Курсовая работа: Роль классного руководителя в самовоспитании школьников

Заказ 396

Цена полной версии курсовой работы: 1200 рублей

30 стр.

АП 65%

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ…………………………………5

1.1. Классный руководитель в современной школе……………………..5

1.2. Направления деятельности классного руководителя в современной школе………………………………………………………………………………..11

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО САМОВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………20

2.1. Понятие самовоспитания школьников……………………………….20

2.2. Самовоспитание школьников в работе классного руководителя……………………………………………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….30

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….33

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире профессиональное будущее каждого зависит во многом от его первых шагов на пути к образованию. Такими шагами являются школьные годы и все знания, навыки, умения, в том числе и самоорганизация, которые дети получают от наставников, в качестве которых выступает классный руководитель. Именно этот человек является тем примером, к которому дети должны пытаться стремиться. Он является примером для подражания и тем ориентиром, который должен качественно направлять навыки для профессионального будущего молодых людей.

Процесс воспитания – это сложный и требующий самоотверженности процесс. Только настоящие профессионалы своего дела могут найти подход к каждому школьнику, направить его на путь саморазвития и самовоспитания. И если в детстве за ребенка принимают решения родители, бабушки, дедушки, классные руководители, старшие братья и сестры, опекуны и т.д., то после окончания школы он сам должен уметь выбирать, принимать решения, осуществлять свой жизненный план, причем успешно и самостоятельно. Для того, чтобы такое положение дел воплотилось в реальность, классный руководитель должен пробудить в школьниках умение собственными силами воспитывать в себе положительные качества, научить не только принимать решения, но и нести за них ответственность.

Актуальность исследуемой нами темы состоит в необходимости понять и принять те положения, которые раскроют секреты рационального подхода к детям и пути, который позволит направить их на путь самовоспитания. Огромное значение для каждого классного руководителя имеет навык подхода к детям, причем не только выслушать их, понять и посоветовать правильное решение проблемы, но также и научить детей разбираться в проблематике собственными силами, научить их жить самостоятельно.

Предметом исследования является роль классного руководителя в жизни школьников и дальнейшем их жизненном пути.

Целью исследования является изучение роли классного руководителя в самовоспитании школьников в современной школе. Для достижения поставленной нами цели, мы решили следующие задачи:

— изучили значение классного руководителя в современной школе;

— рассмотрели направления деятельности классного руководителя в современной школе;

— оценили понятие самовоспитания школьников;

— проанализировали сущность самовоспитания школьников в работе классного руководителя.

Структура работы состоит из введения, трех глав, каждая из которых имеет по два параграфа, заключения и списка использованной литературы. В первой главе мы охарактеризовали деятельность классного руководителя в современной школе. Вторая глава посвящена вопросу организации работы классного руководителя по самовоспитанию школьников.

Теоретической и методологической базой исследования для нас стали монографии, статьи в периодических изданиях, нормативно-правовые акты, а также ресурсы интернета, которые отображают проблематику исследуемой нами темы. В процессе написания работы мы использовали труды таких ученых как В.Р. Ясницкой, Е.Н. Степанова, М.П. Нечаева, О.В. Лишина, Г.К. Селевко, В.П. Созонова и многих других.

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

1.1. Классный руководитель в современной школе

«Зачем приспосабливать ребёнка к системе образования?

Не лучше ли приспособить эту систему к ребёнку?»

Ж.Ж. Руссо

Школа – это то место, без сомнения, где дети должны чувствовать себя комфортно, защищенно и раскрывать свое «Я». Для того, чтобы эти условия существовали в реальности, классный руководитель должен уметь рационально и безошибочно находить подход к каждому отдельному ребенку. В процессе познания характера ребенка, классный руководитель обязан выбрать правильную форму воспитания, которая сможет максимально раскрыть таланты и раскрыться самому ребенку. Воспитание – это не набор неких действий и операций, которым педагога можно обучить, а деятельность, которую педагог должен выстраивать сам, определяя цели, подбирая методы, технологии и средства, сообразуя с имеющими условиями, максимально рефлексируя процесс этой деятельности.

………………………

……………………..

……………………..

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО САМОВОСПИТАНИЮ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Понятие самовоспитания школьников

Способность к нравственному поведению требует больших личных усилий. Человек должен уметь разумно направить свои запросы и склонности, преодолеть противоречия между долгом и мимолетным желанием, совестью и ленью. Самовоспитание связано с определением нравственного идеала и созданием программы личного совершенствования. Идеал предусматривает такие параметры развития индивидуального духовно-морального мира, благодаря которым формируется нравственная цельность личности.[1] При этом возрастает роль сознательных мотивов, добровольности в следовании моральным предписаниям. Превращение морали из внешних требований и механизма регулирования поведения в систему личных ценностей и саморегулирования происходит в процессе глубокого эмоционального восприятия нравственных норм.

………………….

…………………..

………………….

2.2. Самовоспитание школьников в работе классного руководителя

Организация процесса самовоспитания школьников практически на все сто процентов лежит на классном руководителе. Именно с его помощью каждый ученик постепенно учится воспитывать в себе те или иные качества, которые считаются конструктивными в обществе. Процесс организации самовоспитания классным руководителем осуществляется по трем основным направлениям:[1]

[1] Хайлова Е.Г. Самоаудит как способ повышения качества воспитательно-образовательного процесса взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями на этапе перехода к партнерству с ними. // Психологическая наука и образование. – 2013. – №4. – С. 54

……………………

……………………

……………………..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс воспитания – это сложный и требующий самоотверженности процесс. Только настоящие профессионалы своего дела могут найти подход к каждому школьнику, направить его на путь саморазвития и самовоспитания. Классный руководитель – это человек, который является не просто педагогом для своих воспитанников, а личностью, которая должна способствовать их всестороннему успешному развитию, внедрению в социум, раскрытию собственного «Я» и осуществлению собственных целей в жизни. В работе классного руководителя не бывает все гладко, поэтому он должен постоянно совершенствовать свои знания и умения на поприще педагогики, психологии.

