Курсовая работа по демографии. Тема: Миграционная политика в ОАЭ

Заказ 374

Цена полной версии: 900 рублей

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Теоретические основы миграционных процессов. 5

  1. 1. Понятие и основные виды миграции. 5
  2. 2. Классификация мигрантов. 13

Глава 2. Анализ миграционной политики в ОАЭ.. 21

  1. 1. Основные цели миграционной политики в ОАЭ.. 21
  2. 2. Механизм реализации. 25

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 31

Введение

Миллионы людей ежегодно пересекают государственные границы в поисках нового места жительства или работы, с целью учебы или различного вида стажировок, на отдых или лечение, спасаясь от политических, национальных, расовых и т. п. преследований или экологических бедствий. Эти и другие виды миграционного движения часто объединяются в понятие международная миграция населения, которая в наше время приобрела поистине глобальный характер и затрагивает практически все страны мира.

По классификации ООН в 2009 г. ОАЭ вошли в группу стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала.[1]

Специфика исследуемой монархии заключается в том, что особенности демографического поведения и формирование политики народонаселения здесь находятся под воздействием исламской религии, определяющей социально-культурные установки образа жизни населения.

В конкретных условиях, где сильны традиции ислама, перспективы формирования благоприятных условий для реализации политики народонаселения во многом определяются тем, насколько успешным будет достижение взаимопонимания государства, религиозных организаций и населения в трактовке и методах осуществления целей такой политики. В современном мире именно такой подход с точки зрения «общественного консенсуса» является необходимым условием достижения тех целей политики народонаселения, которые желательны для государства и приветствуются обществом.

В современном мире, где мигранты стали значительной частью населения во многих странах, условия их приема, пребывания, трудоустройства, социального обеспечения и т.д. являются важной составляющей государственной политики. В ОАЭ сложилась особая ситуация, где жесткая миграционная политика практически полностью исключает мигрантов, составляющих от четверти до трех четвертей населения страны, из социальной, политической и воспроизводственной структуры. Мигранты пребывают на территории монархии почти исключительно как временная рабочая сила и ограничены в социальных и юридических правах. Не являются они и объектом политики народонаселения.

Так называемый «нефтяной фактор», оказывает принципиальное влияние на формирование политики народонаселения. Страны Персидского залива, являются одним из центров крупных миграционных систем. Привлечение иностранной рабочей силы стало принципиальной чертой экономического развития страны. Миграционная политика в аравийских монархиях отличается жесткостью, но одновременно она обеспечивает экономические и социально- политические интересы этих государств и успешно препятствует притоку нелегальных мигрантов.

Целью работы является комплексное изучение особенностей формирования миграционной политики в ОАЭ с учетом «нефтяного фактора», традиций мусульманского общества и специфики демографического развития.

В соответствии с указанной целью в диссертации были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть понятие миграция и основные ее виды;

— описать теории миграции;

  • изучить особенности формирования и развития миграционной политики в ОАЭ;
  • охарактеризовать инструменты влияния на миграционные процессы, рынок труда и политику занятости .

Объектом исследования являются государственная миграционная политика, осуществляемая в Объединенных Арабских Эмиратах, а также происходящие в результате нее качественные и количественные изменения в составе населения.

Предмет исследования — миграционная политика как одно из направлений государственной социальной политики.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов, демографов, социологов по проблемаммиграции, социальной и экономической политики.Среди отечественных ученых основоположниками миграции как самостоятельного направления являются А.А. Кауфман, Н.П. Огановский, Н.М. Ядринцев, А.Д. Пешехонов, А.А. Исаев, Г.К. Гинс, В.П. Вощинин, О.А. Квиткин, Л.И. Лубны-Герцык, И.Л. Ямзин и др.

Информационной базой исследования являются статистические ежегодники арабских стран и международных региональных организаций, прежде всего, Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), а также документы правительственных и общественных организаций, Фонда ООН по народонаселению (ЮНФПА), Международной организации труда (МОТ), Международной организации по миграции (МОМ), ЮНЕСКО.

В работе применены методы комплексного и сравнительного анализа общественных явлений

Глава 1. Теоретические основы миграционных процессов

1.     1. Понятие и основные виды миграции

Первое научное определение миграции можно найти в работах 1885-1889 гг. Е. Равенштейна. Он рассматривал ее как «постоянное или временное изменение местожительства человека». В первоначальном своем значении термин «миграция» связан с английским глаголом «путешествовать пешком, странствовать».[2] В собственном смысле слова «миграция — это совокупность перемещений с целью перенести место пребывания кого-либо».[3]

……………….

