Курсовая работа: Почерк как внешнее проявление личностных особенностей.

Заказ 111

Цена полной версии: 1500 рублей

 

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы графологии как метода психодиагностики. 5

1.1.   История психологического изучения почерка человека. 5

1.2.   Психофизиологические основы графологии и области ее применения. 11

1.3.   Формальные особенности почерка и их анализ. 15

Глава 2. Эмпирическое исследование черт особенностей характера и темперамента по подчерку человека. 23

2.1. Процедура и методы исследования. 23

2.2. Анализ результатов исследования. 24

Заключение. 38

Список литературы.. 41

Приложения. 44

 

Введение

Актуальность исследования.

Почерк человека является не простым знаковым воплощением письменной речи, но также имеет и индивидуальный характер, присущий конкретному человеку.

Графология является одним из современных методов диагностики, который имеет широкую область применения. Графологический анализ применяется для индивидуальной психодиагностики, в бизнесе, например, при тестировании заемщиков, в криминологии для установления авторства анонимных текстов, причастности к тем или иных текстам, в последнее время графологический анализ применяется в отборе персонала.

За рубежом этот метод психодиагностики зарекомендовал себя уже давно, у нас же до последнего времени графология применялась лишь в криминологической почерковедческой экспертизе. Однако, у этого метода может быть гораздо более широкое применение в области кадрового менеджмента, психологического консультирования и т.д. К достоинствам этого метода стоит отнести его универсальность, невозможность подстроиться под «желательные» ответы, что довольно легко сделать при тестировании, возможность скрытого изучения подчерка.

Объект исследования – почерк человека, предмет исследования — почерк как внешнее проявление личностных особенностей.

Цель исследования: изучить почерк как внешнее проявление личностных особенностей.

Задачи:

  • Рассмотреть историю изучения почерка с точки зрения психологии;
  • Рассмотреть психофизиологические основы метода графологии и области его применения;
  • Рассмотреть основные параметры графологического анализа почерка;
  • Провести графологический анализ образцов почерка.

Методы исследования: теоретические – анализ научной литературы; практические – графологический анализ.

Практическая значимость: данное исследование может быть использовано в практической деятельности специалистами по психодиагностики, менеджерами по отбору персонала, а также студентами психологических факультетов.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

 

Глава 1. Теоретические основы графологии как метода психодиагностики

1.1.         История психологического изучения почерка человека

Подтверждение индивидуальности почерка мы встречаем уже у Аристотеля (384–322 до н. э.): «Слова, которые мы произносим, – отражение способностей нашего ума, написанные же нами слова – отражение слов в устной форме. Так же как различается звучание человеческой речи, различается и вид записи каждого человека» [12, c. 67].

А императору Нерону (37–68 н. э.) нередко представляли тексты, написанные подозреваемыми в измене в качестве доказательства их вины. При этом говорили следующее: «По его почерку ясно, что он изменник». Немного позднее, примерно во II столетии н. э., Светоний, писавший историю Рима, подмечал связь характера императора Августа с его почерком. Помимо Светония, многие выдающиеся личности того времени также утверждали, что по почерку человека можно судить о его характере [16, c. 89].

И на Востоке, в Древнем Китае, уделяли внимание человеческому почерку. Так, китайский художник и философ Йо Хао, живший на рубеже XI–XII столетий, говорил следующее: «По почерку совершенно точно можно определить, принадлежит он благородному или грубому и вульгарному человеку». В то же время, в 1270 году, английский ученый Роджер Бэкон написал трактат «Краткое руководство по изучению философии», в котором неоднократно упоминал о почерке как об одном из факторов, характеризующих личность [18, c. 104].

Интерес к психологии личности, в частности к почерку, идет глубокой древности, однако стройной системы графологического анализа не было вплоть до XVII столетия. Лишь в 1622 году итальянский ученый Камиллио Бальди, физик университета города Болоньи, опубликовал труд под названием «Трактат о методе познания натуры и личностных качеств автора по его письму». Книга эта хотя и вызвала живой отклик среди людей образованных, но не получила широкого распространения из-за неграмотности большей части населения.

