Курсовая работа. Тема: Обучение младших школьников языковым средствам выражения согласия и возражения.

Заказ 280

Цена полной версии курсовой: 1200 рублей

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 3

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИТОРИКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ.. 5

1.1.   Особенности преподавания риторики младшим школьникам. 5

1.2. Методы и походы преподавания уроков по риторики. 10

  1. ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВЫМ СРЕДСТВАМ ВЫРАЖЕНИЯ СОГЛАСИЯ И ВОЗРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 13

2.1. Анализ усвоения этикетных речевых жанров: согласие и возражение. 13

2.2. Разработка урока по теме «Согласие и возражение». 19

2.3. Рекомендации при обучении языковым средствам выражения согласия и возражения  25

Заключение. 28

Список использованной литературы.. 29

Введение

Актуальность темы. В современном мире зачастую мнения людей по какому-либо вопросу расходятся. Но человеческое общение и держится на том, что люди — разные, и нужно научиться признавать и ценить отличия одного человека от другого. Став одинаковыми, мы сразу перестаем быть интересными и нужными друг другу. Эту опасность отметил еще Ф. Честерфилд: «Хотеть, чтобы каждый рассуждал, как я, — все равно, что хотеть, чтобы каждый был моего роста и сложения… Поэтому несправедливо преследовать, а равно и высмеивать людей за те их убеждения, которые сложились у них в соответствии с их разумом и не могли не сложиться иначе» [12].

Любое высказывание – это выражение нашего мнения, которое имеет право на существование. Но чтобы добиться успеха нужно уметь доказывать людям, что именно твоя точка зрения верна, уметь отстаивать свои идеи. Для этого нам нередко приходится вступать в спор, а умение спорить — это искусство, искусство, которым владеет не каждый. Главное в споре не победа, а конструктивное разрешение ситуации, без унижения личности спорящих, без ущемления их прав. Всего этого требует речевой этикет.

Объект исследования – преподавание риторики младших школьников.

Предмет исследования – обучение языковым средствам выражения согласия и возражения.

Цель исследования – проанализировать особенности обучение младших школьников языковым средствам выражения согласия и возражения.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  • Рассмотреть теоретические основы преподавания риторики в младших классах;
  • Проанализировать обучение языковым средствам выражения согласия и возражения.

Методы исследования – теоретические (анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение) и эмпирические (наблюдение, диагностика, беседы, изучение научной литературы по теме исследования).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕПОДАВАНИЯ РИТОРИКИ В МЛАДШИХ КЛАССАХ

1.1.   Особенности преподавания риторики младшим школьникам

Изучение предмета «Детская риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

……………………

……………………

…………………….

2. ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКОВЫМ СРЕДСТВАМ ВЫРАЖЕНИЯ СОГЛАСИЯ И ВОЗРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Анализ усвоения этикетных речевых жанров: согласие и возражение

Интенсивное изучение жанров речи в последние десятилетия привело к созданию перспетивного направления лингвистики речи в России — теории речевых жанров (жанроведения). Антропологическое языкознание опирается на понятие речевого/коммуникативного жанра как на один из наиболее эффективных объясняющих механизмов при рассмотрении ситуаций исполь­зования языка, механизмов порождения и интерпретации речи [3, с. 39].

Сейчас теория речевых жанров (далее — ТРЖ) продолжает активно развиваться: последовательно и весьма успешно осуществляется описание и систематизация речевых жанров (далее — РЖ), а также разработка специального метаязыка для описания РЖ. Исследуются различные аспекты РЖ (стилистические, психолингвистические, культурологические и др.).

Исследователи активно изучают самые разнообразные жанры. Увлечение идеями ТРЖ приводит к тому, что в терминологии ТРЖ начинают объяснять все новые явления. Так, В. В. Дементьев считает РЖ беседу дружескую, Ф. Л. Косицкая — каталог моды, Е. В. Бобырева — исповедь православную, М. Л. Макаров — такие виды электронной коммуникации, как чат (chat), электронная почта (E-mail), ICQ («I Seek You» или аська) и другие.

………………………….

…………………………

………………………..

Заключение

При обучении младших школьников формулам речевого этикета, характерным для той или иной речевой ситуации, могут быть использованы следующие методические приемы: введение понятия «уровень общения»; работа со словарем; запись определений понятий; подготовка сообщений учащимися; игровые приемы; анализ художественного произведения; моделирование речевой ситуации; распределение формул речевого этикета по уровням общения; инсценировка заданных речевых ситуаций; раскрытие этимологии формул речевого этикета; обсуждение речевой ситуации; составление собственных высказываний с использованием формул речевого этикета; выяснение различий в употреблении синонимичных формул речевого этикета; работа над проблемной ситуацией. Набор методических приемов обучения речевому этикету универсален для рассмотрения любой речевой ситуации, выбор того или иного приема зависит от возраста, интересов, уровня знаний и умений учащихся.

Проанализировав учебную программу для начальной школы, мы пришли к выводу, что в начальных классах вопросы, связанные с обучением согласия и возражения, должны рассматриваться на уроках русского языка и литературного чтения. Определенное место отводится речевому этикету и в курсе «Детская риторика». В каждый урок курса «Детская» вводятся игровые задания, направленные на развитие у младших школьников коммуникативных способностей, этических норм поведения и нравственных эталонов. С первых дней в школе ребята учатся доброжелательно относиться к сверстникам, согласовывать свои действия в ситуации сотрудничества, помогать одноклассникам. Этому способствуют дидактические игры «Правила вежливости», «Вежливое согласие», «Вежливость», «Вежливый отказ, возражение» и др.

 

Список использованной литературы

  1. Багдасарян, Т. О. Тональность как компонент модели речевого жанра (на материале речевого жанра «угроза»)/ Т. О. Багдасарян // Жанры речи: сб. науч. ст. / Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», Вып. 3, 2002. — С. 241-245.
  2. Голубева, И. В. Лингвистические признаки уровней речевого развития младших школьников / И. В. Голубева // Теория и практика непрерывного образования дошкольников и младших школьников в современных условиях. — Волгоград: Перемена, 2001. — С. 177-183.
  3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
  4. Дементьев, В. В. Изучение речевых жанров в России: аспект формализации социального взаимодействия / В. В. Дементьев // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. — М.: Лабиринт, 2007. — С. 39-62.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
  6. Киселева Л. А. Вопросы теории речевого воздействия [Текст]/ Л. А. Киселева. — М.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 160 с.
  7. Ладыженская Т.А.Детская риторика. В рассказах и рисунках» //учебник для первого класса, под ред. Т.А.Ладыженской, М.: Баласс, 2011 г.
  8. Львова, С.И. Позвольте пригласить вас…, или Речевой этикет // С.И. Львова. – М.: Дрофа, 2010. – 208 с.
  9. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/ Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.
  10. Риехакайнен Е.И. Способы выражения просьбы в русском языке: экспериментальное исследование. СПб, 2006.
  11. Формановская, Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст / Н. И. Формановская — М.: Русский язык, 200. — 126 с.
  12. Честерфилд, Ф. Письма к сыну //  В.П. Зинченко, Ю.М. Жукова. ― М.: Прогресс, 1971. — 352 с.

Шмелева, Т. В. Модель речевого жанра [Текст] / Т. В. Шмелева // Жанры речи. — Саратов: Изд-во Гос — УНЦ «Колледж», 1997