Курсовая работа: Методы изучения аудитории СМИ

Заказ 398

Цена полной версии курсовой: 900 рублей

Оглавление

Методы изучения аудитории СМИ.. 2

  1. Аудитория СМИ.. 4

1.1. Понятие аудитории СМИ: различие подходов. 4

1.2. Аудитория СМИ в СССР и в современной России. 13

  1. Методы изучения аудитории СМИ.. 22

2.1. Методы изучения аудитории СМИ. 22

2.2. Изучение аудитории печатных и электронных СМИ.. 28

Список литературы.. 35

Введение

Люди выбирают, что им читать, смотреть или слушать, какую информацию принимать, какую – отвергать, какие советы слушать, какие – игнорировать. Но чем определяется этот выбор? Почему одна радиостанция популярна, другая – нет? Почему одну газету читают, другую – нет? Одну передачу смотрят, другую – нет?

Методы изучения аудитории СМИ – относительно новая тема для российской науки. Достаточно вспомнить, что немецкие и американские исследователи активно и массово занимаются этой проблемой с начала ХХ века, а российские ученые – с 90-х годов ХХ века. В течение долгого времени СМИ в России не знали, что такое свободный рынок информационных услуг и борьба за потребителя, так как служили государству в деле формирования идеологически целостного массового сознания. Сейчас ситуация изменилась: содержание информационного потока определяется, в первую очередь, коммерческими целями – будут ли это смотреть/читать/слушать? Будут ли за это платить? Для ответа на эти вопросы нужно знать, что представляет собой зритель/читатель/слушатель, какими целями он руководствуется. Таким образом, актуальность темы «Методы анализа аудитории СМИ» обусловлена текущей ситуацией развития рынка информационных услуг.

Цель работы – выявить методы изучения аудитории, наиболее подходящие к использованию в российских условиях.

Для достижения цели автором работы решены следующие задачи:

  • определено понятие «аудитория СМИ», представлены различные научные подходы;
  • изучена информация об аудитории СМИ в России советского периода и настоящего времени;
  • проанализированы методы изучения аудитории СМИ;
  • исследованы практические материалы по изучению аудитории печатных и электронных СМИ и
  • сделаны выводы.

Работа состоит из введения, двух глав и заключения, включает в себя 4_ таблицы, 12 рисунков. Объем работы — 35 страниц. Список литературы включает 21 наименование.

1. Аудитория СМИ

1.1. Понятие аудитории СМИ: различие подходов.

В современном научном понимании аудитория – это совокупность людей, являющихся реальными или потенциальными адресатами информационного сообщения, определенным образом сформированного и размещенного в социально-информационном пространстве. Именно таково общее представление об аудитории:

………………..

…………………

………………….

2. Методы изучения аудитории СМИ

2.1. Методы изучения аудитории СМИ.

Так как аудитория представляет собой совокупность людей, она имеет определенные параметры как целостность (совокупность), и каждый из входящих в эту совокупность людей может быть определен при помощи некоторых параметров, причем параметры, значения которых одинаковы для всех входящих в совокупность элементов, являются определяющими по отношению к данной совокупности. Например, определяющий параметр целевой аудитории «Подростки» — возраст. Человек, выходящий за рамки подросткового возраста, уже не принадлежит к данной целевой группе, даже если он очень интересуется подростковой культурой.

…………………….

…………………….

……………………..

Заключение

Аудитория СМИ – это общность людей, которые по каким-либо причинам готовы или не готовы сотрудничать с определенным информационным каналом. Методы изучения аудитории СМИ позволяют узнать, сколько человек получает информацию от канала-транслятора, что представляют собой эти люди, чем они интересуются, какие психологические особенности имеют. На основании знаний об аудитории можно предположить, что интересно этим людям, чем еще можно их привлечь. На основании знаний о реальной аудитории определенного канала, с учетом информации о структуре потенциальной аудитории, можно наметить пути расширения влияния этого канала, выбрать способы привлечения новых получателей.

Методы изучения аудитории СМИ разнообразны, эффективность их применения зависит не только от качественной организации сбора данных, но и от правильной интерпретации полученного результата. Поэтому важным моментом является не только принятие решения о проведении исследования, но и выбор специалиста/организации, которые будут проводить эту работу.

В России, в силу некоторых специфичных моментов, могут быть использованы не все методы, применяемые за рубежом.

Список литературы

  1. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М., 1994. 256с.
  2. Социология: Энциклопедия
  3. Иваницкий В.Л. Гомогенная национальная аудитория: к определению термина: http://www.mediascope.ru/node/713#1
  4. Социология журналистики. Конспект лекций / Авт.-сост. Е. И. Дмитриев. — Мн.: БГУ — 150 с., 2001
  5. Лебедев А.Н. Страницы истории. Две методологические традиции в психологии рекламы. — Психологический журнал. — 2000. — №4
  6. Джефкинс Ф., Ядин Д. Паблик рилейшнз: Учебное пособие для вузов. Перевод с англ. под ред. Б.Л. Еремина. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 285 С., с. 62-68
  7. Геноцид в Руанде: Википедия — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B4_%D0%B2_%D0%A0%D1%83%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B5
  8. Берлова О.А., Захаров В.П., Колесникова В.Б., Кочинева А. Л. Б. Игра на информационном поле. Журналистика и PR для «зеленых». — М.: Изд-во МСоЭС. — 207 с., 2003
  9. Грамотность — http://library.kiwix.org/wikipedia_ru_all_09_2013/A/Грамотность.html­
  10. Радио – Информационно-исторический портал, http://22-91.ru/tags/Радио#tagtext
  11. Цены в СССР — http://visualweb.ru/cccp_old_prices/
  12. Цены на продукты и промтовары в соответствующих времени оборотных рублях — http://www.opoccuu.com/tseny.htm
  13. Телевидение и телевизоры в СССР и позднее — http://maxpark.com/community/129/content/2139590
  14. Российские СМИ сегодня и их аудитория. Доклад В. Федорова на пленарном заседании. — http://www.slideshare.net/wciom/ss
  15. Тагиев Р. Реклама и аудитория российских СМИ: тенденции и перспективы — http://www.advertology.ru/article19607.htm
  16. Громова Т.Н. Социально-психологические и социологические аспекты изучения массовой коммуникации (теория вопроса и методы измерения). — Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы психологии. Самарский регион». — Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2002.
  17. (Аудитория СМИ – Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/
  18. http://studopedia.org/8-127515.html
  19. Исследования СМИ: методология, подходы, методы : учебно-методическое пособие. Материалы лекций для аспирантов факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. – М. : Изд-во Моск. ун-та; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2011. – 236 с.
  20. TNS Россия, проект NRS-Россия, декабрь 2013 — апрель 2014
  21. http://www.tns-global.ru/services/media/media-audience/internet/description/