Курсовая работа: ОРД в России и за рубежом

Заказ 162

Цена полной версии курсовой: 400 рублей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 2

Глава 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью.. 4

Глава 2. Характеристика зарубежного опыта ОРД.. 10

Глава 3. Проблемы внедрения зарубежного опыта ОРД в России. 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

Перечень литературы.. 22

 

ВВЕДЕНИЕ

Оперативно-розыскная деятельность занимает важное место в работе правоохранительных органов, поскольку с ее помощью решаются задачи борьбы с особо опасными формами преступности. Вполне закономерно, что в образовательных учреждениях МВД России, занимающихся подготовкой кадров для оперативно-розыскных аппаратов, одноименный учебный курс преподается в качестве одной из профилирующих дисциплин. Однако этот предмет, как и сама оперативно-розыскная деятельность, до недавнего времени был засекречен.

С принятием в 1992 г. первого закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» этот вид государственной правоохранительной деятельности получил официальное законодательное признание и с него была снята завеса секретности. Это дало новый мощный импульс для развития теории оперативно-розыскной деятельности. За эти годы появилось немалое количество открытой литературы по вопросам оперативно-розыскной деятельности, в том числе учебники и учебные пособия. Однако потребность в открытой учебной литературе по основам оперативно-розыскной деятельности остается пока высокой, поскольку многие работы основаны на нетрадиционных авторских подходах к содержанию учебного курса и трудно воспринимаются обучаемыми.

Многолетний практический опыт специалистов свидетельствует, что эффективность противодействия различным проявлениям преступности зависит от знания сотрудниками правоохранительных органов основ оперативно-розыскной деятельности, позволяющих правильно ориентироваться в любой обстановке и находить верные решения в самых неожиданных и нестандартных ситуациях. Необходимо отметить, что целостное восприятие положений теории оперативно-розыскной деятельности неотрывно от изучения основ административного права и административной деятельности, уголовного права и уголовного процесса, криминалистики и криминологии, а также других юридических наук, используемых в оперативно-розыскной практике.

Глава 1. Сущность оперативно-розыскной деятельности и ее значение в борьбе с преступностью

 

Оперативно-розыскная деятельность является одним из видов государственной правоохранительной деятельности, осуществляемой специальными органами государственной исполнительной власти, наделенными для реализации своих функций властными юридическими полномочиями. Ее зарождение происходило одновременно с зарождением государства как организации политической власти и управления обществом.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За последние десятилетия в мире произошли существенные изменения, как в сфере геополитики, так и облике мировой экономики. Это выразилось в ряде тенденций, которые закладывались еще в начале XX века. На наших глазах происходит качественная трансформация институциональных основ мирового рынка. Национальные экономики активно интегрируются в единый планетарный механизм с универсальной системой макроэкономического регулирования.

Это становится возможным в результате того, что общественная структура, уровень общего развития, экономические сдвиги и соотношение политических сил составляют рамки, в которых происходит эволюция гражданских свобод и судебных форм их обеспечения.

Наряду с этим меняются подходы к правопорядку, безопасности и защите, которые тесно взаимосвязаны. Такой подход предполагает, что уважение к человеку, признание его достоинств, самоценности, свободы мысли и поведения становится главной предпосылкой развития постиндустриального общества.

В этой связи представляется, что переход России к правовому государству, основанному на социальном капитале, предполагает отказ от тотального контроля над обществом, частью которого выступала оперативно-розыскная деятельность в рамках советской модели государственного устройства, и выработку механизма скрытого контроля за организованной преступностью.

Выбор оперативно-розыскной деятельности как средства адекватного реагирования на реальные угрозы экономической безопасности России обусловлен как характером опасности, одним из источников которой является организованная экономическая преступность, так и новым концептуальным подходом, базирующимся на современном восприятии оперативно-розыскной деятельности. Но для качественно нового уровня борьбы необходимо новое восприятие оперативно-розыскной деятельности, которое формируется путем смены оперативно-розыскной парадигмы, сформировавшейся в советский период парадигмой, основанной на принципах новой государственности. Это требует изменения алгоритма деятельности правоприменительной системы, учитывая, что ранее оперативно-розыскная деятельность рассматривалась как вспомогательная, позволяющая получать ориентирующую информацию деятельность. Переход к новой парадигме позволит рассматривать эту деятельность как принципиально новый вид правовой деятельности. В рамках новой парадигмы оперативно-розыскная деятельность будет выступать как правовое средство обеспечения экономической безопасности России, которое представляет собой систему, включающую: цель, ресурсы, необходимые для достижения цели, пути достижения цели, методы обоснования выбранного пути, что находит отражение при выработке соответствующей государственно-правовой формы реагирования на различные опасности.

