Курсовая работа: Сочетание науки и искусства в теории и практике управления (на примере предприятия «Строймир»)

Заказ 095

Цена полной версии курсовой: 700 рублей

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические подходы к управлению как совокупности

науки и искусства…………………………………………………………..5

1.1. Развитие научного содержания управления…………………………5

1.2. Понятие искусства в управлении…………………………………… 9

Глава 2. Анализ практики управления на предприятии ИП «Зубрилин»,

представительства ООО «Строймир» в г. Миассе………………………14

2.1.Краткая характеристика деятельности предприятия………………14

2.2. Анализ компонентов науки и искусства в практическом

управлении предприятием……………………………………………….19

Заключение………………………………………………………………..27

Список литературы……………………………………………………….28

Приложение

 

Введение

 

В современных экономических условиях становится особенно важной роль эффективного управления. Практически невозможно представить нынешнюю систему разделения труда без координации со стороны менеджеров, то есть специально обученных лиц, специализирующихся на регулировании процессов деятельности предприятия.

Специалисты в области менеджмента считают, что управление, являясь частью политических, экономических, технологических, социальных и этических систем, основывается на собственных концепциях, принципах и методах, составляющих его научно-методический фундамент. [8, c.12]

Cамо понятие управления людьми и процессами известно с незапамятных времен. По мнению ученых, «управление – древнейшее искусство и новейшая наука» [6, c.54]. Осознание способности эффективно применять личные качества и накопленный жизненный опыт в практике руководства людьми и событиями сформировало понятие об управлении как об искусстве еще в глубокой древности.

Понятие процесса управления как искусства основывается на том, что на деятельность любой организации оказывают влияние как внутренние, так и внешние факторы. Один из главных факторов управления – люди, работающие в организациях – требует не только научного подхода, но и определенного искусства применения этих подходов. [6, c.55] Все это определяет актуальность выбранной темы, особенно в современных условиях развития предпринимательства.

Вопросам изучения управления как сочетания науки и искусства посвящено достаточно много работ, как зарубежных, так и отечественных авторов. Теоретической основой для написания данной работы послужили труды зарубежных ученых — Тейлора Ф., Файоля А., Друкера П., Котлера Ф., Мескона М., а также отечественных исследователей – Гольдштейна Г.Я., Добрынина А.И., Кнорринга В.И., Филоновича С.Р. и других.

Объектом исследования в данной работе является организация управления на предприятии ООО «Строймир». При этом предметом исследования является управленческий труд как сочетание компонентов науки и искусства.

Основной целью исследования является изучение – сквозь призму рыночного подхода – вопросов эффективного сочетания компонентов в организации управленческого труда с точки зрения теоретических подходов и практических ситуаций в деятельности ООО «Строймир». В ходе достижения данной цели были определены соответствующие задачи:

1.Изучение теоретических подходов к сочетанию науки и искусства в управлении;

2.Детальное рассмотрение научных компонентов и элементов искусства в управленческой деятельности;

  1. Анализ практического процесса управления предприятием ООО «Строймир» как сочетания компонентов науки и искусства;
  2. Выводы о состоянии управления данным предприятием.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из теоретической главы и практической главы о деятельности предприятия, заключения и библиографического списка.

Основными источниками для написания работы послужили: теоретическая и учебная литература, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, результаты практических исследований, прочие актуальные источники информации.

Написание работы на базе практической деятельности ООО «Строймир» позволило более глубоко ознакомиться с сущностью управленческого труда и организацией управления, в том числе научными компонентами и элементами искусства в деятельности руководителя.

