Курсовая работа: Проектирование социальной работы с детьми-инвалидами в условиях центра социального обслуживания населения.

Заказ 220

Цена полной версии курсовой работы: 990 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

Глава 1. Теоретические основы проектирования социальной работы с детьми-инвалидами.. 5

1.1 Социально-психологические и медико-биологические проблемы различных групп детей-инвалидов. 5

1.2 Сущность технологии проектирования социальной работы с детьми-инвалидами  8

Глава 2. Практические основы организации работы с детьми-инвалидами.. 16

2.1 Социально-педагогическая диагностика семьи, имеющей ребенка-инвалида  16

2.2 Анализ содержания социально-педагогической деятельности в социозащитном учреждении (на примере группы дневного пребывания отделения реабилитации детей инвалидов) ГБУ ТЦСО Ломоносовский Обручевский филиал. 21

Заключение. 29

Рекомендации по совершенствованию технологий и  методов социальной работы, применяемых на базе практики и согласовать их с руководителем базы практики  32

Список литературы.. 35

Введение

Актуальность темы. Одной из актуальных социально-экономических проблем современного российского социума является включение детей с ограниченными возможностями в общество, которая объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России.

Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Если в 1995 году численность детей-инвалидов в России составляла 453,7 тыс. человек, то в 2011 году она возросла до 650 тыс. человек, что составляет 1,8% детского населения. Ежегодно в России рождается 50 тыс. детей, признанных инвалидами с детства.

Во многих регионах ухудшается экологическая обстановка, растет травматизм, ухудшается здоровье населения страны, особенно женщин репродуктивного возраста. Кроме того, переход на платные медицинские услуги, трансформация жизненного уклада россиян, смена ценностных ориентаций и культурно-нравственных устоев общества позволяют предположить, что в этих условиях тенденция к увеличению численности инвалидов может сохраниться и в ближайшие годы.

Особой проблемой современной системы образования является социализация детей с ограниченными возможностями. Социальная адаптация детей, имеющих нарушения в развитии — серьезная и сложная задача, стоящая перед обществом.

Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям с ограниченными возможностями, отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей с ограниченными возможностями недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода.

Объект исследования: процесс социализации детей с ограниченными возможностями.

Предмет исследования: проектирование социальной работы с детьми-инвалидами в условиях центра социального обслуживания населения.

Цель исследования — раскрыть особенности проектной деятельности в социальной работе с детьми-инвалидами.

Задачи исследования:

  • рассмотреть социально-психологические и медико-биологические проблемы различных групп детей-инвалидов;
  • изучить проблемы, с которыми сталкиваются семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • охарактеризовать сущность технологии проектирования социальной работы с детьми-инвалидами;
  • проанализировать зарубежный опыт социальной работы с детьми-инвалидами;
  • ознакомиться с содержанием и формами проектной деятельности отделения реабилитации центра социальной защиты населения;
  • разработать социальный проект «Мы команда» для социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в условиях центра социальной защиты населения.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, тестирование.

Глава 1. Теоретические основы проектирования социальной работы с детьми-инвалидами

1.1 Социально-психологические и медико-биологические проблемы различных групп детей-инвалидов

Чтобы понять проблемы детей-инвалидов, выявить их психологические особенности, необходимо, прежде всего, выяснить, что же включает в себя понятие «инвалид».

Согласно Декларации о правах инвалидов «инвалид» означает любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной и социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей[1].

Заключение

Таким образом, подводя итог проделанной работы, можно сделать вывод, что изученная нами проблема оказания всесторонней социально-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии — детский церебральный паралич, сегодня очень актуальна, так как резко возросло и продолжает расти число проблемных детей. Нарушения опорно-двигательного аппарата имеют довольно массовую форму.

Психологическая, социально-педагогическая помощь является одним из важных звеньев системы реабилитации детей-инвалидов.

В настоящее время проблема инвалидности переосмысливается, на смену закрытым учреждения приходит система комплексной реабилитации.

Вопросы социально-педагогической помощи изучены далеко недостаточно. Сложность, многообразие и специфика аномального развития требуют системного подхода к разработке коррекционных реабилитационных технологий.

Нельзя создать универсальную коррекционную программу, потому что кроме структуры дефекта, степени его тяжести, необходимо учитывать время возникновения дефекта, уровень развития межфункциональных связей, индивидуальные особенности развития.

Необходимо работать как с самим ребенком, так и с его окружением, с условиями жизни, воспитания и обучения ребенка.

Главная задача поддержки ребенка с проблемами в развитии -помочь ему так построить познание самого себя, чтобы оно стало действенной силой благоприятного саморазвития и саморегуляции.

Особенное внимание необходимо обратить на работу с семьей ребенка-инвалида, ее психологический климат.

Проведение мероприятий по повышению социальной значимости ребенка в семье — основа поднятия реабилитационного потенциала ребенка.

Вся помощь должна носить опережающий характер, стремиться к активному формированию того, что должно быть достигнуто в перспективе.

Необходимо комплексное решение данной проблемы: объединение усилий различных ведомств и учреждений, создание целостной системы социально-педагогической помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации, где ребенок может получить психологическую, педагогическую, социальную и другие виды помощи, принять ряд мер по усилению родительской ответственности за воспитание детей.

