Курсовая работа: Межличностные отношения в педагогическом коллективе

Заказ 114

Цена полной версии: 800 рублей

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Особенности межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе детского сада. 5

1.1. Особенности педагогического коллектива. 5

1.2. Причины и типы конфликтов в коллективе ДОУ.. 10

1.3. Вопросы управления профессиональной командой воспитателей.    Работа МО   13

Глава 2. Исследование межличностных отношений в педагогическом коллективе  17

2.1. Организация исследования. 17

2.2. Анализ полученных результатов. 24

Заключение. 32

Библиография. 34

Приложение

Введение

Актуальность. Взаимоотношения людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни, всегда вызывает особый интерес и внимание. Педагогический коллектив воспитателей является частью общественного коллектива, куда входит составной частью коллектив детский. При всем соответствии признакам любого коллектива педагогический коллектив ДОУ в то же время имеет и свои специфические особенности.

Главная отличительная особенность педагогического коллектива состоит в специфике профессиональной деятельности, а именно в обучении и воспитании детей. Эффективность профессиональной деятельности педагогического коллектива определяется уровнем педагогической культуры его членов, характером межличностных отношений, пониманием коллективной и индивидуальной ответственности, степенью организованности, сотрудничества. От того, насколько гармоничными будут межличностные отношения в коллективе, зависит состояние социально-психологического климата в нем. Он же в свою очередь предопределяет эффективность выполнения профессиональной деятельности – обучение и воспитание детей. Таким образом, межличностные отношения в педагогическом коллективе непосредственно влияют на выполнение детским садом социального заказа – подготовку дошкольников к дальнейшему обучения, воспитание и сохранение здоровье детей.

Проблема деятельности в коллективе изучалась многими авторами, такими, как Г.М. Андреева, Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубровская, А. В. Петровский, В.В. Шпалинский и другими. Однако многие вопросы требуют более детальной разработки. Среди них вопрос и межличностных отношений в коллективе.

Все, сказанное выше, подтверждает актуальность темы данной работы: «Проблемы межличностных отношений в коллективе и задачи менеджеров по управлению группой МО ДУ».

Проблема исследования заключается в том, чтобы установить особенности педагогического коллектива и межличностных отношений в нем.

Объект исследования – межличностные отношения в коллективе.

Предмет исследования — межличностные отношения в педагогическом коллективе ДОУ. Гипотеза исследования: мы можем предположить, что межличностные отношения в коллективе предопределяются особенностями его членов. Цель исследования – изучение межличностных отношений в трудовом педагогическом коллективе.

Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы формирования межличностных отношений в коллективе.
  2. Выявить особенности педагогического коллектива, вызванные специфичностью профессиональной деятельности его членов.
  3. Изучить особенности межличностных отношений в педагогическом коллективе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: метод анализа теоретического материала по теме исследования; метод опроса; метод математической обработки результатов. Практическая значимость исследования заключается в том, что оно даст возможность обратить внимание на личностные особенности, межличностные взаимоотношения педагогических работников, которые влияют на социально-психологический климат коллектива. Результаты исследования, психологический анализ данных, их интерпретация и дальнейшие рекомендации по работе с педагогами могут быть использованы в практической деятельности.

Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

Глава 1. Особенности межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе детского сада

1.1. Особенности педагогического коллектива

Коллективом называется разновидность социальной общности совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами:

1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени;

2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу;

3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива;

4) структурированности – определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива;

5) организованностью, то есть – упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности;

6) открытостью – то есть готовностью к принятию новых членов[1].

Педагогический коллектив как профессиональное объединение людей обладает всеми общими признаками коллектива, но в то же время имеет и свои специфические особенности.

Полифункциональность. Современный воспитатель одновременно выполняет функции учителя и воспитателя, руководителя кружка, общественного деятеля. Из полифункциональности деятельности отдельных педагогов складывается полифункциональность деятельности всего педагогического коллектива. Решая профессиональные задачи, педагогический коллектив выходит за рамки детского сада: формирует педагогическую культуру родителей и общества в целом.

Самоуправляемость. Основные вопросы жизни и деятельности педагогического коллектива обсуждаются на различных уровнях управлениях.

Деятельность коллегиальных органов управления развивает самостоятельность и инициативу членов педагогического коллектива. С другой стороны, функциональные обязанности педагогов четко определены, обязательны для выполнения, отработанны формы контроля и самоконтроля[2].

Коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты деятельности. Деятельность отдельных воспитателей в силу ее специфики не может быть эффективной, если она не согласована с действием других педагогов, если нет единства требований в организации режима дня детского сада, образовательного и воспитательного процессов. Единство деятельности членов педагогического коллектива должно проявляться в ценностных ориентациях, взглядах, убеждениях, но это не означает однообразие в технологии педагогической деятельности[3].

