Курсовая работа. Предмет: Теория государства и права. Тема: Саморегуляция как свойство правовых систем современности.

Заказ 351

Цена полной версии: 900 рублей

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретические основы исследования правовых систем современности. 6

1.1 Понятие правовой системы и ее структура. 6

1.2. Общая характеристика основных правовых систем современности. 8

Глава 2. Право как саморегулирующаяся система. 15

2.1. Понятие саморегуляции в правоведении и смежных отраслях науки. 15

2.2. Типы саморегулирования правовой системы.. 19

2.3 Пределы регулирования и саморегулирования. 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 29

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования определяется современными тенденциями развития общества, государства и правовой системы. Высокие темпы социальных изменений предполагают устойчивость права как базового социального института, от функционирования которого зависит целостность общества. Но они же, в свою очередь, влекут за собой нестабильность во всех областях общественной жизни. В общественных отношениях, в которых господствовали проверенные поколениями нормативные ориентиры, возникает неопределенность как следствие ослабления социальных связей и исчезновения знаний о жизнеспособных формах человеческих взаимоотношений. Изменения происходят настолько быстро, что складывающиеся спонтанно неформальные институты порой представляются более предпочтительными, чем правовые. Нередко заимствованные правовые нормы и институты остаются в рудиментарном состоянии, не трансформируются в развитые и устойчивые социальные институты и практики.

Повышенная динамика социальной и правовой жизни, характерная для современного общества, заставляет по-новому взглянуть на системообразующие свойства права. Знание свойств правовой системы позволяет, с одной стороны, понять, почему на определенном этапе она начинает демонстрировать свойства сложных систем, которым присущи непредсказуемость и неустойчивость, а с другой стороны, понять механизм самовоспроизводства и саморегуляции жизнеспособных нормативных порядков.

Право никогда в действительности не являлось простой системой, организация которой была бы всецело подчинена воле человека. Социальная эффективность этого инструмента всегда зависела от понимания и использования его свойств. Поэтому углубленное изучение системных свойств права, в том числе саморегулирования, способно внести значительный вклад в решение стоящих перед наукой вопросов.

Степень разработанности темы. К работам, имеющим значение для исследования свойств саморегулирования правовой системы, в первую очередь следует отнести труды ученых по общей теории систем — В.Г. Афанасьев, В.И. Власов, С.С. Алексеев, А.В. Малько.

К проблематике способности различных социальных систем переживать кризисные состояния, восстанавливать свою организованность и адаптироваться к изменениям в своих трудах обращались Т. Парсонс, Г. Спенсер, Ю. Р. Мрясова и др.

Следует отметить отсутствие на диссертационном уровне исследований, посвященных теме саморегулирования как свойства правовой системы.

Объектом исследования является категория правовой системы, основные признаки правовой системы, её свойства и закономерности функционирования.

Предмет исследования представляет собой саморегулирование как одно из свойств правовой системы.

Цель исследования заключается в том, чтобы определить содержание саморегулирования, типы и формы его проявления, соотношение с другими свойствами правовой системы современности.

Задачи исследования, определяемые целью исследования, состоят в следующем:

  1. Дать понятие и общую характеристику правовых систем;
  2. Определить содержание понятия «саморегулирование» применительно к правовой системе;
  3. Рассмотреть типы саморегулирования правовой системы;
  4. Выявить пределы регулирования и саморегулирования правовой системы.

В исследовании использовались следующие методы –системный, анализ и синтез, обобщение информации, логический, сравнительно-правовой.

Нормативно-эмпирической базой исследования явились Конституция РФ и иные законы РФ, а так же материалы периодической печати, диссертации, монографии.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем предпринята попытка исследовать правовую систему с точки зрения процессов саморегулирования, представить роль и значение саморегулирования в правовой системе современности.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Саморегулирование понимается автором как свойство правовой системы, выражающееся, в частности, в её самоорганизации: способности правовой системы сохранять базовые свойства системы – устойчивость, целостность, способность сопротивляться деструктивному внешнему воздействию.
  2. Присущее правовой системе свойство саморегулирования должно учитываться и поддерживаться государством. Нарушение баланса между внешним регулированием и саморегулированием ведет к деформации правового регулирования, снижению эффективности всей правовой системы.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы исследования правовых систем современности

1.1 Понятие правовой системы и ее структура

 

Право – ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. Они соотносятся друг с другом как часть и целое. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства.

