Курсовая работа на тему: Первоначальное обучение младших школьников стилям речи

Заказ 170

Цена полной версии: 900 рублей

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития стилей речи младших школьников……………………………………………………..6

1.1. Понятие «стиль речи» и его основные особенности……………………….6

1.2. Типы стилей речи……………………………………………………………16

1.3. Языковые средства стилей речи……………………………………………18

Глава 2. Анализ программ и учебников начальной школы …………………29

2.1. Анализ программы Занкова для детей начальной школы………………..29

2.2. Анализ учебников по русскому языку и риторике для начальных

Классов……………………………………………………………………………38

Заключение………………………………………………………………………48

Список используемый литературы……………………………………………..50

Введение

Что быть может важнее отлично развитой речи? Без нее нет подлинных фуроров в учении, нет реального общения, а означает, и коллективного труда. Современная программа представляет высочайшие требования к речевому развитию школьников.

Развитие речи — процесс непростой, творческий. Он неосуществим без чувств, без увлеченности. Недостаточно было бы только обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Основное — в развитии гибкости, точности, выразительности, контраста. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое заучивание речевых штампов может принести лишь вред. Но и стихийность тоже вредоносна и недопустима.

Развитие речи — это поочередная, неизменная учебная работа, которую можно планировать и на каждый урок, и в перспективе. Развитие речи имеет собственный арсенал способов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответственной методикой. Проводя изложения и сочинения, устные рассказы, словарные и синтаксические упражнения, учитель управляется не только лишь многообещающей целью, которая быть может определена как отменная речь, да и определенными учебными целями каждого отдельного упражнения.

Человек всю свою жизнь улучшает речь, овладевает богатствами языка. В самом детстве у него появляются потребности общения, которые он удовлетворяет средством простых частей речи. Потребность выражать свои мысли с годами расширяется. Развиваясь, ребенок пользуется все наиболее сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он употребляет для передачи собственных все усложняющихся познаний[1].

Современная программа исходной школы предъявляет высочайшие требования к развитию связной речи учащихся. По определению М. Львова, «под связной речью понимается речь, которая организована по законам логики и грамматики, представляет единое целое, имеет тему, владеет относительной самостоятельностью, законченностью и расчленяется на наиболее либо наименее значимые части, связанные меж собой». Работа над связной речью развивает у деток нужную способность распределять свое внимание, направлять его сразу на несколько видов деятельности.

Цель работы практическая: сделать речь (чужую, а потом и свою) предметом наблюдения и внимательного дела учеников, заложить базы культуры речевого поведения. Но, ежели мы желаем сознательного дела малыша к слову, к речи и речевым действиям, то нужно вооружить его теми познаниями, которые посодействуют осознать (в доступных пределах) смысл используемых определений.

Объект исследования: — стили речи.

Предметом нашего исследования является выявление особенностей развития речи младших школьников и исследование программ, направленных на формирование и обогащение детской речи.

Формирование настоящего речевого развития младших школьников является важным направлением процесса обучения. Это разъясняет актуальность выбранной темы.

Цель исследования: — исследование особенностей развития речи младших школьников в процессе обучения; формирование у учащихся умений строить выражение (устное и письменное) на заданную тему в определенном стиле и жанре: верно, содержательно, выразительно, отлично, исследование стилей речи и их языковых особенностей, также анализ учебников и программ для исходной школы по русскому языку.

 

В соответствии с целью исследования были поставлены задачи:

  1. Изучить литературу по данной теме и дать теоретическое и психолого-педагогическое обоснование проблемы.
  2. Изучить понятие «стиль речи» и его основные особенности.
  3. Изучить особенности развития стилей речи у младших школьников.
  4. Изучить типы и виды стилей речи.
  5. Исследовать программы и учебники по русскому языку для младших школьников и вобрать для себя более оптимальный.

Методы исследования:

— анализ психолого-педагогической литературы;

— наблюдение;

— эксперимент;

— психодиагностические методы;

Курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть содержит теоретические основы развития стилей речи. Вторая посвящена анализу программ и учебной литературы по русскому языку для младшеклассников.

В разделе «Список литературы» представлен список использованной научной и методической литературы.

Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы развития стилей речи младших школьников

  • Понятие «стиль речи» и его основные особенности

Слово стиль (греч. stilos – палочка). В древности и в средние века писали стержнем из сплава, кости, дерева. Один конец стержня был заостренным, им писали (на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на бересте); иной — в виде лопаточки, им, повернув стержень — «стиль», «стирали» безуспешно написанное. Чем чаще поворачивали стиль, чем чаще стирали безуспешно написанное, то есть чем требовательнее был создатель к собственному сочинению, тем лучше, совершеннее оно выходило. Отсюда — выражение «Часто перевертывай стиль» (Горации), т. е. исправляй, «отделывай сочинение» (Н. Кошанский)[2].

