Курсовая работа на тему: Российский опыт использования пластиковых карт

Заказ 019

Цена полной версии: 500 рублей

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы использования пластиковых карт……………6

  • История возникновения пластиковых карт…………………………..6
  • Понятие и виды пластиковых карт…………………………………………..10

Глава 2. Мировой опыт и российские реалии пластиковых карт………………21

2.1. Мировой опыт использования пластиковых карт………………………….21

2.2. Российский опыт использования пластиковых карт……………………26

Глава 3. Анализ карточной работы на примере Тверского банка Сбербанка России…………………………………………………………………………….30

3.1. Работа с пластиковыми картами Сбербанка России…………………30

3.2. Анализ организации работы Тверского банка Сбербанка РФ с пластиковыми карточками …………………………………………………………..35

Заключение……………………………………………………………………….40

Список использованной литературы……………………………………………42

Приложение 1…………………………………………………………………….44

Приложение 2…………………………………………………………………….45

Приложение 3…………………………………………………………………….46

Приложение 4…………………………………………………………………….47

Приложение 5…………………………………………………………………….48

Приложение 6…………………………………………………………………….49

Приложение 7…………………………………………………………………….50

Введение

 

 

В условиях развития мирохозяйственных связей происходит процесс интеграции экономик отдельных государств и развития платежных систем, в частности, в направлении развития безналичных форм расчетов, которые, в свою очередь, нашли широкое применение в современном мире. Одним из инструментов безналичных расчетов является пластиковая карта. В большинстве экономически развитых стран пластиковая карта является неотъемлемым атрибутом сферы торговли и услуг. Проведение операций с помощью платежных карт показывает степень интегрированности банковской системы и общества. Достаточно сказать, что безналичная оплата товаров и услуг в промышленно развитых странах достигает 90% в структуре всех денежных операций.

Введение расчетной системы на основе банковских карточек имеет преимущества и для банка:

– преодоление пространственных ограничений по привлечению и обслуживанию клиентуры;

– привлечение новых корпоративных и частных клиентов;

– увеличение оборотных средств;

– сокращение накладных расходов.

Сложившееся положение на рынке пластиковых карт в нашей стране конечно отличается от ситуации, сложившейся в развитых странах. Безналичные расчеты для таких стран – это норма. В России же человек доверяет только наличным.

Актуальность выбранной мною темы призвана обобщить как историю расчетных систем пластиковых карт, так и их финансовую основу и перспективу развития.

Ознакомившись с основными понятиями безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек, проанализировав имеющуюся литературу, а также, опираясь на фактический материал, в работе поставлена цель: проанализировать внедрение “карточного” проекта в одном из территориальных банков самого крупного банка России – Акционерного Коммерческого Сберегательного Банка Российской Федерации (открытого акционерного общества). А также изучить мировой опыт в развитии карточного бизнеса.

В соответствии с целью можно определить следующие задачи:

  1. Раскрыть историю происхождения пластиковых технологий.
  2. Охарактеризовать сущность и виды пластиковых карточек.
  3. Определить роль мирового и российского опыта в происхождении и развитии пластиковых карт.
  4. Проанализировать развитие пластиковых карточек на сегодняшний день и перспективы развития в будущих периодах на примере Сбербанка России.

Объектом исследования в курсовой работе являются пластиковые карточки, их виды, функции, формы выпуска и развитие.

В первой главе рассмотрены основные понятия безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек; история международной и российской платежной системы.

Вторая глава посвящена изучению работы с пластиковыми картами на мировом масштабе и на территории России, их состояние и опыт.

В третьей главе на основе данных Сбербанка России, а также статистических сайтов Интернета, анализируется текущее положение рынка банковских карт в Тверском регионе и основные направления и перспективы развития отечественного рынка пластиковых карт.

При написании курсовой работы использовались такие источники информации как:

  1. переводная зарубежная   литература, составляющая теоретическую базу работы;
  2. действующее российское законодательство;
  3. материалы российской печать по изучаемой проблеме.

Практическую основу работы составляют материал предоставленный отделом банковских технологий   АК СБ РФ ОАО Тверского Сбербанка и экономической службой филиала АК СБ РФ ОАО “Центральное отделение №8607”, а также, личные наработки автора.

Курсовая работа изложена на 51 листах машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, семи приложений, иллюстрирована двумя диаграммами.


