Курсовая работа: Структура самосознания у старшеклассников

Заказ 399

Цена полной версии курсовой: 1200 рублей

Содержание

Введение. 2

Глава 1. Проблема самосознания в психологии. 8

1.1 Понятие самосознания. 8

1.2. Различные подходы в определении структуры самосознания. 11

Глава 2. Эмпирическое исследование структуры самосознания у старшеклассников  15

2.1. Характеристика выборки и методы исследования. 15

2.1. Особенности связи Я-концепции с картиной жизненного пути. 18

2.3. Особенности связи Я-концепции с картиной жизненного мира. 22

2.4. Особенности связи картины жизненного пути с картиной жизненного мира  25

Выводы.. 27

Заключение. 29

Список литературы.. 31

Приложение 1. 33

Приложение 2. 35

Введение

Актуальность темы исследования.

События, которые происходят на данный момент в современной России, говорят о трансформации общества, о трансформации его духовных ценностей, что способствует в дальнейшем выявлению новых первостепенных задач абсолютно во всех сферах общества, в особенности сферы образования. [1] Одним из основных направлений современного образования является творческое направление, которое дает возможность реализовать все свои способности и желания и в тоже время способствует формированию самостоятельной, ответственной личности.

Педагогика нынешнего времени, в том числе методика преподавания, учитывает интересы социализирующегося общества, поэтому в структуре своей дисциплины отвечает всем требованиям, касающимся гуманизации и демократизации образования, как высшего, так и общеобразовательного. Социальная педагогика и педагогика в целом максимально ориентирует общество на реализацию, осуществление формирования самостоятельной личности, которая обладает комплексом индивидуальных черт, позволяющих критически мыслить и воспринимать различные точки зрения.

Педагогический процесс, представляющий собой, прежде всего, процесс воспитательный, как правило, направлен на формирование и становление самосознания обучающихся, а также независимого мировоззрения, которое дает возможность в дальнейшем создать наиболее благоприятные условия для развития его индивидуальных особенностей.

Энциклопедическим словарем самосознание определяется как осознание, оценка человеком, в данном случае обучающегося, своего мировоззрения, интересов, мотивов поведения, комплексная оценка самого себя.

Самосознание человека носит общественный характер, т.е. определенную меру и исходный пункт отношения человека к самому себе, а также окружающему его обществу, соц.группам, что говорит о его сложной структуре как таковой.

Развитие самосознание имеет целенаправленный характер, включающий в себя базовые элементы: самовоспитание и воспитание в школе, в семье, в детских и юношеских самодеятельных организациях.

Социальные связи, взаимоотношения в социальных группах, собственная самооценка, саморегуляция, самоконтроль, самоорганизация и самостоятельность – вот основные критерии, предполагающие познание не только мира, но и самого себя в нем.

По своим способностям и характеру воспитания дети в школе разительно отличаются, поэтому одной из важнейших задач нынешней педагогики является создание максимальных условий для успешной реализации и самореализации каждого обучающегося, в соответствии с его склонностями и способностями.

Как проявится самосознание учащихся   как будущего члена общества – вот те значимые проблемные вопросы, которые будоражат общественность.

Современные психологи отметили, что к периоду активного погружения в освоение окружающей действительности относятся обучающиеся более старшего школьного возраста (15-17 лет).

В этот период у детей вырабатываются относительно устойчивые мировоззренческие принципы и установки, своеобразные стереотипы поведения, что, следовательно, делает процесс развития как личности более значимым для развития самосознания.

Многочисленная база психолого-педагогической литературы и опыт современных педагогических и психологических школ демонстрирует, что в сравнении с позитивными моментами имеются и серьезные противоречия в данном вопросе и показывает неиспользованные возможности по развитию самосознания старшеклассников.

