Курсовая работа по психологии: Развитие межличностных отношений в организации.

Заказ 196

Цена полной версии курсовой: 990 рублей

Оглавление

 

Введение. 3

  1. Общественные отношения в деловом взаимодействии. 6

1.2.   Развитие межличностных отношений в организации. 8

1.3.   Личность в организации. 13

  1. Трудовой (производственный) коллектив. 16

2.1.   Проблема эффективности коллективной деятельности. 16

2.2. Психологический климат коллектива. 19

  1. Исследование направленности личности и межличностного общения работников организации. 27

3.1.   Исследование направленности личности и межличностного общения работников в компании «АРТ+».

3.2.   Предложения по созданию результативной организационной политики  33

Заключение. 36

Список использованной литературы.. 38

 

Введение

 

Проблема направленности личности и межличностного взаимодействия людей традиционно находится в центре внимания психологов в связи с её значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека и социальных групп. Профессор Г.П. Предвечный отмечает, что «межличностные отношения – это именно те непосредственные связи и отношения, которые складываются в реальной жизни между живыми, мыслящими и чувствующими индивидами. Это эмпирические отношения действительных людей в их действительном общении». Эти отношения зависят от характера людей, от особенностей участников общения. Вместе с тем межличностные отношения, в которых реализуется субъективный, психологический фактор, накладывают своеобразный отпечаток на ту или иную социальную ситуацию. Особенно возрастает их роль в условиях малых групп, коллективов. Особую специфику имеют межличностные отношения в системе управления персоналом. Человеческий потенциал, способность руководителя пра­вильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становятся главным фактором успеха организации.

Актуальность данной темы обусловлена:

— потребностями развития общества, новыми требованиями модернизации к социальным организациям.

— в теоретическом отношении, так как способствует более глубокому пониманию социально-психологических процессов межличностного взаимодействия персонала и других явлений, составляющих психологию трудового коллектива в разных временных периодах, в разных социальных организациях.

— возросшими требованиями к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность и усложнением психической жизнедеятельности людей, постоянным ростом их личностных притязаний.

— необходимость изучения межличностных отношений в системе управления и поиск путей их оптимизации, как важнейшего фактора повышения эффективности работы персонала в целом, обуславливает актуальность изучения данной темы.

Степень разработанности проблемы исследования — рассматривается как на макро-, так и на микроуровнях. Большой вклад в изучение данной темы внесли отечественные учёные, как Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Д.М. Гвишиани, Л.Я. Гозман,
А.И. Донцов, Н.Н. Обозов, В.А. Лабунский, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, П.Н. Шихирев, В.А. Соснин, Е.А. Красникова, Е.В. Андриенко, С.А. Валуев, Л.А. Уманский, Т. Шибутани и другие, в работах которых наиболее полно представлена характеристика межличностных и групповых отношений в социальной организации, особенности их возникновения и развития, а также специфика их проявления в управленческой среде.

В силу многоаспектности и сложности самого явления межличностных отношений говорить о его достаточной изученности не приходится. Проблема оптимизации межличностных отношений как направления стратегического управления персоналом недостаточно изучена и освещена в литературе, отсутствует системный анализ доминирующих типов управленческих отношений в организациях. Исследования в данном направлении разрознены и недостаточно глубоко проработаны, а методология и разработанная методика изучения межличностных отношений не вошла в управленческую практику и носит эпизодический характер. В современных условиях возникает потребность не только в разработке методологии, новых методик, технологий исследования межличностных отношений, но и в создании специфических технологий социального планирования, проектирования и прогнозирования развития персонала в условиях оптимизации системы управления организации.

Теоретико-методологической базой научного исследования являются многочисленные труды отечественных и зарубежных авторов в областях, социальной психологии, психологии, теории и социологии организации, который рассматривает межличностные отношения как сложную систему, выступающую в качестве объекта управления (оптимизации), синергитический подход; когнитивно-оценочные подходы в области изучения межличностных отношений; исторический подход, который предусматривает анализ истоков формирования и генезис понятия «межличностные отношения», что даёт возможность выявить и систематизировать основные этапы и современные теоретические подходы в исследовании; функциональный подход к объекту и предмету исследования, который предполагает анализ социальных явлений с точки зрения их функций; структурный подход, который позволяет раскрыть основные элементы в системе межличностных отношений (Б.Г. Ананьев, Г.Н. Андреева, Е.М. Бабосов, Л.Я. Гозман,
Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, В.Н. Куницина, Н.Н. Обозов, Л.И. Уманский, Т. Шибутани), личностный подход (К.К. Платонов), учение В.Н. Мясищева о личности как системе субъективных отношений; современные теории и концепции социального управления, теории организации и менеджмента А.Н. Аверин, С.А. Валуев, О.С. Виханский, Т.П. Галкина, Д.М. Гвишиани, А.Я. Кибанов, Ю.Д. Красовский, Е.Н. Кишкель, Б.З. Мильнер, В.В. Музыченко, С.В. Шекшня и другие.

