Курсовая работа: Развитие познавательных функций у детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства

Заказ 385

Цена полной версии: 1500 рублей

Развитие познавательных функций у детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.  ДЕТИ С ЗПР КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ УЧАЩИХСЯ

1.1.   Психическое развитее ребенка и его задержка

1.2.   Сенсорное развитие детей с ЗПР

1.3.   Задачи и методы сенсорного развития школьников с ЗПР

ГЛАВА 2.  ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР

2.1.   Формирования сенсорно-перцептивной сферы у детей школьного возраста с ЗПР

2.2.   Речевое развитие и его значение для детей с ЗПР

3.2.   Методика проведения урока изобразительного искусства у детей с ЗПР

ГЛАВА 3.  УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ С ЗПР

3.1.   Организация процесса развития познавательных функций у детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства

3.2.   Методика проведения урока изобразительного искусства у детей с ЗПР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Педагогическая концепция воспитания и развитие познавательных функций у детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства разрабатывалась отечественными представителями экспериментальной педагогики IX — начала XX века И.А. Сикорским, А.П. Нечаевым. Концепция была направлена на индивидуализацию педагогического процесса, что представляется актуальным и ценным для современной науки[1].

Это послужило базой для дальнейших исследований в этой области и нашло свое продолжение и развитие в трудах основоположников отечественной педагогики раннего возраста Н.М. Аксариной, Е.М. Щелованова и др.

В своей работе «О лечении и воспитании недоразвитых, отсталых и слабоумных детей» автор приводит кратко историю изучения, воспитания и обучения слабоумных детей за границей, показывает, каких успехов в этом направлении добились зарубежные учёные[2].

Исследования А.П. Нечаева были связаны с проблемой памяти и индивидуальных различий. Пытаясь построить педагогику на данных психологии, главным образом – на количественных результатах экспериментально-психологических лабораторных исследований, он уделял большое значение рассмотрению воздействия учителя на учащихся. Его исследования проблемы прямой и косвенной внушаемости показали наибольшую эффективность косвенного внушения в педагогическом процессе, а необходимым условием успешности обучения он считал активное внимание[3].

В середине IX века Ф. Фрёбелем были подготовлены первые «детские садовницы». Немецкий педагог Фридрих Фребель считал главной целью воспитания развитие природных особенностей ребенка в его самораскрытии. По его мнению, детский сад может осуществлять всестороннее развитие ребенка только при условии их физического развития, т.е. он считал, что уход за телом ребенка в раннем возрасте напрямую связан с развитием его психики. В то же время ядром педагогики Ф. Фребель считал игру. Им было предложено большое разнообразие видов детской деятельности и занятий.

Это работа со строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и другое. Многие из этих занятий находят свое применение при обучении детей в настоящее с время.

Педагогика Марии Монтессори, система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори, основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении.

Прогрессивный бельгийский педагог, врач и психолог Овид Декроли изучал особенности логического мышления, временных, числовых понятий у детей, разрабатывал методику обучения чтению и рисованию. Им была создана оригинальная система дидактических игр[4].

Таким образом, в свете вышеупомянутых фактов, развитие познавательных функций у детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства является актуальным.

Целью работы является исследование развития познавательных функций у детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

—        изучить психическое развитее ребенка и его задержку, сенсорное развитие детей с ЗПР, задачи и методы сенсорного развития школьников с ЗПР;

—        рассмотреть формирования сенсорно-перцептивной сферы у детей школьного возраста с ЗПР, их речевое развитие и его значение для детей с ЗПР, а также методики проведения урока изобразительного искусства у детей с ЗПР;

—        изучить организацию процесса развития познавательных функций у детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства и методику проведения такого урока.

В качестве объекта исследования определено развитие познавательных функций у детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства.

Предметом исследования являются уроки изобразительного искусства у детей с ЗПР.

Работа состоит из введения, трех глав, объединенных в шесть параграфов, заключения и списка литературы.

 

 

ГЛАВА 1.        ДЕТИ С ЗПР КАК ОСОБАЯ КАТЕГОРИЯ УЧАЩИХСЯ

1.1. Психическое развитее ребенка и его задержка

 

В современном подходе понимания восприятия как особой деятельности, экспериментальные исследования Б.Г. Ананьева, З.М. Богуславской, Л.А. Венгера, Т.О. Гиневской, Т.Е. Ендовицкой, А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия, М.И. Лисиной, Я.З. Неверович, А.Г. Рузской, Е.Ф. Рыбалко и др. определили закономерности развития восприятия в онтогенезе[5].

Для психического развития ребенка необходимым условием является созревание его организма, в частности нервной системы (Л.А. Ватажина, И.И. Зелингер. и др.).

В психическом развитии немаловажное значение отводится созреванию анализаторов, преимущественно зрительного и слухового, но эти органические условия создают лишь возможности, предпосылки развития восприятия[6].

