КУРСОВАЯ РАБОТА: ОБУЧЕНИЕ ОСНОВНЫМ МОДЕЛЯМ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Заказ 308

Цена полной версии: 1500 рублей

Факультет иностранных языков

Кафедра английского языка

Специальность 050303.65 – «Иностранный язык (английский)»                           с дополнительной специальностью «Иностранный язык (немецкий)»

Введение. 3

  1. Цели и задачи обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. 7

1.1. Трактовка понятия «цель» обучения иностранному языку на современном этапе развития человеческого общества. 7

1.2. Характеристика целей обучения иностранному языку на старшем этапе средней общеобразовательной школы.. 9

  1. Методика обучения основным моделям словообразования в политическом дискурсе на уроках иностранного языка в старших классах средней общеобразовательной школы.. 11

2.1. Содержание школьного курса по обучению словообразования и его значения  11

2.2. Трудности обучения словообразованию в средней общеобразовательной школе и способы их преодоления. 14

2.3. Методика обучения основным моделям словообразования на уроках иностранного языка в старших классах. 16

2.4. Система упражнений по обучению основным моделям словообразования в политическом дискурсе на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения  17

Заключение. 24

Список использованных источников. 26

 

Введение

Изучение иностранного языка – это многогранный процесс, который требует не только овладения грамматикой иностранного языка, но и накопления словарного запаса и постановки хорошего произношения. Это намного более комплексный процесс.

«Язык – это инструмент для передачи духовных ценностей, но он еще и сам является набором ценностей и удивительным инструментарием мышления» [7, с. 18]. От языка, которым человек выражает свое мнение, зависит способ их формирования. Британский исследователь Кристофер Коукер отмечает, что язык важен не только как средство общения, но и как механизм создания понятийного аппарата, который формируется с учетом способа мышления человека. Он приводит пример родства американского и британского мировосприятия в отличие от, казалось бы, близкой континентальной Европы – французов и немцев, – с которыми они действительно говорили «разными языками». Англоязычные философские школы «не были склонны к восприятию всерьез загадочных идей немецких идеалистов или метафизические мысли Гуссерля и Хайдеггера» [10, c. 72]. Поэтому при обучении иностранному языку учеников, задачей учителя является также приобщение учеников к культуре народа, язык которого изучается, к ценностям этого народа, выработке у учеников реакций, характерных для носителей языка и т. д. Одним словом, одним из аспектов изучения иностранного языка и достаточно важным его аспектом является формирование у учеников социокультурной компетенции. В настоящее время появляется также необходимость в формировании соответствующих знаний об экономике и политике страны, язык которой изучается. Следовательно, можно говорить о формировании политической компетенции учащихся на основе лексики и грамматики иностранного языка, в частности на основе обучения моделям словообразования, так как политический дискурс характеризуется высокой степенью продуктивности новых слов, входящих в словарный состав современного английского языка.

Достичь высокого уровня формирования навыков словообразования в политическом дискурсе на уроках английского языка, не находясь среди ее носителей, очень тяжело. Поэтому важной задачей учителя является разработка целого ряда упражнений, направленных на обучение основным моделям словообразования в политическом дискурсе на уроках иностранного языка.

Новизна работы состоит в обучении словообразованию в английском языке в политическом дискурсе в старших классах средней общеобразовательной школы.

Целью данного исследования является разработка упражнений по обучению основным моделям словообразования в политическом дискурсе на уроках иностранного языка в старших классах средней общеобразовательной школы. Поставленная цель предполагает выполнение следующих задач:

  • описать понятие «цель» обучения иностранному языку на современном этапе развития человеческого общества;
  • дать характеристику целей обучения иностранному языку на старшем этапе средней общеобразовательной школы;
  • описать содержание школьного курса по обучению словообразования и его значения;
  • определить трудности обучения словообразованию и способы их преодоления;
  • проанализировать методику обучения основным моделям словообразования;
  • разработать систему упражнений по обучению основным моделям словообразования в политическом дискурсе на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения.

Теоретической базой исследования послужили работы по методике преподавания английского языка следующих исследователей: М.А. Ариян, Р.Ю. Барсук, Е.В. Бреус, Н.Д. Гальскова, Г.В. Елизарова, А.А. Миролюбов, С.Ю. Николаева, Е.В. Сололова и др.

Для решения сформулированных выше задач использовались следующие методы исследования: анализ методической, лингвистической, социолингвистической, этнолингвистической, психологической, психолингвистической, педагогической литературы.

Объект исследования – обучение основным моделям словообразования на уроках иностранного языка.

Предмет исследования – обучение основным моделям словообразования в политическом дискурсе на уроках иностранного языка в старших классах средней общеобразовательной школы.

Теоретическая ценность исследования состоит в том, что предложенная разработка упражнений по обучению основным моделям словообразования в политическом дискурсе на уроках иностранного языка дает возможность формировать не только грамматические навыки, но и расширить кругозор учащихся на старшем этапе обучения и может быть использована в НИР, кружках, факультативах, спецкурсах, курсах по обучению иностранному языку.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система упражнений по обучению основным моделям словообразования в политическом дискурсе на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения может быть использована в методике преподавания английского языка, а также в деятельности российских учебных заведений.

Задачи в этой курсовой работе, которые были поставлены по использованию комплексной методики исследования, включали методы описательного, сопоставительного, компонентного и контекстуального анализа.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Во Введении сформулированы цели, задачи данного исследования, названы актуальность, объект и предмет исследования, определена практическая ценность работы.

В Первой главе рассматривается понятие «цель» обучения иностранному языку на современном этапе развития человеческого общества, а также дается характеристика целей обучения иностранному языку на старшем этапе средней общеобразовательной школы.

