Курсовая работа на тему: Региональные налоги субъекта РФ Свердловской области

Заказ 049

Цена полной версии курсовой: 700 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ…………………………………………… 6

1.1. Состав и структура налоговой системы РФ…………………………………….. 6

1.2. Сущность и виды регионального налогообложения………………………. 12

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРИМЕРЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА И НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ………………………………………………………………………………. 24

2.1. Анализ региональных налогов Свердловской области………………….. 24

2.2.Проблемы и перспективы регионального налогообложения в Свердловской области…………………………………………………………..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….51

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Важнейшая задача экономики страны на современном этапе — превращение ее в конкурентоспособное хозяйство, активно участвующее в мировом экономическом разделении труда.

Налоговая система — наиболее активный рычаг государственного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы Правительства России и ее субъектов пытаются выработать такую законодательную базу налогообложения, которая с одной стороны позволит развиваться экономике и бизнесу, с другой стороны позволит государству и органам местного само-управления получать в свои бюджеты значительные суммы.

В начале 90-х годов в России бушевала буря «местных законодательных суверенитетов», в результате которых региональные элиты позволяли себе принятие законов в том числе и налоговых не только не противоречащих федеральному законодательству, но и ущемляющих предприятия и бизнес структуры в угоду собственных интересов. На смену этой вакханалии пришел государственный подход к законотворчеству и налоговой политике. Но в то же время, до сих пор не может вступить в силу законодательство о местном самоуправлении по причине несогласованности по передачи части федеральных налогов в местные органы власти. Упирается государство, упираются местные власти. Компромисс все равно будет найден. А как прореагировали отдельные местные органы власти на инициативу по внесению изменений в государственное регулирование игорного бизнеса? Со стороны отдельных муниципальных органов даже звучали призывы об отмене переноса игорного бизнеса в резервации. Вопрос, борьба за налоговые поступления или личный интерес.

Кроме этого, региональные виды налогов и сборов наиболее подвержены динамике принятых в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований.

В связи с этим изучение различных видов региональных налогов и сборов и их влияния на формирование бюджетов разного уровня приобретает особую актуальность.

Различные аспекты вопросов налогообложения и их влияния на формирование доходов бюджетов разных уровней широко освещены в трудах отечественных и зарубежных ученых.

Общетеоретические вопросы налогообложения и их влияния на формирование доходов бюджетов исследуются в работах A.M. Бабич, А.Г. Грязновой, А.З. Дадашева, О.Г. Дмитриевой, Л.А Дробозиной, A.M. Ковалевой, Ю.Н. Петрова, Л.П. Павловой, В.Г. Панскова, В.М. Родионовой, М.В. Романовского, Б.М. Сабанти; проблемам бюджетов территорий посвящены работы О.В. Врублевской, Г.Б. Поляка, С.П. Солянниковой, С.Н. Хурсевича.

Однако все эти исследования посвящены отдельным вопросам формирования доходов бюджетов. Комплексной же работы по исследованию влияния налогов на влияние региональных налогов на формирование бюджетов разных уровней в России нет.

Предметом исследования является совокупность региональных налогов.

Объектом исследования выступает Свердловская область.

Цель данного исследования состоит в выявлении сущности, содержания и особенностей региональных налогов, а также их влияния на формирование бюджетов.

Указанная цель определила следующие задачи исследования:

— раскрыть теоретические аспекты регионального налогообложения на современном этапе;

— проанализировать основные региональные налоги Свердловской области.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

1.1. Состав и структура налоговой системы РФ

 

Понятие «система» является основополагающей категорией общей теории систем, системного подхода к управлению. Буквальное значение в переводе с греческого языка – «целое, составленное из частей». Отсюда – можно дать следующее научное определение системы: «система – совокупность взаимодействующих компонентов, обладающих некоторыми свойствами, которые не являются очевидными свойствами самих этих компонентов» [7, с. 21]. Таким образом, характерной чертой системы является то, что объединение элементов приводит к появлению нового качества. Налицо закон диалектики, формулируемый как переход количества в качество.

