Курсовая работа на тему: Метафора как способ усиления экспрессивности заголовка, на примере материалов Newsweek

Заказ 065

Цена полной версии: 500 рублей

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

  1. Теоретико-методологические основы работы………………………………..6
    • Понятие заголовок. Его виды и функции……………………………………6
    • Способы выражения экспрессивного значения заголовка………………..12
    • Метафора как способ усиления экспрессивности заголовков…………….14
  1. Анализ заголовков журнала Newsweek………………………………………16
    • Типы заголовков в журнале Newsweek, способы усиления их экспрессивности………………………………………………………………16
    • Метафора как способ усиления экспрессивности заголовка, на примере материалов Newsweek……………………………………………………….19

Заключение………………………………………………………………………….26

Список использованной литературы………………………………………………28

Введение

В современном, насыщенном информацией, обществе, сложно представить себе социум без всё возрастающего количества СМИ, особенно прессы. Ее роль в нашей жизни очень велика, поскольку пресса выступает источником самой разнообразной информации. Проблема в том, что эта информация не всегда находит реципиента. Ни для кого не секрет, что читатель начинает просмотр газетных материалов именно с заголовков, определяя для себя, с какими материалами стоит ознакомиться в первую очередь, а какие и вовсе не открывать. К сожалению, не редко важная информация скрыта от потенциального адресата под неудачным заголовком, который либо не привлекает внимания и не вызывает интереса, либо создаёт ложное представление о материале.

Не удивительно, что изучение заголовков привлекает всё большее внимание исследователей. Вопросам заголовков посвятили свои научные труды С.Д.Кржижановский, И.И.Бирагова, В.В.Богуславская, Н.А.Веселова, Н.Н.Гавришина, Ф.М.Горленко, Д.К.Гоциридзе, О.К.Дубовик, И.Г.Кошевая, Л.А.Лебедева, Г.Д.Лочмеле, Д.Н.Медриш, В.И.Муренко, Л.У.Никабадзе, Ю.Б.Орлицкий, Н.П.Пешкова, Н.М.Портильо, С.А.Сандажиева, Э.И.Турчинская, Н.А.Фатеева, И.В.Фоменко, Н.П.Харченко, В.А.Чижаковский, А.А.Ягодова, С.А.Крипке, Дж.М.Уильямс и многие другие.

Заголовки изучали преимущественно в плане синтаксическо-композиционной структуры, меньше внимания переделяя исследованию лексико-семантических, экспресивно-эмоциональных и эстетических особенностей названий журналистских материалов. Тем не менее, именно экспрессивный окрас заголовка, за частую, выступает наиболее привлекающим внимание фактором.

Среди всего разнообразия способов усиления экспрессии особое место занимает метафора. Открытый ещё Аристотелем, этот троп и сегодня не исчерпал своей выразительной содержательности. Изменение социально-экономических основ общества, технологические открытия, эволюция мировоззрения расширяет поле для метафорических сопоставлений. Образные, интеллектуально насыщенные, не лишённые лёгкой иронии, созданные с помощью обыгрывания слов или понятий заголовки, стали признаком хорошего вкуса. В таком контексте изучение метафоры как средства повышения экспрессивности заголовка приобретает особую актуальность.

Тема курсовой работы: метафоры в газетных заголовках на примере журнала Newsweek.

Цель работы: определить основные виды метафор и их роль в оформлении журнальных заголовков (на материале журнала Newsweek).

Задания:

  • определить понятие «заголовок»;
  • рассмотреть и систематизировать основные виды заголовков;
  • определить основные функции заголовков;
  • рассмотреть основные средства усиления экспрессивности заголовка;
  • рассмотреть и систематизировать существующие в научной литературе классификации метафор;
  • проанализировать возможность их употребления в журнальных заголовках;
  • проследить употребление метафоры в заголовках журнала Newsweek;
  • провести качественный и количественный анализ метафорических заголовков журнала Newsweek;
  • систематизировать полученные результаты;
  • разработать собственную классификацию метафорических заголовков, опираясь на полученные в результате анализа данные;
  • сделать выводы о свойствах метафоры и возможностях ее употребления как средства усиления экспрессивности заголовков.