……………………..

……………………

……………………

ГЛАВА 2.        ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ЗПР

2.1. Формирования сенсорно-перцептивной сферы у детей школьного возраста с ЗПР

 

В формировании сенсорно-перцептивной сферы у детей школьного возраста с ЗПР целесообразно выделить три этапа (подготовительный, первый и второй). При этом выделяются следующие общие (направленные на решение задач психического развития ребенка в целом) и частные (нацеленные на развитие сенсорно-перцептивной сферы) задачи на каждом этапе обучения[1].

На подготовительном этапе общие задачи развития ребенка с ЗПР направлены на формирование эмоционально-положительного отношения к окружающему; интереса к текущим событиям окружения; умения производить действие по подражанию при побуждении и организации их со стороны взрослого[2].

……………………..

……………………….

………………………

ГЛАВА 3.        УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА У ДЕТЕЙ С ЗПР

3.1. Организация процесса развития познавательных функций у детей с ЗПР на уроках изобразительного искусства

 

В системе общеобразовательной подготовки учащихся с ЗПР курс изобразительного искусства играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков изобразительного искусства состоит в том, что их основой является предметно-практическая деятельность, в которой понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты процесса познания окружающего мира занимают равноправное положение[1].

С учётом таких уникальных возможностей курс изобразительного искусства можно рассматривать как базовый в системе общеобразовательной подготовки школьников с ЗПР. Он эффективно заменяет собой целый ряд так называемых специальных тренингов и при этом не только не увеличивает, но снимает учебные перегрузки и тем самым составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей[2].

……………………….

………………………

……………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Педагогические труды и деятельность представителей экспериментальной педагогики заложили основы отечественной научной педагогики путем создания целостной концепции непрерывного воспитания.

Исследования выдающегося отечественного учёного И. А. Сикорского, были одними из первых научных работ, которые были посвящены изучению детей с отклонениями в развитии. В своих трудах он развивал идеи К.Д. Ушинского о принципах построения педагогики как науки, подчёркивая, что подлинной основой для научной теории воспитания является комплексное изучение ребёнка.

Исследования И.А. Сикорского являются одной из первых попыток антропологического обоснования воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в отечественной науке. Им разработаны основы комплексной медико-психолого-педагогической диагностики нервно-психического развития ребенка. Положение о необходимости непрерывного развития с первых дней жизни легли в основу отечественной теории воспитания детей младенческого и раннего возраста.

Ф. Фребель впервые в истории педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного воспитания, что способствовало выделению педагогики в самостоятельную область знания. Фребель не просто создал первый в мире детский сад, но и разработал основы методики обучения детей в нем. И ведущее место в своей системе он отдал игре и специально созданной обучающей (дидактической) игре и игрушке. Это им были созданы первые в мире обучающие игры и игрушки для детей дошкольного возраста, которые используется до сих пор.

В педагогике М. Монтессори не применяются сравнения и измерения по существующим общим меркам. Вместо этого дети учатся свободно, без принуждения, внешнего вмешательства и критики. Мария Монтессори была убеждена в том, что как поощрение, так и наказание вредны для внутренней ориентации человека и что люди должны учиться, следуя собственной мотивации.

Развитие ребенка, формирование его личности, тесным образом связаны с его обучением и воспитанием. Существует два пути формировании представлений об окружающей действительности: первое – стихийно-практическое взаимодействие ребенка с окружающим миром и со сверстниками, и второе – целенаправленное изучение, организованное взрослым. Оба этих пути вносят свой вклад в формирование личности ребенка. Зачастую взрослые используют оптимальные способы для развития активности ребенка, при этом личные предпосылки ребенка могут остаться нереализованными, особенно при отсутствии адекватных форм организации самостоятельной деятельности и общения ребенка, что имеет важное значение для развития детей.

О. Декроли считал, что основой педагогики является его теория интересов и потребностей, которая определяется основными инстинктами.

Его метод состоит в том, что вся работа с детьми должна строиться с учетом детских потребностей. И на этом основании изучение учебных предметов в школе, систематические и планомерные занятия детей в детских садах будет заменено «центрами интересов» детей, когда они наблюдают, читают, пишут, рисуют, лепят только то, что связано с данной темой. Педагог не дает детям знаний, они сами добывают их в процессе деятельности, а тот лишь помогает детям, консультирует их. О. Декроли разработана серия дидактических игр, которые широко применяются при развитии зрительно-моторных и слухо-моторных реакций.

В настоящее время система образования в России претерпевает значительные изменения. Они затрагивают все структурные элементы педагогики: содержание, цели, методы и средства образования на всех его ступенях. Коренные изменения происходят в школьной и дошкольной педагогике, включая педагогику раннего возраста.

