Курсовая работа: Социальные технологии, используемые при решении проблем детей и семьи на примере ГБУ ЦСО «Троицкий»

Заказ 175

Цена полной версии курсовой: 900 рублей

Содержание:

Введение. 4

ГЛАВА 1. Общие технологии социальной работы с инвалидами   6

1.1 Приоритетные направления социальной работы с инвалидами. 6

1.2 Адаптационное обучение инвалида и его семьи. 9

1.3 Обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации. 11

ГЛАВА 2. Социальные технологии, используемые при решении проблем детей и семьи на примере ГБУ ЦСО «Троицкий». 28

2.1 Социальная реабилитация инвалидов. 28

2.2 Основные принципы социальной работы с инвалидами. 33

Заключение. 36

Список литературы.. 38

 

Введение

Современное состояние экономической и социальной сферы России свидетельствует о том, что неотъемлемой частью преобразований, происходящих в стране, стала социальная незащищенность населения. И в первую очередь она затронула такой слой населения, как инвалиды.

Особую актуальность тема исследования приобрела на современном этапе развития государства. Необходимость более пристального внимания к данной категории обусловлена не только их высокой численностью, но и объективной ограниченностью их возможностей к полноценному участию в жизни общества, к труду, к самообслуживанию.

В Российской Федерации, как и во всем мире, наблюдается рост числа инвалидов. По данным министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой на август 2011 года, численность инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах.

Статистические данные и результаты многочисленных исследований неопровержимо доказывают, что это одна из категорий населения, нуждающихся в особой поддержке государства.

В научной литературе и социальной практике сложились разные подходы к выбору технологий работы с данной категорией населения (Акатова, Дивицина, Зозуля, Курбатова, Холостова).

Цель исследования: раскрыть содержание технологий социальной работы с инвалидами.

Объект исследования — технологии социальной работы с инвалидами.

Предмет исследования — особенности комплексной социальной работы с инвалидами в условиях центра социального обслуживания населения.

Задачи:

— раскрыть особенности технологий, применяемых в работе с инвалидами.

— рассмотреть возможности социально-реабилитационного центра в осуществлении комплексной социальной реабилитации инвалидов.

Методы исследования: наблюдение, анализ научной литературы, сравнение, обобщение.

 

ГЛАВА 1. Общие технологии социальной работы с инвалидами

1.1 Приоритетные направления социальной работы с инвалидами

Вся сложность и многоаспектность проблем инвалидов и их семей в значительной степени находит отражение в социально-экономических технологиях работы с инвалидами, в деятельности системы государственного социального обеспечения.

Остановимся на социально-реабилитационной работе с инвалидами, обсудим некоторые принципы и направления данной работы.

Заключение

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как определенной целостности. Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе — они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными науками — социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальной работе может быть самой разнообразной, т.к. технологии в социальной работе могут быть классифицированы по различным основаниям.

Разработка и применение технологий будут зависеть от дифференциации объекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические, психологические особенности, характеристики и специфические проблемы, присущие ему на конкретном этапе жизненного пути.

Для успешного решения социальных проблем необходимо системное применение на практике социальных технологий квалифицированными специалистами.

 