Ненормирование рабочего дня воспитателя, то есть отсутствие временных рамок на выполнение тех или иных видов педагогического труда. Это отрицательно сказывается на жизни деятельности педагогического коллектива, является, как правило, причиной перегрузки воспитателей, недостатком свободного времени для их профессионального роста, что, в свою очередь, ведет к возникновению стрессов.

Преимущественно женский состав. Женские коллективы более эмоциональны, чаще подвержены смене настроений, более конфликты, чем те коллективы, в которых в значительной степени представлены мужчины. В то же время женщины по своей природе более предрасположены к воспитательной деятельности, более гибки в выборе приемов у способов педагогического воздействия[4].

Известно, что люди по-разному проявляют и чувствуют себя, работая в разных коллективах. Одни коллективы способствуют проявлению лучших сторон личности человека, а другие сублимируют хорошее и подпитывают плохое. Особенность педагогического коллектива заключается в том, что его психологическая атмосфера, межличностные отношения, стиль управления и деятельности обязательно проецируются на детский коллектив. Именно поэтому менеджеру важно хорошо знать состояние педагогического коллектива, уровень и динамику его развития.

В этой работе менеджер сталкивается с проблемами психологического консалтинга или психологией менеджмента. Сегодня в этом направлении выражены два подхода: организационный и консультативный.

Организационный подход делает упор на изучение коллектива, социально-психологических процессов происходящих в нем, планирование кадровой стратегии. Сторонники этого подхода уделяют первостепенное внимание проблемам личности руководителя, стилям лидерства, выясняют соответствие поставленных задач возможностям работников. Их интересует социально-психологическая атмосфера как фактор сплоченности и срабатываемости коллектива в решении производственных задач.

Консультативный (индивидуальный) подход ориентирован на работу с конкретным работником в коллективе. Оно используется при подборе и расстановке кадров, содействии их адаптации в коллективе, совершенствовании межличностных отношений и самореализации каждой личности[5].

Ни один менеджер не станет недооценивать то колоссальное влияние, которое способна оказать на общий настрой коллектива отдельно взятая личность. В свою очередь, поклонники индивидуального подхода не могут отрицать, что правильная организация труда, разумное сочетание свободы субъекта с необходимостью коллектива, является ключом к формированию здорового психологического микроклимата.

При органическом сочетании обоих подходов менеджер решает следующие задачи:

— улучшение психологического климата в организации и повышение духа ее сотрудников;

— совершенствование практики подбора кадров;

— модернизация организационной структуры;

— оказание помощи сотрудникам в развитии их способностей;

— сплочение коллектива в единую команду;

— формирование доброжелательной атмосферы в коллективе;

— помощь людям в преодолении стрессов;

— достижение соответствия между внутренним складом человека и его

работой (выработке индивидуального стиля деятельности);

— устранение конфликтов;

— снижение текучести кадров;

— оценка производственных программ с точки зрения психолога;

— проведение разумной кадровой политики;

— консультирование руководителей по вопросам управленческой деятельности и др.[6]

Каждый коллектив переживает периоды становления (новостройка или смена состава), функционирования (когда на основе стабильных параметров организован воспитательно-образовательный процесс) и развития (когда прежнее содержание образования и воспитания и технологии вошли в противоречие с новыми условиями, задачами и потребностями). Поэтому на каждом этапе менеджер решает специфические задачи, работая в тесном контакте с администрацией ДОУ.

Особо важным является период становления будущего коллектива, когда он не является коллективом единомышленников, педагогическим ансамблем, а лишь формальной группой, призванной совместными усилиями обучать и воспитывать детей.

На этом этапе психолог оказывает помощь в создании модели будущего коллектива, образа детского сада, подборе и расстановке кадров.

Принципы подбора педагогов могут быть самыми разными: по возрасту, стажу, уровню компетентности, личностным особенностям и т.д. Для этого периода характерны несложившиеся связи и отношения, плохое взаимодействие, отсутствие лидеров, способных вести за собой, небольшой опыт управления данной структурой, слабое знание индивидуальных возможностей педагогов. В этом случае важный смысл приобретает диагностическая и консультативная работа менеджера совместно с психологом, адаптационный тренинг.

Идейное единство коллектива обеспечивается сходством ценностных ориентаций, которое отражается в целях, задачах, выдвигаемых проблемах.

Интеллектуальное единство обеспечивается организацией работы педагогов по овладению психолого-педагогическими знаниями, развитием их конструктивного, рефлексивного мышления, ломкой стереотипов обыденного мышления. Организационное единство формируется рациональным распределением функций между всеми членами коллектива, созданием связующих зависимостей, делегированием полномочий, опирающихся на наиболее развитые, сильные стороны педагога[7].

Волевое единство вырабатывается принятием коллективных решений, формированием общей педагогической позиции по наиболее сложным вопросам жизни коллектива, требованиями к каждому члену коллектива и созданием необходимого общественного мнения.