Заключение

 

Подводя итоги курсовой работы в области развития карточного бизнеса и отслеживании тенденций в мировом развитии и развитии одного из самых молодых карточных рынков – российском, в том числе изучения состояния работы на этом направлении в самом крупном банке страны – Сбербанке РФ на примере Тверского Сбербанка, можно сделать ряд выводов.

Во-первых, следует отметить, что рынок банковских услуг в целом претерпел значительные изменения и выжившие в условиях финансовых кризисов, наиболее жизнеспособные банки вынуждены развернуть между собой борьбу за привлечение наиболее выгодных, наиболее богатых клиентов. С учетом международного опыта, неизбежным представляется развитие тенденции к объединению первоначально разрозненных систем многих банков и фирм в единую универсальную платежную систему. Учитывая специфику положения на финансовом рынке Сбербанка России именно ему удобнее и выгоднее всего выступить в качестве координатора этой системы.

Во-вторых, в силу конкурентной борьбы за клиентов участники систем карточных расчетов неизбежно будут стремиться к снижению стоимости своих услуг, удешевлению стоимости карточек для клиентов и расширению спектра применяемых финансовых схем (в том числе и схем кредитования с использованием банковских карт).

В-третьих, развитие инфраструктуры рынка банковских карт (сети торговых и сервисных точек, принимающих к оплате банковские карты, банкоматов, расчетных центров и т.п.) не отстает от темпов выпуска банковских карточек.

В-четвертых, специфика российского рынка состоит в том, что рынок развивается в основном не за счет индивидуальных вкладчиков и держателей карт, а за счет зарплатных проектов.

В-пятых, большинство как российских, так и зарубежных банков идут по пути диверсификации своего карточного бизнеса путем присоединения к международным системам расчетов, членстве в российских системах и развития собственных карточных программ. Однако такая стратегия развития содержит в себе потенциальную опасность приобретения оборудования для обслуживания карточек устаревших международных систем, что может послужить в будущем тормозом во внедрении более современных ЧИП-технологий.

Темпы развития карточного бизнеса в Сберегательном банке РФ, его ориентация на новейшие достижения в этой области позволяет с оптимизмом смотреть на будущее безналичных расчетов в России. Причем чем более широкие слои населения охватит карточная программа Сбербанка, тем больше выгод она принесет как самому банку, так и его клиентам и финансовой системе всего государства.

 

Литература

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 1, 2 (с алфавитно-предметным указателем). – М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2002.
  2. Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемых с их использованием» от 09.04.1998 № 23-П (ред. 29.11. 2000 № 854-У).
  3. Клод Хопкинс. My Lifi in Advertising. – Минск: Изд-во «ЭКСМО», 2008. – 352 с.
  4. Авакова Ю.М., Быстров Л.В., Воронин А.С. Платежные карты: Бизнес-энциклопедия. – М.: Маркет ДС, 2008. – 760 с.
  5. Островская О.М. Банковское дело: 2-е изд-е. – М.: Гелиос, 2001. – 400 с.
  6. Пластиковые карточки в России: Сборник / Под ред. А.А.Андреева, А.Г.Морозова, Д.А.Равкина. – М.: БанкЦентр, 2002. – 256 с.
  7. Пластиковые карты: 2-е изд-е, перераб. и доп. / Под ред. А.А.Андреева. – М.: Концерн «Банковский деловой центр», 2003. – 312 с.
  8. Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 261 с.
  9. Макарова Г.Л. Корпоративные пластиковые карточки: Учебное пособие. – М.: Финстатинформ, 1998. – 37 с.
  10. Витвицкая Т. Электронные деньги в России // Экономика и жизнь, 2002, № 10.
  11. Клепиков А. «Пластиковое» перенасыщение // Эксперт, Северо-Запад, 2000, № 20(27). – с.32-35.
  12. А.К.Воронин. Новые банковские продукты на основе карт // Расчеты и операционная работа в КБ, 2005, № 2.
  13. Е.В.Ермолаев. Карточный бизнес: итоги и тенденции // Расчеты и операционная работа в КБ, 2004, № 4.
  14. Д.П.Сальников. Мир карточек // Международные платежные системы, 2003, № 12
  15. А.Воронин. Секреты связи // http://www.3dnews.ru/phone/sim
  16. История создания пластиковых карт. Мировой и российский опыт // http://olgabondar.com.ua/post_1246220228.html
  17. http:// wikipedia.org
  18. http://www.rbc.ru
  19. Возникновение пластиковых карточек // http://www. by/cgi-bin/view.topicid=info&briefid=c15efde1d8b6d8cd