Постепенно число людей, заинтересованных графологическим анализом, стало возрастать. Следующая работа на эту тему была опубликована в 1778 году. Ее автором стал ученый из Цюрихского университета, теолог и поэт Иоганн Каспер Лаватер, считавший, что «каждый человек обладает индивидуальным неподражаемым почерком». Кроме того, он вывел закономерность между почерком и физическим и эмоциональным состоянием человека в момент письма, а также взаимосвязь между почерком, походкой и звуками голоса [5, c. 125].

После того как описанная работа Лаватера вышла в свет, графологический анализ стал весьма популярен в среде писателей, государственных деятелей, художников и прочих просвещенных людей того времени. Впоследствии графологический анализ стали практиковать не как научное достижение, а как искусство, которое базировалось в основном на интуиции. Последователями этого направления были Томас Манн, Жорж Санд, Альфонс Доде, Эмиль Золя, Александр Дюма-отец, Николай Гоголь, Эдгар По, Антон Чехов, Альберт Эйнштейн и др [23, c. 78].

Вплоть до начала XIX столетия графологический анализ считали просто увлекательной игрой. Однако во Франции аббат Луи Ж. Г. Фландрен, занимавший епископскую кафедру Амьена, а затем ставший архиепископом Камбре, заинтересовался графологией всерьез. Он внес неоценимый вклад в науку тем, что подготовил и воспитал талантливейшего графолога своего времени аббата Жана-Ипполита Мишона, бывшего ассистентом Фландрена. В 1875 году Мишон написал и опубликовал научный труд под названием «Практическая система графологии», значительно расширивший человеческие познания в области графологического анализа [27, c. 76].

В результате наука об индивидуальности человеческого письма получила современное название «графология», а сам Мишон провел анализ сотен образцов почерков и составил список тысяч графических знаков, характеризующих индивидуальные черты личности. Этот метод исследования стал известен как школа фиксированных знаков и был развит Жаном Крепье-Жаменом. Последний повторил опыты Мишона, расширив их и перераспределив материал. Кроме того, он вывел новые законы, по которым следовало проводить графологический анализ. К 1888 году набралось достаточно материала для публикации знаменитой работы «Почерк и характер». Эта книга за последующие 87 лет много раз переиздавалась. В общей сложности она выдержала 17 изданий [21, c. 65].

В начале XX столетия графологией как одним из методов изучения личности заинтересовался известный в то время психолог Альфред Бине. Ученый долго экспериментировал, анализируя почерки, после чего в 1905 году опубликовал свой первый тест, целью которого было определение интеллектуальных способностей человека. В этом эксперимента, кроме самого Бине, принимали участие семь специалистов-психоаналитиков, каждый из которых получил от Бине по тридцать семь образцов почерка людей, принадлежащих к высшему сословию общества, но не сумевших реализовать свои возможности, и по столько же образцов почерка людей преуспевающих. Ученым было предложено определить, к какой группе относится человек с тем или иным почерком, и во всех случаях специалисты дали верные ответы.

В то же время в Германии, на базе одного из университетов были проведены подобные научные эксперименты. Уильям Преер, профессор университета в Берлине, изучал сходство образцов текста, написанного одним человеком, но по-разному: руками, ртом, ногой, локтевым сгибом и в обратном направлении. В ходе эксперимента выяснилось, что во всех упомянутых случаях присутствовали основные характеристики личности независимо от того, каким способом был написан текстовый фрагмент [6, c. 97].

Много лет в Германии самым выдающимся практическим графологом считался Людвиг Клягес – автор термина «выразительное движение», которое ученый относил к любому виду человеческой деятельности. Такие движения, характерные для любого человека, являются практически бессознательными. Это ходьба, бег, мимика, способность говорить, жестикуляция и, разумеется, умение писать, то есть почерк. Анализируя форму и уровень почерка, Клягес относил каждый образец к «положительному» или «отрицательному» в плане характеристики личности. Он определял, насколько человек организован, способен ли к оригинальным идеям или спонтанным решениям, а также оценивал динамизм, ритм и гармоничность написания текста. Таким образом, хорошо сформировавшийся почерк говорил о преобладании в характере положительных черт, низкий же «форменный уровень» – о преобладании отрицательных [4, c. 83].

