Курсовая работа на тему: «Государственное регулирование и проблемы монополизации.»

Заказ 361

Цена полной версии: 1500 рублей

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Сущность государственного регулирования экономики. 4

1.1.        Цели и объекты государственного регулирования экономики. 4

1.2. Экономические функции государства. 9

1.3 Способы государственного регулирования. 15

1.4. Классификация форм и методов государственного регулирования. 20

Глава 2. Анализ влияния деятельности монополий на экономику. 25

2.1. Виды монополий. 25

2.2. Последствия монополизации рынков (указать примеры, анализ, графические и цифровые модели) 28

Глава 3. Антимонопольное регулирование государства. 36

3.1. Антимонопольная политика в России и ее перспективы.. 36

Заключение. 40

Используемая литература. 42

Введение

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна для экономики России. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом. Именно по причине важности этого вопроса для современной России была выбрана данная тема для моей курсовой работы.

В данной работе мы постараемся наиболее широко осветить процесс становления антимонопольной политики в России и объяснить наиболее важные и эффективные методы, используемые в этой сфере регулирования экономики и основные направления антимонопольной политики в России.

Так же было уделено большое внимание понятию монополии и характерным чертам российской монополии в частности, как наследницы многих социалистических особенностей.

Глава 1.Сущность государственного регулирования экономики

1.1.         Цели и объекты государственного регулирования экономики

Государство имеет систему целей регулирования, которые находятся между собой в определенной субординации, изменяющиеся в результате эволюции условий. Высшей целью государственного регулирования является — формирование наиболее благоприятных условий для поддержания экономического развития. Критериями благоприятного экономического развития государства являются:

— экономический рост эффективного производства;

Таким образом, проанализировав существующие взгляды на понятие развития можно сделать вывод, что развитие — это динамический процесс, который свойственен любым явлениям. Все сферы природы, человеческая жизнь, регион, государство, мир все время находятся в движении, то есть меняются. В результате развития объект приобретает новое качественное состояние, в виде изменения его состава, структуры, свойств. Вследствие развития объекта могут возникать, изменяться или исчезать его элементы или связи. На рисунке изображены определения категории развитие и дано его собственное определение, которое является более обоснованным и учитывает пространственно -временные характеристики. Очевидно, что указанные свойства присущи многим сферам жизни и деятельности человека, государства, а особенно экономике.

— экономическая стабильность общества.

Современные экономические и социальные сиситемы требуют особого научного подхода. Использование на практике недостоверных разработок и исследований может привести к катастрофическим последствиям. Ведь только на основании научного дифференцированного подхода возможна реализация основных направлений модерницзации и оптимизации существующих течений в области определенной рамками нашей работы.

Все остальные цели производны от нее и периодически модифицируются в зависимости от многих факторов и различным образом переплетаются между собой, находясь в отношениях взаимозависимости.

Становление конкурентных отношений происходило на протяжении всей истории человечества под влиянием развития конкуренции. Этап возникновения конкурентных отношений соответствует этапу докапиталистической конкуренции. Характерными признаками конкуренции на этом этапе можно назвать спонтанность нерегулярность, что объяснялось господством натурального хозяйства, изолированностью отдельных товаропроизводителей, принадлежностью к определенному феодального хозяйства. На этапе господства совершенной конкуренции, который начинается одновременно с распространением капиталистических отношений. Таким образом, отсутствовала необходимость в координации своих действий с учетом деятельности конкурентов. Исключением было влияние конкурентов на рыночную цену и качество товаров и услуг.

В качестве целей первого порядка принято выделять следующие главные цели регулирования, объединяемые понятием «магический четырехугольник»:

Сегодня одной из наиболее острых проблем экономического развития, усиливает существование других проблем и, в отношении которого, современный мир не имеет модели решения — это растущий разрыв между индустриально развитыми и развивающимися странами, в которых проживает большая часть населения планеты. Проблема экономического неравенства не обошла и Европейский Союз. Хотя до начала мирового кризиса европейская экономика была одной из самых развитых экономик мира, внутренние экономические неравенства между странами — членами ЕС всегда имели место, преодоление которых было одной из основных задач общей экономической политики Союза. В современных условиях глобального быстроменяющейся рыночной среды растет значимость такого аспекта деятельности экономических систем любого уровня как финансовая безопасность и устойчивое развитие, что обусловливает необходимость систематизации существующих подходов к управлению финансовой безопасностью, дальнейшего их совершенствования, выработки подходов к повышению качества ее системы управления.