Наряду с традиционной для современных педагогов теорией развития ребенка, с большим уважением относимся к гуманистическим подходам в обучении и воспитании детей, пришедших к нам с Запада.

Существенным фактором в планировании и методике проведения уроков изобразительного искусства являетсяь взаимосвязь обучения на занятиях с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулке, во время самостоятельной деятельности и т. д. Например, в играх постоянно происходит ознакомление детей с качествами предметов. Собирая матрешку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол, они знакомятся с величиной. Форму предметов дети учитывают в играх со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия «занимательной коробки» и т. д.

Развитие детей в процессе обучающих игр-занятий происходит за счет скоординированного воздействия на процесс восприятия и ведущей деятельности (манипулятивной, предметной). Занятия на уроках изобразительного искусства дают ребенку возможность получить целостное представление о предмете (величине, форме, цвете), учили определять форму и величину как существенные признаки, что приводит к достаточно быстрому овладению действиями с этими предметами.

 

Список литературы

 

  1. Акопов Г. В. Психология сознания: вопросы методологии, теории и прикладных исследований / Г.В. Акопов; Рос. акад. наук, Ин-т психологии. – Москва: Институт психологии РАН, 2010. – 270 с.
  2. Алтухова Е.В. Психология профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.В. Алтухова, О.В. Василенко; Воронеж. гос. аграр. ун-т. – Воронеж: ВГАУ, 2012. – 147 с .
  3. Андреева К. А. Формирование наглядно-образного мышления у детей с нарушениями интеллекта посредством использования конструирования / К. А. Андреева // Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 175-183.
  4. Антипова И. Г.Психология обучения детей с умственной отсталостью: методологические проблемы / Антипова И. Г., Володина И. С.// Психология обучения. – 2012. – № 9. – С. 12-24.
  5. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник: для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», «Клиническая психология» и направлению подготовки «Психология» / Александр Асмолов. – 4-е изд., испр. – Москва: Смысл: Academia, 2010. – 447 с.
  6. Белолуцкая А.К. Развитие диалектической стратегии мыслительного оперирования противоположностями у детей и взрослых // Педагогический журнал Башкирии. – 2011. – №2 – С. 50 – 58.
  7. Бим-Бад Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. – М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. – 144 c.
  8. Бордовскаяя Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. – СПб.: Питер, 2013. – 624 c.
  9. Веракса А.Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школьников // Культурно-историческая психология. – 2009. – № 1. – С. 103 – 111.
  10. Вердербер Р. Психология общения. Тайны эффективного взаимодействия: [полный курс] / Р. Вердербер, К. Вердербер; пер. И. Андреева. и др. – Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. – 412 с.
  11. Громенко В.В. Математические методы в психологии. Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. – 369 с.
  12. Гуревич П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. – М.: Юрайт, 2013. – 479 c.
  13. Денисова О.П. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.П. Денисова. – М.: Флинта, МПСУ, 2008. – 240 c.
  14. Ефимова Н. С. Социальная психология: учебник для бакалавров: [учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям] / Н.С. Ефимова, А.В. Литвинова. – Москва: Юрайт, 2012. – 442 с.
  15. Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии: учеб. пособие для студентов психол. спец. и направлений / Ж. Пиаже; под ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2001. – 622 с.
  16. Закрепина А.Умственно отсталые дети: синдромы, педагогическое изучение, коррекционная помощь / Закрепина А.// Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 58-66.
  17. Иванников В. Понятие личности в психологии / В. Иванников // Вопросы психологии: научный журнал / Рос. Акад. образования; трудовой коллектив редакции. – Москва, 2012. – №5. – С. 125-132.
  18. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. – М. [и др.]: Питер, 2010. – 573 с.
  19. История образования и педагогической мысли: учебник для студентов вузов / Торосян В.Г. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. – 2012 г.
  20. Карцева Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. – М.: Дашков и К, 2013. – 224 c.
  21. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям ОПД.Ф.02 – Педагогика / Г. М. Коджаспирова. – Москва: КноРус, 2010. – 740 с.
  22. Коробейников И. А.О соотношении и роли органических и социальных факторов в формировании диагноза «легкая умственная отсталость» / Коробейников И. А.// Дефектология. – 2012. – № 2. – С. 14-21.
  23. Косиченко Л. Е. Роль средств комнаты Марии Монтессори в социальном развитии ребенка-инвалида / Л. Е. Косиченко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. II. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 29-33.
  24. Кравченко А. И. Психология и педагогика: [учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 040200 «Социология»] / А. И. Кравченко. – Москва: Инфра-М, 2010. – 400 с.
  25. Кравченко А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 400 c.
  26. Крашенинников Е.Е. Творчество и диалектическое мышление // Современное дошкольное образование. – 2008. – №4. – C.42 – 49.
  27. Крысько В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. – М.: Юрайт, 2013. – 471 c.