В переводе с греческого термин «система» (systema) означает целое, составленное из частей. Причем эту систему отличает непротиворечивость, взаимозависимость, упорядоченность ее элементов, каждая из которых выполняет определенную функцию, а вместе они обеспечивают существование системы.

В.Н. Карташов определяет правовую систему как «единый комплекс органически взаимосвязанных и взаимодействующих между собой правовых явлений (права, правосознания, юридической практики и т.п.), с помощью которого осуществляется целенаправленное воздействие на поведение людей, их коллективов и организаций и юридическое обеспечение (обслуживание) разнообразных сфер общественной жизни».[1]

Как отмечает Н.И. Матузов: «Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.)

[1] Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебник. Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2010. С. 49

………………….

………………….

…………………..

Глава 2. Право как саморегулирующаяся система

2.1. Понятие саморегуляции в правоведении

Прежде чем обратимся к понятию «саморегулирования» в юридической науке, отметим, что данное понятие носит междисциплинарный характер. С этой точки зрения, саморегулирование представляет собой способность системы сохранять, поддерживать и воспроизводить базовые свойства системы, а именно целостность, динамичность, взаимозависимость, автономность и устойчивость. Подчеркнем, что в системе невозможно указать на какой-то один единственный компонент или процесс, от которого бы напрямую зависело состояние и развитие системы: даже институционализированный, организованный порядок будет представлять собой момент жизнедеятельности системы, момент её саморегулирования.

Саморегуляция (лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) является свойством систем, состоящих из нескольких элементов, и может рассматриваться в качестве термина применительно к различным наукам. В юриспруденции термин «саморегуляция» используется преимущественно в связи с необходимостью установления правил осуществления того или иного вида деятельности, правил профессии и этических принципов и соблюдения этих правил лицами, осуществляющими указанную деятельность, в качестве оценочной характеристики процессов управления и принятия решений, исследования проблем передачи части функций государственного управления на уровень саморегулировании.[1]

…………………..

………………….

…………………

2.2. Типы саморегулирования правовой системы

 

Процессы саморегулирования могут быть представлены связями, через которые в правовой системе происходит обмен сигналами и информацией. Данные связи могут быть идеальным образом разграничены на отрицательные и положительные обратные связи. Отрицательные и положительные обратные связи не изолированы друг от друга. Поскольку обратные связи являются характеристиками динамического процесса, соответственно, каждый из типов может быть разнонаправленным. Принять во внимание необходимо также и состояния системы: в простых и сложных системах эффекты действия обратных связей будут существенно отличаться. Далее мы постараемся представить общую схему действующих в правовой системе обратных связей.

………………………….

………………………..

……………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, сделаем следующие выводы.

Исходя из всего вышеизложенного, выяснено, что под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, связывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.)

…………………………..

………………………..

………………………..

Как оказалось, к пониманию и объяснению данных явлений в праве можно приблизиться с помощью моделей поведения правовой системы, конструирование которых составило самую важную часть данного исследования. При моделировании правовых систем за основу был взят системный подход, базовым представлением которого является основополагающее свойство системы — саморегулирование.

Проблема системы права в юридической науке поставлена относительно давно, однако свойства саморегулирования права до последнего момента не стали предметом достаточно широких исследований.

В исследовании саморегулирование рассматривается применительно к правовым системам. Прежде всего нам удалось установить понятие «саморегулирование» применительно к праву. Трудность решения этой задачи заключалась в том, что в юридической науке и других гуманитарных социальных науках существует множество точек приложения данного понятия. В результате исследования нами были выделены два общих подхода к пониманию саморегулирования.

Первый подход охватывает различные варианты упорядочения общественных отношений, общим признаком которых является осуществление регулирования за рамками правовой системы. Данное понимание саморегулирования охватывает индивидуальное регулирование, правила саморегулируемых организаций и самоуправляющихся единиц. Таким образом, саморегулирование рассматривается в оппозиции к любому внешнему (публичному) регулированию.

