Курсовая работа: Конкурентоспособность на рынке товаров

Заказ 293

Цена полной версии: 600 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВвЕДЕНИЕ 3
1 Рынок 5
1.1 Характеристика рынка 5
1.2 Модели рынка 5
1.3 Емкость рынка и доли фирм 9
2 конкурентоспособностЬ товара 12
  2.1 Характеристика конкурентоспособности 12
2.2 Оценка и обеспечение конкурентоспособности товара 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя.

Качество – синтетический показатель, отражающее совокупное сопротивление многих факторов – от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовывать и управлять процессом формирования качества в рамках любой хозяйственной единицы.

Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время его эксплуатации[1].

Иначе говоря, под конкурентоспособностью понимается комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров – аналогов.

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там  проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель покупает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары.

В данной работе рассматривается вопрос рынка, изучение понятия рынка, а так же спроса и предложения: индивидуальный и совокупный; модели рынка: концептуальные (равновесная и вырожденная: потребителя и производителя) и ценовая; внешнее и внутреннее регулирование рынка; изучение особенности формирования области рыночного равновесия. Изучено понятие емкости рынка и рыночных долей фирм, а так же факторов, их определяющих; особенности формирования потенциального и реального уровней емкости рынка; расчет доли рынка и предпосылки и направления изменение рыночных долей фирмы. Рассмотрено понятие конкурентоспособности; рассмотрена оценка и обеспечение конкурентоспособности товара.

1 Рынок

1.1 Характеристика рынка

Рынок – сфера труда и   товарного производства, существующая в системе двух уровней регулирования: первого – внутреннего, объективного, автоматически   регулирующего производство (предложение) и цену в зависимости от спроса (потребности) и качества товаров (услуг) и второго внешнего, субъективного (государственного, группового).

Рынок – реально существующее или виртуальное место, где права собственности на товар (услугу) в результате их обмена на деньги или другой товар (услугу) переходят от одного субъекта (производителя, оптового или розничного продавца, владельца) к другому – покупателю (потребителю)[2].

…………………………..

…………………………

……………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любой товар, находящийся на рынке, фактически проходит там  проверку на степень удовлетворения общественных потребностей: каждый покупатель покупает тот товар, который максимально удовлетворяет его личные потребности, а вся совокупность покупателей – тот товар, который наиболее полно соответствует общественным потребностям, нежели конкурирующие с ним товары. Поэтому конкурентоспособность товара можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой. Иными словами, конкурентноспособность – понятие относительное, четко привязанное к конкретному рынку и времени продажи.

Конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые представляют заметный интерес для покупателя. Все характеристики изделия, выходящие за рамки этих интересов, рассматриваются при оценке конкурентоспособности как не имеющие к ней отношения в данных конкретных условиях.

Превышение норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным.

Изучение конкурентоспособности товара должно вестись непрерывно и систематически, в тесной привязке к фазам его жизненного цикла, чтобы своевременно улавливать момент начала снижения показателя конкурентоспособности и принять соответствующие упреждающие решения.

Вместе с тем, любой товар после выхода на рынок начинает расходовать постепенно свой потенциал конкурентоспособности.  Такой процесс можно замедлить и даже временно задержать, но остановить – невозможно. Поэтому новое изделие проектируется по графику, обеспечивающему выход на рынок к моменту значительной потери конкурентоспособности прежним изделием. Иначе говоря, конкурентоспособность новых товаров должна быть опережающей и достаточно долговременной.

Обеспечение конкурентоспособности продукции на требуемом уровне предполагает необходимость ее количественной оценки. Без такой оценки конкурентоспособности все предусматриваемые предприятием меры по поддержанию продукции (товара) на должном уровне останутся благим пожеланием.

После выбора продуктов, по которым будет проводиться анализ, на основе изучения рынка и требований покупателей определяется номенклатура параметров, участвующих в оценке. При анализе должны использоваться те же критерии, которыми оперирует потребитель, выбирая товар.

Номенклатура экономических параметров, применяемых при оценке конкурентоспособности, характеризуется структурой полных затрат потребителя по приобретению и потреблению продукции, которая определяется ее свойствами, а также условиями приобретения и использования на конкретном рынке.

Полные затраты потребителя включают единовременные и текущие затраты.

Конкурентоспособность оценивается путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю, или с параметрами изделия – образца.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бабец Ю.Н. Маркетинг. Учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005.
  2. Гнилитская Е. В. Эффективность факторов производства в глобальной конкуренции // Финансовый бизнес — 2004. — Ноябрь — декабрь.
  3. Куликова Н.В. Методология управленческих исследований. Учебное пособие. МИРБИС. 2007.
  4. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: Юрайт-М, 2001.
  5. Овчинников В.В. Глобальная конкуренция. М.: Институт экономических стратегий, 2007.
  6. Портер, Майкл Э. Конкуренция.: Пер. с англ. М.: Издательский дом “Вильямс”, 2003.
  7. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. – М.: ИНФРА-М, 2000.
  8. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. – М.: Издательско-книготорговый ценр “Маркетинг”, 2002.
  9. Хершберг Э. Глобальная реструктуризация, знание и обучение // Вопросы экономики. — 2004. — № 8.
  10. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка – М.: Финансы и статистика, 2002.