Профессор из Швейцарии Макс Пульвер, также занимавшийся графологическим анализом, привнес в науку элементы психологического анализа Карла Юнга. В своих работах Пульвер уделил особое внимание символизму пространственного подхода, разделив почерк на три большие зоны: верхнюю зону петель, отображающую духовную и умственную ориентацию; буквы, написанные на основной линии (среднюю) зону, характеризующие эмоциональную составляющую, и нижнюю зону петель, олицетворяющую биологическое поведение и материальные интересы.

В это время Роберт Саудек в Англии изучал почерки с помощью транспортира, линейки и кронциркуля, измерял давление ручки на поверхность бумаги и использовал даже замедленную съемку. Позднее, в 1939 году, Ганс Якоби расширил общие положения графологии, написав познавательную и довольно популярную книгу «Анализ почерка» [3, c. 98].

В США графологией долгое время никто не занимался, пока в 1919 году профессор психологии университета в Вайоминге Джун Доуни не заинтересовалась семейным сходством почерков. Доуни написала небольшую книгу о психологии почерка.

Наибольший вклад в популяризацию и развитие графологического анализа привнес Милтон Банкер. По профессии он был преподавателем стенографии, поэтому интересовался графологией в рамках своей деятельности. Во время занятий Банкер стал замечать, что его студенты записывают стенограммы неодинаково. И все это вопреки строгим указаниям, данным преподавателем. Заинтригованный данным фактом, Банкер решил раскрыть причины подобного явления. В результате проведенных им исследований он понял одну простую истину: неважно, как именно человек пишет слова, неважно даже то, пишет ли он вообще – важно только то, что ручка при этом воссоздает на бумаге различные формы, то есть буквы и штрихи. В дальнейшем Банкер изучил все детали почерка как структуры, противоположной структуре шрифтов. Он назвал свой метод графологическим анализом, чтобы можно было отличить его от других подобных подходов. В 1920 году Банкер основал в США первую школу, в которой обучали основам графологического анализа. В наши дни она является крупнейшей в мире, находится в Чикаго и называется Международным обществом графологического анализа. В этой школе придерживаются жестких консервативных методов, а ее отдел исследований в области графологического анализа работает, основываясь только на сухих статистических данных [11, c. 84].

В 1930 году выпускник Гарварда и в будущем выдающийся психолог по имени Гордон Аллпорт вместе со своим коллегой Филиппом Верноном приступил к изучению графологического анализа. В совместной работе, получившей название «Изучение выразительных движений», ученые писали следующее: «Почерк есть кристаллизованная форма жестов, через призму которой не без труда можно рассмотреть если не все, то многие врожденные черты личности… Изучение личности с помощью почерка является более естественным и удобным, чем тестирование. Ввиду того что почерк является статичным предметом анализа, этот материал для исследования превосходит столь неуловимые и трудные для фиксирования мимику, жесты и походку» [6, c. 138].

В 1948 году Вернер Вульф, психолог и преподаватель из колледжа Барт, занялся изучением подписей, в результате чего выяснил, что подобные росчерки отображают особый внутренний ритм, свойственный любому человеку и лежащий в пределах бессознательного. В том же году Вульф опубликовал результаты своих исследований в книге, названной им «Диаграммы бессознательного» [20, c. 85].

Выдающимся американским графологом была Клара Роман. Она преподавала эту науку в Новой школе социологических исследований в городе Нью-Йорке. Клара Роман изобрела инструмент, позволявший измерять давление ручки на поверхность бумаги, а также много работала с почерками больных, страдающих различными речевыми расстройствами. В 1952 году вышла ее книга «Почерк: ключ к познанию личности», которая по сей день считается классической работой в области графологического анализа [9, c. 83].