Предмет изучения: метафорические заголовки.

Объект изучения: заголовки материалов журнала Newsweek за январь 2009 – июнь 2010.

В ходе исследования употребляются следующие методы: стилистический, лингвистический и семантический анализ, статистический метод обработки данных, методы систематизации и классификации.

Данное исследование позволяет на наглядном примере проследить возможности употребления метафоры как средства усиления экспрессивности заголовков, выделить наиболее продуктивные типы метафор, а так же подготовить теоретическую базу для дальнейшего изучения вопроса.

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

Заключение

         Выбор и оформление заголовка играет важную роль в современной публицистике. Часто, именно благодаря заголовку читатель находит нужный материал, определяет тематическое направление текста, его основную идею. Заголовки в современной прессе исполняют номинативную, интертекстуальную, внутритекстуальную, информативную, манипуляционную, оценочную, актуализирующую, когнитивную функции.

В русском издании Newsweek использованы единичные неполноинформативные (тематические, идейные, тезисные, актуализирующие второстепенные элементы тезиса, актуализирующие общий фон сообщения, оценочные) заголовки, повествовательный заголовок, заголовок-парадокс, заголовок-цитата, игровой заголовок.

Основными средствами усиления экспрессивности заголовков в современной прессе выступают цитирование, употребление крылатых фраз, использование литературных приемов (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы, оксюмороны), стихотворная или песенная форма, неологизация стойких словосочетаний.

В частности, в журнале Newsweek, использованы такие средства усиления экспрессии: неологизация стойкого словосочетания (22%), метафоризация (11%) и цитирование (10,5%).

Употребление метафоры в каждом функциональном стиле зависит в конечном итоге от определяющей данный стиль черты, специфической для него и выделенной на основе коммуникативных требований этого стиля. Для публицистического стиля – это сочетание понятийной и эмоционально-образной составляющих языкового средства.

В отличии от сравнения, метафора гораздо лаконичней и обладает более широкими возможностями образной передачи, чем эпитет. Перечисленные выше особенности метафоры делают ее весьма привлекательным средством для оформления газетных и журнальных заголовков.

В заголовках материалов русского издания Newsweek метафоры редко встречаются самостоятельно. Как правило, метафора используется в сочетании с игрой слов, эпитетами, парадоксами и другими средствами усиления экспрессии. Преобладают два способа введения метафоры в текст заголовка: простая метафора или метафора в сочетании с другими тропами и метафора в контексте словесной игры.

Заголовки, содержащие простые метафоры выполняют информативную, манипулятвную и экспрессивную функции, причем на первый план выступают последние две.

Семитафоры исполняют те же функции и образуются по тому же принципу, с той лишь разницей, что перенесение признаков выражают не характерные сочетания слова с эпитетом.

Игра слов создаётся за счёт созвучия заголовка с распространенным выражением, при этом разница между часто употребляемой комбинацией слов и словосочетанием заголовка минимальная, визуально сходная с неумышленной опечаткой. Тем не менее, благодаря употреблённой метафоре заголовок получает новое значение и ярко выраженную эмоциональность.

Посредством метафоризации и неологизации стойких словосочетаний реализуются информативная, манипулятивная, когнитивная, оценочная и актуализирующая функции заголовка.

