Курсовая работа: Суверенитет государства в современных условиях

Заказ 157

Цена полной версии курсовой работы: 900 рублей

Содержание

 

Введение. 3

Глава 1. Суверенитет государства в современных условиях. 5

1.1. Историческое развитие взглядов на понятие государственного суверенитета  5

1.2. Территория и суверенитет государства в современном праве. 8

1.3. Суверенитет в конституционном праве. 9

1.4 Суверенитет в международном праве. 11

Глава 2. Современные проблемы, связанные с государственным суверенитетом  13

2.1 Суверенитет и глобализация. 13

2.2 Проблема вмешательства государств во внутренние дела друг друга. 14

2.3 Соотношение государственного суверенитета и национального сепаратизма  16

Заключение. 19

Список источников и использованной литературы.. 21

 

Введение

 

Понятие «государственный суверенитет» было создано в конце средних веков, когда оно потребовалось для того, чтобы нейтрализовать влияние церкви на светскую власть и придать государственной власти исключительную, монопольную значимость. В современном мире суверенитет — один из показателей развития государства и неотъемлемое свойство государства.

В данной работе я бы хотел изучить те изменения, которые происходят с институтом государственного суверенитета в наши дни, для этого я проведу исследование истории данного института, проанализирую современные преставления о суверенитете, а также изменения, которые происходят с ним в наши дни.

Актуальность этой темы заключается в том, что от выбора путей решения современных проблем, связанных с государственным суверенитетом, во многом зависит будущее суверенных государств, а также политическая картина мира.

Объектом данной работы являются внешние и внутренние взаимоотношения государства, а предметом — суверенитет государства.

В ходе работы я использовал такие материалы, как учебники по предмету теории государства и права, труды различных ученых, посвященные проблеме государственного суверенитета, а так же различные нормативно-правовые акты.

В процессе выполнения работы были использованы следующие методы исследования:

— изучение научной литературы;

— анализ и обобщение отечественной и зарубежной практики;

— анализ нормативно — правовых актов, регулирующих вопросы суверенитета.

Практическая значимость данной работы продиктована тем, что в начале XXI века происходит переосмысление государственного суверенитета как международно-правовой категории, что на практике выливается в усиление взаимных связей между государствами, а также частые случаи вмешательства государств во внутренние дела друг друга и т.д.


Глава 1. Суверенитет государства в современных условиях

1.1. Историческое развитие взглядов на понятие государственного суверенитета

 

Проблема государственного суверенитета всегда привлекала внимание общественных деятелей, юристов, правоведов, так как изучение суверенитета помимо выработки теоретического знания несет также и практическую пользу.

Термин «государственный суверенитет» (от фр. souverainete — верховенство) был введен французским ученым Жаном Боденом. Теория суверенитета была описана им в его труде «Шесть книг о государстве», опубликованном в 1576 году, в эпоху революционных войн во Франции. В то время Жан Боден состоял при дворе короля Генриха III и находился в центре политических событий, благодаря чему мог видеть все те бедствия, причинами которых были междоусобицы и децентрализация власти. Боден считал суверенитет важным признаком государства и давал этому термину следующее определение: «Суверенитет — это абсолютная и постоянная власть государства над гражданами и подданными”. Ученый считал власть государства абсолютной, а суверенитет — высшей независимостью власти как внутри страны, так и в отношениях с другими державами. «Выше носителя суверенной власти — только бог и законы природы» — писал он. Жан Боден не только обосновал идею верховенства и независимости государственной власти, также он перечислил те функции, выполняя которые правитель мог считаться суверенным:

-издание законов, обязательных для всех граждан;

-решение дипломатических вопросов;

-назначение должностных лиц;

-чеканка монет;

-сбор налогов и пошлин.

Теория государственного суверенитета, созданная Жаном Боденом, представляла собой синтез политических и юридических начал; слабое развитие международных отношений на момент создания данной теории дает нам право утверждать, что доктрина суверенитета была обусловлена социальными процессами, происходившими внутри государств. В то время понятие «суверенитет» отождествлялось с самой государственной властью.

Вопрос о взаимосвязи суверенитета и государства впервые был затронут в положениях так называемого Вестфальского мира, который оказал большое влияние на развитие представлений о государственном суверенитете. Этот договор был заключен в 1648 году и ознаменовал собой окончание Тридцатилетней войны. Его главным результатом было юридическое закрепление политической раздробленности Германии, в результате чего имперские княжества трансформировались в государства, обладавшие полным верховенством в пределах своей территории, политической независимостью во внутренней и внешней политике и являлись юридически равноправными субъектами в отношениях с другими государствами. Именно Вестфальский мир заложил основы современной системы политической картины мира как совокупности суверенных государств и положил начало созданию международного права. Государства, сформировавшиеся после распада Священной Римской империи, имели почти полную независимостью в области внутренних дел, законодательства, административного устройства. Однако суверенитет этих государств не был полным, так как правитель по-прежнему считался вассалом императора и не мог заключать договоры с другими государствами, которые были направлены против императора. Кроме того, правитель был обязан принимать участие в управлении империей, платил налог на содержание имперской армии и имперских государственных учреждений, обеспечивал исполнение решений имперского рейхстага. В то же время, на практике уровень независимости княжества зависел от его военного и политического могущества — так, король Пруссии в XVIII веке проводил полностью независимую политику, не считаясь с императором. В других имперских княжествах территориальный суверенитет также постепенно эволюционировал в сторону устранения ограничений независимости и расширения власти на собственной территории.