Что касается российских ученых, первым серьезным исследованием в данном направлении стал труд Ильи Федоровича Моргенштерна, опубликованный им в книге «Психографология». Книга была издана в самом конце XIX столетия. Второе издание увидело свет 1994 году. Но самым выдающимся исследователем-графологом в нашей стране в прошлом столетии был Д. М. Зуев-Инсаров, опубликовавший несколько работ. Это «Строение почерка и характер», «Почерк и личность» и многие другие.

В XX веке интерес к графологии возрос, и многие ученые выпускали на эту тему интересные работы. Среди них такие известные личности, как Даниель Энтони, Ульрих Соннеманн, Надя Олянова, Феликс Клейн, Альфред О. Мендель, Тэя Стейн Левинсон и Ирен Маркус [28, c. 164].

1.2.         Психофизиологические основы графологии и области ее применения

 

Заключение

Таким образом, почерк является предметом психологического изучения еще со времен Античности. Уже тогда, на основе наблюдений, люди сделали вывод о том, что по характеру почерка можно сказать об индивидуальных чертах автора письма.

Метод психодиагностики, который основан на изучении особенностей почерка человека с целью выявление его индивидуальных психологических особенностей – графология.

Графологический анализ имеет физиологическую основу. Импульсы мозга — находят отражение в мелкой моторике рук, прежде всего в почерке. В почерке человека находят свое отражение эмоциональное состояние, вкусы, сексуальные пристрастия, индивидуальные особенности личности, особенности темперамента, наличие некоторые психических и физических недугов.

Графология оценивает почерк с целью определения черт характера, а также склонностей и предрасположенностей человека к тем или иным поступкам. Почерк, точно так же как жесты и мимика, отражает особенности личности. Будучи результатом последовательности индивидуальных движений, он может рассказать о привычках, чувствах и мыслях человека в тот момент, когда он взял ручку и что-либо написал.

Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами.

При внимательном анализе метод диагностики может быть очень информативным, однако рассматривается вся совокупность признаков и черт, которые позволяют судить о характере человека.

В графологическом анализе обычно рассматриваются следующие формальные признаки почерка:

Правильность — неправильность

Симметрия — асимметрия

Выразительность формы.

Размашистость, быстрота и сила нажима.

Ширина, угол наклона, пастозность почерка.

Формы связеобразований и степень связности.

Содержательность: беглость и упрощенность, небрежность.

Направление почерка.

Расчлененность почерка.

Направление строки, форма заглавных букв и поля.

Правильность почерка

В практической части исследования был проведен графологический анализ двух образцов почерка (подписи). Были проанализированы следующие параметры:

  1. Направление подписи.
    2. Длина подписи.
    3. Начало и конец подписи.
    4. Длина букв (заглавных и малых).
    5. Закругленность и острота букв.
    6. Связанность и разорванность букв.
    7. Уверенность в написании букв.
    8. Различные украшения в подписи.
    9. Размашистость при написании букв.
    10. Расстояние между буквами.
    11. Сила давления при написании букв.
    12. Подчеркивания, «хвостики» в подписи, зачеркивания.
    13. Вертикальные линии в подписи.
    14. Ровная и неровная подпись.
    15. Различные петли в подписи.
    16. Точка в подписи.
    17. «Нагруженность» в подписи.
    18. Одинаковые элементы в подписи.
    19. Ясность.
    20. Иностранные буквы в подписи.
    21. Графалогичность в подписи.
    22. Простота в подписи.
    21. Скорость написания.
    22. Наклон букв в подписи.
    25. Степень гармоничности подписи.
    26. Различные виды подписей у одного и того же человека.
    27. Изменение подписи с течением времени.
    28. «Возвраты» в подписи.
    29. Аномальные признаки в подписи.
    30. Волнистость подписи.
    31. Геометрическая выдержанность подписи.
    32. Удлиненное начало в подписи.
    33. Амплитуда подписи.
    34. Комбинаторика в подписи.
    35. Признаки симметрии в подписи.
    36. Цифровые добавления в конце подписи.

