакт, психологические взаимоотношения собеседников.Люди получают удовольствие от общения, или занимаются «выяснением отношений», то есть мотивы общения лежат в пределах самого общения;

……………………..

…………………….

……………………..

1.4. Гендерные различия в младшем школьном возрасте

Бужигеева отмечает, что в становлении половозрастных особенностей детей большую роль, наряду с биологическими факторами, играют социальное ожидание, поло-ролевые стереотипы в обществе, направленное воспитание детей разного пола. Процесс социализации и формирования половых ролей начинается задолго до начала школьного обучения: родители ещё от рождения по-разному относятся к мальчикам и девочкам, к ним предъявляются различные требования, они получают разные игрушки, приобретают разный опыт и т.д. [6].

Как отмечает Чекалина, к концу дошкольного возраста у мальчиков и у девочек можно исследовать четыре типа поло-ролевого поведения, а именно: маскулинный, фемининный, андрогинный и недифференцированный. [18, 115]. Семенова в своих исследованиях приводит психологические характеристики данных гендерных типов:

……………………

……………………….

………………………..

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

2.1. Объект и методы исследования

Цель исследования заключается в том, чтобы установить взаимосвязь между гендерными стереотипами и способности к обучению детей школьного возраста.Исследование проводилось в школе №31, в эксперименте участвовало 48 человек, 1 и 4 классов.

В нашем исследовании мы применяли следующие методики:

  1. Методика «Опросник для оценки образов« Идеальная девушка / Идеальный мальчик ».
  2. Методика «Опросники «Я-девушка / мальчик».

Методика «Опросник С. Бем».Методика Сандры Бемиспользуетсядлявыявленияимеющихсямаскулинныхифимининныхпризнаковвиспытуемых

……………………………

…………………………..

……………………………

Заключение

Подробно рассмотрев и проанализировав теоретический материал, касающийся темы гендерных особенностей межличностного общения и особенностей обучения в школе детей младшего школьного возраста, пришли к следующим выводам.

Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) ознаменован изменением социальной ситуации развития ребёнка — он вступает в сложные отношения посредничества между двумя институтами социализации: семьёй и школой. Учебная деятельность выступает как ведущий вид деятельности в этом возрасте. Очень большое значение для ребёнка на этом этапе приобретает межличностное общение со сверстниками.

В младшем школьном возрасте следует отметить развитие следующих психических процессов и личностных характеристик: 1) развитие когнитивной сферы (произвольность и абстрактно-логическое мышление); 2) эмоциональная сфера (растёт умение ребёнка владеть своими чувствами, активно развиваются социальные эмоции, такие, как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребёнка к эмпатии, ребёнок становится способным к эмоциональной децентрализации); 3) мотивационная сфера (построение иерархии системы мотивов, тенденция к формированию сознательного и волевого регулирования поведения, два вида мотивов — познавательные и социальные); 4) Я-концепция (направленность на самоактуализацию своей личности, формирования Я-образа ученика).

Что же касается именно гендерных особенностей межличностного общения у младших школьников, то следует отметить, что на становление поло-ролевых особенностей детей влияют не только биологические, но и, главным образом, социальные факторы.

В младшем школьном возрасте можно выделить четыре типа поло-ролевого поведения: маскулинный (лидерские позиции, авторитарность, сила, независимость поведения), фемининный (тип, характеризующийся подчинённым поведением, отсутствием инициативы, осторожностью), андрогинный (тип, свободный от твёрдой половой типизации, характеризуются высокой социальной активностью, настойчивостью, самостоятельностью в принятии решений, высоким уровнем реальных достижений), недифференцированный (отсутствие поло-ролевых ориентиров, пассивность, эмоциональное отвержение всех видов деятельности, низкий уровень реальных достижений, отсутствие социального принятия в коллективе сверстников и соответствующий уход от контактов).

Работая над этой темой, мы нашли её очень интересной и актуальной. Поэтому видим перспективу развития в данном психологическом направлении. Такое явление, как гендерные особенности влияния на обучение в школе детей младшего школьного возрасте можно связать со становлением гендерной идентичности, а также с усвоением гендерных стереотипов. Это и будет темой для наших следующих исследований.

Учебно-воспитательная работа в коллективе мальчиков и девочек должна строиться с учётом из различий: это обуславливает более успешное усвоение материала и эффективность воспитательных воздействий учителя.

Методики по выявлению уровня мотивации мы провели на 1 и 4 классах, потому что с каждым годом мотивация меняется, это позволило более чётко просмотреть изменение мотивации.

