Курсовая работа по психологии. Тема: «Взаимосвязь самооценки и уровня адаптации первоклассников»

Заказ 402

Цена полной версии: 1500 рублей

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ И АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
1.1 Особенности самооценки первоклассников
1.2 Особенности адаптации первоклассников
1.3. Влияние самооценки на процесс адаптации первоклассников к условиям школьной жизни
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и организация эмпирического исследования
2.2. Результаты эмпирического исследования

2.3Анализ результатов исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема поступления в школу, и адаптация является одной из самых актуальных проблем в современной психологии. Ей посвящено значительное количество исследований в педагогике, физиологии, социологии, психологии. Адаптация ребенка к школе занимает важное место, в формировании личности, она либо приводит к снижению работоспособности, появлению тревожности, переживаний или же наоборот, с успешной адаптацией ребенка к школе, продуктивность увеличивается, появляется желание ходить в школу, учиться, общаться. Интерес российских психологов к изучению адаптации к школе так же возрос в последнее время. Это связано с резкими изменениями в жизни общества, порождающими неопределенность и непредсказуемость будущего и, дети все чаще и чаще поступают в школу с шестилетнего возраста. В настоящее время увеличилось число дезадаптивных, тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Немало важную роль в формировании позитивной адаптации ребенка к школе играют и личностные факторы, интеллектуальная готовность, темперамент, мотивационные факторы, а так же и самооценка. То каким ребенок себя видит, как он себя ощущает в коллективе, как справляется с задачами и трудностями, все эти факторы несомненно вовлекаются в процесс.

Таким образом, все большую актуальность приобретают исследования посвященные младшим школьникам, их развитию, успеваемости, успешной школьной адаптации.   Но на наш взгляд, они недостаточно полно рассматриваются в комплексном исследовании с личностными особенностями, в частности с самооценкой. Все это обусловило актуальность нашего исследования.

Объект исследования: процесс адаптации первоклассников.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки и уровня адаптации первоклассников.

Цель исследования: Теоретически обосновать и экспериментально проверить взаимосвязь самооценки с уровнем школьной адаптации.

Для решения проблемы были поставлены следующие задачи:

       Задачи исследования:
1. Познакомиться с теоретическими основами понятий «самооценка», «адаптация первоклассников»;
2. Сформировать комплексное эмпирическое исследование взаимосвязи самооценки и адаптации первоклассников;
3. Подобрать психодиагностический инструментарий для подтверждения или опровержения гипотез.
4. Провести экспериментальное исследование ;

  1. Проанализировать полученные результаты;
    6. Сделать выводы по итогам исследования.

В ходе исследования, опираясь на цель и предмет исследования, была сформирована гипотеза: первоклассники с высоким уровнем самооценки успешно адаптированы к школе.

Методологическую основу данного исследования составляют труды отечественных психологов, посвященных проблеме развития в младшем школьном возрасте, адаптации, такие ученные, как А. М Прихожан, Л. И. Божовича, Р. В Овчаровой, А. В. Петровского, А. А. Давыдова, А. В. Запорожца, Л. С. Выготского, И. В. Дубровина, С. П. Ефимова,                             Н. Г. Лускановой, Д. В. Рязановой, Н. Г. Салмина, Д. Б. Эльконина.

Проблема самооценки наиболее полно исследована в трудах отечественных ученых Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, И. С. Кона, М. И. Лисиной, Л . Д. Столяренко, А.Н. Леонтьева, Р.С. Немова, В.С. Мухиной.

Методы исследования:                                                                         1. Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;                                                                                          2 . Эмпирические: тестирование;

  1. Качественная обработка данных (методы математической статистики).

Исследование осуществлялось на базе школа. В исследовании приняли участие школьники   1 «А» и 1 «Б» классов в количестве 55 человек.

Исследование осуществлялось в несколько этапов:          1.Постановочный: (май — июнь 2013 г.) на этом этапе осуществлялся выбор темы, изучалась необходимая методическая и психолого-педагогическая литература, осуществлялась постановка цели и задач, формировалась гипотеза, определялся объект и предмет исследования.    2. Собственно – исследовательский этап: (июль — октябрь 2013) отбор методов и методик диагностики, их реализация, проверка гипотезы, осуществление психологического сопровождения высоко тревожных учащихся и проверка его эффективности.

  1. Оформительско — внедренческий этап: (ноябрь 2013- январь 2014) систематизация результатов исследования, апробация, оформление результатов выпускной квалификационной работы. Научная новизна и теоретическая значимость заключается в обобщении взглядов ученых по рассматриваемой проблеме, их систематизации; в теоретическом обосновании адаптации ребенка к школе. Впервые эмпирически исследуется взаимосвязь самооценки и уровня адаптации первоклассников.

Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности социального педагога, учителя, психолога образовательного учреждения.

Структура работы:

Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав (теоретической и эмпирической), выводов по главам, заключения и списка используемой литературы, включающей 44 источника. В содержании работы используется 4 таблицы. Общий объем курсовой работы 38 страниц.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  • Особенности самооценки первоклассников

В контексте современной личностно-ориентированной парадигмы образования все больший вес приобретают субъектные качества личности, в частности ее самооценка. Кроме того, младший школьный возраст является сензитивным к формированию этой составляющей самосознания. Этому также способствует появление таких возрастных новообразований, как внутренний план действий и рефлексия.

………………….

………………….

………………….

