Курсовая работа: Система государственного управления в СССР.

Заказ 124

Цена полной версии курсовой: 400 рублей

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Система управления советским государством за Конституцией 1936 года  5

Глава 2. Система управления советским государством за Конституцией 1977 года  9

Заключение. 19

 

Введение

Актуальность исследования обусловлена социально-политическими преобразованиями российской государственности – ликвидацией советской системы государственного управления и созданием новых органов власти в РФ, то есть историко-политической динамикой, наблюдаемой в конце XX столетия в стране и радикальным образом изменившей российскую государственность в целом.

Проблемам государственной власти в России посвящены многие современные исследования В.М. Баранова, В.М. Ведяхина, И.А. Исаева, Г.В. Мальцева, В.Е. Чиркина, Л.М. Энтина и целого ряда других ученых. Отдельным вопросам государственной власти посвящено значительное число теоретических работ, однако комплексных исследований трансформации государственной системы управления в России от советской к современной крайне мало.

Объектом исследования является система государственного управления в СССР.

Предметом исследования является процесс трансформации государственной системы управления советского периода.

Целью работы является теоретическое осмысление процесса советской системы государственного управления и создания новых органов власти в СССР.

Цель данного исследования достигается путем решения следующих задач:

— охарактеризовать систему управления советским государством;

— выявить особенности государственного управления в СССР в 1936 и 1977 гг.;

При решении задач использовались современные методы научного познания. Опираясь на исторический и логический методы, использовались теоретические формы рассмотрения и изложения материала. Исследование проводилось на основе логической последовательности: от общего к частному, от предыдущего к последующему. Использовался также общенаучный метод анализа и синтеза. Это предопределило выбор системного подхода в качестве ведущего частнонаучного метода.

Работа базируется на трудах правоведов, специализирующихся в области теории права и государства. Особый интерес представили работы, касающиеся трансформации системы государственного управления в 90х годах ХХ века, авторов Ковалева А.М., Косолапова Р.И., Кувалдина В., Пихоя Р.Г., Марковой Е.А., Ноздрачева А.Ф. и других.

Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.


Глава 1. Система управления советским государством за Конституцией 1936 года

Принятие Конституции СССР 1936-го года — это обновление всей конституционной системы Союза, что объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, «полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементом, что сделало возможным значительно расширить пределы социалистической демократии». В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку и введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Статья 127 предусматривала равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы». Также впервые были введены главы, содержащие широкий спектр основных прав и обязанностей граждан. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалось только «в соответствии с интересами трудящихся и в целом укрепления социалистического строя». Помимо политических вопросов в текст Конституции были включены также нормы, утверждающие все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства. Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией. Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отменять противоречащие Конституции акты союзного и республиканских совнаркомов (советов министров).

Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР. Конституция 1936 года была призвана решить новые задачи. К середине 30-х годов ситуация в стране серьезно поменялась: последние очаги сопротивления были окончательно подавлены. В стране установлена система тотального контроля. Партия превратилась из закрытого «ордена меченосцев» в широкий общегосударственный институт, вобравший в себя наиболее активную часть населения. Однако следствием этого стало не прекращение борьбы за власть, а переход ее из межпартийной плоскости во внутрипартийную. К этому времени основную угрозу для сталинского режима представляли не амбициозные неофиты, примкнувшие к партии победителей, а старая «ленинская гвардия». Первые были в основной своей массе лояльны властям и послушно претворяли в жизнь мудрые указы вождя. Вторые, считавшие вождя всего лишь одним из равных, были вечно недовольны. Измененная Иосифом Сталиным Конституция СССР помогла нейтрализовать новых старых врагов — но на этот раз именно благодаря своему показному демократизму. «Ленинскую гвардию» сгубили внедренные в новую советскую Конституцию принципы «буржуазного парламентаризма» — прямые и тайные выборы. Существовавшая до этого многоступенчатая система (уездные советы избирали представителей в волостные, волостные — в губернские и т. д.) позволяла представителям «ленинской гвардии» серьезно влиять на кадровую политику в стране. При открытых голосованиях мнение «героев гражданской войны», «партийцев с дореволюционным стажем» определяло многое. Когда же выборы стали тайными, все стал решать подсчет голосов. А его уже вели новые назначенцы. Завершилось построение индустриального общества, основанного на использовании рабского труда. Любой ребенок на вопрос: — Куда мы идем? — мог четко ответить: — К победе коммунизма.

