Курсовая работа: ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

Заказ 103

Цена полной версии: 800 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.. 5

1.1.Понятие и сущность информационно-аналитического цикла. 5

1.2.Методологические подходы к структуризации информационно-аналитической деятельности. 8

  1. СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦИКЛА И ЕГО ЭЛЕМЕНТЫ.. 15

2.1.Постановка проблемы как элемент информационно-аналитического цикла  15

2.2. Сбор информации для анализа. 17

2.3. Этап аналитической обработки информации. 22

2.4.Представление и распространение информации. 24

  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦИКЛА.. 26

3.1.   Информационно-аналитический цикл и внедрение информационно-аналитических систем. 26

3.2.   Роль систем обработки знания и автоматизации делопроизводства в информационно-аналитической деятельности. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………   33

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной темы обусловливается необходимостью в нынешних условиях перехода к рыночным отношениям поиска более эффективных решений в сфере информационно-аналитической деятельности.

Аналитическая деятельность (аналитика) представляет собой направление интеллектуальной деятельности людей, направленное на решение задач, возникающих в различных сферах жизни. Информационная аналитика в современном мире — это продукт ряда  конструктивных, созидательных  общецивилизационных тенденций, характеризующих развитие человеческого сообщества на рубеже веков и тысячелетий: процесса глобализации, тенденции к формированию приоритетов устойчивого развития цивилизации и информатизации, – отмечает Н.А. Сляднева [23].

Количество решений, вырабатываемых в каждой организации, чрезвычайно велико, поэтому аналитическая деятельность становится важнейшей характеристикой современного общества.

Проблемы информационно-аналитического цикла в той или иной степени касались в своих работах И.Л.Бачило, А.С.Гринбург, П.Дракер, И.Н.Кузнецов, Н.А. Сляднева, Е.Е.Степанова, Я.Р.Рейльян, З.А. Сафиуллина и другие специалисты по информационно-аналитической деятельности.

Целью курсовой работы является обобщение научных публикаций и практического опыта по исследованию информационно-аналитического цикла и разработки методических и практических подходов, направленных на совершенствование информационно-аналитической деятельности.

Для достижения цели аналитической деятельности поставлены и решены следующие задачи:

определены сущность, значение информационно-аналитического цикла и его роль в информационно-аналитической деятельности;

проанализированы этапы информационно-аналитического цикла;

исследована структура информационно-аналитического цикла ;

определены особенности информационно-аналитического цикла и возможности применения информационных систем для выполнения отдельных информационно-аналитических операций.

Объект аналитической деятельности – информационно-аналитическая деятельность.

Предмет аналитической деятельности – информационно-аналитический цикл, его структура и элементы.

Методы аналитической деятельности: системный подход, диалектический метод, логический метод, методы дедукции и индукции, анализа и синтеза.

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

1.1.Понятие и сущность информационно-аналитического цикла

В науке известно несколько вариантов трактовки сущности аналитической деятельности:

во-первых — это методология и логика научных исследований, где аналитическая деятельность обычно отождествляется с логикой научного аналитической деятельности как такового [10, 29, 30];

во-вторых — это управленческое консультирование, в котором аналитическая деятельность рассматривается как важнейшее средство подготовки диагноза ситуаций [26];

в-третьих — это аналитической деятельности по анализу политики [2, 3], где аналитические процедуры выступают средствами получения информации при выработке политики;

в-четвертых — многочисленные аналитической деятельности по отдельным видам анализа. Наибольший интерес представляют при этом работы по системному, ситуационному и другим видам анализа [16, 17, 20, 21, 23] .

В настоящее время существует разброс мнений о понятии, и функциональном составе и структуре информационно-аналитического цикла. Для этого существует целый ряд причин, в частности:

по-разному формулируется сущность информационно-аналитической деятельности;

нет единого мнения не только по функциональному составу информационно-аналитической деятельности в целом, но и по функциональному составу ее подсистем, таких как прогнозирование и анализ и др.

утверждается также, что на функциональный состав подсистем влияют различные подходы к управлению.

В то же время все авторы подчеркивают циклический характер информационно-аналитической деятельности. Однако в понятие «информационно-аналитический цикл» вкладывается разный смысл. В информационно-аналитический цикл разными учеными включаются разные компоненты информационно-аналитических действий, действия разного уровня, неодинакова последовательность функциональных компонентов информационно-аналитической деятельности. То есть, нет единого взгляда на информационно-аналитический цикл ни как на целое, ни как на отдельные его части.

