Курсовая работа на тему: Социальные технологии в управлении

Заказ 160

Цена полной версии курсовой: 900 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.Сущность и классификация социальных технологий. 5

1.1. Сущность социальных технологий. 5

1.2. Классификация социальных технологий. 8

2.Социальные технологии в управлении. 11

2.1. Понятие управленческой технологии. 11

2.2. Специфика и классификация технологий в социальной работе. 15

2.3. Технологии управления. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 40

 

ВВЕДЕНИЕ

Технологизация деятельности современного человека, всего социального пространства поставила вопрос об определении сущности социальных технологий как общественного явления. На это откликнулось достаточно много ученых. При этом, были обнаружили разные подходы к определению сущности данного социального феномена.
Например, В.И.Патрушев определяет ее как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности»‘. В. Афанасьев характеризует социальные технологии как «элемент механизма управления» и «средство перевода абстрактного языка науки … на конкретный язык … достижения поставленных целей».
Г.Галиевым социальные технологии характеризуются как «способ реализации конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно». А. Зайцев определяет их как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели ». В. Иванов представляет сущность социальных технологий как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках.
Социальные технологии могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата.

Тема социальных технологий, особенно в управлении, сегодня необычайно актуальна, поэтому данная тема была взята для настоящего исследования. В работе ставится целью: изучить социальные технологии в управлении, для этого ставятся следующие задачи:

— изучить сущность и классификацию социальных технологий;

— изучить понятие управленческой технологии;

— изучить специфику и классификацию технологий в социальной работе;

— изучить технологию управления социальными объектами.

 

1.Сущность и классификация социальных технологий

1.1. Сущность социальных технологий

Глобальные проблемы современного общества требуют новых технологий их решения. Решением данной проблемы занимаются многочисленные специалисты всего мира. Мировой опыт показывает, что с помощью социальных технологий можно разрешать социальные конфликты, предотвращать катастрофы, снимать социальное напряжение, блокировать рискованные ситуации, принимать оптимальные управленческие решения. Формирование социальной политики, необходимой обществу и проводимой государством, возможно только на основе технологизации с эффективным использованием ресурсов и средств.
Социальная технология — важный элемент механизма управления.
Понятие «технология»: (от греч. tekhne — искусство, мастерство, умение) совокупность приемов и способов получения, отработки или переработки[1].         Понятие «социальное» — массовое употребление в значении «общественного». С другой стороны, используется понимание социального. Все это определяет содержание и объем понятия «социальные технологии», которое характеризуется как совокупность методов решения социальной проблемы.
Можно говорить о различных основаниях дифференциации, группировки социальных технологий:

— сферный подход характеризуются как специфические социальные технологии регулирования, решения проблем сферы производственно-экономических, общественно-политических, духовно-культурных и социально-бытовых отношений.

— в статистике выделяются отрасли народного хозяйства, что дифференцирует социальные технологии, как технологии управления, контроля, регулирования хозяйственно-экономических отношений.
За рубежом распространен такой вариант деления, как социальных технологий на различные виды: как бизнес, государственное управление и «третий сектор». Социальные технологии  дифференцирующиеся по предмету и объекту, результату, получаемому с помощью тех или иных социальных технологий.

Социальные технологии различаются по характеру их новизны или традиционности: выделяют инновационные и традиционные технологии.         Очень важной является дифференциация социальных технологий по задачам и проблемам социальной защиты, различающихся по способам оказания помощи. Дифференцируется практика социальной помощи по моделям социальной работы. Социальные технологии, формирующиеся под влиянием различных теорий социальной работы: психолого- и социолого-ориентированных, а также комплексных. Такая группировка социальной работы стимулирует развитие социальных технологий различного типа.
Развитие и функционирование объектов, субъектов, явлений, социальных процессов требует специального подхода к управлению социальной деятельностью.

Технологизация социальных процессов включает в себя:
— разделение процесса на этапы, фазы, операции,
— координацию действий на достижение результата,
— выполнение технологических процедур и операций.
Технологизация базируется на технологиях: социальная технологизация и на социальных технологиях.
Социальные технологии понимаются в двух аспектах:

— Во-первых, — способы применения теоретических выводов в решении практических задач. Общественные науки под социальными объектами понимаются не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.

