Курсовая работа по психологии.Тема: Чувства как категория познавательных процессов.

Заказ 397

Цена полной версии: 1200 рублей

Оглавление

Чувства как категория познавательных процессов. 2

Введение. 2

Характеристика работы.. 3

  1. Познавательные процессы и их категории. 4

1.1. Общие теоретические положения. 4

1.2. Характеристика познавательных процессов. 10

  1. Чувства и их роль в познании. 14

2.1. Общее представление о чувствах. Эмоции и чувства. 14

2.2. Акт познания и возникновение эмоций. 21

2.3. Чувства как категория познавательных процессов. 25

Заключение. 28

Список литературы.. 30

Введение

Курсовая работа посвящена исследованию роли чувств в познавательных процессах.

Познавательные процессы являются частью психических процессов, протекающих целостно, непрерывно и взаимосвязано. В теории психологии принято разграничивать эмоции и чувства с познавательными процессами, относя первые к мотивационной сфере, а последние – к сфере осмысления, реализации и регулирования процесса удовлетворения актуальной потребности. Однако следует помнить, что разграничение эмоционально-мотивационных и познавательных процессов, как и разграничение в общем психических процессов, свойств, состояний представляет собой условность, принятую для удобства исследователей. Современная наука стремится преодолеть сформировавшиеся барьеры в изучении психических явлений, выявить то общее, что присуще всем психическим процессам, изучать их как единый непрерывно функционирующий процесс в его разносторонних проявлениях. Необходима научная парадигма, позволяющая исследовать эмоции и чувства не только как рефлекторный механизм реагирования на неудовлетворенность, но и как способ получения новой информации, средство удовлетворения информационной потребности, познавательный процесс в отношении определенного класса внешних объектов и элемент познавательного процесса в отношении прочих классов внешних объектов.

В связи с вышесказанным, исследование в направлении поиска связи между познавательными и эмоционально-мотивационными процессами является актуальным как с научно-теоретической, так и с научно-практической точки зрения.

Объект исследования – познавательные процессы. Предмет исследования – роль чувств в познавательных процессах.

Цель исследования – на основании изучения теоретического материала определить, могут ли чувства выступать в качестве категории познавательных процессов.

Для достижения цели в работе последовательно решен ряд задач:

  1. Изучены работы В.В. Давыдова, Л.В. Веккера, А.Н. Леонтьева и других авторов.
  2. Даны определения таких понятий, как «познавательные психические процессы», «эмоции», «чувства», выделены категории познавательных процессов, представлена классификация эмоций и чувств, изложены основные теоретические положения, необходимые для понимания сущности функционирования познавательных процессов.
  3. На основании исследований В.В. Давыдова, П. Жане, Б.М. Теплова и др. сформулированы представления о роли чувств в познавательных процессах.
  4. Сформулированы соответствующие выводы.

Основным и единственным методом исследования является изучение научной литературы по выбранному направлению.

Работа «Чувства как категория познавательных процессов» в целом и ее отдельные фрагменты, положения, выводы не публиковались.

Апробация не проводилась.

Работа состоит из 2 глав, включает в себя 2 рисунка, 0 таблиц. Объем работы 32 страницы. Список литературы содержит 23 наименования.

­1. Познавательные процессы и их категории.

1.1. Общие теоретические положения.

Термин «познавательный процесс» характеризует психическое явление, относящиеся к восприятию и переработке внешней информации. Психические явления – это элементы структуры психики, условно выделяемые психологами для осуществления диагностических процедур и научно-исследовательской работы. Нельзя забывать об условности этого деления.

……………………

…………………..

…………………..

2. Чувства и их роль в познании.

2.1. Общее представление о чувствах. Эмоции и чувства.

Эмоциям и чувствам посвящено большое количество исследований в теоретической психологии.

Как пишет А.Н. Леонтьев, «к эмоциональным процессам относится широкий класс процессов внутренней регуляции деятельности. Простейшие эмоциональные процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития эмоции утрачивают свою, прямую инстинктивную основу, приобретаю сложнообусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды так называемых высших эмоциональных процессов; социальных, интеллектуальных и эстетических, которые у человека составляют главное содержание его эмоциональной жизни. По своему происхождению, способам проявления и формам протекания эмоции характеризуются рядом специфических закономерностей» [13].

………………………

………………………..

………………………..

2.3. Чувства как категория познавательных процессов.

Термин «категория» может быть использован в следующих значениях:

  • понятие, используемое для построения теории (в философии, например) – определяется как нечто априорное, аксиоматичное;
  • часть, группа, класс (в языкознании, например) – определяется по отношению к целому;
  • совокупность, множество (в математике, например) – определяется по наличию общих признаков;

……………………

……………………

……………………

Заключение

В ходе исследования нами было определено, что познавательные процессы – это психические явления, связанные с восприятием и переработкой внешней информации, а также с трансформацией мотивационной сферы личности до уровня действий, направленных на достижение желаемого. Познавательные процессы как психические явления характеризуются ограниченностью во времени и привязанностью к группе «желание-потребность-цель». Они соединяют в одно целое внутреннее состояние субъекта, внешние раздражители и реакцию субъекта на них. В системе психических явлений именно процессам принадлежит ключевая роль, так они связывают психические свойства и внешний раздражитель, приводя к такому изменению психических состояний, которое сопровождается накоплением информации, приобретением знаний, умений, навыков. В традиционном понимании к познавательным процессам относятся восприятие, мышление, память, воображение, речь.