В настоящее время в теории налогов понятие «налоговая система» воспринимается по-разному. Нередко оно отождествляется с понятиями «система налогов и сборов», «система налогообложения» и «система законодательства о налогах и сборах», что является не вполне правильным. Положение усугубляется еще и тем, что в Конституции РФ и законодательстве о налогах и сборах РФ в настоящее время отсутствует нормативно определенное понятие «налоговая система». В частности, п. 3 ст. 75 Конституции РФ [1] предусматривает, что «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом».
Заметим, что закон РФ «Об основах налоговой системы РФ» содержал понятие налоговой системы, под которой, правда, понималась лишь «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке» [3, ст. 2].

Следует отметить, что в зарубежной научной литературе, а также в нормативных актах Европейского Сообщества понятие налоговой системы тоже не определяется. Налоги являются частью системы «собственных ресурсов» (owlresourses) ЕС. Имеются также другие источники пополнения бюджета ЕС: займы и таможенные пошлины, взимаемые на границах ЕС.

Система налогов и сборов представляет собой определенную группу, совокупность обязательных налоговых платежей, а налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением. На наш взгляд, налоговая система — это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.

В структуре налоговых платежей в консолидированном бюджете РФ за основными бюджетообразующими налогами являются: налог на добавленную стоимость, который формирует 1/4 от общего объема налоговых доходов бюджета, налог на прибыль организаций – 1/5, налог на доходы физических лиц – 1/8, акцизы – 1/9. В составе бюджетоообразующих налогов наибольший вес принадлежит налогу на добавленную стоимость и акцизам. Это говорит о том, что в структуре современной налоговой системы России преобладают косвенные налоги [6, с. 43]

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Первая глава исследования теоретическим аспектам регионального налогообложения на современном этапе.

Система налогов и сборов представляет собой определенную группу, совокупность обязательных налоговых платежей, а налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением. На наш взгляд, налоговая система — это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов.

Под региональными налогами понимаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Региональные налоги (налоги субъектов Российской Федерации) обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 14 Налогового кодекса РФ, к региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог.

Во второй главе нами проведён анализ регионального налогообложения в Свердловской области.

Налог на имущество организаций в Свердловской области устанавливается и регулируется главой 30 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 35-ОЗ «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций» (в редакции от 05.04.2009 N 45-ФЗ).

Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками разовой уплатой всей суммы налога по итогам налогового периода.

Налогоплательщики, являющиеся организациями, уплачивают налог не позднее 15 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Уплата транспортного налога производится в безналичной форме, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

К сожалению, ни законодательство Российской Федерации, ни законодательство Свердловской области пока не предусматривают обязательной отчетности за предоставленные налогоплательщикам льготы по уплате налогов и сборов. Ситуация еще более усугубляется в случаях, когда областное Законодательное собрание, предоставляя той или иной категории налогоплательщиков льготы по федеральным налогам (например, налогу на прибыль предприятий), действует в рамках полномочий, предоставленных федеральным законодательством. А оно во всех случаях гласит лишь о праве органов законодательной власти субъектов РФ предоставлять дополнительные льготы по платежам в региональный бюджет, но прав на введение системы контроля и отчетности за эффективностью использования данных льгот не дает.

Необходимость закона Свердловской области «О налогообложении в Свердловской области» не вызывает никаких сомнений.

К сожалению, разработанная администрацией области и в очередной раз предлагаемая на рассмотрение Законодательного собрания редакция данного закона содержит лишь механическую компиляцию действующего областного законодательства о налогах и сборах.

Выявленные недостатки имеют несколько причин.

Причина 1: неверно определенное потенциальное место закона Свердловской области «О налогообложении в Свердловской области» в общей системе законодательства о налогах и сборах.

Причина 2: обусловленный влиянием первой причины догматизм разработчиков законопроекта и отсутствие у них на должном уровне знаний о принципах федеративного устройства России.

Причина 3: ослабленная инициатива как со стороны налогоплательщиков, так и со стороны органов государственной власти Свердловской области по вопросам установления тех или иных форм реализации региональной налоговой политики.