Выдвинем следующие предположения о причинах существующего положения:

Особенности информационно-аналитических действий заключаются в том, что они применяются везде, где есть другие какие-либо виды деятельности. Например, «организация анализа», «планирование анализа», «анализ целей», что заставляет исследователей и практических работников ставить вопрос об информационно-аналитической деятельности.

В общем, причиной блуждания по лабиринту является нарушение принципа декомпозиции системы, в нашем случае — информационно-аналитической деятельности. С точки зрения системного анализа первым управленческим действием в информационно-аналитическом цикле, будет ориентация субъекта в окружающей обстановке. На этапе ориентации происходит преобразование содержания исходной информации о внешнем и внутреннем состоянии системы в проблему (указание положения в определенной системе координат), что дает нам основание рассмотренную последовательность преобразований выделить в подсистему первого уровня и назвать подсистемой ориентации и постановки проблем.

Информационно-аналитический цикл включает все процессы, описывающие сбор, обработку, анализ и распространение информации среди потребителей и включает:

постановку проблемы — целеуказание и подготовку плана сбора информации;

сбор и хранение — получение информации и передача ее специалистам для обработки или в базы данных для хранения;

обработку и интерпретацию — обработку собранной информации, придание ей определенной формы, преобразование информации в данные, их оценку и интерпретацию в соответствии с требованиями потребителя;

представление и распространение информации  в соответствии с выбранными каналами распространения (Рис.1).

Результаты аналитической деятельности могут использоваться при обращении к лицам, принимающим решения, на их основе могут готовиться и распространяться различные информационные материалы. В частности, это может быть и работа по созданию информационных ресурсов открытого доступа, например, библиотеки или базы данных, сайта в сети Интернет.

Таким образом, под информационно-аналитическим циклом подразумевается любая целенаправленная работа с информацией, рассмотренная «от начала до конца» — от постановки проблемы и начала сбора информации до практического применения результатов этой работы – представления и распространения результатов.

 

1.2.Методологические подходы к структуризации информационно-аналитической деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Под информационно-аналитическим циклом подразумевается любая целенаправленная работа с информацией, рассмотренная «от начала до конца» — от постановки проблемы и начала сбора информации до практического применения результатов этой работы – представления и распространения результатов.

Информационно-аналитический цикл включает все процессы, описывающие сбор, обработку, анализ и распространение информации среди потребителей и включает:

постановку проблемы — целеуказание и подготовку плана сбора информации;

сбор и хранение — получение информации и передача ее специалистам для обработки или в базы данных для хранения;

обработку и анализ (интерпретацию) — первичную обработку собранной информации, придание ей определенной формы, превращение собранной информации в данные путем анализа и синтеза, моделирования данных в соответствии с требованиями заказчика;

представление и распространение информации   в соответствии с выбранными каналами распространения.

Анализ структуры информационно-аналитического цикла показывает, что в структуре цикла могут быть выделены этапы, на которых для повышения эффективности информационно-аналитической деятельности могут использоваться информационно-аналитических системы. К числу этих этапов относится:   сбор и хранение данных, необходимых для аналитической подготовки принятия решений; собственно анализ, разделяющийся на оперативный и интеллектуальный; эффективное представление результатов анализа.

При внедрении информационно-аналитических систем может быть решен целый ряд проблем автоматизации информационно-аналитической деятельности. В частности, существующие в настоящее время информационно-аналитические системы позволяют осуществлять сбор и хранение данных, необходимых для аналитической подготовки принятия решений; собственно анализ, разделяющийся на оперативный и интеллектуальный…..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бачило И. Л. Информационное право : учебник / И. Л. Бачило, В. Н. Лопатин, М. А. Федотов ; ред. Б. Н. Топорнин. – 2-е изд., с изм. и доп. –
  2. Чичелов Ю. В. Информационно-аналитическая работа в федеральных органах налоговой полиции : учеб. пособие / Ю. В. Чичелов, К. В. Сомик. – М. :ЧеРо, 2000. – 383 с.

3.Аналитика — Капитал. Информационно-аналитические службы и технологии. Экспертиза / ред. С. С. Терещенко ; ВИНИТИ. — М. : ВИНИТИ, 1999. — 335 с. — (Серия «Антологические аналитической деятельности системных проектов» : в 22 т., т. 2).

4.Клюев В. К. Маркетинговая ориентация библиотечно-информационной деятельности : учеб. пособие / В. К. Клюев, Е. М. Ястребова. — М. : Профиздат, 1999. — 144 с.

