Курсовая работа по литературе на тему: Особенности эволюция героя в романе Даниэля Дефо « Робинзон Крузо»

Заказ 034

Цена полной версии курсовой: 800 рублей

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1 Особенности эволюция героя в романе Даниэля Дефо

« Робинзон Крузо»…………………………………………………………5

1.1.Особенности характера Робинзона Крузо ………………………….5

1.2.Преобразование Робинзона Крузо в условиях изоляции…………..9

Вывод……………………………………………………………………….13

Глава 2 Эпоха просветительства и особенности мировоззрения

человека……………………………………………………………………..14

2.1.Эволюция добра в романе «Робинзон Крузо»………………………14

2.2.Психологические особенности эволюции героя………………………22

Вывод…………………………………………………………………………32

Заключение…………………………………………………………………..35

Список литературы………………………………………………………….36

 

 

Введение

 

Даниель Дефо написал за свою жизнь свыше 500 произведений, в том числе семь романов. Но мировую известность принес ему один из них — «Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, близ устья реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого погиб весь экипаж, исключая его одного, с изложением его неожиданного освобождения пиратами. Написано им самим». Таково полное название романа, из которого читателям сразу становится понятно, о чем пойдет речь. Но с каким поэтическим мастерством и вдохновением описал Даниель Дефо борьбу Робинзона за жизнь на необитаемом острове, его трудолюбие и находчивость, попытка комплексного исследования рецепции творчества английского писателя Даниэла Дефо (1659? 1731) . Популярность романов «Робинзон Крузо» и «Гулливер путешествия» до сих пор объясняли только их высокими художественными качествами. Мало внимания уделялось изучению субъективной и объективных причин широкой читаемости его романов: новые общественные реалии в Великобритании за Георга И Ганноверской (1714? 1727)? упадок английского языка и литературы, ослабление англиканской церкви, интернационализация народных ценностей вызвали беспокойство граждан, поэтому появление нового типа романов Д. Дефо и Дж. Свифта, волей-неволей, интересовала широкие читательские круги не только художественностью, но и морально-политической оценкой их текущего общественного положения, данной авторитетными в тогдашней Великобритании национальными мыслителями.

Актуальность исследования определяется назревшей потребностью обобщающего исследования рецепции в литературе английского Просвещения: в сем контексте мировой славы романы-аллегории Д. Дефо «Робинзон Крузо» заслуживает первоочередное внимания.

Цель исследования — проследить особенности эволюции героя произведения Д. Дефо в экстремальных условиях.

Задачи исследования:

1) раскрыть особенности процесса преобразования идей и характера Робинзона Крузо в условиях изоляции;

2) проследить этапы эволюция добра в романе «Робинзон Крузо»;

3) выявить психологические особенности эволюции героя.

 
Заключение

 

Композиция романа «Робинзон Крузо» представляет собой открытую структуру хроникально-концентрического типа, оформляющую сюжет произведения в самоповествовательной дневниково-мемуарной форме. Это в основном композиция прямого времени, однако с определенной долей ретроспекции, особенно в островной части. Особенностью романа является также смена композиционных приемов и форм композиции: от жизнеописания, романа приключений, мемуаров, дневника до беллетристической манеры. Компонентами структуры произведения, вкрапленными в текст и повышающими его занимательность, являются также: различные описи, реестры, расчеты; элементы пьесы; рассказ в рассказе; отступления; молитвы и назидания.
По жанру роман о Робинзоне принадлежит к романам-путешествиям. Однако путешествия героя обрываются очень рано и сменяются однообразной жизнью на необитаемом острове. Как пишет З. Гражданская, «Роман можно назвать приключенческим, но за 25 лет жизни на острове с Робинзоном не происходит почти никаких приключений… Основным содержанием романа, покорившим сердца читателей, оказалось повествование о борьбе с природой, о создании самим человеком нормальных условий для его существования. С этой точки зрения роман был уникальным произведением, хотя и вызвавшим много подражаний» [8, с.34].
В жанровом отношении роман заключает в себе признаки различных жанров: авантюрного романа, романа воспитания, аллегорической притчи, духовной автобиографии, психологического романа, романа-утопии. По мнению А. Елистратовой:
«Робинзон Крузо» Дефо, прообраз просветительского реалистического романа в еще необособленном, нерасчлененном виде, совмещает в себе множество различных литературных жанров» [7, с.113]. М. Бахтин назвал роман «Робинзон Крузо» романизированными мемуарами с достаточной «эстетической структурностью» [2, с.450-451].
Из композиционных приемов, примененных Дефо в романе «Робинзон Крузо», следует отметить такие, как: мемуары, дневник, жизнеописание, авантюрный элемент, реестровые таблицы, компонент драматургии, рассказ в рассказе (сны), ретроспекцию (воспоминания), философские и религиозные размышления, проповеди и моральные наставления, диалог. Все приемы исподволь служили одной цели: созданию правдоподобной эпопеи труда и правдоподобного положительного образа «чистого» и свободного буржуа. Даже отношения Робинзона с Пятницей выглядят в повествовании не как отношения господина и раба, собственника и эксплуатируемого, а как отношения близких идеальных друзей: Робинзон не столько эксплуатирует Пятницу, сколько воспитывает его как отец ребенка, заботливо и мягко, а Пятница подчиняется ему с восторгом и желанием. Они скорее словно играют в отношение господина и раба, нежели таковыми являются. Игровой элемент достаточно развит в романе, весь роман можно определить как грандиозную утопию, завораживающую игру в выживание и имитацию свойственных цивилизации отношений, как имитацию всего исторического пути развития человечества, проделанного одним человеком за тридцать лет одиночества. Лучшего и более достоверного гимна этому пути и свободному предпринимателю придумать было невозможно. Робинзон нигде не выносит себе положительной оценки. Напротив, его самооценки весьма критичны: он часто испытывает страх, в чем не боится признаться, клеймит позором прошлую жизнь, непоследователен, однако он полон оптимизма, который проявляется в деянии, действиях, активности. Это деяние, дело, деятельность и является все оправдывающим критерием, положительным кодом предпринимателя, каковым был Робинзон.