Фактически идеология была доведена до каждого члена общества, гигантская задача построения индустриального общества за короткий период времени была выполнена успешно. Одновременно все члены общества стали невыездными, что бы чуждая идеология не проникала в умы граждан. Сравнивать условия жизни было не с чем, разве только что с рабским существованием в лагере. Вводится система прописки, как система прикрепления члена общества к определенному месту жительства. В деревнях людям просто не дают паспорта на руки. Россия становится крепостной державой. Тайно вынашивались планы о мировой революции, для чего было оказано содействие Гитлеру (видимо Сталин лелеял надежду на его войну с Англией и Америкой). Россия готовилась к войне и оказалась к ней не готова. Нападение теоретического «союзника» и его последующее мгновенное продвижение вглубь заставило перевезти всю оставшуюся промышленность за Урал и фактически вновь налаживать производство, определенным плюсом было то, что основные запасы стратегического сырья находились глубоко за линией фронта. Соответственно никакого права во время войны не существовало, кроме пожалуй уголовного, да и то выраженного в одной четкой фразе обычно произносимой при расстреле: «по законам военного времени». Война окончилась, но восстановить разрушенную войной систему лагерей (многие из лагерей ушли на фронт, а нового наполнения еще не произошло) не удалось ввиду отсутствия людских ресурсов (значительная часть мужского населения погибла во время войны). Хрущевская «оттепель» была первой попыткой произвести исторический анализ событий произошедших в стране за истекший период времени. Критика существующей идеологии производилась без ее разрушения, и кроме того не предлагалось никакой другой идеологической платформы. Соответственно «самодурство» было расценено соратниками по партии как предательство и произошел «тихий» государственный переворот. С этого момента в России начинает строиться общество нового типа — бюрократическое общество. Доставшаяся в наследство со сталинских времен промышленность неспособна производить товары народного потребления ввиду огромного перевеса тяжелого машиностроения над легкой промышленностью. В стране инфляция и только что отменили «карточки», для уменьшения денежной массы правительство проводит девальвацию и выпускает облигации внутреннего займа. Из облигаций внутреннего займа строится «пирамида», которая потом благополучно разваливается — государство замораживает выплаты по облигациям. В тоже время государство спонсирует прокоммунистические режимы в странах Европы, Азии и на Кубе. В стране возникают зачатки гражданского права, которое фактически не работают, поскольку право собственности отсутствует. В стране декларируются три вида собственности: государственная, колхозная и личная. Взаимоотношения граждан с первой и второй регулируются уголовным правом (так как единственное что может сделать гражданин с данным видом собственности — украсть), а по поводу третьей возникают всякие забавные коллизии фактически правовое регулирование(правовой механизм) подменяется ведомственными и иными инструкциями, существующей практикой и т.п. Если скажем с личными вещами все достаточно понятно, в принципе любой собственник мог в полном объеме использовать свои полномочия — то есть владеть, пользоваться и распоряжаться, то скажем с объектами недвижимости дело обстояло значительно сложнее, в этот же период возникает административное право (раньше не было необходимости в его возникновении, фактически все правонарушения были преступлениями) как система норм, описывающая отношения человека и общества.

В связи с отсутствием гражданского права и рыночных отношений, а так же постепенного развития легкой промышленности возникает необходимость в построении системы распределения(всего, начиная от сырья, и кончая квартирами и носками для сельпо) для обслуживания увеличившегося товарооборота. Старая система, построенная в 30-40 годах, годилась только для промышленности. Министерства и ведомства плодятся как грибы после дождя, фактически создается саморегулирующаяся система распределения товаров. В связи с нехваткой некоторых товаров создаются очереди. Система распределения товаров начинает не только распределять товары, но и делать заказы на производство новых партий. Отсутствие конкуренции отрицательно сказывается на качестве товаров народного потребления. Система колхозов показала полную неспособность организовать производство сельхоз — продукции, растет импорт продовольствия.

Глава 2. Система управления советским государством за Конституцией 1977 года

Заключение

Итак, в работе был рассмотрен период советской системы государственной власти.