Глава 1. Теоретические подходы к управлению как совокупности науки и искусства

1.1. Развитие научного содержания управления

В рыночной экономике основной формой управления является менеджмент. Согласно одному из многочисленных определений, «менеджмент (от англ. managment — управление) – это система принятия и реализации решений, направленных на достижение оптимального, то есть наилучшего из возможных, варианта использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов фирмы». [4, c.65]

История самого понятия управления началась и развивалась одновременно с появлением и развитием человеческого общества. Определенные идеи о разделении труда и правильном распределении рабочий силы и полномочий были высказаны еще в трудах древних мыслителей – Платона и Сократа. Первые описания рекомендаций для работы управляющих приводятся в работах Катона Старшего. Он описал, как управляющие отчитывались перед владельцем о проделанной работе и делали ему отчеты о прибылях по сравнению с предыдущими результатами. Таким образом, идеи о том, как правильно организовать ту или иную работу, были высказаны задолго до формирования управления в качестве самостоятельной дисциплины. [8, c.11]

История возникновения управления или менеджмента базируется на опыте, собранном далекими предками. Было подмечено, что пользуясь определенными правилами разделения труда и правильной мотивацией, любая деятельность начинала приносить гораздо лучшие результаты. С годами основные принципы не изменились, а лишь с каждым витком развития цивилизации стали обрастать дополнениями и новыми подходами к подчиненным.

Основанная на опыте общественного развития наука управления получила один из первоначальных импульсов с появлением промышленного производства. Ученые выделяют так называемый индустриальный период с 1776 года по 1890 год, когда управление трудом было классифицировано и разделено по формам труда Адамом Смитом. Менеджмент начинает становиться учением, и его активно применяют в управлении, как производством, так и государством. [4, c.67]

В следующий, так называемый период систематизации, с 1856г. по 1960г. менеджмент активно и стремительно развивается, появляются новые учения и подходы к вопросам эффективного управления, начинается отсчет истории развития менеджмента как науки, появляются первые менеджеры – представители владельца на рабочих местах. В это время потребности промышленного развития приобретают такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт товаров, выход на рынки большой емкости, появление мощных корпораций. [3, c.25]

Появившиеся огромные промышленные предприятия нуждались в рациональной организации производственных процессов, в эффективной работе служб и подразделений в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Официальными основоположниками школы научного менеджмента считаются: американец Фредерик Уинслоу Тейлор, который был инженером-практиком и менеджером на различных промышленных предприятиях, и француз Анри Файоль. Многие идеи Тейлора были положены в основу менеджмента как науки. Так, например, Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих, в числе которых научный подход к выполнению каждого элемента работы; к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими и разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими. [12, c.58] Вклад Тейлора в науку управления производством высоко оценил впоследствии современный гуру менеджмента Питер Друкер.

Файоль, в свою очередь, сформулировал основные постулаты так называемой классической или административной школы менеджмента. По его мнению, основные обязанности менеджера – предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать и контролировать, которые в наше время трансформировались в классические функции менеджмента – планирование, организацию, мотивацию и контроль. [12, c.68]

Дальнейшее научное развитие менеджмента сопровождалось развитием различных научных школ, среди которых можно назвать школу экономических отношений (основатель Элтон Мейо), школу поведенческих наук и другие, что уже соответствовало развитию управления в качестве научной дисциплины. [18] Основные этапы развития науки управления отражены в виде таблицы в Приложении 1.

Современный, так называемый информационный период развития менеджмента как науки, начинается с 1960г. и продолжается до сегодняшнего дня. Говоря о современном вкладе в науку менеджмента, необходимо особо отметить работы Питера Фердинанда Друкера, который впервые заявил о том, что менеджер – это самый дорогостоящий ресурс предприятия, играющий исключительную роль в его деятельности. [17]

В наши дни логический процесс управления можно выразить математически, используя вычислительную технику. На этих возможностях основан количественный подход к науке менеджмента. Количественный подход опирается на экономико-математические методы, и суть его заключается в исследовании управленческих операций и создании управленческих моделей. Другими современными подходами в научном развитии управления являются также следующие: [11, c.14]

  • процессный подход, рассматривающий процесс управления как общую сумму всех функций;
  • системный подход, рассматривающий объекты, как системы взаимозависимых частей;
  • ситуационный подход, сущность которого заключается в увязке приемов и концепций управления с конкретными ситуациями.