Новая парадигма предполагает, что для успешной борьбы с организованной экономической преступностью необходимо выделять как тактический, так и стратегический уровни. Если тактический уровень оперативно-розыскной деятельности традиционно разрабатывался на теоретическом и практическом уровнях, то стратегический уровень требует расшифровки.

Стратегический уровень оперативно-розыскной деятельности предполагает обязательное включение аналитической составляющей, планирование и проведение широкомасштабных операций с привлечением сил и средств правоохранительных органов и спецслужб России с целью установления действенного контроля за организованной экономической преступностью для последующего привлечения лидеров преступных формирований к уголовной ответственности и конфискации доходов, полученных преступным путем в пользу государства.

Безусловно, переход к новой стратегии потребует модернизации правоохранительной системы, включая четыре измерения: количественного характера, т.е. оптимальное количество ведомств, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, включая количество оперативных сотрудников, техники и ресурсов, необходимых для борьбы с организованной преступностью; технологического характера, которое должно включать не столько степень совершенства в использовании технических средств контроля, сколько согласованность законодательства, позволяющего вести успешную борьбу с организованной преступностью; организационное измерение, которое должно включать слаженность, дисциплину, строгое соблюдение законодательства как важнейший показатель эффективности деятельности, высокий моральный дух, базирующийся на профессиональной этике; общественное измерение, т.е. доверие со стороны общества к правоохранительным органам, которые способны защитить личность, общество и государство от преступных посягательств.

Эти четыре измерения должны стать базовой основой новой стратегии контроля в борьбе с организованной экономической преступностью.

Для того чтобы запустить механизм стратегии контроля над организованной экономической преступностью необходимо, чтобы стратегия нашла свое отражение на законодательном уровне. Предлагается это сделать в федеральном законе «О национальной безопасности Российской Федерации» и в федеральных законах «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью». Кроме того, в проекте федерального закона «О национальной безопасности Российской Федерации» предлагается для качественно новой борьбы с организованной преступностью, действующей в сфере экономики, конкретизировать угрозы национальной безопасности России, что позволит оперативным подразделениям направить свои усилии на сбор информации в отношении реальных опасностей, к которым относятся: ослабление законности и правопорядка; рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покровительство должностных лиц незаконному обороту капитала, коррупция, нецелевое использование бюджетных средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина; нанесение ущерба экономической безопасности России, включая незаконное использование стратегических ресурсов страны; препятствование росту инвестиционной активности, в том числе притоку иностранных инвестиций в Россию, а также неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны.

Подход к оперативно-розыскной деятельности как к форме скрытого расследования потребует соответствующих изменений в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК РФ.

В результате в рамках новой парадигмы должен измениться и статус сведений, полученных в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий. Они могут быть использованы не только при доказывании, а как доказательства, так как сами оперативно-розыскные мероприятия будут рассматриваться в качестве специальных методов расследования.

В конечном итоге, это позволит повысить уровень борьбы с организованной преступностью не только на национальном, но и на международном уровне, создав условия для эффективного международного сотрудничества в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью.

В рамках институциональных реформ, предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности создания на федеральном уровне самостоятельного правоприменительного органа ответственного за обеспечение экономической безопасности России. Представляется, что такой орган должен быть наделен правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность для борьбы с организованной экономической преступностью, включая возможность его участия в международном сотрудничестве в этой сфере.

Наряду с этим целесообразно рассматривать оперативно-розыскную деятельность уже не только как средство, обеспечивающее уголовно-процессуальную деятельность, но и как часть уголовного судопроизводства, которая может быть использована как при проведении скрытого расследования, так и для защиты участников уголовного судопроизводства.