В ходе исследования выяснено, что Советский Союз являлся одним из наиболее централизованных государств в мире. Основой системы была КПСС, обладавшая монополией на политическую власть. Партийная и государственная вертикаль были построены по принципу строгой иерархичности и подчинения нижних уровней верхним. Эта система дополнялась мощным репрессивным аппаратом, поддерживавшим работоспособность государственной машины.

К 1990 м годам советская система государственного управления потерпела крах. Причинами этого явились различные факторы, одним из основных стала деградация партийно-идеологической системы, вытеснение профессиональных управленцев в государственных структурах партийными работниками и нарушение равновесия в системе государственного управления.

Появление в 1990 году многопартийности, создание института Президента, наделение его большими управленческими полномочиями и выведение его из-под контроля КПСС привело в потере коммунистической партией монополии на государственную власть. В результате мрачных событий 1991-1993 гг. («августовский путч» 1991 г., «Беловежское соглашение», обстрел парламента в октябре 1993) Советский Союз рухнул, а с ним и советская система государственной власти. Вышеназванные события привели к резкому усилению института президентской власти, что в последующие годы имело для всей системы государственного управления самые серьезные последствия, что, в конечном счете, привело к окончательной ликвидации государственной системы Советов.

В итоге, распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были: в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»; в политической области — запрет КПСС и КПРСФСР (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября — 4 октября 1993 года).

Ликвидация советской системы государственной власти являлась неизбежным этапом, так как коррумпированность и бюрократизация партийной элиты сделала эту систему малоэффективной. Однако я воспринимаю ликвидацию СССР как драму русского народа, навязанную прозападной политикой, так как проблему эффективности управления государством можно было решить путем обдуманных и просчитанных действий, а не военных переворотов и поспешных реформ, приведших страну к затяжному кризису, отголоски которого слышатся до сих пор.

 

Список литературы

Нормативные акты:

  1. Конституция СССР в редакции Закона СССР от 1 декабря 1988 г. № 9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР»
  2. Закон РСФСР О Президенте РСФСР от 24 апреля 1991 г. / Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. — 1991. — Ст. 512.

Справочная литература:

  1. Философский словарь. под ред. И. Т. Фролова. — М.: Издательство политической литературы, 1987. – С. 158.

Учебная литература:

  1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. — М., 1998. — С. 390
  2. История государственного управления в России: учебник для И90 студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление» / Под ред. А.Н. Марковой, Ю.К. Федулова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. — 319 с.

Монографии:

  1. Ковалев А.М. Институт Президента в системе разделения властей (Сравнительныйопыт Франции и России): автореф. дис…. канд.юрид. наук / А.М. Ковалев. — М., 1998. – 98 с.
  2. Коржихина Т.П. История российской государственности. — М., 1995. – 321 с.
  3. Косолапов Р.И. Горбачевский терминдор //КПСС: взлет и крушение. Компартия России: начало биографии. Современный этап коммунистического движения в России. — М.: Былина, 1999. – 450 с.
  4. Кувалдин В. Президентство в контексте российской трансформации //Россия политическая /Под общ. ред. Л.Шевцовой; Моск. центр Карнеги. — М.: 1998. – 190 с.
  5. Пихоя Р.Г. Советский Союз: история власти. 1945 — 1991. — М., 2002. – 240 с.
  6. Политическая история: Россия — СССР — Российская Федерация. В 2 т. — М., 1999. – 311 с.

Периодические издания:

  1. Маркова Е.А. Становление российской государственности в 90х гг. ХХ века // Вестник ЧитГУ. – 2008. — №4. – С. 98-106.
  2. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации // Государство и право. — 2006. — № 1. — С. 15.
  3. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России. — М., 1994. – 342 с.

Сборники:

  1. Ершова Н. С. Трансформация правящей элиты России в условиях социального перелома // Альтернативы общественного развития / Общ. ред. Заславской Т. И., Арутюнян Л.А. М., 2004. — С. 151–155.
  2. Жиделев В.А. Изменение политического режима в России в период «перестройки» // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева / Отв. ред. Р.Л. Хачатуров. — Серия: Юриспруденция. — Тольятти, 2007. — С. 116-123.

Интернет-источники:

  1. История и современность: уроки российской истории // http://www.lennor.ru/content/view/7/17/1/9/lang,ru/