 

Список литературы

  1. Атарова К.Н. Секреты простоты// Даниель Дефо. Робинзон Крузо. — М., 1990
    2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975
    3. Гинзбург Л.Я. О психологии прозы. — Л., 1971
    4. Даниель Дефо. Робинзон Крузо. — М.: «Художественная литература», 1992.
    5. Диккенс Ч. Собр. соч. в 30-ти тт., т.30. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1963.
    6. Елистратова А. Просветительский роман. Дефо. Ричардсон. Филдинг. Смоллет // История всемирной литературы: В 9 т., т.5 / Под ред. Тураева С.В. — М.: «Наука», 1988. — С. 46-50.
    7. Елистратова А.А. Английский роман эпохи Просвещения. — М.: «Наука», 1966. — 472 с.
    8. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. В.П. Неустроева, Р.М. Самарина. — М.: Изд-во Московского университета, 1974.
    9. Чамеев А.А. Даниель Дефо // История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Плавскина З.И. — М.: Высшая школа, 1991. — С. 38-47.
    10. Кагарлицкий Ю. Дефо // Краткая литературная энциклопедия: В 7 т. / Под ред. Суркова А.А. — М., Академия наук, 1964. — Т.2.
    11. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы: В 3 кн. Кн.2. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М.: «Наука», 1964.
    12. Левитан Л.С. О некоторых соотношениях фабулы, сюжета и композиции; Буде И.Ю. Художественное действие в рассказе Ю. Казакова «Тихое утро»// Вопросы сюжетостроения: Сб. — Рига, 1969.
    13. Левицкий Л. Мемуары // Краткая литературная энциклопедия: В 7 т. / Под ред. Суркова А.А. — М., Академия наук, 1964. — Т.4.
    14. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. — М., 1976.
    15. Мильчина В. Автобиография // Литературный энциклопедический словарь/Под ред. В.Кожевникова, П.Николаева. — М.: «Художественная литература», 1987.
    16. Миримский И. Статьи о классиках. — М., «Художественная литература», 1966
    17. Михайлов П. Фабула // Литературная энциклопедия», т.XI. — М.: «Коммунистическая академия», 1939.
    18. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. — М.: «Прогресс», 1987.
    19. Ревякин А.И. Проблемы изучения и преподавания литературы. — М.: «Просвещение», 1972 .
    20. Соколянский М.Г. Западноевропейский роман эпохи Просвещения: Проблемы типологии. — Киев; Одесса, 1983.
    21. Теория литературы: В 3 кн. Кн.2. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. — М., «Наука», 1964.
    22. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. — М., «Просвещение», 1971.
    23. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер: Судьба двух литературных героев. — М., 1973.
    24. Урнов Д.М. Современный писатель // Даниэль Дефо. Робинзон Крузо. История полковника Джека. — М.: «Художественная литература», 1988.
    25. Успенский Б.А. Поэтика композиции. — М.: «Наука», 1970.
    26. Федин К. Писатель, искусство, время. — М.: «Советский писатель», 1956.
    27. Фриче В.М. Очерк развития западных литератур. — М.: Коммунистическая академия, 1931
    28. Шалата О. «Робiнзон Крузо» Дефо у свiтлi бiблiйноi тематики // Слово i час. -1997. -№ 5. — С. 53.
    29. Шкловский В. Заметки о прозе русских классиков. — М., «Художественная литература», 1955
    30. Шкловский В. Теория прозы. — М., «Художественная литература», 1960.
    31. Щепилова Л.В. Введение в литературоведение. — М., «Высшая школа», 1968.
    32. Braudy Leo. Daniel Defoe and the Anxieties of Autobiography. — Genre, 1973, vol.6, No 1
    33. Defoe Daniel. Robinson Crusoe // http://www.boater.com/books/robin/robin1.html.
    34. Dennis Nigel. Swift and Defoe // Swift J. Gulliver’s Travels. An Authoritative Text. — N.Y., 1970.
    35. Karl Frederick R. A Reader’s Guide to the Develipment of the English Novel in the 18th Century. — L., 1975.
    36. Starr J.A. Defoe and Spiritual Autobiography. — Princenton, 1965.
    37. Watt I. The Rise of the Novel. — L., 1965.
    38. Zimmerman Everett. Defoe and the Novel.- Berkeley; Los Angeles; London, 1975.
    39. Уотт Айэн. Происхождение романа (1957). Пер. О.Ю. Анцыфаровой // Вестник МГУ. Серия 9. Филология. — 2001. — № 3. — С.147-173.
    40. Kettle A. Introduction to the English Novel: Defoe to the Present. — 1951. (Введение в историю английского романа: от Дефо до современности).
    41. Watt Ian. The Rise of the Novel. — 1957.
    42. Watt Ian. Myths of Modern Individualism: Faust, Don Quixote, Don Juan, Robinson Krusoe.