1.3. Влияние самооценки на процесс адаптации первоклассников к условиям школьной жизни

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе — предмет постоянного внимания психологов. От успешного решения этой проблемы зависит адаптация ребенка к школьной жизни, овладение учебной деятельностью и, как следствие, формирование всесторонне развитой личности.

…………………..

………………..

………………..

Вывод к первой главе

В теоретической части были рассмотрены понятия, адаптация первоклассника, самооценка, взаимосвязь адаптациии и самооцеки.

………………….

………………….

…………………

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
2.1. Цели, задачи и организация эмпирического исследования

Теоретический анализ литературы показал многоаспектность и актуальность проблематики относительно самооценки и адаптации первоклассников. Однако недостаточная исследовательская разработка представленных психологических феноменов раскрывает возможности для более глубокого эмпирического изучения данной сферы, чему и будет посвящен данный раздел нашей работы.
…………………….

…………………….

……………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему. Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. В школе все по-другому: здесь — работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Несмотря на многочисленные исследования в области адаптации первоклассников, многие вопросы до сих пор остаются нерешенными. С чем связана успешная адаптация, как на нее влияет мотивационная готовность ребенка к школе, интеллектуальное развитие, в какой степени взаимосвязаны личностные факторы и уровень адаптации, самооценка и уровень притязаний.

………………………

………………………

………………………

Успешность учебной деятельности младшего школьника зависит не только от хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от его уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

Самооценка ребенка многоуровневая. Она может быть завышенной, адекватной, заниженной, резко заниженной. Роль самооценки в развитии успешной адаптации школьника к школе велика и существенно,

……………………..

…………………….


БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин и др. М., 1978.
  2. Андрущенко Т.Ю. Кризис развития ребенка 7 лет,- М., Академия,2003.
  3. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 421с.
  4. Безруких М.М.,Ефимова С.П. Ребенок идет в школу. Проблемы психологической адаптации. М.Академия, 1995.
  5. Бодалев A.A. Общая психодиагностика. -М.,МГУ, 1987.
  6. Бороздина, Л.В. Исследование уровня притязаний.
  7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. В кн. Проблемы формирования личности. Избр. психол. труды. / Под ред. Д.И.Фельдштейна. Москва Воронеж, 1995.
  8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  9. Божович Л.И. Проблемы формирования личности.- М.,Воронеж, 1995.
  10. БоцмановаМ.Э.,ДавыдовВ.В. Психическое развитие младших школьников. М.Наука,1990.
  11. Бурменская Г.В. Лидере А.Г., Карабанова О.В. Возрастно-психологическое консультирование,- М.,МГУ,1990.
  12. Блонский П. П. Психология младшего школьника. -М.; Воронеж, 1997.
  13. Венгер Л. А., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М., Владос,2004.
  14. Венгер Л.А. Возрастные особенности развития познавательных способностей в дошкольном детстве.- М.,1986.
  15. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников. Хрестоматия под ред. И.И.Ильясова, В.Я. Ляудис.
  16. Возрастные особенности психического развития детей /Отв.ред. И.В.Дубровина, М.И.Лисина. М.: Изд-во АПН СССР, 1982. — 164 с.
  17. Выготский Л.С. Педагогическая психология./Под ред. В.В.Давыдова.- М. 1996, 536 с.
  18. Грановская P.M. Элементы практической психологии. ЛГУ, 1984.
  19. Готовность к школе: руководство практического психолога. /Под ред. ИВ.Дубровиной, 1995.
  20. Гуткина Н.И. Психологическая готовность ребенка к школе.- СПб:Питер,2004-208с.
  21. Гуткина Н.И. Диагностическая программа по психологической диагностике в школе. / Психологическая наука и образование №2,1997, с.5-11.
  22. Давыдов В.В.,Слободчиков, В.И.,Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности. / Вопросы психологии №6,1992, с.14-19.
  23. Джемс У. Психология .- М.: Педагогика , 1991- 345 с.
  24. Детская практическая психология. / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., Гардарики, 2000.
  • Дорожевец Т.В. Психологические особенности школьной адаптации воспитанников детского сада. Дисс.канд. психол. наук. М.,1994.
  • Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. Дом педагогики, М.,1996.
  • Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. М., 1975.
  1. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. М., 1991. — 232 с.
  2. Захарова A.B. Генезис самооценки. М., 1989.68.3ейгарник Б.В. Патопсихология.-М., 1986.69.3ейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М., МГУ. — 1982.
  3. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988.
  4. Крайг Г. Психология развития СПб., 20Ö0.
  5. Котова И.Б. Психология личности в России. Ростов н/д, 1994.
  6. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М., 1996.
  7. Леонтьев А.Н. К вопросу о сознательности учения. /Вопросы психологии №1, 1997, с.11-15.
  • Липкина А.И. Психология самооценки школьников: Дисс. М ,1974.
  1. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка.- Воронеж, 1997.
  • Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., ЛИНКА1. ПРЕСС, 1997.
  1. Марцинковская Т.Д. История детской психологии.- М.,Владос,1998.
  • Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М. Просвещение, 1990.
  1. Массен П., Корнер Дж., Каган Дж., Хьюстон А. Развитие личности ребенка. М.,1987.-270 с.
  2. Матюхина В.М. Мотивация учения младших школьников. -М., 1984.
  3. Мид М. Культура и мир детства. -М., 1988 -429 с.
  4. Милованова Н.Г. Школьная дезадаптация. Тюмень, 2001
  5. Мухина B.C. Возрастная психология. М., Академия, 1997- 432 с.