КУРСОВАЯ РАБОТА «РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СТОЛЫПИНА»

Заказ 468

Цена полной версии курсовой работы: 700 рублей

КУРСОВАЯ РАБОТА

«РЕФОРМАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ П.А. СТОЛЫПИНА»

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. Цели и задачи реформирования в начале XX в.

1.1.    Общая характеристика ситуации в стране в начале XX века…………5

1.2.    Насущные проблемы реформирования аграрной сферы………………7

 

Глава 2. Содержание реформ П.А. Столыпина

2.1. Основные положения аграрной реформы П.А. Столыпина…………….11

2.2. Особенности реализации аграрной реформы……………………………13

 

Глава 3. Экономические и политические итоги реформ П.А. Столыпина….16

 

Заключение………………………………………………………………………23

Библиографический список…………………………………………………….25

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ситуация, в которой находилась Российская империя в начале ХХ века, характеризуется как системный кризис, проявлявшийся во всех сферах жизни общества. В процессе поиска адекватного ответа на исторический вызов эпохи было испытано несколько проектов дальнейшего развития российской цивилизации, большинство из которых показали себя нежизнеспособными. Одним из таких возможных вариантов выхода из кризиса был «проект П.А. Столыпина», проводившийся в жизнь на протяжении 1906-1917 гг. (наиболее активно – в 1906-1911 гг., до смерти реформатора).

В конце XX века, когда Россия вновь оказалась на «историческом перепутье», опыт Столыпина внезапно вновь привлек общественное внимание. Во время перестройки и в «постперестроечные» годы ряд ученых и публицистов выдвинули идеи о необходимости использовать опыт преобразований России П.А. Столыпиным, воплотить в жизнь идеи и замыслы великого реформатора в современности. При этом и личность Петра Аркадьевича, и его деяния зачастую чрезмерно идеализировались (и идеализируются до сих пор) в ущерб как исторической науке, так и всей общественной жизни. «Миф о Столыпине», как показало празднование 100-летия аграрной реформы в 2006 году, жив до сих пор, а потому чрезвычайно актуальна сегодня задача методами науки развенчать его или доказать на строгой научной основе. Последовательное изучение реформ П.А. Столыпина исторической наукой даст важные знания о том, какой путь выхода из кризиса наиболее приемлем для современной России, и насколько применим в нашей действительности «проект Столыпина». Этим определяется актуальность изучения темы.

В настоящей курсовой работе автор ставит своей целью на основе имеющейся источниковедческой базы и сделанных предшествующими исследователями оценок определить замысел, сущность и основные итоги реформ П.А. Столыпина.

Для реализации вышеозначенной цели требуется решение следующих задач:

— рассмотреть замысел реформ П.А. Столыпина;

— определить сущность и основное содержание преобразований;

— проанализировать политические и экономические итоги реформ.

Объектом настоящей работы являются реформы П.А. Столыпина. Предмет включает в себя замысел, сущность, политические и экономические итоги реформ.

В работе использован широкий круг исторических источников: законодательные акты по аграрной реформе, тексты выступлений Столыпина, опубликованные в специальном сборнике[1], стенограммы заседаний Государственной Думы[2], на которых обсуждались соответствующие законопроекты, статистические данные, опубликованные в сборнике «Россия. 1913»[3], а также в монографиях некоторых авторов[4].

Рассматриваемая тема была достаточно хорошо изучена советскими и современными российскими историками (С.М. Дубровским, С.М. Сидельниковым, А.Я. Аврехом, В.Г. Тюкавкиным[5] и др.).

В целом, историография аграрной реформы П.А. Столыпина достаточно обширна, однако имеет место явный недостаток работ, строго придерживающихся научного, объективного подхода к проблеме.

По структуре работа состоит из трех глав, направленных на решение обозначенных проблем.

 

Глава 1. Цели и задачи реформирования в начале XX в.

  • Общая характеристика ситуации в стране в начале XX века

 

Анализ целей и задач реформирования в начале XX века необходимо начать с описания общей ситуации в стране, формирующей предпосылки предстоящих преобразований. От своих предшественников П.А. Столыпин получил тяжелое наследие. В 1906 году 82 из 87 губерний находились на особом положении: по стране растекалась революция, к которой примыкал уголовный элемент. Страну настиг разгул терроризма, повсюду гремели взрывы, поднимались уличные бунты. В результате терактов было убито 18 000 человек, в основном мирных жителей. Даже защищать-то людей становилось некому — профессия городового становилось смертельно опасной. Государственная казна насчитывала колоссальный бюджетный дефицит. В структурах власти — жесточайшая конфронтация и падение ее авторитета. Дума не обсуждает никаких насущных вопросов. В промышленной сфере одна забастовка сменяется другой, останавливаются предприятия и транспорт. На селе — полное бесправие крестьян. Общество расколото, царит ощущение безысходности, неверие в будущее, всеобщее разочарование в собственном государстве, духовный кризис, массовый алкоголизм. И не было ни объединяющей всех фигуры, ни отдельных и мужественных руководителей[6].

[1] Столыпин П.А. Нам нужна Великая Россия…: Полн. Собр. Речей в Государственной Думе и Государственном Совете. 1906-1911 гг. – М., 1991.

[2] Государственная Дума. 1906-1917. Стенографические отчеты. Том III. – М., 1995.

[3] Россия. 1913 год: Статистико-документальный справочник. – СПб., 1995.

[4] Например, см.: Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа. – М., 1963.

[5] Дубровский С.М. Столыпинская земельная реформа. – М., 1963; Сидельников С.М. Аграрная политика самодержавия в период империализма. – М., 1980; Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. – М., 1991; Тюкавкин В.Г. Великорусское крестьянство и столыпинская аграрная реформа. – М., 2001.

[6] Пожигайло П.А. Петр Столыпин и его реформы 100 лет спустя // Ценности и смыслы. – 2012. — №4. – С. 90.

………………………….

………………………….

……………………….