……………….

……………….

……………….

1.3 Способы государственного регулирования

В процессе продвижения РФ путем рыночных реформ, интеграции отечественной экономики в мировое сотоварищество необходимо преодолеть негативное влияние ряда факторов, характерных для трансформационной экономической системы : изменчивость конкурентной среды, высокий уровень инфляции, политическая нестабильность, неурегулированность юридических вопросов. Это предопределяет необходимость ориентироваться в управленческой деятельности на методы стратегического менеджмента. Их использование обеспечивает оперативное отслеживание изменений в экономической среде. Это ускоряет процесс адаптации к ним и делает обоснование четкой стратегии на будущее. Конце и усилия субъектов направляются на поиск долгосрочных конкурентных преимуществ. В целом речь идет о разработке научно — обоснованной, высокоэффективной стратегии хозяйственно — финансовой деятельности предприятий. Формирование процедур эффективного и результативного стратегического менеджмента возможно в процессе аналитического обеспечения каждого этапа стратегического управления, то есть при осуществлении стратегического анализа.

Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.

При отсутствии консолидированной национальной в социальной политике, которая бы обеспечивала формирование гармоничных отношений между различными социальными слоями, отдельные разрозненные правительственные меры социальной поддержки оказались несостоятельными кардинально повлиять на преодоление вышеуказанных негативных тенденций. Отсутствие системного подхода к формированию государственной социальной политики, государственных социальных гарантий, современного инструментария выбора приоритетов социальной политики и механизмов ее реализации привела к фрагментарности решения насущных социальных проблем. Большинство мер социальной политики носят декларативный характер и в полном объеме не реализовано.

Государство применяет регуляторы, стабилизаторы, социальные компенсации. Для общества важной является также контрольная функция, например, разработка различных стандартов. Налоги позволяют государству регулировать определенные виды предпринимательской деятельности, а через государственные расходы оно стимулирует фирмы и предприятия, удовлетворяет социальные потребности. Применяются методы прямого и косвенного регулирования экономики.

Трансформация экономики при переходе от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной сопровождается экспансией услуг. Сфера услуг становится важнейшим источником роста ВВП и главным объектом для трудоустройства населения. В целом можно выделить следующие основные глобальные тенденции: — повышение значимости нематериальных форм производства, приводит к качественным изменениям ассортимента услуг — изменение роли традиционных услуг (торговли, транспорта ) как элементов обслуживающей инфраструктуры — развитие телекоммуникаций, финансовой сферы и комплекса наукоемких деловых услуг как весомого фактора конкурентоспособности, — резкое увеличение роли социальных услуг в обеспечении экономического роста, — развитие экономики услуг в интеграции с материальным производством.

……………………….

………………………

……………………….

Глава2. Анализ влияния деятельности монополий на экономику

2.1. Виды монополий

Монополия (греч. monos — один, poleo — продаю) — крупный собственник, который захватывает подавляющую часть рыночного пространства в целях своего обогащения.

В экономической литературе дается следующая классификация видов монополий.

Таким образом, проанализировав существующие взгляды на понятие развития можно сделать вывод, что развитие — это динамический процесс, который свойственен любым явлениям. Все сферы природы, человеческая жизнь, регион, государство, мир все время находятся в движении, то есть меняются. В результате развития объект приобретает новое качественное состояние, в виде изменения его состава, структуры, свойств. Вследствие развития объекта могут возникать, изменяться или исчезать его элементы или связи. На рисунке изображены определения категории развитие и дано его собственное определение, которое является более обоснованным и учитывает пространственно -временные характеристики. Очевидно, что указанные свойства присущи многим сферам жизни и деятельности человека, государства, а особенно экономике.
  1. С учетом степени охвата экономики выделяются такие виды монополистических организаций.
Трансформация экономики при переходе от индустриальной стадии развития общества к постиндустриальной сопровождается экспансией услуг. Сфера услуг становится важнейшим источником роста ВВП и главным объектом для трудоустройства населения. В целом можно выделить следующие основные глобальные тенденции: — повышение значимости нематериальных форм производства, приводит к качественным изменениям ассортимента услуг — изменение роли традиционных услуг (торговли, транспорта ) как элементов обслуживающей инфраструктуры — развитие телекоммуникаций, финансовой сферы и комплекса наукоемких деловых услуг как весомого фактора конкурентоспособности, — резкое увеличение роли социальных услуг в обеспечении экономического роста, — развитие экономики услуг в интеграции с материальным производством.