Подводя итог всему вышеизложенному, следует сделать удручающий вывод о том, что в условиях крайне зауженной компетенции по вопросам установления общих принципов налогообложения органы государственной власти Свердловской области не полностью используют имеющиеся полномочия, не говоря уже об их расширении до установленных Конституцией РФ рамок. Это, скорее всего, связано с низким уровнем правосознания и неспособностью осуществлять регулирование данного предмета ведения на должном качественном уровне.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2007. – 83 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа 2000 г., 24 марта, 28, 29, 30 декабря 2001 г., 28 мая, 6, 30 июня, 7 июля, 23 декабря 2003 г., 29 июня, 29 июля, 2 ноября 2004 г., 1 июля, 4 ноября 2005 г., 2 февраля, 27 июля, 30 декабря 2006 г., 26 апреля, 17 мая 2007 г., 26, 30 июня, 23 июля, 24, 26 ноября 2008 г., 19, 24 июля, 23, 28 ноября, 29 декабря 2009 г., 9 марта, 27, 30 июля, 28 сентября 2010 г.) // http://base.garant.ru/10900200/1/#11111
  3. Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ»
    27 декабря 1991 года N 2118-1 (в ред. Законов РФ от 16.07.1992 N 3317-1, от 22.12.1992 N 4178-1, от 21.05.1993 N 5006-1; Федеральных законов от 01.07.1994 N 9-ФЗ, от 21.07.1997 N 121-ФЗ, от 31.07.1998 N 138-ФЗ, от 31.07.1998 N 147-ФЗ, от 31.07.1998 N 149-ФЗ, от 31.07.1998 N 150-ФЗ, от 22.10.1998 N 160-ФЗ, от 18.11.1998 N 173-ФЗ, от 29.12.1998 N 192-ФЗ, от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 17.06.1999 N 112-ФЗ,
    от 08.07.1999 N 142-ФЗ, от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001), от 06.08.2001 N 110-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 27.11.2001 N 148-ФЗ, от 29.12.2001 N 187-ФЗ, от 31.12.2001 N 198-ФЗ, от 24.07.2002 N 104-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 31.12.2002 N 191-ФЗ, от 31.12.2002 N 193-ФЗ, с изм., внесенными Постановлениями Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.01.2001 N 2-П,Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ) // http://nalog.akcentplus.ru/sis.htm
  4. Закон Свердловской области от 29 ноября 2002 г. N 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» (с изменениями от 22 октября 2003 г., 25 ноября 2004 г., 21 ноября 2005 г., 21 июля 2006 г., 24 сентября 2007 г., 17 октября 2008 г., 15 июня 2009 г.) // http://www.tnalog.ru/region.php?num=327&n=84
  5. Дуканич Л.В. Организационный аспект управления налогообложением в регионе: характеристика и некоторые направления совершенствования // Автореф. дис. – М.., 2010. – 32 с.
  6. Карташов С.В. Проблемы развития регионального и местного налогообложения в Российской Федерации // Современные аспекты регионального развития: сборник статей. Выпуск 3.- Иркутск: Изд-во Иркут.ун-та, 2010. — С. 43-47.
  7. Колчин С.П. Налогообложение. — М.: Главный бухгалтер, 2010. – 321 с.
  8. Кравцова Г.Ф., Цветков Н.И., Островская Т.И. Основы экономической теории (макроэкономика). Учебное пособие. — Хабаровск: Изд-во Дальневосточного государственного университета путей сообщения, 2009. – 450 с.
  9. Лысов Е.А. Особенности регионального налогообложения в России и пути его совершенствования //Бухучет и налоги. — 2010. — № 8 //www.dis.ru
  10. Ракинцев А. Особенности регионального налогообложения // http://www.nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=382&article_id=9924
  11. Салимжанов И.К. Ценообразование и налогообложение. – М.: Велби. – 424 с.
  12. Скворцов О.В., Скворцова Н.О. Налоги и налогообложение. – М.: Академия, 2009. – 224 с.
  13. Цапко А. В.. Совершенствование регионального налогообложения на основе разграничения компетенции федерального центра и территорий // Автореф. дис. — Ставрополь, 2009. – 29 с.
  14. Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. – М.: МЦФЭР, 2010. – 156 с.