Следует отметить, что противоречия присутствуют между возрастным развитием детей и неготовностью учителей содействовать им в данной проблеме при изучении каких-либо учебных курсов; противоречия межу необходимостью развития самосознания обучающихся и неспособностью применять методики для индивидуального подхода к обучению детей или вовсе отсутствием этих методик. [2]

Психологические опросы, проведенные специалистами (А.К.Дусавицкий, Г.А. Цукерман и др.) дали возможность определить, что многие старшеклассники испытывают серьезные трудности в становлении «образа-Я», личностного самосознания и его структурных компонентов. К причинам неготовности к формированию или вовсе задержки в развитии самосознания школьников относятся неразвитость собственного мышления, отсутствие образно-эмоционального восприятия прогрессивных гуманистических идей в различных творческих или научных направлениях детей в силу недостаточности историко-культурных знаний, отсутствие видения причинно-следственных связей явлений и процессов, проблемы социального развития.

Объект исследования – старшеклассники.

Предмет – структура самосознания.

Структуру самосознания мы рассматриваем в индивидуальностной концепции самосознания. В индивидуальностной концепции самосознания выделяют три основных компонента самосознания: Я-концепция, субъективная картина жизненного пути, субъективная картина жизненного мира. Четвертый компонент самосознания субъективная картина самости возникает как синтез трех указанных компонентов самосознания на более поздних этапах жизни человека. Знание своей самости, предполагает знание истинного себя, истинных тенденций и потенций во всех их противоречиях. Не каждый человек достигает высшего уровня самосознания и рефлексии, т.е. субъективной картины самости. Методы исследования субъективной картины самости пока не разработаны. На выборке юношеского возраста мы остановимся на исследовании связей между тремя компонентами самосознания.

Цель исследования: выявить особенности связи структурных компонентов самосознания у старшеклассников.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1) провести теоретический анализ темы исследования;

2) выявить особенности связи Я-концепции с субъективной картиной жизненного пути и субъективной картиной жизненного мира;

3) выявить особенности связи субъективной картиной жизненного пути с субъективной картиной жизненного мира.

Гипотезы исследования: наша работа направлена на эмпирическую проверку индивидуальностной концепции самосознания, соответственно составляющие самосознания, выделяемые в указанной концепции, должны иметь согласованные изменения друг с другом (коррелировать). Частные гипотезы: 1) в Я-концепции доминируют Я-образы личности в позитивной аспекте (Я-позитивное) и в настоящем времени (Я-настоящее); 2) психологический возраст имеет доминирующий характер во взаимосвязях Я-концепции с субъективной картиной жизненного мира.

Методики: Оценивание пятилетних интервалов – ОПИ (Е.И.Головаха, А.А.Кроник), Каузометрия (Е.И.Головаха, А.А.Кроник), Опросник «Социально-психологический анализ индивидуальной модели мира» — СПАИММ (Г.Н.Малюченко, В.М.Смирнов), Тест М. Куна и Т. Макпартлэнда «Кто Я?» (интерпретация по схеме Р.А.Ахмерова).

Методологической основой нашей работы является психобиографический каузометрический подход (Р.А.Ахмеров, Е.И.Головаха, А.А.Кроник), индивидуальностная концепция самосознания (Р.А.Ахмеров).

Теоретическая значимость нашей работы заключается в эмпирической проверке положений каузометрического подхода в исследовании жизненного пути человека.

Практическая значимость определяется пополнением эмпирической базы каузометрического подхода в психологии жизненного пути.

Глава 1. Проблема самосознания в психологии

1.1 Понятие самосознания

Комплекс психических процессов, с помощью которых индивид осознает себя и идентифицирует с определенным субъектом деятельности, называется самосознанием, а все те представления, которые складываются о самом себе в мысленный образ имеют название «Образ Я».

Самосознание имеет одну важную особенность. Отражая реальное существование личности, его сущность, оно делает это не зеркально, что зачастую приводит к неадекватному представлению человека о самом себе.

…………………

………………….

…………………..