Во Второй главе описывается содержание школьного курса по обучению словообразования и его значения, определяются трудности обучения словообразованию и способы их преодоления и проводится анализ методики обучения основным моделям словообразования. Также разрабатывается система упражнений по обучению основным моделям словообразования в политическом дискурсе на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения.

В Заключении обобщаются основные выводы работы и намечаются возможные перспективы дальнейшего исследования.

Список использованных источников состоит из 17 наименований.

 

1. Цели и задачи обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

1.1. Трактовка понятия «цель» обучения иностранному языку на современном этапе развития человеческого общества

Исходным пунктом в определении стратегической цели обучения является социальный заказ общества по отношению к подрастающему поколению. В частности иноязычное образование на протяжении почти всего двадцатого столетия заключалось в качественном владении предметом. Затем произошел поворот от грамматико-переводных методов к проблеме практического овладения иностранным языком. Однако само понятие «практическое владение иностранным языком» уточнялось и конкретизировалось в зависимости от уровня развития методики и смежных с нею наук [13, c. 12].

………………………..

……………………….

………………………..

2. Методика обучения основным моделям словообразования в политическом дискурсе на уроках иностранного языка в старших классах средней общеобразовательной школы

2.1. Содержание школьного курса по обучению словообразования и его значения

Развитие любой научной отрасли предусматривает обязательное использование накопленных в прошлом знаний для возникновения новых современных научных обоснований. Для успешного решения этой задачи необходимо изучение исторического педагогического опыта, чтобы почерпнуть ценные теоретические и практические достижения, а следовательно — осуществить обоснованное прогнозирование дальнейших направлений развития образования, в частности, подготовки специалистов разных областей знаний.

………………………….

…………………………

…………………………

Заключение

Подводя итог проделанной работы, мы пришли к следующим выводам.

В настоящее время возникает необходимость не только культурного, но и политического обучения учащихся средней общеобразовательной школы. Именно поэтому использование иностранных политических материалов в процессе обучения иностранному языку является актуальным и востребованным. В рамках данного исследования предлагается обучение основным моделям словообразования в политическом дискурсе на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения.

Нами были решены все поставленные задачи:       описано понятие «цель» обучения иностранному языку на современном этапе развития человеческого общества; дана характеристика целей обучения иностранному языку на старшем этапе средней общеобразовательной школы; описано содержание школьного курса по обучению словообразования и его значения; определены трудности обучения словообразованию и способы их преодоления; проанализирована методика обучения основным моделям словообразования; разработана система упражнений по обучению основным моделям словообразования в политическом дискурсе на уроках иностранного языка на старшем этапе обучения.

Полученные результаты исследования могут быть использованы в средних общеобразовательных школах, в НИР, кружках, факультативах, спецкурсах, курсах по выбору, а также при написании рефератов студентами профильных учебных заведений.

Результаты работы имеют огромное значение с научной и педагогической точек зрения, так как отражают возможность применения современных англоязычных политических материалов на уроках иностранного языка в средней общеобразовательной школе.

Полученные результаты исследования могут быть внедрены в педагогическую практику.

Перспективы дальнейшей разработки проблемы могут состоять в более глубоком изучении процесса обучения грамматическим явлениям английского языка на примере публицистических, экономических или других материалов.


Список использованных источников

  1. Ариян, М. А. Лингвострановедение в преподавании иностранных языков в старших классах средней школы / М. А. Ариян // ИЯШ. – 1990. – №2. – С. 11-16.
  2. Арский, А. А. К вопросу о расширении значения слова / А. А. Арский // Язык образования и образование языка : Материалы международной научной конференции. – Великий Новгород : Изд-во НовГУ, 2000. – С. 18-19.
  3. Барсук, Р. Ю. Основы обучения иностранному языку в условиях двуязычия / Р. Ю. Барсук. – М. : Высшая школа, 1970.
  4. Бреус, Е. В. Основы теории и практики перевода с русского языка на английский : учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. / Е. В. Бреус. – М. : Изд-во УРАО, 2000. – 208 с.
  5. Гальскова, Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. и доп. / Н. Д. Гальскова. – М. : АРКТИ, 2003. – 192 с.
  6. Гальскова, Н. Д. Процесс обучения иностранным языкам в средней школе / Н. Д. Гальскова, З. И. Никитенко // Иностранная литература в школе, 1994. – № 1.
  7. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г. В. Елизарова. – СПб : Союз, 2001. – 291 с.
  8. Елисеева, В.В. Лексикология английского языка (учебник) / В. В. Елисеева. – СПб : СПбГУ, 2003.
  9. Ефанова, З. А. Нестандартные уроки английского языка / З. А. Ефанова. – Волгоград : Корифей, 2006.
  10. Коукер, К. Сумерки Запада: пер.с англ. / К. Кроукер. – М. : Московская школа политических исследований, 2000.
  11. Кубрякова, Е. С. Что такое словообразование / Е. С. Кубрякова. – М., 1965.
  12. Методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях: учебник / коллектив авторов под руководством Николаевой С.Ю. – К.: Ленвит, 1999. – С. 320.
  13. Миролюбов, А. А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам / А. А. Миролюбов // ИЯШ. – 2001. – №5. – С. 11-14.
  14. Соловова, Е. В. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций / Е. В. Сололова. – М. : 2005. – 239 с.
  15. Фокина, К. В. Методика преподавания иностранного языка /                      К. В. Фокина. – М. : Высшее образование, 2008. – 158 с.
  16. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика : учеб. пособие для преподавателей и студентов / А. Н. Щукин. – 4-е изд. – М. : Филоматис, 2010. – 480 с.
  17. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / под редакцией В. Н. Ярцева. – М. : Большая Российская энциклопедия, 1998. – 685 с.