…………………….

………………….

………………..

Несмотря на желание классного руководителя приучить ребенка к тем или другим рациональным поступкам, они смогут привыкнуть делать их только в том случае, если им будет подвластен навык самовоспитания. Как современное явление школьной образовательной системы, самовоспитание – это щепетильный процесс формирования личности собственными усилиями и контроль такого формирования каждого отдельного школьника. Самовоспитание является целью каждого классного руководителя, который желает воспитать полноценных членов общества из своих учеников. Для того, чтобы правильно скоординировать работ по формированию стремлений школьника к самовоспитанию, следует уделять много внимания его основным ориентирам, ценностям в жизни.

Сегодня не существует определенный универсальных правил, с помощью который станет возможным научить самовоспитанию каждого ребенка, воспитанника классного руководителя. Процесс самовоспитания во многом зависит именно от классного руководителя. Кроме того, стремление школьника к определенному идеалу, как способ самовоспитания, как правило, основывается именно на поведении классного руководителя. Для того чтобы внедрить ребенку желание самовоспитания, классный руководитель должен изучить его характер и только потом предлагать определенные способы, методы и пути достижения такого процесса.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бахметова М.Р. Функции современного классного руководителя в начальной школе. – Озерск, 2010. – 84 с.
  2. Бренер Д.А., Ичетовкина Н.М. Динамика развития основных направлений работы классного руководителя. // Проблемы педагогики и психологии. – 2012. – №1. – С. 214-218
  3. Буданова Г.П., Буйлова Л.Н. Повышение уровня воспитательной работы в школе. Нормативно-правовые основания деятельности педагогических работников, выполняющих функции классных руководителей. – М.: Школьная книга, 2007. – 328 с.
  4. Воспитательная система класса: теория и практика. / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2005. – С. 46-47
  5. Высоцкая Н.В. Подросток в социуме XXI. //Мир психологии. – 2007. – № 4. С. 56
  6. Горбунова О.И., Суняева Е.М. Современные формы работы классного руководителя с семьей школьника. // VII Международная студенческая научная конференция «Студенческий научный форум 2015». – СПб, 2015. – 441 с.
  7. Губина С.Т., Югова Л.Н., Камалов Р.Р. Практическая психология в деятельности классного руководителя: профилактика суицидального поведения подростков в сети Интернет. – Глазов, 2013. – С. 48-49
  8. Егорычева И.Д. Самореализация подростка: квазифеномен развития или норма возраста // Мир психологии. – 2007. – №4. – С.37-48
  9. Королева Н.Н., Луговая В.Ф., Неговская С.Г. Особенности формирования личности в подростковом возрасте как индикаторы качества образовательной среды. // Психологическая наука и образование. – 2013. – №6. – С.65-73
  10. Кочетов А.И. Актуальные проблемы педагогики. – Рязань, 2011. – 280 с.
  11. Куликова Л.В. Особенности работы классного руководителя в современной школе. // Вестник ИГУ. – 2014. – №9. – С. 20-31
  12. Левитес Д.Г. Теория педагогического целеполагания. // Вестник практической психологии образования. – 2010. – №4. – С.27-38
  13. Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым. – М.: Генезис, 2006
  14. Лишин О.В. Воспитывающее воздействие ведущей деятельности в системе отношений «ребенок – взрослый» на формирование личностной направленности человекаю. // Автореф. д-ра психол. наук. – М., 2005. – 213 с.
  15. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. – М.:АПКППРО, 2006. – 287 с.
  16. Макушина О.П. Психологическая зависимость от родителей в подростковом возрасте. // Вопросы психологии. – 2002. – № 5. – С. 44-47
  17. Нечаев М.П. Диагностика результатов воспитательного процесса в школе: Методическое пособие. – М.: Перспектива, 2008. – 128 с.
  18. Осадчук О.Л. Профессионально надежный педагог: новая личность для нового российского общества. // Психология образования в XXI веке: теория и практика. – 2015. – №1. – С. 44-45
  19. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. – М., 2004. – 355 с.
  20. Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников (школьные технологии). // Народное образование. – 1999. – № 6 – С. 104-127
  21. Селиванова Л.Н. Классный руководитель в реальности современной общеобразовательной школы. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2009. – №15. – С. 171-173
  22. Созонов В.П. Воспитательная система на основе потребностей школьника как фактор гуманизации образовательного процесса школы. // Автореф. дис. кан. педпгог. наук. – Ижевск, 2006. – 197 с.
  23. Степанов П.В. Теория и практика воспитания: разлуки на перекрестках педагогики. – Ульяновск, 2006. – 78 с.
  24. Сулейменова С.М. Конфликтные ситуации в работе учителя. // Автореф. канд. психол. наук. – М., 1981. – 187 с.
  25. Хайлова Е.Г. Самоаудит как способ повышения качества воспитательно-образовательного процесса взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями на этапе перехода к партнерству с ними. // Психологическая наука и образование. – 2013. – №4. – С. 51-56
  26. Шарохина Е.В., Петрова О.О., Долганова О.В. Педагогика: конспект лекций. – М.:ЮНИТИ, 2014. – 310 с.
  27. Ясницкая В.Р. Как сделать класс классным. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2008. – 224 с.