На основе этого были составлены психологические портреты испытуемых.

Список литературы

  1. Алесковский С.Ю.Графологический метод в оперативно- розыскной деятельности // В кн.: Проблемы формирования уголовно-розыскного права. М., 2002. Вып.5.С. 19-26.
  2. Алесковский С.Ю.О возможностях психолого-почерковедческой диагностики. Алма-Ата, 1993.
  3. Алесковский С.Ю.Основы графологии: учеб.-метод. пособие. — М.: Юрлитинформ, 2006. — 216 с. — (Б-ка криминалиста)
  4. Аубакиров А.Ф.,Алесковский С.Ю. Создание методики установления психологического портрета по признакам почерка. Алматы, 1997.
  5. Володина Н.Графология и судебное почерковедение / Володина Н., Орлова В. // Рос. юстиция. — 2000. — N 12.
  6. Гольдберг И. Графология шаг за шагом. Как расшифровать почерк.— Санкт-Петербург, У-Фактория, АСТ Москва, 2008.- 224 с.
  7. Гомон Т.В.Судебно-автороведческая экспертиза текстов документов, составленных с намеренным искажением письменной речи: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1987.
  8. Горгошидзе Л.Ш.Теоретические основы и методики решения судебно-почерковедческих задач экспертизы подписей, выполненных в необычных условиях: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1985.
  9. Графология. Как «читать» человека по почерку: — Санкт-Петербург, Эксмо, 2009 г.- 224 с.
  10. Графология: — Москва, Эксмо, 2009.- 64 с.
  11. Зуев-Инсаров Д.М.Почерк и личность. — М., 1993.
  12. Кулганов В.А.,Юнацкевич П.И. Метод графологической психодиагностики личности // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1994. № 3. С.24-39.
  13. Куприянова А.А.Теоретические основы и методика судебно-почерковедческих диагностических исследований: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1982.
  14. Норман Д. О чем говорит почерк. Графология для начинающих. — Москва, Вектор, 2010.- 160 с.
  15. Обозов Н.Н.О чем расскажет почерк. СПб., 1993.
  16. Почерк и типы личности. — Москва, У-Фактория, АСТ Москва, 2008.- 192 с.
  17. Практическая графология. Как узнать характер человека по почерку: — Москва, Рипол Классик, 2010.- 256 с.
  18. Романова Е.С.Графические методы в практической психологии. — СПб., 2004.
  19. Сара Д.Тайны почерка. — М., 1996.
  20. Сиделъникова Л.В.Принципы разработки перечней признаков почерка в целях создания методик определения свойств личности по почерку / Теория и методика судебно-почерковедческого и технического исследования документов. — М., 1988.
  21. Соломевич В.И, Уласевич В.И. Почерк и характер:— Москва, Харвест, 2009.- 640 с.
  22. Справочник по графологии:Связь почерка с характером. — Тюмень, 1992. — 136 с.
  23. Степанов А.А.Психографологический анализ почерка объяснительных записок при расследовании ЧП и его корреляция с результатами опроса на полиграфе / Материалы выступления на VI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальных психофизиологических исследований и перспективы их использования в борьбе с преступностью». Сочи, 2003.
  24. Судебно-почерковедческая экспертиза / Под ред. Е.Д. Добровольской, А.И. Манцветовой, В.Ф. Орловой. М, 1971.
  25. Судебно-почерковедческая экспертиза в США // Обзорная информация ВНИИСЭ.М., 1976. № 6.
  26. Фадеев В.В.Личностные компоненты развития письмен ной речи / Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека: Сб. науч. трудов. Свердловск, 1989.
  27. Хускивадзе Т.Х.,Погибко Ю.Н., Ефремов В.А. О возможности установления зависимости признаков почерка от свойств личности / Экспресс-информация ВНИИСЭ. М., 1982. № 1.
  28. Щеголев И.В. Чернов Ю.Г. Графология XXI века— Санкт-Петербург: Питер, 2008 г.- 256 с.