……………….

…………………

  1. Теория миграции

Развитие научных взглядов на миграцию происходило и происходит в рамках различных наук и направлений: экономического, антропологического, демографического, политологического, исторического, социологического и др. В 1885 г. английский ученый Э. Равенстайн одним из первых попытался формализовать закономерности и понятия в области миграционных процессов.

На сегодняшний день достаточно разработаны и широко используются в анализе миграционных процессов ряд теорий, характеризуемых ниже.
Законы и правила Равенстайна. Традиционно считается, что основы теоретических концепций изучения миграционных процессов заложил английский ученый Э. Равенстайн. На примере миграций в Великобритании и Северной Америке он сформулировал одиннадцать миграционных законов Именно на основе его работ получили развитие многие научные теории миграции. Его тезис «Миграция означает жизнь и прогресс, малоподвижность населения — стагнацию» нашел подтверждение в социальной практике.[1]

…………………
………………..

………………..

Глава 2. Анализ миграционной политики в ОАЭ

  1. Основные цели миграционной политики в ОАЭ

Миграционная политика носит территориально-дифференцированный характер. Поэтому в разных местностях существуют разные миграционные проблемы и цели миграционной политики и направления их достижения различны. Соподчиненность целей и дифференциация их по стадиям миграционного процесса, а также по видам миграции и ее направлениям определяют их многоплановость и территориальные различия.
Можно выделить следующие цели миграционной политики в ОАЭ:
— привлечение мигрантов на временное место жительства;
— обеспечение рабочей силой промышленных объектов;
— стабилизация населения в тех или иных местностях;
— сдерживание притока мигрантов в некоторые населенные пункты и т.д.

В соответствии с целью демографического развития миграционная политика призвана решать три взаимосвязанные стратегические задачи:
контролировать масштабы, географию выхода и состав иммигрантов, прибывающих в ОАЭ; регулировать характер расселения мигрантов (внутренних и внешних), в наибольшей мере соответствующий геополитическим интересам государства; способствовать созданию условий для добрососедского взаимодействия между местным населением и мигрантами.

…………………

…………………

………………….

2.Механизм реализации

Среди факторов притяжения мигрантов – не только высокая зарплата, но и социальные гарантии, развитая инфраструктура. В ОАЭ за последние 5 лет создано более 1 млн рабочих мест для иностранцев – при населении в 9 млн чел. В стране уже более 80% наемной рабочей силы – иностранные мигранты. Больший показатель – только в Катаре, где процент иностранных рабочих составляет 87%. Но теперь Эмиратам нужно не количество мигрантов, а их высокое качество, их знания, опыт и лояльность к ОАЭ как к стране-работодателю. Поэтому с 2009 года в Эмиратах ведется масштабная работа по улучшению условий работы и жизнедеятельности мигрантов.

……………………

…………………

…………………

Заключение


Входе проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Проводимая в ОАЭ миграционная политика отражает, с одной стороны, необходимость обеспечить растущую экономику трудовыми ресурсами (что проявляется в поощрении иммиграции в 1970-е гг. и временной трудовой миграции в последующие десятилетия). С другой стороны, иммиграционная политика ставит жесткие барьеры для мигрантов на пути натурализации и подключения к системе социального обеспечения и тем самым ставит коренное население в положение привилегированной касты в условиях, когда рынок труда за 30-70% заполнен иностранными работниками.

По мере увеличения иммиграционного притока в стране формировался более жесткий подход иммиграционной политики. Он формулировался следующим образом: «иммиграция слишком высокая; требуется государственное вмешательство для ее понижения» (данный тип политики проводился при доле мигрантов во всем населении выше 34%). Этого типа иммиграционной политики придерживается ОАЭ (1980-2005 гг.); Кувейт (1986 г.; 2001-2005 гг.); Бахрейн (1983-1986 гг.); Оман (19892005 гг.); Саудовская Аравия (1996-2005 гг.).

Особой сферой политики является государственное регулирование рынка труда в условиях, когда значительная его часть представлена иностранными работниками. Именно в этой сфере с наибольшей отчетливостью проявляется патерналистский принцип формирования политики народонаселения.