Список использованной литературы

  1. Анисова А. «Без названия» как заглавие / А. Анисова //Доклад на конференции «Феномен заглавия». – РГГУ, 2007 // science.rggu.ru/ article.html?id=66060
  2. Арутюнова Н. Функциональные типы языковой метафоры // Серия литературы и языка – Т. 37 — №4 – 1978 – С.333
  3. Блисковский, З. Поиски названия/З. Блисковский//Вопросы литературы. – 1962. – №4 – с. 168 – 182.
  4. Богданова. О. Проблема связи заголовка с содержанием текста/О.Ю. Богданова//Ярославский Педагогический Вестник. – №3. – 2007. (http://www.yspu.yar.ru/vestnik/filologiya/36_1/)
  5. Бойко. Л. Особенности функционирования названий в текстах с различными коммуникативными заданиями/Л.Б. Бойко. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Одесса, 1989. – 189 с.
  6. Большая советская энциклопедия/ Словарь : З – 1738 с. //www.rubricon.com
  7. Вардзелашвили Ж. Заголовок в средствах массовой информации как средство воздействия на сознание личности. // vjanetta.narod.ru/page_7.htm
  8. Васильева. Т. Заголовок в когнитивно-функциональном аспекте: на материале современного американского рассказа/Т.В. Васильева. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2005 – 246 с.

9.             Веселова Н. Заголовочный комплекс в новейшей русской поэзии: традиция и эксперимент // uchcom.botik.ru/az/lit/coll/litext5/06_ves.htm

  1. Веселова. Н. Заглавие литературно-художественного текста (Антология и поэтика)/Н.А. Веселова. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2005. – 237 с.
  2. Гальперин И. Интеграция и завершенность текста // Сер. лит-ры и языка. – 1980. – Т.39. – № 6.
  3. Глазунова. Л. Современный газетный заголовок. Работа с заголовком на уроках русского языка в школе/Л.В. Глазунова. – Смоленск, 2003. – 19 с.
  4. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: М., 1978, т. 1 – С. 567.
  5. Джанджакова. Е. О поэтике заглавий//Лингвистика и поэтика/Отв. Ред.В.П. Григорьев. – М.,1979. – с. 207 – 214.
  6. Долгиева. А. Газетный заголовок в прагмалингвистическом аспекте/А.Э. Долгиева. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Таганрог, 2002 – 298 с.
  7. Клюев Е. Риторика (Инвенция. Диспозиция. Элокуция): Учебное пособие для вузов. М., 2001. http://ru.wikipedia.org/wiki/
  8. Кожина. Н. Заглавие художественного произведения: структура, функции, типология (на материале русской прозы 19 века) /Н. А. Кожина. Автореф. дис. … канд. филол. наук. — М., 1986. – 288 с.
  9. Кржижановский С. Поэтика заглавий // Никитские субботники. М., 1931., С. 3.
  10. Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1989. – 96 с
  11. Лингвистический энциклопедический словарь.Под редакцией профессора В.Н. Ярцева. «Советская энциклопедия», М., – 1990 г.
  12. Мильчин А., Чельцова Л. Справочник издателя и автора – М: 2003, 1084 с.
  13. Новикова. М. Заголовок – метафора и художественный текст/М.Ю. Новикова//РР. — 1986. — №6. — С. 90-94.
  14. Ноздрина. Л. Заглавие текста/Л.А. Ноздрина//Грамматика и смысловые категории текста. Сб. науч. трудов МГПИИЯ им. М. Тореза. – М., 1985. – с. 176 – 185.
  15. Орёл. М. Перевод газетных заголовков: история, теория, культурная традиция/М. А. Орел. Автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2009. – 22 с.
  16. Основина. Г. О взаимодействии заглавия и текста (на материале рассказа А.П. Чехова «Устрицы»)/Г.А. Основина//РЯШ. – 2000. – №4. – с. 62 – 66.
  17. Петрат. Т. Функциональная характеристика заглавий/Т.Р. Петрат. – Красноярск – с. 136 – 142. library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0088411.pdf
  18. Розенталь Д. Практическая стилистика русского языка. – 4-е., изд. М., 1977. С. 296.
  19. Словарь русского языка/ сост. С.И. Ожегов/. М., 1952. – С. 173.
  20. Фатеева. Н. О лингвопоэтическом и лингвосемиотическом статусе заглавий стихотворных произведений       //Поэтика и стилистка: 1988 – 1990. – М., 1991. – с. 108 – 124.
  21. Шостак М. Сочиняем заголовок // Журналист, 1998, № 3. – С. 1 – 5.