Курсовая работа на тему: Банковский менеджмент в банке ОАО «СКБ-банк»

Заказ 115

Цена полной версии курсовой: 700 рублей

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Банковский менеджмент и его значение в банковском деле. 6

1.1. Развитие финансовой системы.. 6

1.2. Сущность и основные этапы развития банковского менеджмента. 9

Глава 2. Банковский менеджмент в банке ОАО «СКБ-банк». 16

2.1. Условия банковского бизнеса в России. 16

2.2 Характеристика работы ОАО»СКБ-банк». 18

2.3. Банковский менеджмент в ОАО «СКБ-банке». 20

2.4. Рекомендации по повышению банковского менеджмента в банке. 24

Заключение. 28

Список использованных источников. 31

Приложение. 33

 

Введение

Актуальность темы. Традиционность подхода руководителей банков к методам управления создал следующую серьезную проблему — однобокость банков в их внутренней структуре.

В первые годы перестройки развивались в основном те подразделения банка, которые давали так называемый пресловутый “вал” в виде количества оформленных договоров, объемов размещенных и привлеченных денежных средств, совершенных бухгалтерских операций, обслуживаемой клиентуры и т.д. И существенно отставали или полностью отсутствовали такие виды деятельности, как системный анализ, диагностика, прогнозирование внутренней и внешней деятельности банка, вовлечение персонала в процесс управления.

Последние годы явились периодом глубоких изменений в банковском деле. Складывавшиеся годами приемы и методы банковской деятельности усложнились, приобрели новые черты. Одновременно существенно возросли риски, связанные с банковской деятельностью. Все это ставит проблему управления банком в центр внимания.

Качественное управление — главная составляющая прибыльной и надежной работы банка. Качество банковского менеджмента означает успех или провал банка в трудное время. Кроме того, актуальность темы определяется возрастанием роли банковской системы в экономике страны и преодолении экономических проблем.

Степень изученности темы. Проблема рассматривалась авторами: Ф.Котлером, А.Галкиным, Семеновым Я.А, Мартыновой О.И, Петраковым Н.Я, Колесниковым А.И, Самуэльсоном П, Волынским В.С, Федеровым Б.Г, О.Лаврушиным.

Цель курсовой работы: изучение теории и методов банковского менеджмента, разработка на этой основе рекомендаций по его совершенствованию.

Задачи курсовой работы. Достижение поставленной цели требует достижения следующих задач:

  1. изучить теорию вопроса
  2. рассмотреть механизм банковского менеджмента
  3. проанализировать его методы
  4. выявить тенденции развития банковского менеджмента в России

Объект исследования процесс управления коммерческим банком; отношения между банком и клиентами по поводу формирования и использования ресурсов коммерческого банка.

Предмет исследования: структура и механизм банковского менеджмента.

Информационная база исследования: «Банковское дело» Под ред. О.Лаврушина, “Словарь-справочник банковских терминов”. Близнец В.Ф, “Управление маркетингом” Ф. Котлер, “Операции коммерческого банка с ценными бумагами” Семенов Я.А, данные статистической отчетности и др.

Методические основы исследования: методическим основанием исследования послужили положения, выводы, рекомендации современных российских и зарубежных ученых, в т.ч. А.М. Тамасиевым, Е.А. Жарковской, И.А. Киселевой, К.Р. Тагирбековым, О.С. Масленченковым, а также методические рекомендации государственных органов.

Методы исследования. При написании курсовой работы использовались следующие методы научного познания: анализ, синтез, метод экспертных оценок, статистический и др. методы.

Структура работы. Курсовая работа включает в себя: введение, 2-х глав, заключение, список использованных источников и приложение.

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены цели, задачи, предметы исследования.

Первая глава носит теоретический характер и посвящена изучению основ, методов и т.д.

Вторая глава носит аналитический характер, а так же рассматривает рекомендательный характер.

В заключении подводятся итоги работы, формулируются основные выводы, рекомендации, направленные на увеличение гибкости банковского менеджмента.


Глава 1. Банковский менеджмент и его значение в банковском деле

1.1. Развитие финансовой системы

 

Финансы — особая форма производственных отношений, связанных с распределением и перераспределением части валового национального продукта (ВНП), т.е. с объективно существующей необходимостью изъятия, концентрации и перераспределения государством части ВНП.