Целью данной работы является исследование направленности личности и межличностного общения работников организации.

Для достижения цели, были поставлены следующие задачи:

— изучить понятие межличностных отношений;

— изучить личность в организации;

— провести анализ направленности личности и межличностного общения работников организации.

Работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

  1. Общественные отношения в деловом взаимодействии
    • Межличностные отношения

Общественные отношения реализуют­ся в деловом взаимодействии людей через социальные роли. По сути это формально закрепленные, объективизированные, дейст­венные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов человеческих отношений, в том числе и межличностных.

В.А. Соснин и Е.А. Красникова дают определение: «Межличностные отношения – это, с одной стороны, субъек­тивно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно про­являющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказывае­мых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и  общения. С другой стороны, межличностные отношения представ­ляют собой систему установок, ориентации, ожиданий, стереотипов и иных диспозиций, через которые люди осуществляют взаимное восприятие и взаимную оценку. В отличие от общественных, дело­вых отношений, межличностные отношения иногда называют психологическими или экспрессивными, подчеркивая их эмоциональную содержательность»[1]. Межличностные отношения включают в себя три элемента – когнитивный (гностический, информационный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий (практический, регулятивный).

[1] Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. Профессиональное образование. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 163-164

Заключение

 

Подводя итог  данной работе, можно отметить, что деятельность организаций главным образом зависит от людей, исполняющих определённые роли и функции. Поведение людей предопределяет их сотрудничество для достижения целей организации и вместе с тем их соперничество за ресурсы, статус, самостоятельность и вознаграждение.

Противоречия между индивидуумами часто появляются в отношениях между различными группами внутри организации. Информация об индивидуумах, группах и структурах и их влиянии на межличностные и групповые отношения в организации используется для принятия мер по повышению производительности труда, укреплению дисциплины, сокращению текучести кадров, повышению уровня удовлетворённости работой. С момента образования первичной группы межличностные отношения между её членами начинают развиваться, и этот процесс, как правило, характеризуется их постепенным усложнением и углублением.

Тем самым, особенности межличностных отношений в первичной группе, которые складываются в процессе принятия на себя каждым задач и целей совместной деятельности, являются своеобразным индикатором или показателем уровня сплочённости и зрелости группы, способности её оптимально выполнять стоящие перед ней задачи.

Перед руководителем всегда стоят проблемы формирования коллектива из группы и затем его оптимального функционирования. Руководитель работает с группой, состоящей из очень разных индивидов, связанных между собой сложной системой межличностных отношений. Он должен понять закономерности становления коллектива, установить, как более эффективно воздействовать на каждого индивида и коллектив в целом.

Результаты опросов молодых работников показывают, что су­ществуют общие и персонализированные модели, фиксирующие то, что способствует проявлению инициатив, и то, что мешает их проявлению. Эти модели помогают понять, что диагностика инициативного поведения в организации является индикатором творческой активности персонала. В развивающейся фирме это может стать ее конкурентным преимуществом.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для высш. уч. заведений. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С. 228.
  2. Бехтерев В.М. Объективное изучение личности: избр. труды по психологии личности. В 2 т. Т. 1 / отв. ред. Г.С. Никифоров, Л.А. Коростылёва. – М.: Наука, 1999.
  3. Большакова А.Н. Социальная психология для менеджеров: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. –С. 186.
  4. Выготский Л.С. Психология искусства. – 3-е изд. – М.: Искусство, 1986. – С. 173-186.
  5. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2002. – С. 215.
  6. Евтихов О.В. Психология управления персоналом: теория и практика. – СПб.: Речь, 2010. – С.184-285.
  7. Кишкель Е.Н. Социология и психология управления: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 78.
  8. Кишкель Е.Н. Социология и психология управления: учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2005. – С. 81.
  9. Кон И.С. Дружба: этико-психологический очерк. – М.: Политиздат, 1987.
  10. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –С. 119-120.
  11. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. –С. 108-109.
  12. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1979; Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Лыбидъ, 1990.
  13. Организационная психология: конспект лекций / под. ред. С.В. Кошелевой. – М.: АСТ, 2005. – С. 9-12.
  14. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 118.
  15. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. Профессиональное образование. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 163-164.
  16. Соснин В.А., Красникова Е.А. Социальная психология. Профессиональное образование. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 163-164.
  17. Социальная психология. Краткий очерк / под общ. ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. – М.: Политиздат, 1975. – С. 195.
  18. Социальная психология. Краткий очерк / под общ. ред. Г.П. Предвечного, Ю.А. Шерковина. – М.: Политиздат,1975. – С. 203.
  19. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – М.: Феникс, 1997. – С. 277.
  20. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2003. – С. 202.
  21. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 2003. – С. 204.
  22. Чернышев В.Н., Двинин А.П. Человек и персонал в управлении. – СПб.: Энергоатомиздат, 1997. – С.82.
  23. Шуванов В.И. Социальная психология менеджмента. – М.: Инфра-М, 2001. – С. 70.