Вместе с тем переход к новой парадигме потребует отказаться от идеологических шор и ложных стереотипов в отношении того, что оперативно-розыскная деятельность может только защитить граждан. Учитывая реальные возможности оперативно-розыскной деятельности как по подрыву доверия внутри криминального сообщества, так и по укреплению доверия граждан к государству через усиление авторитета института суда важно рассматривать законные способы ограничения прав и свобод граждан, при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Кроме того, необходимо учитывать, что криминальные структуры пытаются, используя коррупцию и шантаж, проникнуть в полицейские, судебные органы и органы прокуратуры для получения упреждающей информации о планируемых в отношении их полицейских операциях. Это требует активного использования приемов и методов оперативно-розыскной деятельности для обеспечения собственной безопасности государственных структур, ведущих борьбу с опасными проявлениями преступных посягательств и проверку высокопоставленных чиновников. Новое понимание оперативно-розыскной деятельности потребует усиления судебного контроля и прокурорского надзора за проведением оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, что должно сочетаться с активным использованием оперативных экспериментов и специальных операций в оперативно-розыскной деятельности, включая использование фиктивных фирм для подрыва доверия внутри криминального сообщества.

Переход к новой оперативно-розыскной парадигме, должен найти свое отражение, как на законодательном и правоприменительном уровнях, так и на системе уровне подготовки кадров для правоохранительных органов.

Перечень литературы

  1. Конституция Российской Федерации. М.:1993.
  2. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно- розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями от 29 апреля 2008 г.)
  3. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (ч. 1,3 ст. 5).
  4. Соглашение о взаимодействии министерств внутренних дел СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г. (Алма-Ата).
  5. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (Минск).
  6. Положение о Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств — участников СНГ, утвержденное решением Совета глав правительств государств — участников СНГ от 9 октября 1997 г.
  7. Соглашение о сотрудничестве государств — участников СНГ в борьбе с преступностью (Москва, 25 ноября 1998 г.).
  8. Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территориях государств — участников СНГ (Минск, 4 июня 1999 г.).
  9. Положение об Антитеррористическом центре государств — участников СНГ, утвержденное Советом глав государств СНГ от 21 июня 2000 г.
  10. Инструкция об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов России по линии Интерпола, утвержденная совместным приказом МВД России, Минюста России, ГТК России, ФСБ России, ФСНП России, ФПС России от 26 июня 2000 г. № 648/184/560/353/257/302.
  11. Соглашение о сотрудничестве между Россией и Европейской полицейской организацией от 6 ноября 2003 г. (Рим).
  12. Закон ФРГ от 13 августа 1968 г. «Об ограничении тайны переписки, почтовых отправлений, почтовой, телеграфной и телефонной связи» (с изменениями, внесенными Законом от 13 сентября 1978 г.) //ФРГ: Конституция и законодательные акты: Пер. с нем. /Под ред. Ю.П. Урьяса. — М.: Прогресс, 1991.
  13. Конвенция Европейского сообщества о Европоле от 26 июля 1995 г. (вступила в силу 1 октября 1998 г.).
  14. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола».
  15. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 № U90 «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола».
  16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».
  17. Вагин О.А., Исиченко А.П., Чечетин А.Е. Комментарий к Федеральному закону от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (постатейный). — М.: «Деловой двор», 2008.
  18. Васина B.C., Модноев И.С., Шинкаренко Н.И. и др. Борьба с коррупцией в полицейских ведомствах Европы и США: Пособие. — М: ВНИИ МВД России, 2005.
  19. Дайчман И. Интерпол: Всемирная система борьбы с преступностью. — М.: РИ- ПОЛ КЛАССИК, 2003.
  20. Китрова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». — Система ГАРАНТ, 2007 г.
  21. Князев В.В., Сазонова Н.И. Полицейские системы зарубежных государств: Пособие. — М.: ВНИИ МВД России, 2005. — Ч. 2.
  22. Князев В.В., Сазонова Н.И., Жмыхов А.А. и др. Полицейские системы зарубежных государств: Пособие. — М.: ВНИИ МВД России, 2004. — Ч. 1.
  23. Смирнов М.П. Комментарии оперативно-розыскного законодательства Российской Федерации и зарубежных стран: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МНЮИ, 2005.
  24. Халиков А.Л. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Курс лекций.— М.: Издательство «Юрлитинформ», 2007.
  25. Шумилов А.Ю. Курс основ оперативно-розыскной деятельности: учебник для вузов. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Издательский дом Шумиловой И.И.,