5.Кузнецов И. Н. Учебник по информационно-аналитической работе / И. Н. Кузнецов. — М. : Яуза, 2001. — 320 с.

6.Эйнштейн А Собрание научных трудов Т. 1 (Под ред. И Е Тамма и др.) –М.: Наука, 1965.–345с.

  1. Сафиуллина З. А. Диагностика потребителя информации как проблема библиотечно-библиографической науки : в 2 ч. / З. А. Сафиуллина // Библиотековедение: вчера, сегодня, завтра : тез. докл. и сообщ. науч. конф., Москва, 23—25 апр. 1996 г. / Моск. гос. ин-т культуры [и др.]. — М., 1996. — Ч. 2. — С. 27—30. 23.

8.Сляднева Н. А. Информационно-аналитическая деятельность: проблемы и перспективы / Н. А. Сляднева // Информационные ресурсы России. — 2001. — № 2. — С. 14—21.

9.Суслова И. М. Основы библиотечного менеджмента / И. М. Суслова. — М. : Либерея, 2000. — 242 с.

10.Блюменау Д. И. Информационный анализ/синтез для формирования вторичного потока документов / Д. И. Блюменау. — СПб., 2002. — 240 с.

  1. Диксон П. Фабрики мысли / П. Диксон. — М. : ООО «Изд_во АСТ», 2004. —505 с.
  2. Государственное управление: основы теории и организации : учебник. В 2 т. Т. 1 / под ред. В. А. Козбаненко. – М. : Статут, 2002. – 366 с.
  3. Конотопов П. Ю. Аналитика. Методология, технологические и организационные аспекты информационно_аналитической работы / П. Ю. Конотопов, Ю. В. Курносов. — М. : Русаки, 2004. — 250 с.
  4. Кузнецов И. Н. Информация: поиск, анализ, защита : учебник по информационно_аналитической работе / И. Н. Кузнецов — М. : Яуза, — 2002. —320 с.
  5. Крулькевич М. И. Информационная деятельность в организациях / М. И. Крулькевич, Е. М. Сынкова. — Донецк : ДонНУ, 2001. — 176 с.
  6. Гринберг А. С. Информационные технологии управления : учеб.пособие для вузов / А. С. Гринберг, Н. Н. Горбачев, А. С. Бондаренко. – М. : Юнити-Дана, 2004. – 479 с.
  7. Информационная политика : учебник / под общ. ред. В. Д. Попова. – М. : Изд-во РАГС, 2003. – 463 с.
  8. Кузнецов И. Н. Информация: сбор, защита, анализ : учеб. по информ.-аналит. работе / И. Н. Кузнецов. – М. : Яуза, 2001. – 100 с.
  9. Маркелов К. В. Аналитическое мышление специалиста по работе с
  10. Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки /В. Плэтт. – Режим доступа : www.razvedaem.ru.
  11. Социальная информациология : словарь / сост. Л. И. Мухамедова; под. общ. ред. В. Д. Попова. – Изд. 2-е. – М. : Изд-во РАГС, 2007. – 172 с.
  12. Степанова Е. Е. Информационное обеспечение управленческой деятельности : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования, Е. Е. Степанова Н. В. Хмелевская. – М. : ФОРУМ, 2002. – 153 с.

23.Сляднева Н. А. Информационно_аналитическая деятельность: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Н. А. Сляднева // Информационные ресурсы России. — 2001. — № 2(57). — С.14–21. — : http://www.metaukraine. com/.

24.Информационная политика: Учебник /Под общ. ред. Попова В.Д. – М.: Изда-во РАГС, 2003. – 463 с.

25.Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер с англ. /науч. ред. Шкаратан О.И. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.

26.Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник. – М.: ИД «Социальные отношения», изд-во «Перспектива», 2002. – 246 с.

27.Рейльян Я. Р. Аналитическая основа принятия управленческих решений / Я. Р. Рейльян. — М. : Финансы и статистика, 1989. — 182 с.

28.Леонов Н.С. Информационно-аналитическая работа в загранучреждениях. — М.,– 1996 –с.290

29.Зуев С.Э. Измерения информационного пространства (политики, технологии, возможности) // Музей будущего: информационный менеджмент / Сост. А.В.Лебедев. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — С.230-250. То же [on-line]. Метод доступа: <http://www.future.museum.ru/part01/010601.htm>

30.Алексеева И. Возникновение идеологии информационного общества // Информационное общество. Вып. 1. М., 1999. То же [on-line]. Метод доступа: <http://www.iis.ru/events/19981130/alexeeva.ru.html>