— Во-вторых — совокупность приемов, методов и воздействий, для достижения целей в процессе социального развития, решения социальных проблем. Это — более конкретная характеристика социальных технологий, связанная, естественно, с обозначенным выше первым аспектом.
Более плодотворной является попытка тех авторов, которые в социальных технологиях выделяют две формы:

— программы, содержащие операции и процедуры,

— деятельность, построенную в соответствии с этими программами.
Н.С.Данакин конкретизирует социальные технологии, как способ осуществления деятельности на основе расчленения на операции с их последующей координацией и выбора средств, методов их выполнения. Достоинством определения является то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности и к социальной работе[2].
Термин «социальные технологии» в отечественном обществоведении новый. Но не означает, что социальными технологиями в стране не занимались. Имело место технологических выводов общественных наук в решении широкого круга социальных проблем.         Для доказательства, сравним стадии социальных технологий и социального управления.
В первом случае (социальные технологии) можно выделить такие компоненты:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уровень социальной технологизации в нашем обществе пока очень низкий. Имеются в виду инновационные технологии. Потребность в их проектировании и внедрении неразвита. Разработка социальных моделей, программ и адекватных им технологий — это прерогатива гуманитарных наук, но роль их в информатизации и технологизации социального пространства принижена. Этот вид научного знания пока не выполняет своих прямых функций — аналитической, технологической, экспертной. Обществоведение чрезмерно идеологизировано и политизировано, что отрицательно сказывается на выборах путей общественного развития. Гуманитарная наука пока выключена из механизма нормального функционирования общества и не имеет в нем независимого статуса.

Перед обществом стоит задача огромной значимости — убрать все бюрократические фильтры на пути научных идей, обеспечить их свободную циркуляцию, включить науку в цивилизованный механизм выработки и реализации ответственных решений, политики, максимально исключить политический диктат в науке и сложившийся в коридорах власти стереотип, указывающий кому должен служить научный поиск.

Необходима универсальная технология современного включения науки в механизм государственного управления, концепция и технологии поддержки самой науки, ее приоритетных направлений.

В кризисных ситуациях, в период модернизации общества и его переходных состояний неизбежно возрастает роль стратегических поисковых усилий выхода из кризиса, обеспечения прорыва на главных направлениях. Эту функцию выполняют социальные программы, проекты, способные определить оптимальное соотношение стратегических и тактических задач, поступательность их движения.

Внедряемые сегодня на Западе системы социального управления, в том числе и по результатам, не только направлены на достижение социального результата, но и управленчески-организационно обеспечивают его достижения, имеют технологическую проработку, которая не исключает доверия к работнику, готовности к сотрудничеству, уважения к творческим способностям людей. Они способствуют средствами планирования, нормативных документов их проявлению и развитию. Поэтому за социальным диагностированием логически следует необходимость применения инновационных социальных технологий, которые обеспечивают практическую реализацию, освоение социальных ситуаций путем принятия и осуществления конкретных социальных решений, их «подтягивания» до уровня решений «технико-технологических».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. — М., 2007.-C.235
2. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. — Москва-Белгород, 2008.
3. Зайцев А. К. Внедрение социальных технологий в практику управления. Социальное развитие предприятия и работа с кадрами. — М., 2009.-0.95.
4. Иванов В. А. Социальные технологии в современном мире. -М.- Н . Новгород, 2006, С.4.
5. Иванов В.Н., Лесников Г.П., Зайчонка В.Л. Проблемы информатизации и технологизации социального пространства. -М.: 2006.
6. Марков М. Технология и эффективность социального управления. -М., 2008.-C.48
7. Современные социальные технологии: сущность, многообразие форм и внедрения. — Белгород, 2009, ч.1-4.
8. Социальная работа и социальные технологии: Материалы методологического семинара. /Редактор-составитель Шеляг Т.В.- М.: Институт социальной работы, 2005.
9. Стефанов И. Общественные науки и социальная технология. -М., 2006.-C.182

  1. Теория и методика социальной работы (в вопросах и ответах). Отв.ред. А.М.Панов, Е.И.Холостова. — М.: 2007.
    11. Толковый словарь по социальным технологиям. /Под ред. В.А.Иванова, Г.Д.Никредина, В.И.Патрушева, И.М.Слепенкова.-М.: 2005.
    12. Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (управленческая гуманиторология). — М.: 2007.

13.Шарать В.М. Универсальные технологии управления. — М.: Техносфера, 2006.- С.64-65