Глава 2. Эмпирическое исследование структуры самосознания у старшеклассников

2.1. Характеристика выборки и методы исследования

Для изучения особенностей и структуры старшеклассников были использовано Тест-опросник «СПАИММ» для проведения социально-психологического анализа и выявления индивидуальной модели мира, Тест «Кто Я?» М.Куна и Т.Макпартленда, который дает возможность рассмотреть и изучить содержательные характеристики идентичности личности ученика. Вопрос «Кто Я?» взаимосвязан с особенностями и личностными характеристиками восприятия индивидом самого себя, т.е. с его образными представлениями «Я» или Я-концепцией.[1]

…………………..

………………….

…………………..

2.4. Особенности связи картины жизненного пути с картиной жизненного мира

В образе мира современного подростка как интегральной структуремогут быть выделены универсальные (устойчивые, эмпирическивыявляемые у большинства подростков), групповые (характеризующиепредставителей определенных групп) и индивидуальные (уникальные,неповторимые, характеризующие субъективный опыт отдельного подростка)особенности.[1]

Универсальной особенностью образа мира современных подростковкак интегральной системы значений является совокупность двух смысловыхконструктов: Позитивное – Негативное, а также Личное – Социальное(категоризация явлений действительности на относящиеся к сферепереживаний, внутреннего опыта и на характеризующие наличествующиесоциальные связи и отношения, виды практической деятельности).

……………………

……………………

…………………….

Выводы

Деятельностная социальная природа образа мира определяетнеобходимость изучения его особенностей в их связи с психологическимихарактеристиками социальной ситуации развития.

Изучение особенностей мира современного подростка может бытьосуществлено как:

а) реконструкция семантического пространствавосприятия мира;

  1. b) исследование содержания основных компонентовобраза мира: субъективной картины жизненного пути, представления осемье, образа Я, образа Другого.

……………………

…………………..

……………………

Характеристики социальной ситуации развития о подростка являются условием для формирования следующих особенностей образа мира: недифференцированность образа Я, скудость и абстрактность представлений о себе как субъекте учебной и общественно-полезной деятельности; переживание отношений с одноклассниками как строящихся по типу близких родственных связей; подчеркивание роли значимого [1]

Другого в реализации жизненного пути, пассивность жизненной позиции; нереалистичность планов на будущее; стремление сохранить эмоционально тесные отношения с родителями в молодости и зрелости и отсутствие нормативной потребности эмансипироваться от родителей и обрести автономию во внутрисемейных отношениях.

Заключение

Были рассмотрены основные подходы к изучению субъективной картиныжизненного пути, особенности подросткового возраста, особенности воспитанияподростков в возрасте 16-17 лет.

Была разработана программа эмпирического исследования, подобранысоответствующие теме методические приемы, позволяющие наиболее полно исследоватькартину жизненного пути личности подростков 16-17 лет.

Были выявлены и проанализированы различия в картине жизненного путиподростков, а также различия психологического возраста.

Были выявлены и проанализированыособенности взаимосвязей насыщенности картины жизненного пути, психологическоговозраста, количества событий семейной сферы, количества событий семейной сферы вбудущем, количества связей событий семейной сферы с другими событиями картиныжизненного пути, возраста последнего события между группами подростков.

Позитивное мироощущение, признание высокой ценности и значимости семьи для себя и ее положительной роли в человеческой жизни, готовность создать свою семью в будущем, способность поддерживать доверительные отношения со сверстниками, иметь дифференцированное и позитивное представление о себе формируются в отрочестве в условиях воспитания в функциональной семье. Негативное мироощущение, нивелирование ценности семьи и подчеркивание ее разрушительного влияния на человеческую жизнь, отсутствие перспективы создать собственную семью в жизненных планах, стремление прекратить отношения с родителями и покинуть родителей, готовность поддерживать отчужденные и равнодушные отношения со сверстниками, отрицательная оценка себя как личности формируются в условиях дисфункциональных внутрисемейных отношений.