В масштабе определенной отрасли — чистая монополия. В этом случае действует один продавец, доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт, продавец имеет полный контроль над количеством товаров, предназначенных для продажи, и их ценой.

В процессе продвижения РФ путем рыночных реформ, интеграции отечественной экономики в мировое сотоварищество необходимо преодолеть негативное влияние ряда факторов, характерных для трансформационной экономической системы : изменчивость конкурентной среды, высокий уровень инфляции, политическая нестабильность, неурегулированность юридических вопросов. Это предопределяет необходимость ориентироваться в управленческой деятельности на методы стратегического менеджмента. Их использование обеспечивает оперативное отслеживание изменений в экономической среде. Это ускоряет процесс адаптации к ним и делает обоснование четкой стратегии на будущее. Конце и усилия субъектов направляются на поиск долгосрочных конкурентных преимуществ. В целом речь идет о разработке научно — обоснованной, высокоэффективной стратегии хозяйственно — финансовой деятельности предприятий. Формирование процедур эффективного и результативного стратегического менеджмента возможно в процессе аналитического обеспечения каждого этапа стратегического управления, то есть при осуществлении стратегического анализа.

В масштабе национального хозяйства образуется абсолютная монополия. Она находится в руках государства или его хозяйственных органов (например, государственная монополия внешней торговли и т. п.).

Мплия (греч. monos — ди, poleo — прдаю) — крупый сбствеик, ктрый захватывает пдавляющую часть рычг прстраства в целях свегбгащеия.

Монопсония (чистая и абсолютная) — один покупатель ресурсов, товаров.

Оциальн-϶кнмичскг развития д ндавнг врмни считали впрсами мждунарднй ϶кнмики.Однак в пслдн врмя ϶ти впрсы двльн част првдится на ргинальный урвнь днй страны, вдь сближни урвня развития ргинв любг гсударства являтся важнй задачй макр϶кнмичскй плитики. Эт связан с тм, чт нравнмрнсть и чрзмрная диффрнциация развития ргинв мжт вызв
  1. В зависимости от характера и причин возникновения различают следующие виды монополий.
Аннотация.Усиление дивергентность развития регионов, чревато негативными ϶кономическими, политическими, социальными последствиями, требует разработки соответствующей государственной региональной политики, направленной на обеспечение конвергентного развития регионов. Проведен выбор и обоснование основных финансовых механизмов повышения конкурентоспособности реального сектора ϶кономики в соответствии с поставленными целями и критериями отбора. Проанализированы инструменты финансового обеспечения и финансового регулирования выделенных механизмов. Ключевые слова: регион, конвергенция, дивергенция, финансовый механизм, реальный сектор ϶кономики. Постановка проблемы. Проблемы чрезмерной дифференциации по показателям с

оциально-϶кономического развития до недавнего времени считали вопросами международной ϶кономики.Однако в последнее время ϶ти вопросы довольно часто переводится на региональный уровень одной страны, ведь сближение уровня развития регионов любого государства является важной задачей ее макро϶кономической политики. Это связано с тем, что неравномерность и чрезмерная дифференциация развития регионов может вызв

ать такие негативные политические, социальные и ϶кономические последствия, как нарушение территориальной целостности, социальное расслоение населения, формирования глобальных депрессивных зон и др.По϶тому задачами государственной и региональной политики является выявление региональных асимметрий, анализ причин их углубления и разработки механизмов их преодоления. Важную роль в обеспечении конвергентного развития следует уделять финансовым механизмам с использованием соответствующего бюджетно-налогового инструментария, институционального и законодательного

