Курсовая работа по теме: Виды государственных органов и принципы организации государственных органов

Заказ 097

Цена полной версии курсовой: 900 рублей

оглавление

Введение.. 3

Глава 1. Общая характеристика механизма государства.. 5

1.1. Понятие механизма государства. 5

1.2. Понятие и признаки государственного органа. 8

Глава 2. Виды государственных органов и принципы организации государственных органов.. 17

2.1. Виды государственных органов. 17

2.2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата. 25

Заключение.. 31

Список использованной литературы… 33

 

Введение

Актуальность темы. Государство как сложная социальная система со своими элементами — публичной властью, гражданами, территорией и границами — выявляет свой потенциал в процессе жизнедеятельности. Государственное воздействие на основные сферы общества, на граждан и социальные общности должно быть целенаправленным и эффективным.

Ученые-правоведы обращали внимание на многообразие понимания механизма государства, анализировали его организацию и функционирование, структуру, принципы построения в России и зарубежных странах, однако проблема выработки единого определения данного института в отечественной юридической науке до настоящего времени не решена.

Тема данной курсовой работы – «Механизм государства» – актуальна в силу того, что, во-первых, механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь», вне и без государственного механизма нет и быть не может государства., во-вторых, механизм государства построен и функционирует в на основе определенных основополагающих принципов, которые обусловлены приоритетными направлениями деятельности того или иного государства, эти принципы конкретизируются применительно к разным государственным органам, в-третьих, деятельность государственной власти по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые и лежат в основе принципа разделения властей.

Объектом исследования является общественные отношения, возникающие в процессе функционирования государства и анализ механизма государства в современном мире.

Предмет исследования – нормативные правовые акты, монографические источники, материалы судебной практики, статьи из периодических изданий по данной тематике.

Целью данной работы является правовой анализ и детальное рассмотрение механизма государства.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

  • дать общую характеристику механизма государства, рассмотреть понятие и признаки;
  • описать виды государственных органов;
  • раскрыть принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы. К общенаучным методам исследования можно отнести методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии, формально-логический метод. К частнонаучным методам исследования относится, прежде всего, формально-юридический метод. Также автором были использованы метод историко-правового анализа, сравнительного правоведения, метод системного анализа и некоторые другие.

Практическая значимость работы. Положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть использованы в практике хозяйствующих субъектов, в работе государственных и третейских судов, а также в учебном процессе.

Глава 1. Общая характеристика механизма государства

1.1. Понятие механизма государства

Механизм государства — это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, практически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства[1].

Необходимо выделить следующие характерные признаки механизма государства.

Это целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целями их деятельности.

Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, в которых работают государственные служащие (чиновники, иногда их называют управленцами). Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

Для обеспечения государственных властных велений он имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи, вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

При помощи механизма государства практически осуществляется власть и выполняются функции государства.

Между функциями государства и его механизмом существует прямая связь. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к изменяющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или национальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выходят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

В целом понятия «механизм» и «аппарат» государства являются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность[2].

Механизм государства – представляет собой систему государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия[3].

В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющего собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В свою очередь орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства[4].

Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную — форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм.

Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства являются следующие: осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий) характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности образуются в порядке, установленном законом[5].

Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа.

В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны.

Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Заключение

Итак, подведем итоги проделанного анализа темы курсовой работы: Механизм государства.

В теории государства принято считать, что механизм государства, как и всякое сложное системное образование, состоит не только из государственных органов, но и их связей. Механизм — система, устройство, определяющие порядок какого-нибудь вида деятельности.

Понятие механизма государства – весьма емкое и многогранное. Его недопустимо отождествлять с другими, хотя и тесно связанными с ним, но неравнозначными ему по своему логическому объему и содержанию понятиями, в частности, с понятиями системы диктатуры класса и политической системы общества.

Механизм любого государства – это не механическое соединение его органов, а четко организованная, строго упорядоченная целостная система.

Независимо от того, какой смысл вкладывается в понятие и содержание механизма государства, его важнейшей и неотъемлемой частью неизменно выступают государственные органы. Именно государственные органы, независимо от их понимания и толкования, заполняют собой все содержание и формируют всю структуру механизма государства. От каждого из них, взятого в отдельности или вместе с другими государственными органами, — от уровня их развития, четкости определения сферы деятельности, компетенции, упорядоченности их взаимоотношений между собой и с негосударственными органами и организациями, входящими в качестве структурных элементов в политическую систему общества, — в значительной степени зависит уровень развития и эффективности действий механизма государства.

Необходимо при этом помнить, что государственно-властные полномочия – наиболее существенный признак государственного органа.

Орган государства — это часть государственного механизма, его основная ячейка, имеющая специфические признаки. К числу наиболее существенных признаков обычно относят следующие. Во – первых, государственный орган наделен государственно – властными полномочиями, т. е. юридически закрепленными полномочиями осуществлять государственную власть, принимать от имени государства юридически значимые решения и обеспечивать их реализацию. Государственно — властное полномочие характеризуется тем, что: а) порядок формирования и деятельности государственного органа, его структура и компетенция (права и обязанности) закрепляются нормами права; б) орган государства наделен правом издания юридических актов, содержащих соответствующие его компетенции обязательные общие и индивидуальные правовые предписания; в) установленные этими актами предписания обеспечиваются прежде всего мерами убеждения, воспитания, поощрения, организации и охраняются от нарушений возможностью применения принудительной силы государства; г) государственный орган опирается на материальное обеспечение выполнения исходящих от него правовых предписаний, благодаря возможности распоряжаться определенной частью единого фонда государственной собственности в пределах своей компетенции.

Таким образом, в результате проделанной работы цель данной работы была достигнута, все задачи – решены.

 

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ — 26.01.2009 г. — № 4. — Ст. 445.
  2. Абдуллаев М.И., Комаров С.А. Проблемы теории государства и права: Учебник. — СПб.: Питер, 2009. – 372 с.
  3. Зоць С.А Эффективный механизм государства: взгляд М.М. Ковалевского / «История государства и права», 2007, № 2
  4. Карнаушенко Л.В., Ахмедов Ч.Н. оглы Осуществление функций государства: плюрализм интерпретаций в контексте анализа его механизма / «Общество и право», 2008, № 2
  5. Проблемы теории государства и права: Учеб. пособие / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Юрист, 2010. – 345 с.
  6. Пылин В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления // Государство и право. — 2009. — № 9. — С. 5.
  7. Парасюк Е.А. Теоретико-правовое исследование понятия «механизм государства» // Российская юстиция. 2009. № 11. С. 7 — 11.
  8. Розенбаум Ю.А. Государственная служба как фактор ук­репления целостности Российского Федеративного государства // Государство и право. — 2009. — № 4. — С. 53.
  9. Рудинский Ф.М. Бюрократизм и проблемы его искоренения // Советское государство и право. — 1984. — № 5.
  10. Рассказов Л.П. Теория государства и права. М., 2008.
  11. Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.Я. Кикотя, В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. – 273 с.
  12. Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. А.Б. Венгерова. — М.: Омега, 2009. – 360 с.
  13. Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. А.С. Пиголкина. — М.: Юрайт-Издат, 2009. – 462 с.
  14. Теория государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2006.
  15. Теория права и государства: Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева. — М.: Право и Закон, 2009. – 340 с.
  16. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. — М.: Юрайт, 2009. – 293 с.
  17. Шабуров А.С. Механизм (аппарат) государства // Теория государства и права / Отв. ред. В.Д. Перевалов. М., 2006.