На втором этапе развития коллектива в работе менеджера необходимы дифференциация и индивидуализация, ориентированные на помощь различным группам и отдельным воспитателя. К этому времени члены коллектива узнают свои и чужие возможности, способности, уровень профессиональной компетентности и человеческие качества. На этой стадии обнаруживаются симпатии и антипатии, вокруг лидеров формируются группы приверженцев. Появляется оппозиция. Возникают межличностные и межгрупповые конфликты. В коллективе выявляется группа творческих педагогов и аутсайдеров. Кроме того, происходят специфические процессы, связанные с профессиональной деятельностью. Обнаруживается несовершенство целей, содержания, технологий, отношений, форм и методов в самом педагогическом процессе. В коллективе проявляют себя новаторы, консерваторы, радикалы, оптимисты, пессимисты, реформаторы, гуманисты, прагматики и т.д. Именно этот этап может привести к стагнации, обострению социально-психологических и производственных конфликтов, либо выводит коллектив в режим развития[8].

На этапе функционирования менеджеру работать значительно труднее. Он оказывает помощь в разрешении конфликтных ситуаций, выработке управленческого стиля, но часто оказывается вовлеченным в различные отношения, когда от него требуется отстраненность и объективность. Он может попасть под влияние администрации и решать проблемы сквозь призму управленческого заказа.

 

Заключение

В современной социально-психологической литературе употребляется два значения понятия «коллектив». Первое: под коллективом понимается любая организация, группа людей (на заводе, в цехе, бригаде, школе, студенческой группе и т. д.); второе: под коллективом понимается высокий уровень развития группы. В этом случае речь идет о ее качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве и т. д. В данной работе мы ориентировали на первое значение понятия «коллектив». Признаком коллектива является социально-психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п. Такое психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.

Педагогический коллектив имеет свои признаки, позволяющие рассматривать его как самостоятельное образование. Он стабилен по составу, действует в системе единых установок, обусловленных профессиональной направленностью деятельности. Одной из особенностей деятельности педагогического коллектива является коллективный характер труда и коллективная ответственность за результаты педагогической деятельности.

Проведенное исследование имело целью выявление особенностей межличностного взаимодействия в педагогическом коллективе. На основании полученных результатов, мы можем сделать вывод, что большинство педагогов – членов коллектива настроено на активное межличностное общение. Но есть и такие педагоги, которые не склонны к активному общению с членами коллектива. Большинство исследуемых проявляют зависимость от коллектива, которая проявляется в принятии коллективных норм и ценностей, но при этом некоторые педагоги считают устои коллектива не приемлемыми для себя. Значительная часть выборки проявляют активное стремление участвовать в жизни коллектива, добиваться более высокого статуса в системе межличностных отношений. У части обследуемых отмечается стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.

Проанализировав результаты, полученные в ходе использования всех методик, мы пришли к заключению, что исследуемый педагогический коллектив неоднороден по своим особенностям поведения, стремлениям и установкам на общение. Все это, естественно, отражается на характере межличностного взаимодействия. В коллективе есть педагоги с явными проблемами общения, что не должно остаться без внимания менеджера, администрации и психолога.

Особенности межличностного взаимодействия являются основополагающими для создания психологического климата в коллективе. Проблемы взаимодействия являются, на наш взгляд, причиной того, что не все члены коллектива оценивают положительно сложившийся психологический климат. Чтобы каждому педагогу было комфортно в коллективе, имеющиеся проблемы должны быть устранены.

Библиография

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 1996.
  2. Ахмедова Е. А. Личность и коллектив в современном менеджменте. — Ростов-н/Д: Южный Федеральный Университет, 2011.
  3. Базарова Т., Еремина Б. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 2005.
  4. Банщикова Т.Н Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом. – М.: Книголюб, 2004.
  5. Бойко, В. В. Социально-психологический климат в школьном коллективе и личность . — М.: Педагогическое общество России, 1998.
  6. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Методическая служба учреждения дополнительного образования детей. — Москва, ПАИМС, 2000.
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Экономистъ, 2006.
  8. Дворецкая Г.В., Махварылов В.П. Экономика труда. — М.: Высшая школа,                     2008.
  9. Дизель, П.М. Поведение человека в организации. — М.: Дело, 2003.
  10. Дикарева А.Н., Мирская М.И. Социология труда. — М.: Высшая Школа,   2002.
  11. Жданов О. Социально-психологический климат в коллективе. // Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2007/11/14/klimat_v_kollective.html.
  12. Какун А.В. Культура межличностных отношений в педагогическом коллективе// Высшее образование в России. – 2009. — №5.
  13. Овчарова Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом. — Курган: изд-во Курганского гос. ун-та, 2006.
  14. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. –М.: Владос, 1999.
  15. Тидор С. Н. Психология управления: от личности к команде. — Петрозаводск, 2007.
  16. Титова М.Г. Методическая работа в детском саду// Воспитатель ДОУ. — 2008. — №6.