Список литературы

  1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.И. Акатов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 368с.
  2. Аксенова, Л. И. Социальная педагогика в специальном образовании [Текст]: Учеб/ пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.И. Аксенова. — М.: Издательский центр « Академия», 2011. — 192с.
  3. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей инвалида [Текст]: Учебное пособие / Н.Ф. Дементьева, Э. В. Багаева — 2-е изд. — М.: Феникс , 2012 г.
  4. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с детьми группы риска [Текст]: Краткий курс лекций / Н.Ф. Дивицына. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010 г. — 351с.
  5. Дивицына, Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками [Текст] : Конспект лекций/ Н.Ф. Дивицина. — Ростов н/Д : «Феникс», 2009 г. — 285с.
  6. Дивицина, Н.Ф. Семьеведение [Текст]: Учеб. пособие / Н.Ф.Дивицина. — М.: Изд-во ВЛАДОС — ГПСС, 2012 г. — 325с.
  7. Конституция Российской Федерации, 2011 г.
  8. Комплексная реабилитация инвалидов [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.В. Зозули. — М.: Издат. Центр «Академия», 2011 г. — 304с.
  9. Курбатов, В. И. Социальная работа для студентов вузов [Текст]: Учебное пособие / В. И. Курбатов.- Изд. 2-е.- Ростов н/Д: Феникс,2009 г. — 576с.
  10. Современная энциклопедия социальной работы [Тест] / Под Ред. Академика РАН В.И.Жукова — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Издательство РГСУ, 2011 г. — 412с.
  11. Содержание и методика социальной работы [Текст]: учеб. пособие для студентов / Под ред. Профессора Е.А Сигиды. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 г. — 346с.
  12. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями в семье [Текст] / О.В. Солодянкина. — М.: АРКТИ. – 2012 г. — 80с.
  13. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие / Под ред.д.п.н. Проф. Н.Ф. Басова.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2009. — 364с.
  14. Справочник социального работника / В. Д. Альперович ( и др.) [Текст]: / под общ. ред. Е. П. Агапова, В. А Шапинского. — Ростов н/Д.: Феникс, 2011 г. — 336с.
  15. Справочник социального педагога [Текст]: защита детства в Российской Федерации / Т. Н. Поддубная ,А. О. Поддубный ; науч. ред. Н.Р.Чумичева. — Ростов н/Д: Феникс,2012 г. — 473с.
  16. Технология социальной работы [Текст]: Учеб. пособие / Под ред. И.Г.Зайнышева. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009. — 240с.
  17. Технологии социальной работы [Текст]: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2011 г. — 400с.
  18. Холостова, Е. И. Социальная работа [Текст]: Учебное пособие -3-е изд / Е.И. Холостова. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011 г. — 668с.
  19. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное пособие / Е. И. Холостова. — 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К» , 2009. — 240с.
  20. Холостова, Е.И. Социальная реабилитация: Учебное пособие/ Е.И.Холостова, Н.Ф. Дементьева, М.: Дашков и К, — 2012 г. — 340с.
  21. Черницкая, А.А. Технология социальной работы [Текст]: Учебник / А.А. Черницкая и др. — Ростов н/Д.: «Феникс», 2011 г. — 400с.
  22. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Е.Р. Ярская-Смирнова, Е.К. Наберушкина. СПБ.: Питер, 2011 г.
  23. Федеральный закон от 2 августа 1995г. № 122-ФЗ « О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
  24. Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  25. Питерси, М. Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» / Питерси М., Трилор Р. — Мн.: Издательство БелАПДИ, 2010. — 150 с.
  26. Преодолевая проблемы инвалидности: Программа Лиен. М.: Издательство Института социальной работы Ассоциации работников социальных служб, 2009. — 230 с.
  27. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2008. — №1. — С. 52-61.
  28. Сафронова, В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сафронова В.М. — 2-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009 г. — 240с.
  29. Саяпин, И.Г. VII Державинские чтения. Экономика. Социальная работа. История: Материалы науч. конф. преподавателей и аспирантов. Февр. 2002г. / Редкол. И.Г. Саяпин и др. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2010 г. 226с.
  30. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2010. — №2. — С. 51-56.
  31. Танюхина, Э.И. Комплексная реабилитация детей с основными инвадизирующими заболеваниями в условиях центра реабилитации // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. – 2009. — №4. – с. 45-54.
  32. Ткачева, В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2011 г. — №1.
  33. Холостова, Е.И. Социальная работа: Учебное пособие / Холостова Е.И. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2009. — 688с.
  34. Холостова, Е.И. Социальная работа с семьей: Учебное пособие / Холостова Е.И. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2010 г. — 212с.
  35. Холостова, Е.И. Технологии социальной работы / Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. — М.: ИНФРА-М, 2009 г. — 400с. — (Серия «Высшее образование»).
  36. Целок Д.В. Программа «Инклюжен»: Новая модель социализации инвалидов в учебных заведениях США // Дефектология. — 2010. — №5. — С. 106-111.
  37. Шалтина, Л.А. Работа специалистов с родителями детей-инвалидов // Социальное обслуживание. – 2009. – №3. – с. 90-92.
  38. Щеглова, С.Н. Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование: Учеб. практикум / Щеглова С.Н. — М., 2012 г. — 235с.
  39. Юдакова, С.В. Точка опоры: опыт работы с родителями в процессе реабилитации детей-инвалидов // Работник социальной службы. – 2012 г.- №3. – с. 38-46.
  40. Ялпаева, Н.В. Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями / Н.В. Ялпаева; М-во труда и соц. развития Рос. Федерации и др. — М.: Просвещение, 2012 г. — 480с. — (Президентская программа «Дети России»).