 

Список используемых источников

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – 5-е изд., испр., — М.: Издательский центр «Академия», 2012.- 672 с.
  2. Бендас, Т.В. Гендерная психология: учебное пособие / Т.В. Бендас. – СПб.: Питер, 2014.- 431с.: ил.– (серия «учебное пособие»).
  3. Берн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2012.- 320 с. (Секреты психологии).
  4. Блонский П. П. Психология младшего школьника: избр. психолог. труды / П. П. Блонский / под ред. А. И. Липкиной, Т. Д. Марцинковской. — М.: Изд-во Моск. Психолого-соц. ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2014. – 632 с. – (Психологи России).
  5. Бодалев, А.А. Психология общения / А.А. Бодалев. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013.- 256 с.
  6. Бреслав Г.М., Хасан Б.И. Половые различия и современное школьное образование / Г. М. Бреслав, Б.И. Хасан // Вопросы психологии. — 2011. — № 3. С.-14-21
  7. Бужигеева М.Ю. Гендерные особенности детей на начальном этапе обучения / М.Ю. Бужигеева // Педагогика. – 2002.- С.8.
  8. Волошина Т.В. Управление эмоциональным стрессом учащихся с точки зрения гендерной педагогики / Т.В. Волошина. – 2006. Вып.3. – с.44-46.
  9. Гендерная психология: Учебно-методическое пособие / под редакцией В.И. Носкова, Г.В. Ложкина. – Донецк: ДИУ, ООО «Компьютер Норд», 2014.- 144 с.
  10. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К.М. Гуревич. – М.: Пресс, 2010. — 80 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №6).
  11. Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. 1990. № 4. с.83-91.
  12. Каган М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. – М.: Итиздат, 2011. -319 с. – (Над чем работают, о чем спорят философы).
  13. Клецина И. С. Гендерная социализация : учеб. пособие / И.С. Клецина; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. — 92 с.
  14. Ковинько Л.В. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов сред. и высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010 г. – 288 с.
  15. Кон И.С. Психология половых различий / И.С.Кон // Вопросы психологии. — 2012. — №2. – с. 47-57. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. – в кн.: Соотношение биологического и социального в человеке. М., 2012. – 763-776 с.
  16. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. — М., 2010. – 123 с.
  17. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2012.- 992 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
  18. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2011. — 544с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
  19. Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. – М., 1972 г., 513 с.
  20. Мухина В.С. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/сост. Науч. ред. В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2012 г. – 624 с.
  21. Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1990 г.– 480 с.
  22. Мухина, В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия». 2012. – 432 с.
  23. Общение и формирование личности школьника / под редакцией А.А. Бодалева, Р.Л. Кричевского. – М.: Педагогика, 2011.- 150с.
  24. Психология человека от рождения до смерти / под редакцией А.А. Реана. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2012. — 656 с. — (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  25. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – СПб.: ЗАО «Издательство «Питер» », 1999. – 416 с.: (Серия «Мастера психологии»).
  26. Семенова Л.Э. Социокультурные аспекты гендерной социализации в детском возрасте. Программа спецкурса для студентов факультета психологии / Л.Э. Семенова. — Н.: Новгород, 2013. — 117 с.
  27. Симонов В.П. Учёт гендерных различий в образовательном процессе / В.П. Симонов // Педагогика. – 2012. Вып.4. – с.40-46.
  28. Сироткин Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание / Л.Ю. Сироткин, А.Н. Хузиахметов / под общ. ред. А.Н. Хузиахметова. – Казань.: Дом печати, 1998. — 211 с.
  29. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М.: издательский центр «Академия», 1999 г. – 288 с.
  30. Тарабакина Л.В. Практикум по курсу «Психология человека»: Учебное пособие для студ. пед. вузов, 1998 г. – 112 с.
  31. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие / А.А. Чекалина.- М.: «Ось», 2006.- 256с.
  32. Чекалина А.А. Гендерная психология: Учебное пособие. – М.: «Ось», 2013. – 240 с.
  33. Чекалина А.А. Программа формирования гендерно-психологической компетентности учителя начальных классов / А.А. Чекалина // Психология и школа. — 2012.- №2. С.14
  34. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития / Д. Шэффер. 6-ое изд. – СПб.: Питер, 2013. — 976 с.
  35. Щебетенко А.И. ТЕСТЫ для делового человека и для всех. – М.: «Алгос-Пресс», 2012 г. — 540 с.