Курсовая работа: Соотношение мотивации социального одобрения и успеваемости старшеклассников.

Заказ 469

Цена полной версии курсовой работы: 900 рублей

Содержание.

Введение. 3

Глава I. Теоретический анализ проблемы мотивации у старшеклассников в психолого-педагогической науке. 6

1.1 История развития и современные представления о мотивации в психологии  6

1.2 Особенности мотивационной сферы старшеклассников. 12

1.3 Мотивация социального одобрения и процесс ее формирования у старшеклассников. 15

1.4 Роль успеваемости старшеклассников в формировании мотивации социального одобрения. 17

1.5 Краткие выводы по главе I 19

Глава II. Эмпирическое исследование соотношения мотивации социального одобрения и успеваемости старшеклассников. 20

2.1 Организация психодиагностического исследования. 20

2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования. 24

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 30

Приложение 32

Введение

Актуальность исследования. Проблема учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Среди всех понятий, которые используются в психологии для объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающееся систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Исследование мотивации особенно важно в школьном возрасте. Переход от младшего возраста к старшему сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Возникают различные конфликты эмоциональной и волевой сферы школьника, которые отражаются на учебном процессе в целом. Поэтому организация мотивации учебной деятельности должна быть направлена в большей мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно, одобрение. С помощью мотивации одобрения осуществляется выработка чувства уверенности, интереса по отношению друг к другу, к предмету, к стремлению самоутвердиться, страх получить плохую отметку.

Многие исследователи уделяли большое внимание изучению мотивов, так, например, исследуя отношение школьников к учению, Л.И. Божович установила, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников. Своеобразное понимание мотивации характерно для гештальтской психологической школы. К.Левин разработавший методику экспериментального изучения мотивов, понимал их как нечто самостоятельное. В теории Д.К. Маккеланда говорится о том, что все без исключения мотивы и потребности человека приобретаются, формируются при его онтогенетическом развитии. А.Н. Леонтьевым и С.Л. Рубинштейном было разработано понятие «мотив», одно из ключевых понятий психологической теории. Вопросам мотивации посвящено большое количество монографий, как отечественных ( В.Г. Асеев; В.К. Вилюнас; Е.П. Ильин; В.И. Ковалев; М.Ш. Магомед-Эминов; В.С. Мерлин; П.В. Симонов; Д.Н. Узнадзе; А.А. Файзуллаев; П.М. Якобсон), так и зарубежным (А. Адлер; Дж. Аткинсон; К. Мадсен; А. Маслоу и др.) авторов.

Объектом исследования является личность школьника старшего возраста.

Предметом исследования мотивация социального одобрения и успеваемость старшеклассника.

Цель исследования – исследовать соотношение мотивации социального одобрения и успеваемости школьника.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы исследования соотношения мотивации социального одобрения и успеваемости школьника.
  2. Подобрать психодиагностические методики по изучению уровня мотивации социального одобрения старшеклассников, провести их, с помощью методов математической обработки данных определить соотношение мотивации социального одобрения и успеваемости школьников.
  3. Разработать методические рекомендации для педагогов по повышению успеваемости старшеклассников с учетом их мотивационных особенностей.

Гипотеза: заключается в предположении о том, что успеваемость старшеклассников соотносится с мотивацией социального одобрения. В частности, если мотивация одобрения успеха развита на среднем уровне, то успеваемость старшеклассников будет высокой.

Методы и методики: наблюдение, тестирование, анализ материалов учебного заведения, методы математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

База исследования. Исследование было проведено в МБОУ СОШ №23. В исследовании приняли участие 18 старшеклассников. Из них 13 девушек, 5 юношей, 11А класс.

Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении определены основные параметры исследования: объект, предмет, цель, задачи, гипотеза.

В теоретической главе исследуются проблемы мотивации социального одобрения и успеваемость старшеклассников.

В практической главе проводится анализ эмпирического исследования и формулируются выводы.

В заключении даются основные выводы по результатам проведенного исследования.

Список литературы состоит из 20 источников. Общее количество страниц без приложений 31. В тексте курсовой работы содержится 2 таблицы.

Глава I. Теоретический анализ проблемы мотивации у старшеклассников в психолого-педагогической науке

  • История развития и современные представления о мотивации в психологии

Многочисленные теории мотивации стали появляться еще в работах древних философов. В настоящее время таких теорий насчитывается уже не один десяток. Чтобы их понять, важно знать предпосылки и историю их возникновения.

Первыми, собственно мотивационными психологическими теориями следует считать возникшие в XVII—XVIII вв. теорию принятия решений, объясняющую поведение человека, и теорию автомата, объясняющую поведение животного.

Развитие теории автомата соединилось с идеей рефлекса как механического, автоматического, врожденного ответа живого организма на внешние воздействия. Раздельное, независимое существование двух мотивационных теорий: одной — для человека, другой — для животных, поддержанное теологией и разделением философий на два противоборствующих лагеря — материализм и идеализм,— продолжалось вплоть до конца XIX в. [15]

……………………..

…………………….