Финансы предприятий представляют собой совокупность денежных отношений, связанных с образованием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений предприятий и организаций. Очевидно, что в основе распределения этой сферы денежных отношений на отдельные звенья лежат формы собственности и, соответственно, организационно-правовые формы самих предприятий [9, c. 65].

Финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении предприятий, создаются за счет их доходов и накоплений (прибыль предприятия, выручка от реализации имущества, эмиссии ценных бумаг и т.д.). В формировании финансовых ресурсов предприятий принимают участие заемные средства (кредиты банка, дебиторская задолженность, средства, полученные от выпуска акций, операции с другими ценными бумагами и прочее).

Общегосударственные финансы включают государственный бюджет, государственное социальное страхование и государственный кредит.

Развитие банковского менеджмента тесно связано с формированием рыночного финансового механизма [10, c. 87].

Финансовый механизм — совокупность экономико-организационных правовых форм и методов управления финансовой деятельностью государства и предприятий в процессе формирования, распределения и использования целевых государственных и негосударственных фондов денежных ресурсов для удовлетворения потребностей государства и предприятий.

В рамках финансового механизма выделяется два метода финансового воздействия на развитие предприятий со стороны государства: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Соотношение этих методов определяет стимулирующую роль финансов в экономическом и социальном развитии предприятий и всего общества.

Финансовое обеспечение может осуществляться в формах бюджетного финансирования на безвозвратной основе и кредитования на основе мобилизации и перераспределения временно свободных в экономике денежных средств. Ссуды банков, в отличие от бюджетных ассигнований, выдаются в соответствии с принципами обеспеченности, целевого характера, срочности, возвратности и платности [7, c. 106].

Финансовый менеджмент, как форма предпринимательской деятельности означает, что управление финансовой деятельностью не может быть чисто бюрократическим, административным актом. Речь идет о творческой деятельности, которая активно реагирует на изменения, происходящие в окружающей среде. Финансовый менеджмент, как форма предпринимательства предполагает использование научных основ планирования и управления, финансового анализа.

Как форма предпринимательства, банковский менеджмент может быть выделен в самостоятельный вид деятельности. Эту деятельность выполняют как профессиональные менеджеры, так и финансовые институты. Сущность банковского менеджмента, как формы предпринимательства, выражается в обмене [13, c. 74]:

Заключение

Банковский менеджмент в общем виде представляет собой управление отношениями, связанными со стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка, управлением финансами, маркетинговой деятельностью, персоналом, осуществляющим банковские операции. Другими словами, это — управление отношениями, касающимися формирования и использования денежных ресурсов, то есть взаимоувязанная совокупность финансового менеджмента и управления персоналом, занятым в банковской сфере. Разделение банковского менеджмента на финансовый менеджмент и управление персоналом в коммерческом банке обусловлено структурой объекта, на который направлены управляющие воздействия банковского менеджмента. Поэтому его можно рассматривать как деятельность по внутри банковскому регулированию, которая направлена, в первую очередь, на соблюдение требований и нормативов, установленных органами государственного надзора

При малом бизнесе для управления финансами достаточно квалификации бухгалтера или экономиста, т.к. финансовые операции не выходят за рамки обычных наличных и безналичных расчетов. При среднем и большом бизнесе формируется большой поток капиталов и, соответственно, большой массив потребителей продукции (работ, услуг), причем преобладают финансовые операции, связанные с инвестициями, движением и преумножением капитала (траст, лизинг, селенг и т.д.). Для управления банковскими финансами требуются высококвалифицированные специалисты в области финансового бизнеса, владеющие особой отраслью менеджмента.

Совершенствование банковского менеджмента имеет целью:

1) увеличение объема оказываемых клиентам банка услуг;

2) снижение издержек и потерь от не возврата кредитов;

3) повышение цен на эти услуги в связи с повышением их качества и надежности.

Последний вариант в условиях конкурентного рынка вряд ли приемлем.

Снижение издержек и потерь связано с повышением уровня автоматизации, сокращением накладных расходов, страхованием банковских рисков и т.д. Роста объема оказываемых услуг можно достичь посредством увеличения доли обслуживаемого рынка, выходов на новые рынки и оказанием качественно новых услуг.

Формирование «рынка покупателя» в столь специфичной области, какой является рынок финансовых услуг, и создание банковской индустрии в западных странах способствовало проникновению концепции менеджмента и маркетинга в финансовую сферу и возникновению банковского менеджмента и маркетинга. В России аналогичные процессы охватили в большей мере торговлю и, в меньшей, финансовую сферу. Поэтому можно говорить о зарождении банковского менеджмента лишь на базе освоения накопленного мирового опыта в этой области.