Необходимо подчеркнуть приоритетную роль профилактической работы с детьми и родителями, в целом с семьей, перед мерами реабилитации. При разработке и использовании методических материалов по профилактике детской инвалидности нужно учитывать психологические особенности детей разного возраста, разный социальный опыт.

Необходимо использовать различные формы и методы работы с детьми. Использование передовых форм и методов очень важно в работе социального педагога, так как они развивают личность, воспитывают ее, способствуют формированию нравственных качеств.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм воздействия, применение различных видов психологической, социально-педагогической помощи, как можно более раннее начало коррекционной деятельности поможет преодолеть многие недостатки в развитии личности ребенка — инвалида, сделать процесс интеграции его в общество вполне осуществимым.

Привлечение детей и подростков к социально-значимой деятельности, позволяет помимо конкретной помощи нуждающимся, развить у них социальную инициативу, действовать на основании постоянного творческого поиска, создавать условия для самостоятельного включения в жизнь общества.

Рекомендации по совершенствованию технологий и  методов социальной работы, применяемых на базе практики и согласовать их с руководителем базы практики

Анализ показал, что вопросами реабилитации инвалидов в настоящее время занимаются органы управления и организации, являющиеся составной частью различных организационных систем (здравоохранение, образование, органы социальной защиты, труда и занятости и других). Наиболее востребованными из реабилитационных услуг для детей-инвалидов, как отмечают руководители и специалисты профильных учреждений реабилитации, сегодня являются социально-медицинские, социально-бытовые услуги, содействие в обеспечении ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации, а также индивидуальная коррекционная работа, направленная на повышение социально-бытового, психологического и социально-правового статуса ребенка.

Социальное обслуживание семей, в которых проживают дети-инвалиды, сегодня осуществляется в различных формах, а именно: стационарное обслуживание, нестационарное обслуживание, социальное обслуживание на дому. Однако, вне зависимости от формы работы, основной целью деятельности учреждения является улучшение качества жизни детей-инвалидов, расширение социальных контактов, развитие новых личностных качеств, формирование новых умений и навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Несмотря на имеющуюся в настоящее время нормативно-правовую базу и наличие сети реабилитационных учреждений, отсутствует четкая координация действий соответствующих ведомств при реализации индивидуальных программ реабилитации. Это создает трудности, с одной стороны для инвалидов и членов их семей, с другой стороны не дает возможности осуществлять контроль за процессом реабилитации, а, следовательно, эффективно управлять системой реабилитационных мероприятий на территориальном уровне.

Отсутствие единой информационно-аналитической системы (мониторинга инвалидизации населения) приводит к тому, что ни одно из заинтересованных ведомств и органы власти не имеет необходимой информации для планирования и организации эффективных и адекватных мероприятий по реабилитации инвалидов.

Создание единой базы данных об индивидуальных программах реабилитации, в формировании которой примут участие все заинтересованные структуры, позволит получить представление об имеющихся потребностях в различных реабилитационных мероприятиях инвалидов, проживающих в отдельных муниципальных районах области и в регионе в целом; осуществлять планирование объемов различных реабилитационных услуг, лекарственного обеспечения инвалидов, обеспечения техническими средствами реабилитации; осуществлять ретроспективную оценку выполнения индивидуальных программ реабилитации и определять имеющиеся проблемы в их реализации.

Важнейшим организационным решением в сфере реабилитации должно стать соглашение между ведомствами, участвующими в реализации реабилитационного процесса. В состав участников межведомственного органа, занимающегося вопросами здоровья и реабилитации инвалидов на региональном уровне должны входить представители органов управления на региональном уровне (Министерства здравоохранения, труда и социального развития, физической культуры и спорта, культуры, образования, Роспотребнадзора), экспертных и реабилитационных учреждений, науки, региональных общественных организаций инвалидов.

Основными направлениями совершенствования системы реабилитационных мероприятий для детей-инвалидов на территориальном уровне должны стать:

  1. Своевременное и в полном объеме информационное обеспечение родителей и опекунов детей-инвалидов о роли и значении индивидуальной программы реабилитации инвалида в процессе реабилитации инвалида. Эту задачу в пределах своей компетенции должны осуществлять Министерство труда и социального развития, Министерство здравоохранения и бюро медико-социальной экспертизы.
  2. Упрощение порядка прохождения медико-социальной экспертизы, получения протезно-ортопедических услуг.
  3. Определение координирующего органа в системе реабилитации инвалидов.
  4. В связи с высокой медико-социальной эффективностью оздоровления детей-инвалидов, необходимо увеличение его коечной мощности и объема реабилитационных воздействий.