Второй подход рассматривает саморегулирование как процесс, протекающий в самой правовой системе. Саморегулирование мыслится как способность правовой системы сохранять свою целостность. Этот подход выгодно отличается от предыдущего тем, что саморегулирование не противопоставляется праву и государству, а рассматривается как аспект правовой системы. Таким образом, процессы саморегулирования исследуются как составная часть предмета правовой науки.

…………………………

…………………………

………………………..

В заключении следует отметить, что правовая система современного общества набрала высокий темп развития, чрезвычайно усложнилась. В своем развитии современное право достигло той точки, после которой дальнейшее его усложнение сказывается на его функциональности, рациональности и эффективности. Нагрузка на современную правовую систему является настолько сильной, что она порой не справляется с теми задачами, которые ставятся перед ней политической, экономической и иными системами. Право — элемент высокой культуры мышления, требующий компетентного обращения. И это вовсе не значит, что право — это исключительно элемент современного общества. Исследование архаической культуры может многое сказать о том, как в сложных условиях сохранять стабильность и устойчивость социальных институтов.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 2009. № 7
  2. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»// Российская газета.2007. № 273

Литература

  1. Алгазина А.Ф. Понятие саморегулирования в административном праве// Вестник Омского ун-та. 2014. № 4. С. 106-110
  2. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. М.: Статут. 2010. 256 с.
  3. Афанасьев В.С. Общая теория права и государства: Учебник / В.С. Афанасьев, С.В. Липень, Т.Н. Радько. М.: ИНФРА-М, 2010. 592 с.
  4. Васильева С.В. Саморегулирование как способ правовой децентрализации России// Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 4. С. 191-202.
  5. Власов В.И. Теория государства и права: учебное пособие/ Власов В.И., Власова Г.Б. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 220 с.
  6. Винер Н. Кибернетика и общество. М.: Издательство иностранной литературы, 1958. 188 с.
  7. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебник. Ярославль: Яросл. гос. ун-т. 2010. 240 с.
  8. Кирилловых А. А. Правовые аспекты саморегулирования в рекламной деятельности // Законодательство и экономика. 2013. № 1. С. 15-19
  9. Ларин А.Ю. Теория государства и права: Учебник, М.: Книжный мир, 2011. 288 с.
  10. Лескова Ю.Г. Саморегулирование как негосударственное правовое регулирование// Вопросы теории и практики. 2011. № 8-1. С. 132-137
  11. Лескова Ю.Г. Саморегулирование как экономическое и правовое явление// Журнал российского права. 2011. № 5 (173). С. 48-56.
  12. Малько А. В. Правоведение: Учебное пособие. — М.: Норма. 2014. 256 с.
  13. Малько А.В. Теория государства и права: Курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. М.: ИНФРА-М. 2013. 640 с.
  14. Марченко М.Н. Правоведение: учебник/ Марченко М.Н. Дерябина Е.М. М.: Проспект. 2014. 416 с.
  15. Мрясова Ю. Р. Саморегулирование: некоторые проблемы дефиниции // Актуальные проблемы права России и стран СНГ: материалы XII Международной научно-практической конференции с элементами научной школы. Ч. 3. Челябинск, 2010. 210 с.
  16. Морозов С. Ю. Организация и управление в гражданском праве// Юридический мир. 2011. № 11. С. 38-39
  17. Парсонс Т. О социальных системах. М: Академический Проект. 2002. 831 с.
  18. Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник. М.: ИНФРА-М, 2011. 496 с.
  19. Петров Д. А. Синергетический подход к саморегулированию как саморазвивающейся социально-правовой системе// Юридический мир. 2013. № 9. С. 20-23
  20. Петров Д. А. Понятие и признаки саморегулирования как правового явления. Юрист. 2013. № 20. С. 33-36
  21. Сорокин П.А. Система социологии. М.: Асгрель, 2008. 1003 с.
  22. Сорокин В.В. Концепция эволюционного развития правовой системы в переходный период: дис… канд. юрид. наук. Москва. 2003. 337 с.
  23. Спенсер Г. Основные начала СПб.: Изд. Л. Ф. Пантелеева, 1897. 468 с.
  24. Тихомиров Ю. А. Право и экономическое саморегулирование // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 2. С. 3-7