В настоящее время происходит пересмотр внутренних структур организаций, в истории развития менеджмента появляются новые формы внутреннего планирования: имитационное моделирование, метод анализа, математическая оценка управленческих решений. Без этих форм не обходится ни одно современное направление науки.

Отдельным направлением современной науки менеджмента является изучение национальных моделей управления. Так, например, исследователи выделяют, в первую очередь, японскую и американскую модель управления. Отечественные ученые рассматривают особенности формирования российской модели управления. Знание основ национальных моделей управления помогает выделить наиболее эффективные методы и приемы, а также содействует в сотрудничестве на международном уровне.

Заключение

Современное динамичное состояние рынка предъявляет все более высокие требования к деятельности предприятий. Эффективное управление бизнес-структурой предполагает разносторонний подход к процессу менеджмента, как к сочетанию науки и искусства.

Существование управления людьми и процессами известно человечеству с древних времен, но только в XVIII-XIX вв. оно начало развиваться как научная дисциплина. В наши дни управление является особым видом труда, который должен обеспечить координацию деятельности, как отдельных участников труда, так и коллектива в целом. Все это обуславливает необходимость научных подходов к формированию эффективного управления и наличие у менеджеров определенной суммы знаний в данных сферах деятельности.

Искусство управления выражается в том, что одни и те же полученные знания могут быть воплощены в практическую деятельность по-разному, в зависимости от личных характеристик руководителя, его опыта, а также условий деятельности.

На основе изучения теоретических основ было предпринято исследование сочетания науки и искусства в практическом управлении предприятием «Строймир».

Были выбраны критерии оценки научности и искусства управления предприятием. Для исследования были использованы методы наблюдения, комплексного анализа, экспертной оценки.

В результате исследования, было выявлено, что экспертная оценка научности управления предприятием составляет 62,8% от максимальной, тогда как оценка искусства управления составила 93,2%. То есть, в настоящее время эффективность руководства в первую очередь определяется искусством управления директора предприятия, его опытом и личностными качествами.

Список литературы

     Законодательные документы

  1. Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

   Теоретическая и учебная литература

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1999. — 289 с.
  2. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог: ТРТУ, 2003. — 278 с.
  3. Добрынин А. И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. М..: Прогресс, 2004. — 422 с.
  4. Друкер Питер, Ф. Энциклопедия менеджмента. М.: Вильямс, 2004. -432 с.
  5. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. СПб.: Питер, 2001. — 316 с.
  6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. СПб.: Питер, 2006. — 464 с
  7. Лапыгин Ю. Стратегический менеджмент.  М.: Эксмо, 2008. – 398 с.
  8. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 2000. – 350 с.
  9. Романенко И.В. Управление персоналом. СПб.: Питер, 2000.- 287 с.
  10. Симионова Л. Стратегический менеджмент. М., Прогресс, 2007.-312 с.
  11. Файоль А., Эмерсон Ф., Тейлор Ф., Форд Г. Управление – это наука и искусство. М.: Республика, 1992.- 487 с.
  12. Филонович С.Р. Лидерство и практические навыки менеджера. M.: ИНФРА-М, 2004.- 328с.
  13. Яхонтова Е.С. Эффективность управленческого лидерства. М.: ТЕИС, 2002. — 132 с.

Статьи в периодических изданиях

  1. Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание. // Менеджмент в России и за рубежом. – № 5-2008.
  2. Смирнова В. Г. Менеджмент как искусство. // Проблемы теории и практики управления. №4 -1993.

Электронные ресурсы

  1. Что такое бизнес по Питеру Друкеру. — http://corpsys.ru/Articles/Strategy
  2. http://www.sb-manage.ru – сайт о менеджменте

Другие источники

  1. Бизнес-план ИП «Зубрилин» (представительство ООО «Строймир» в г. Миасс)