Существенное изменение взглядов на государственный суверенитет происходит в XVIII веке, со вступлением буржуазии в борьбу с королевской властью, при этом «оружием» буржуазии в этой борьбе была идея народного суверенитета, всесторонне обоснованная Жаном-Жаком Руссо – одним из величайших мыслителей XVIII века, сыгравшим большую роль в идеологической подготовке французской буржуазной революции 1789 года. Именно Руссо придал теории государственного суверенитета завершающую стройность и глубокое философское обоснование. Под суверенитетом Руссо понимал абсолютную, независимую, неотчуждаемую и неделимую власть народа, осуществляемую согласно его воле. Если Боден использовал в свое время концепцию суверенитета для обоснования абсолютной монархии, то Руссо употребил ее для обоснования безграничной власти народа. Идеи Руссо носили явно революционный характер, они не остались только на страницах его творений, а оказали огромное влияние на конституционное законодательство многих стран. Принцип народного суверенитета закреплен во французских конституциях 1791, 1793, 1795 гг., а также во многих ныне действующих конституциях современных государств.

Георг Вильгельм Гегель продолжил развивать идею государственного суверенитета Руссо. В основе его концепции суверенитета лежало понимание им государства как целостности, из чего вытекала главная идея концепции суверенитета Гегеля – идея нерасторжимого единства государства, в рамках которого ни одна часть не может существовать самостоятельно, отдельно от других. Гегель считал, что суверенитет и государство – неразделимы, а о народном суверенитете можно говорить лишь в том смысле, что народ самостоятелен и составляет собственное единое государство.

После крупнейших военных конфликтов, случившихся в 20 веке, взгляды европейских государств на суверенитет изменились коренным образом. Это ярко видно на примере Франции, которая в преамбуле Конституции 1946 г. установила, что она «соглашается на условиях взаимности с ограничениями суверенитета, необходимыми для организации и защиты мира». Аналогичные положения были включены в конституции ряда других стран — таким образом, взаимно ограничив суверенитет и создав международные организации, государства надеялись избежать новых конфликтов и обеспечить стабильность и мир.

 

1.2. Территория и суверенитет государства в современном праве

 

Государственный суверенитет — не только историческая категория, но и характеристика юридической природы государственной власти, именно суверенитет ограничивает сферу властвования каждой страны в пределах своей территории.

Заключение

 

Подводя итог работы, хотелось бы отметить, что изучение понятия «государственный суверенитет» по-прежнему актуально для всего мирового сообщества в свете продолжающихся процессов взаимной интеграции государств.

В данной работе основное внимание было уделено таким аспектам как взаимосвязь территории государства и государственного суверенитета, проблемам суверенитета в современном мире, связанным с территорией государств, а также регулированию государственного суверенитета со стороны международных организаций.

В рамках данной работы был проведен анализ различных источников, касающихся изучения проблемы государственного суверенитета. Данному понятию было дано определение, приведена краткая история изменения представлений о государственном суверенитете, рассмотрены современные проблемы, связанные с государственным суверенитетом.

В процессе работы я столкнулся с такой проблемой как недостаточное количество литературы, посвященной современным процессам глобализации, которые вызывают изменение представлений о государственном суверенитете.

Особый интерес в ходе выполнения работы вызвали такие теоретические положения, как двойные стандарты современных конституций относительно права народов на самоопределение и охраны целостности территории и государственного суверенитета, а также факт того, что корни изменения понятия государственного суверенитета в современном мире и сепаратизма по сути одни и те же.

В ходе выполнения работы я также выяснил, что зачастую государства нарушают принцип суверенитета и вторгаются на территорию других суверенных стран ради осуществления своих корыстных целей и усиления своего политического влияния в различных регионах мира, при этом прикрывая свои действия уставами и резолюциями международных организаций, направленных на поддержание мира и охрану прав человека,, создавая таким образом видимость правомерности и обоснованности своих действий.

При выполнении работы я пришел к определенным выводам, которые изложены ниже:

— Суверенитет государства представляет собой особое качество государственной власти, которое выражается в ее способности быть независимой при осуществлении как внешних, так и внутренних функций государства.

— Суверенитет государства, с одной стороны, ограничен системой международных отношений, а с другой стороны – демократическим правом народа выступать единственным источником власти государства.

— В наши дни идет процесс изменения представлений о государственном суверенитете, что может кардинально повлиять на будущее суверенных государств и политическую картину мира в целом.

— Изменение представлений о государственном суверенитете ведет к возникновению множества «белых пятен» в праве и является причиной проблем, связанных с трактовкой данного понятия, а также применением его на практике, чем пользуются некоторые государства для удовлетворения своих корыстных интересов.


Список источников и использованной литературы

 

  1. Декларация ООН о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета.
  2. Конституция РФ 1993 г.
  3. Конституция Франции 24 июня 1793 г.
  4. Основы пограничной политики Российской Федерации от 5 октября 1996 г.
  5. La Constitution — Préambule de la Constitution de 1946
  6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Москва, 2011 г.
  7. Гегель Г. Философия права. Москва, 2009 г.
  8. Горовиц Д. Ирредентизм, сепаратизм и самоопределение. Москва, 2003 г.
  9. Жуков Е.М. Всемирная история в десяти томах, Том III. Москва, 2007 г.
  10. Лейст О.Э. История политических и правовых учений. Москва, 2011 г.
  11. Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. Москва, 2009 г.
  12. Ушаков Н.А. Международное право. Москва, 2010 г.
  13. Алексеева Л.М. Региональная защита прав человека, 2008.
  14. Грачев Н.И. Государственное устройство и суверенитет в современном мире, 2010.
  15. Подберезкин А. Глобальные процессы и международные отношения, 2009.