  28. Личность в современном обществе: психологические проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов / [отв. ред. И.В. Завгородняя, О.П. Макушина]. – Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. – 576 с.
  29. Лобанов А. П. Когнитивная психология: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования по психологическим и педагогическим специальностям / А. П. Лобанов. – 2-е изд. – Минск; Москва: Новое знание: Инфра-М, 2014. – 376 с.
  30. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: Учебное пособие / Козина Е.Ф. – М.: Прометей, 2011 г.
  31. Методики диагностики и изучения нравственной сферы личности: [пособие] / [сост. Л. А. Закирзянова; науч. ред. Л. М. Попов, д. психол. н., проф.]. – Казань: [Отечество], 2013 – 127 с.
  32. Михайлова Е. А. Организация взаимодействия семьи и школы в процессе воспитания учащихся с особыми возможностями здоровья / Е. А. Михайлова, Л. С. Тарасова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 147-149.
  33. Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики – 3-е изд., – М.: Академия, 2010. – 224 с.
  34. Нарышкина Е. Ю. Ситуация семейного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием / Е. Ю. Нарышкина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 246-248.
  35. Нарышкина Е. Ю. Ситуация семейного воспитания детей с интеллектуальным недоразвитием / Е. Ю. Нарышкина // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 246-248.
  36. Немов Р. С. Общая психология: в 3-х т.: учебник / Р. С. Немов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2011-2012. – (Магистр).Т. III: Психология личности. – 2012. – 739 с.
  37. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров: [по дисциплине «Возрастная психология» для студентов вузов] / Л.Ф. Обухова. – Москва: Юрайт, 2014. – 460 с.
  38. Общая психология: [учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И.Г. Антипова и др.]; под общ. ред. проф. Е.И. Рогова. – Изд. 4-е. – Ростов-на-Дону: Феникс: МарТ, 2010. – 556 с.
  39. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. – М.: КноРус, 2012. – 496 c.
  40. Петрушин В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. – М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2008. – 490 c.
  41. Поддьяков А. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 12. – С. 41–45.
  42. Поескова Г. И. Особенности в организации форм и методов работы с одаренными детьми дошкольного возраста в США / Г. И. Поескова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 66-70.
  43. Психология и педагогика: пути и методы развития: II Международная научно-практическая конференция, март 2010 г.: сборник статей / [под ред. Н.А. Ручковой, к.психол.н., доц.]. – Пенза: [Приволжский Дом знаний], 2010. – 205 с.
  44. Развитие и воспитание детей в домах ребенка: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей-педиатров. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС. – 2007 г. – 376 с.
  45. Развитие личности в образовательном процессе / Сериков В.В. – М.: Логос. – 2012. – с. 48
  46. Реабилитация детей в домах ребенка: учебное пособие для системы послевузовского профессионального образования врачей-педиатров. / Под ред. В.А. Доскина, З.С. Макаровой. – Издательство: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007 г. – 336 с.
  47. Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование. – 2006. – № 2.– С. 55–69.
  48. Самыгин С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – М.: КноРус, 2012. – 480 c.
  49. Саратова Л. М. Теоретический анализ проблемы изучения детей с особыми познавательными потребностями / Л. М. Саратова // Молодой ученый. – 2011. – №7. Т.2. – С. 60-64.
  50. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. Социальная психология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 336 с.
  51. Социальная педагогика: учебник для бакалавров: [гриф Минобрнауки РФ] / Ред. И. А. Липский, Л. Е. Сикорская. – М.: Дашков и К°, 2013. – 277 с.
  52. Столяренко А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 543 c.
  53. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. – М.: Юрайт, 2012. – 671 c.
  54. Теоретические и прикладные проблемы психологии личности: X Всероссийская научно-практическая конференция: сборник статей / М-во образования и науки Российской Федерации, М-во образования Пензенской обл., Российская акад. образования, Московский гос. обл. ун-т, Пензенский гос. ун-т, Педагогический ин-т им. В. Г. Белинского [и др.]; [под ред. И. П. Шаховой, Т. И. Шульга]. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. – 94 с.
  55. Федосеева О. А. Использования игры как средства развития произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта / О. А. Федосеева // Молодой ученый. – 2013. – №9. – С. 411-415.
  56. Чернышова Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. – М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 381 c.
  57. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для бакалавров / И.В. Шаповаленко. – М.: Юрайт, 2013. – 567 c.
  58. Штейнмец А. Э. Общая психология: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям (ОПД. Ф. 01-Психология) / А.Э. Штейнмец. – 2-е изд., перераб. – Москва: Академия, 2010. – 283 с
  59. Экспериментальная психология: по направлению подготовки 030300 «Психология» (квалификация (степень) «бакалавр») / А.М. Руденко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 284 с.
  60. Эсаулова И. Психологический контракт: от теории к практике // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2011. – N 10. – С. 105-114.