обеспечения.Такие механизмы должны, прежде всего, быть направлены на обеспечение развития отраслей реального сектора ϶кономики. Ведь в реальном секторе ϶кономики, представленный совокупностью различных отраслей и видов ϶кономической деятельности, формируются основные результаты деятельности субъектов хозяйствования региона, от которых зависят наполненность местных и государственного бюджетов, доходы населения и который является основным потребителем кредитных ресурсов финансового сектора ϶кономики. По϶тому, воздействуя на реальный сектор ϶кономики, можно обеспечить снижение асимметричности развития регионов Украины. Анализ исследований.Проблемам конвергентного развития регионов посвящены труды Р. Барро, М. Нижнего, В. Лавровского, И. Лопез-Базо, Ю. Орловской, А. Ревенко, И. Сторонянская, В. Чужикова. Механизмы регулирования межрегиональных диспропорций нашли свое отражение в трудах Е. Бойко, С. Варналия, В. Гееца, Б. Данилишина, С. Пирожкова и других. Однако анализ работ отечественных и зарубежных исследователей позволяет утверждать о необходимости теоретического обоснования выбора финансовых механизмов, которые способны обеспечить ко.

………………………

…………………….

………………………

Заключение

Проблема в том, что в сегодняшних условиях он трудноосуществим. Из-за экономического кризиса в России находится мало отечественных и иностранных компаний, готовых вложить деньги в создание новых предприятий. Тем не менее определенные сдвиги в этом отношении даже в кризисных условиях может дать государственная поддержка наиболее перспективных инвестиционных проектов. Особую проблему представляют собой естественные монополии. То и дело в российской прессе появляются сообщения о веерных отключениях электроэнергии, неплатежах, конфликтах между монополистами и потребителями. Пожалуй, нет другой такой страны, где естественные монополии играли бы столь же важную роль, как в России, потому что нет страны, сопоставимой с Россией по площади территорий и численности населения, проживающего в сложных климатических условиях. Высокая эффективность естественных монополий делает невозможным их дробление. Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства. С начала 90-х годов прошлого века эти проблемы остро встали перед Россией: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической — она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

 

 

Используемая литература

  • Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и сервис, 1998.
  • Антимонопольное регулирование и поддержка предпринимательства: статьи семинара // Вопросыэкономики — 2001. — № 4
  • Государственное регулирование рыночной экономики. / Под ред. проф. Кушлина В.И. и проф. Волгина Н.А. — М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000.
  • Дж. Вильсон, В. Цапелик. Естественные монополии России //Вопросы экономики- 1999- № 11.
  • Курс микроэкономики: Учебник // Под реда. Р. М. Нуреева. – М., 2000.
  • Микро- и макроэкономика: Энциклопедический словарь // Под общей ред. Г. С. Вечканова, — М.,2000.
  • Микроэкономика: Теория и российская практика: Учебник// Под ред. А. Г. Грязновой и А. Ю. Юданова, — М., 1999
  • Никитин С., Глазова Е. Государство и проблема монополии// Мировая экономика и международные отношения — 1999 — №7
  • Экономика: справочник — М.: Финансы и статистика,1998.
  • Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 11-го изд. Т. 2. — М.: Республика, 1992.
  • Экономическая теория: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп./Н.И. Базылев, А.В. Бондырь, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. — Мн.: БГЭУ, 1997.
  • Камаев В.Д. и коллектив авторов. Учебник по основам экономической теории (экономика). — М.: «ВЛАДОС», 1997.
  • Г.А. Кирюшкина, А.В. Михайлов. Антимонопольное законодательство — элемент госрегулирования процессов экономической концентрации. — Российский экономический журнал, 1998, №11-12.
  • Р. Нуреев. Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство. — Вопросы экономики, 1995, №12.
  • А Никифоров. Изменения в законе «О конкуренции…» и борьба с установлением монопольных цен. — Вопросы экономики, 1995, №11.
  • Экономика. Учебник/Под. ред. А.И.Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. — М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.
  • Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. — Российский экономический журнал, 2000, №3.
  • Скрыпник В.И. Энергетика России: естественная монополия на свободе // Общество и экономика. — 1995. — №9.