…………………….

……………………

……………………

Чувства могут рассматриваться как категория познавательных процессов в следующих случаях:

а) когда мы говорим о понятийном определении познавательных процессов и выделяем импульс, побуждающий процессы к запуску, а также среду, сопровождающую познавательную деятельность и определяющую степень интенсивности и результативность этой деятельности;

б) когда мы говорим о чувственном опыте, опыте переживаний, сопровождающих приобретение знаний, умений, навыков. Поскольку этот опыт сам по себе является информацией о возможностях человека по отношению к определенному классу объектов и влияет на психические состояния человека, процесс приобретения эмоционального опыта относится к познавательным;

в) когда мы говорим о таких областях человеческого знания, как музыка, живопись и т.п., где информация не может быть представлена в словах или числах, не может быть осмыслена и усвоена обычным способом, без эмоционального сопровождения. В таком случае эмоциональное содержание познавательных процессов является определяющим.

Следует уточнить, что представление чувств в контексте познавательных процессов возможно только тогда, когда мы будем воспринимать психику как нечто целостное, а отдельные психические процессы как разноплановые проявления единого процесса.

Список литературы

  1. Психические процессы. [Электронный ресурс] /Википедия. — https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5_%EF%F0%EE%F6%E5%F1%F1%FB. – (Дата обращения: 06.06.2015)
  2. Структура психики. [Электронный ресурс]/Новый путь: Портал для родственников душевно больных людей. -http://www.modo-novum.ru/psiholog/znanie6.htm. – (Дата обращения: 07.06.2015)
  3. Психические свойства личности. [Электронный ресурс]/Библиотека психолога.- http://www.libpsyx.ru/?Article=15. – (Дата обращения: 06.06.2015)
  4. Психические свойства. [Электронный ресурс]/Psinovo.ru — сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям. — http://psinovo.ru/p-p/psichicheskie_svoystva.html. – (Дата обращения: 06.2015)
  5. Психическое состояние. [Электронный ресурс]/Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F1%E8%F5%E8%F7%E5%F1%EA%EE%E5_%F1%EE%F1%F2%EE%FF%ED%E8%E5. – (Дата обращения: 07.06.2015)
  6. Козлов Н.И. Психические процессы. [Электронный ресурс] /Психологос: Энциклопедия практической психологии. — http://www.psychologos.ru/articles/view/psihicheskie_processy — (Дата обращения: 07.06.2015)
  7. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2008. – 176 С., с. 123
  8. Веккер Л.М. О необходимости соотнесения
    когнитивных, эмоциональных и регуляционно-волевых процессов [Электронный ресурс]/ Л.М. Веккер Психика и реальность: Единая теория психических процессов. – http://psylib.org.ua/books/vekkl01/txt22.htm. – (Дата обращения: 06.06.2015)
  9. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2008. – 176 С., с. 40
  10. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2008. – 176 С., с. 54
  11. Речемыслительные процессы: Лекция[Электронный ресурс] — http://www.myshared.ru/slide/422766/ — статья в интернете.
  12. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2008. – 176 С., с. 52
  13. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. [Электронный ресурс] — http://rumagic.com/ru_zar/sci_psychology/leontev/5/ — статья в интернете.
  14. Эмоциональные психические процессы. Эмоции чувства [Электронный ресурс]/ Психология. Под ред. А.С. Татрова: Учебно-методическое пособие. — Российская Академия Естествознания: http://www.rae.ru/monographs/90-3153 — (Дата обращения: 06.06.2015)
  15. Жане П. Шоковые эмоции. [Электронный ресурс]/Психологос: http://www.psychologos.ru/articles/view/shokovye_emocii_p._zhane -(Дата обращения: 06.06.2015)
  16. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2008. – 176 С., с. 173
  17. Дыгун М.А. Опоры по общей психологии, 2001 г. [Электронный ресурс]- http://схемо.рф/shemy/psihologija/dygun-m-a-opory-po-obschei-psihologi-2001-g/1426.html — статья в интернете.
  18. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М-Л: Изд-во Академии педнаук РСФСР, 1947. – 335С., с. 11
  19. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2008. – 176 С., с.164
  20. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М-Л: Изд-во Академии педнаук РСФСР, 1947. – 335С., с. 7
  21. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. – М. – Л.: Изд-во академии педагогических наук РСФСР, 1947. — 335С.
  22. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2008. – 176 С., с. 58-59
  23. Давыдов В.В. Лекции по общей психологии. – М.: Академия, 2008. – 176 С., с. 55