Объективно обусловленный приток иностранной рабочей силы создает острые внутриполитические проблемы, которые имеют социально-демографическую природу. Высокие темпы естественного прироста населения и молодая возрастная структура населения приводят к тому, что в трудоспособный возраст ежегодно вступают многочисленные когорты коренных жителей, места для которых на рынке труда не оказывается. Возникает противоречие между относительно высокой безработицей среди местного населения и сохраняющимся притоком мигрантов.

Правительство страны в полной мере осознает необходимость принятия мер по ограничению занятости иностранцев и снижению уровня безработицы среди граждан, о чем свидетельствуют проводимые программы «национализации рабочей силы» – поощрения замещения иностранных работников местными жителями (так называемые программы «эмиратизации» и т.д.).

Формирование занятости и доходов коренного населения обеспечивается, в частности, системой кафала, принуждающей иностранных инвесторов и предпринимателей к партнерству с полноправными подданными монархий. Коренным жителям предоставляются абсолютные преференции при трудоустройстве. Широкие возможности получения образования и профессиональной подготовки обеспечивают конкурентоспособность национальных кадров даже притом, что конкуренции фактически нет. В результате обеспечивается рост национального среднего класса, поддерживается социальная и политическая стабильность в обществе и обеспечивается рост уровня жизни коренного населения.

Таким образом, в течение последних 3-4 десятилетий в стране сложилась своеобразная концепция политики в области занятости, в основе которой лежат, прежде всего, патерналистское отношение правящих монархических режимов к коренному населению и предпринимаемые на правительственном уровне меры поощрения занятости среди коренных жителей монархий.


Список использованной литературы

  1. Арасланов К.Ш. Современная миграция населения в Азербайджанской ССР и ее влияние на формирование трудовых ресурсов/ Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Баку, 2005. – С. 17.
  1. Бреев Б.Д. Подвижность населения и трудовые ресурсы. – М., 2007. – С. 6.
  2. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. – М.: Диалог-МГУ, 1999. – С. 19.
  1. Кадровая политика и развитие населения стран Персидского залива // Экономика и управление. Российский научный журнал, 2009, №1/4 (специальный выпуск) — 0,4 п.л.
  2. Курман М.В. Движение рабочих кадров промышленного предприятия. – М., 2001. – С. 34-35
  3. Курман М.В. Актуальные вопросы демографии. – М., 2001. – С. 107-108.
  4. Миграционная политика стран Персидского залива // Экономика и управление. Российский научный журнал, 2008, № 5-0,5 п.л.
  5. Народонаселение. Энциклопедический словарь/ Гл. ред. Г.Г. Меликьян. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 231
  6. Особенности демографического поведения в арабских странах // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Доклады международной конференции «Четвертые Валентеевские чтения», Москва, МГУ, 7-9 апреля 2005 г. (Книга 2) М.: МАКС Пресс-0,5 п.л.
  7. Особенности социально-демографической политики в странах Персидского залива // Политика народонаселения: настоящее и будущее. Доклады международной конференции «Четвертые Валентеевские чтения», Москва, МГУ, 7-9 апреля 2005 г. (Книга 2) М: МАКС Пресс — 0,3 п. л.
  8. Объединенные Арабские Эмираты. Егорин А.З., Исаев В.А. Москва, ИИИиБВ и ИВ РАН, 1997. С. 12
  9. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. – М., 2005. – С. 9.
  10. Проблемы глобализации и репродуктивное поведение в монархиях Персидского залива» // Материалы Международного научного конгресса «Глобалистика – 2009», Москва, МГУ, 20-23 мая 2009 г. Том 2. М: МАКС Пресс-0,4 п.л.
  11. Родоман Б.Б. Введение в социальную географию. – М.: Изд-во Российского открытого университета. 2007 – С. 17.
  12. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения: прогнозы, факторы, политика. – М.: Наука, 2009. – С. 19.
  13. Современная демография/ Под ред. А.Я. Кваши. — М., 2005.- С.102.
  14. Хомра А.У. Миграция населения: Вопросы теории, методики исследования. – Киев, 1979. – С. 5.
  15. Хорев Б.С., Чапек В.Н. Проблемы изучения миграции населения. – М.: Мысль, 2008. — С.45.
  16. Шамилева Л.Л. Моделирование миграций населения в районе/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – М., 2001. – С. 7.
  17. Юдина Т.Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления. М., 2003. С. 311 — 320.