Заключение

На 1-ый план задача развития связной речи учащихся в школе ставится при обучении русскому языку. Данный факт свидетельствует о необходимости неизменного совершенствования методики развития речи. В процессе сотворения выражений учащиеся допускают ошибки. Большая часть работающих программ и современная методическая литература для учащихся не содержат развернутой системы работы по развитию речи младших школьников, не определена и система работы по предупреждению и исправлению речевых ошибок.

В нашей работе на базе анализа лингвистической литературы обобщены главные теоретические положения, которые нужны при определении понятийного минимума для учащихся и составления системы речевых упражнений, определены психические и лингвистические базы обучения младших школьников связным высказываниям, проведен обзор литературы, в какой представлена методика организации работы с текстом, с лексическими, синтаксическими и орфоэпическими упражнениями.

С целью ликвидации речевых ошибок в связных высказываниях нами разработана и апробирована система речевых упражнений. Итоговый экспериментальный срез подтвердил гипотезу о повышении свойства детских выражений в итоге периодического выполнения речевых упражнений. Результаты контрольных срезов демонстрируют, что в классах, где систематически проводятся речевые упражнения, количество ошибок в творческих работах учащихся понижается, выражения стают наиболее правильными, выразительными, увлекательными.

Речь является и методом формирования мысли, непременным условием и нужным компонентом воплощения хоть какой деятельности. При важном участии речи человек приобретает сведения о окружающей реальности, овладевает опытом предшествующих поколений, усваивает социальные ценности.

Речь является важным средством овладения познаниями, нужной предпосылкой обучения и развития малыша. Потому наше общество и правительство проявляют огромную заботу о развитии речи деток с самого маленького возраста.

Развивая речь малыша, мы обогащаем, уточняем, активизируем его словарь. А достояние словаря — есть признак высочайшего развития как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Потому работе над словарем учащихся придается в школе чрезвычайно огромное значение.

Итак, фурор в овладении речью — это в конечном итоге залог фурора во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через язык, через речь перед школьниками раскрывается широкий мир науки и жизни.

Мы исследовали специфическую учебную литературу и программы обучения малышей младших классов, избрали сбалансированный вариант. Также изучили теоретические базы стилей речи и их языковые индивидуальности.

Можно огласить, что заложение основ осознания стилистики устной и письменной речи у младших классов является ключом для предстоящего развития и обучения малышей русскому языку, литературе и риторике.

Список используемой литературы.

  1. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. / Под ред. профессора Л. В. Петровского. М.: Просвещение, 1973. — 288 с: ил.
  2. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для студентов ВУЗов. — М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 432 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М. В. Матюхина, Т. С.
  4. Желтовская Л.Я., Купалова А.Ю. Русский язык (коммуникативно ориентированный курс). Программа. Сб. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы, ч. 1. – М., Просвещение, 2000–2003.
  5. Кустарева В.А. и др. «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М.Педагогика 19.74 357.-.362.Михальчик, И. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др. — М.: Просвещение, 1984. — 256 с.
  6. Общая психология: Учебник для студентов педагогических институтов / А. В. Петровский, А. В. Бругалинский, В. П. Зинченко и др.; Под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1986. — 464 с, ил.
  7. Общая психология: Учеб. Пособие для студентов педагогических институтов / В. В. Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др.; Под ред. В. В. Богословского и др. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. 383 с., ил.
  8. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 528 с.
  9. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребёнка / Ж. Пиаже — М., 1998. — 347 с
  10. Рождественский КС О языке и речи в начальном обучении. – Нач. школа, № 1,1993.
  11. Розенгарт — Пупко, Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста / Розенгарт — Пупко Г.И. — М.: Смысл, 2003. — 178 с.
  1. “Русский язык”, 3кл. А.В.Полякова.
  2. Русский язык. 3 класс, Л.Ф.Климанова и Т.В.Бабушкина, линия УМК «Перспектива» серии «Академический школьный учебник»

14.                       Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах». «Методика развития речи младших школьников» М.Линка-Пресс 1994 с.71-93.

  1. Соловейчик М.С. «Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения» М.Просвещение 1993 с.284.
  2. Соловейчик М.С. «К тайнам нашего языка» Методические рекомендации. Смоленск; Ассоциация 21 век 2007

17.                       Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи.  Блохина Н.Г. и др., 2-е изд., доп. — Тамбов: ТГУ, 2010. — 191 с.

  1. Тарасов, Е.Ф. Речевое общение как воздействие / Е.Ф. Тарасов // Актуальные проблемы. Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. — Челябинск: ЮурГУ, 2009, С.98 — 105.
  2. Урунтаева, Афонькина. Практикум по детской психологи. — М.: 1995.
  3. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // под ред. Д.И. Фельдштейна — М.: Просвещение, 2000. — 267 с.