В работе проанализированы различные организационные структуры, используемые в зарубежных коммерческих банках при американо-английской и континентальной европейской системах. На этой основе сделаны рекомендации для выбора наиболее рациональной структуры банками России.

При этом учитывается классификация этапов развития банковского менеджмента, в основе, которой — многообразие финансовых услуг, технология их предоставления и степень интеграции различных финансовых институтов.

Одним из приоритетных направлений деятельности СКБ-банка в 2011 году являлся розничный бизнес.

По итогам 2011 года количество эмитированных СКБ-банком банковских карт выросло до 535 тыс. шт. сеть банкоматов увеличилась с 244 до 338 машин. Банком был увеличен объем сервисов, доступных пользователям банковских карт. При помощи банкоматов можно вносить платежи за пользование услугами сотовой мобильной связи, домашнего телефона, интернет, за пользование дошкольными образовательными учреждениями. спутниковым и кабельным телевидением и многих других предприятий сферы услуг.

С 2009 по 2011 п. объем срочных вкладов населения увеличился на 8,5 млрд. рублей. Объем средств вкладчиков за 2011 год вырос в 1.7 раза, достигну в отметки 12 млрд. рублей.

Технические и технологические усовершенствования функционирования карточных продуктов Банка позволили увеличить число предприятий, подписавших с Банком генеральные соглашения но реализации «зарплатных проектов» с применением международных карт: если за 2009 год было подписано 570 генеральных соглашений, за 2010 год — 995, то за 2011 год — почти 1,5 тысячи. Остатки средств физических лиц на карточных счетах и вкладах «до востребования» на 01.01.2012 превысили 1.75 млрд. рублей.

Из проанализированных материалов можно отметить положительный рост доходов по всем отраслям по сравнению с предыдущим годом, кроме операций с ценными бумагами, что можно объяснить сложившейся ситуацией на рынке ценных бумаг связи с экономическим проблемами.

Список использованных источников

  1. ”СКБ-банк” годовая отчетность за 2011 год
  2. ”СКБ-банк” бухгалтерская отчетность за 2011 год
  3. ”Устав ОАО “СКБ –банк” от 23 мая 2011г.
  4. Лобанова Т.Н. “Банки: организация и персонал: Практическое пособие” БДЦ-Пресс, 2007., 443 c.
  5. Жуков Е.Ф. ” Деньги, кредит, банки, ценные бумаги практикум” М: 2006, 289 с.
  6. Масленченков Ю.С., Дубанков А.П. “Экономика банка. Разработка по управлению финансовой деятельностью банка. 2-е издание” — «БДЦ-пресс», 2006 г, 168 с.
  7. Лаврушин О.И, Валенцевой Н.И. “Банковские риски : учебное пособие” М.: КНОРУС, 2010. — 232 с.
  8. Жарковская Е.П. “Банковское дело учебник” М.: ОМЕГА, 2009.-450 с.
  9. Тамасиев А.М, Бычков В.П, Москвин В.А. “Банковское дело. Базовые операции для клиентов” М.: ”Финансы и статистика”, 2008. -300 с
  10. Плеханов Г.В. “Основы банковской деятельности”, М: 2006 -712 c.
  11. Батракова Л.Г. “Экономический анализ деятельности коммерческого банка” М.: “ЛОГОС”, 2008 -364 с.
  12. Федеральный закон от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ “О банках и банковской деятельности”.
  13. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Закон РФ от 10.07.2005 г.
  14. Закон РФ “О банках и банковской деятельности”
  15. Коробова Е.Г. “Банковское дело: учебник” М.: Юристъ 2005.-751 с.
  16. Белоглазова Г.Н, Кроливецкая Л.Г. “Банковское дело : учебник”М.: Финансы и статистика, 2006.- 592 с.
  17. Роджер Лерой Миллер, Дэвид Д.Ван-Хуз. “Современные деньги и банковское дело” Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2003,-XXVI,856 с.

18.Поляков В.П., Москвина Л.А. “Структура и функции центральных банков. Зарубежный опыт: учебное пособие” М.: ИНФРА-М, 1996.-192с.

19.Указание ЦБР. № 766-У “О критериях определения финансового состояния кредитной организации”

20.О.И. Лаврушин “Основы банковского менеджмента: учебное пособие” М.: ИНФРА-М, 2008 г. – 312 с.