Список литературы

  1. Ахмеров, Р.А. Биографические кризисы личности / Р.А.Ахмеров. Дисс. …канд. психол. наук. – М. : Институт психологии РАН, 1994. – 210 с.
  2. Ахмеров, Р.А. Индивидуальность как субъект смыслотворчества / Ахмеров // Личность и бытие: субъектный подход: Материалы V Всероссийской науч.-практ. конф. Краснодар: Кубанский гос. университет, 2010. – С. 11-13.
  3. Ахмеров, Р.А. Я-образы различных ипостасей человека / Р.А.Ахмеров // Пятая Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2013а. – С. 66-69.
  4. Ахмеров, Р.А. Субъективная картина жизненного пути в структуре самосознания / Р.А.Ахмеров // В мире научных открытий. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2013б. №7.3(43) (Проблемы науки и образования). 190-220 с.
  5. Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И.Головаха, А.А.Кро¬ник. — М. : Смысл, 2008. — 267 с.
  6. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984. – 230-231с.
  7. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989. – 159с.
  8. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5–14.
  9. Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащегося вспомогательной школы: Автореф. дис. … д-ра психол. наук. М., 1986. – 253с.
  10. Кроник, А.А. Каузометрия: методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А.А.Кроник, Р.А.Ахмеров. — М. : Смысл, 2008. — 294 с.
  11. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. – 63с.
  12. Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А. Я., Кондаков А.М., Тишков В.Н М; Просвещение, 2010. -33 с.
  13. Белинская Е.П. Временные аспекты Я -концепции и идентичности. // Мир психологии, 1999, №3.
  14. Буровихина, И.А. Стилевые характеристики семантики образа мира современного подростка. / И.А. Буровихина, А.Г. Лидерс // На пороге взросления. Сборник тезисов участников Третьей Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. / Ред. Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. – М.: МГППУ, 2011. – С. 97–99. – 0,15 п.л./0,07 п.л.
  15. Буровихина, И.А. Социальная ситуация развития как условие формирования образа мира в отрочестве / И.А. Буровихина, А.Г. Лидерс // Национальный психологический журнал. – 2012. — №2(8). – С. 75–81. – 0,5 п.л./0,25 п.л.

Приложение 1

Тест «Кто Я?» М.Куна и Т.Макпартленда

Для определения структуры Я-концепции с точки зрения индивидуальностной модели самосознания Р.А.Ахмеров предлагает использовать теста «Кто Я?» М.Куна и Т.Макпартленда. В тесте «Кто Я?» опрашиваемым предлагается дать как можно больше ответов, относящихся к нему в течение 12 минут. Далее опрашиваемый определяет характеристики, которые ему нравятся (+), не нравятся (-) и к которым он еще не определился (?).

…………………………

…………………………

Первый показатель «дифференцированностьЯ-образов» показывает общее количество ответов. Далее в исследуемой группе находят среднее значение количества характеристик «Я», находят индивидуальный коэффициент дифференцированностиЯ-образа по формуле: х/Мх (х — количество характеристик опрашиваемого, Мх — среднее по группе исследования).

………………………….

………………………..

…………………………

Четвертый показатель — «Гибкость Я-образов». Подсчитывается количество «+», «-» и «?», обозначенных опрашиваемым. Наличие только позитивных показателей указывает на отсутствие способности видеть в себе разнонаправленные тенденции, на однобокую самодостаточность, некритичность.

Наличие большего количества отрицательных оценок указывает на высокую степень самокритичности, недовольства человека самим собой.

Наличие большего количества позитивных характеристик, чем отрицательных указывает на умение человека видеть себя в разных аспектах.

Приложение 2

Тест-опросник «СПАИММ»

Социально-психологическая характеристика субъектов с различными моделями мира

Хаотическая модель мира.

Ситуативисты. Не строят……………………

……………………………………………………………….

………………………………………………………………..