 

Список литературы

 

  1. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447 (XXX) от 9 декабря 1975 г.) // Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org)
  2. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 27 ноября 1995г.
  3. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: Учебное пособие / Курбатов В.И., Курбатова О.В. — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. — 416с.
  4. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Акатов Л.И. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 368с.
  5. Курбатов, В.И. Социальная работа: Учебное пособие / под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 480с. (Серия «Высшее образование»).
  6. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.]; под ред. Н.Ф. Басова. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 265с.
  7. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Н.Ф. Басов, В.М. Басова, О.Н. Бессонова и др.]; под ред. Н.Ф. Басова. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 288с.
  8. Блинков, Ю.А. Основы формирования полноценной жизнедеятельности детей с ограниченными возможностями / Ю.А. Блинков, Е.А. Губарев, А.М. Черных. — Курск: Изд-во КГМУ, 2009. — 432с.
  9. Блинков, Ю.А. Инновации в подходах к реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: метод. реком. / сост. Ю.А. Блинков, Н.В. Гарашкина: под ред. Р.М. Куличенко. Федеральное агентство по образованию Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р Державина. — Тамбов, 2010. — 56с.
  10. Бубен С.С. Интеграция: проблемы и перспективы. // Дефектология. — 2010. — №5. — с. 5-9.
  11. Гарашкина, Н.В. Технология социальной работы: Учеб.-метод. пособие / Н.В. Гарашкина; М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. — 157с.
  12. Дементьева, Н.Ф. Доступная среда жизнедеятельности и технические средства реабилитации детей с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева. — Курск: Изд-во КГМУ, 2009. — 144с.
  13. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И.Г. Зайнышева. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 240с.
  14. Збровский, Э.И. Медицинская, социальная, профессиональная реабилитация больных и инвалидов: Материалы международной научно-практической конференции 29-31 октября 1996г. / Под редакцией Э.И. Збровского. — Мн.: Товарищество «Хата», 2010. — 352с, графики, табл., фото.
  15. Иванова, Н.Н. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: содержание, формы, методы:метод. реком. / сост. Иванова Н.Н., Можейко А.В., Монастырский В.А.; Федеральное агентство по образованию Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. — Тамбов, 2009. — 51с.
  16. Иванова, Н.Н. Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации: Мат-лы общерос. науч.-практ. конф. 22 ноября 2007 года / Отв. ред. Н.Н. Иванова; Федеральное агентство по образованию, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. — 272с.
  17. Котляров, И.В. Теоретические основы социального проектирования / Котляров И.В. — М., 2010.
  18. Курбатов, В.И. Социальная работа: Учебное пособие / под общей редакцией проф. В.И. Курбатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 480с. (Серия «Высшее образование»).
  19. Курбатов, В.И. Социальное проектирование: Учебное пособие / Курбатов В.И., Курбатова О.В. — Ростов н/Д: «Феникс», 2009. — 416с.
  20. Луков, В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие / Луков В.А.- 2-е изд., перераб. и доп./Ин-т молодежи.-М.: «Социум», 2008. — 224с.
  21. Налетова, И.В. IX Державинские чтения. Институт социологии и культурологии. Институт социальной работы: Мат-лы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Февр. 2008г. / Отв. ред.: И.В. Налетова, Т.П. Дьячек; М-во образования Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. 192с.
  22. Новак, Е.С. Социальная работа за рубежом: Учебное пособие / Сост. Е.С. Новак, Е. Г. Лозовская, М.А. Кузнецова; Под общ. Ред. Е.С. Новак. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2010. – 172с.
  23. Павленок, П.Д. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. Павленок П.Д. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 395с. — (Серия «Высшее образование»).
  24. Панов, А.М. Современная модель организации и содержания деятельности реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями // Социальное обслуживание. – 2008. — №1.
  25. Питерси, М. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» / Питерси М., Трилор Р. — Мн.: Издательство БелАПДИ, 2010. — 150 с.
  26. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 2009. — 230 с.
  27. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2008. — №1. — С. 52-61.
  28. Сафронова, В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сафронова В.М. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 240с.
  29. Саяпин, И.Г. VII Державинские чтения. Экономика. Социальная работа. История: Материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Февр. 2002г. / Редкол. И.Г. Саяпин и др. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2010. 226с.
  30. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2010. — №2. — С. 51-56.
  31. Танюхина, Э.И. Комплексная реабилитация детей с основными инвадизирующими заболеваниями в условиях центра реабилитации // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2009. — №4. – с. 45-54.
  32. Ткачева, В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2008. — №1.
  33. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Холостова Е.И. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 688с.
  34. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие / Холостова Е.И. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 212с.
  35. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы / Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2009. — 400с. — (Серия «Высшее образование»).
  36. Целок Д.В. Программа «Инклюжен»: Новая модель социализации инвалидов в учебных заведениях США // Дефектология. — 2010. — №5. — С. 106-111.
  37. Шалтина, Л.А. Работа специалистов с родителями детей-инвалидов // Социальное обслуживание. – 2009. – №3. – с. 90-92.
  38. Щеглова, С.Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование: Учеб. практикум / Щеглова С.Н. — М., 2008. — 235с.
  39. Юдакова, С.В. Точка опоры: опыт работы с родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов // Работник социальной службы. – 2005.- №3. – с. 38-46.
  40. Ялпаева, Н.В. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями / Н.В. Ялпаева; М-во труда и соц. развития Рос. Федерации и др. — М.: Просвещение, 2008. — 480с. — (Президентская программа «Дети России»).