Курсовая работа: Особенности представлений об окружающем мире и развития мышления у детей с различными видами психического дизонтогенеза

Заказ 465

Цена полной версии курсовой работы: 900 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА 1.Потятие нормы и дизонтогенеза, классификация дизонтогенеза. 5

1.1Критерии нормального развития. 5

1.2 Виды дизонтогенеза. 8

ГЛАВА 2. Характеристика представлений об окружающем мире и развития мышления некоторых видов дизонтогенеза. 12

2.1 Особенности представлений об окружающем мире и развитие мышления детей с ЗПР. 12

2.2 Особенности глухих и слабослышащих детей. 16

2.3 Особенности слабовидящих детей. 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 25

ПРИЛОЖЕНИЕ. 28

ВВЕДЕНИЕ

Термин «психический дизонтогенез» имеет свою историю, его содержание и использование психиатрами в случаях определения болезненных по своей природе вариантов онтогенеза несколько отличается от предложенного психологами взгляда на классификацию типов нарушенного развития. Известный детский психиатр М.Ш.Вроно (1986) – рассматривал дизонтогенез как нарушенное развитие, которое может относиться ко всей жизни человека, а Д.Н.Исаев предлагал более очерченное и узкое понимание дизонтогенеза, близкое и дизонтогениям. Типологии психического дизонтогенеза при шизофрении и сходных расстройствах в детском возрасте были посвящены специальные работы (Юрьева, 1970; Козловская, 1995, Горюнова, 1996).[1]

Психический дизонтогенез, — это нарушение психического развития у детей с разнообразными типами отклоняющегося развития. Отечественные исследователи выделяли первые формы психического дизонтогенеза и его типы: ретардация; асинхрония; регресс, акселерация (М.О. Гуревич, Т.П. Симсон, С.С. Мнухин, Г.Е. Сухарева, Г.К. Ушаков, В.В. Ковалев, М.Ш. Вроно и др.).[2] Медики и биологи обычно используют термин «дизонтогения» для обозначения различных форм нарушений онтогенеза, которые ограниченны теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости (В.В.Ковалев, М.Ш.Вроно и др.). Психический дизонтогенез В. В. Ковалев определяет как нарушение психического развития в детском возрасте в результате расстройства морфофункционального созревания головного мозга. Таким образом, в медицинском подходе на первый план выступают биологические параметры нарушенного онтогенеза при аномальном развитии.Нарушения психического развития при разных вариантах дизонтогенеза изучаются с давних пор и по настоящее время (Ж-Э.Эскироль, А.Валлон, В.Штерн, М.Раттер, Х.Ремшмидт, П.Риделиус, Г.Е.Сухарева, В.В.Ковалев, С.С.Мнухин, М.Ш.Вроно, Б.Леденев, Д.Н.Исаев, Н.К.Сухотина, В.А.Аверин, С.Я.Рубинштейн, А.Р.Лурия, В.И.Лубовский, А.Я.Иванова, М.П.Кононова, В.В.Лебединский, Н.Л.Белопольская, О.С.Никольская, Т.К.Мелешко, С.М.Алейникова, Н.В.Захарова (Зверева), И.И.Мамайчук, Н.Я.Семаго, Л.П.Лассан, А.Е.Назаренко, Р.А.Туревская, Е.И.Жигэу и др.).Актуальность исследования состоит в том, что разные многие варианты дизонтогенеза имеют психогенную природу и требуют создания специальных психолого-педагогических условий для их эффективного преодоления, тем самым обуславливая необходимость более тщательного изучения данной проблемы.

Цель работы: изучение особенностей представлений об окружающем мире и развитие мышления у детей с различными видами психического дизонтогенеза

Объект курсовой работы: различные виды дизонтогенеза

Предмет курсовой работы: особенности представлений об окружающем мире и развитие мышления у детей

Задачи курсовой работы:

  1. Определить критерии нормального развития
  2. Рассмотреть виды дизонтогенеза

3.Охарактеризовать представления об окружающем мире и развития мышления некоторых видов дизонтогенеза

ГЛАВА 1.Потятие нормы и дизонтогенеза, классификация дизонтогенеза

1.1Критерии нормального развития

Понятие нормы следует рассматривать в трех разных значениях, т. е. как норму стати­стическую, функциональную и идеальную, хотя можно найти и другое понимание нормы.

  1. СТАТИСТИЧЕСКАЯ норма (С.Н.) — это средняя величина, наиболее часто встреча­ющееся значение. Она имеет свои плюсы и минусы: +) С.Н. определяет популяцию с точки зрения ее изменчивости; +) ее можно легко высчитать; +) по ее показателям «нормальных» людей больше; — ) не всегда является отклонением то, что находится вне границы нормы (рост, вес.).
  2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ норма — это качества, показатели человека, обеспечивающие его субъективное удовлетворение и адекватную самореализацию: +) учет собственных воз­можностей, способностей, опыта; +) в данном случае под нормой понимается круг потенци­альных возможностей человека; +) это понятие является исходным в работе с аномальными детьми.

[1]Зверева Н.В. Психический и когнитивный дизонтогенез в детской клинической психологии // Медицинская (клиническая) психология: традиции и перспективы (К 85-летию Юрия Федоровича Полякова). – С. 121-131

[2]Солдатова, Елена Леонидовна.

Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Е. Л. Солдатова, Г. Н. Лаврова. — Ростов н/Д : Феникс, 2004 (ЗАО Книга). — 383 с.;

…………………………

………………………..

……………………….